Статья "Опыт работы по профориентации с младшими школьниками"
статья

Мустафина Карина Ильдаровна

Профессиональная ориентация учащихся играет важную роль в учебно-воспитательном процессе. В данной статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_proforientatsii_mustafinoy_k.i.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

  Мустафина К. И.

Назаровский филиал ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина

ж.-д. ст. Клявлино,

 м.р. Клявлинский

Опыт работы по профориентации с младшими школьниками Аннотация. Профессиональная ориентация учащихся играет важную роль в

учебно-воспитательном процессе. В данной статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Ключевые слова: профессия, профориентация, профессиональное самоопределение.

Каждый ребенок со школьной скамьи должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным наклонностям. Поэтому главная задача учителя - помочь определиться ученику с выбором в этом огромном мире профессий.

Работа по профориентации в начальной школе считается подготовительным этапом. Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения. [9]

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать следующие задачи:

  1. Воспитывать уважительное отношение к людям, ко всем профессиям без исключения;
  2. Формировать понимание важности труда для человека; знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
  3. Приучать выполнять свою работу качественно;
  4. Развивать        творческие        способности        ребенка        в        ходе        ознакомления        с профессиями.

Для младших школьников очень важно создать максимально разнообразную картину впечатлений о мире профессий.

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят: занятия в разнообразных кружках, классный час, экскурсия, беседа об увлекательных профессиях, встречи с представителями различных профессий, участие детей в конкурсах, в создании исследовательских проектов и т. д. [10]

В нашей школе воспитываю у школьников интерес ко взрослому труду на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации подходит почти каждая тема урока. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

На уроках литературного чтения использую пословицы о труде. Происходит знакомство со стихотворением В. Маяковского «Кем быть?» с дальнейшим его обсуждением. Например, в 1 классе по обучению грамоте «Знакомство с буквой

Х, х» дети знакомятся с профессиями, которые раскрывают этапы как хлеб к нам на стол пришел. (тракторист, комбайнёр, пекарь). Учитель подводит детей к выводу, что люди разных профессий задействованы в процессе подготовки хлеба, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого каравая.

На уроках русского языка при изучении словарных слов используются загадки о профессиях, дети пишут мини-сочинение на тему «Кем я хочу быть и почему?».

На уроках математики при решении задач встречаются названия профессий.

После прочтения задачи. Ведется словарная работа.

При изучении темы по окружающему миру «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала. Ребятам дается задание узнать у своих родителей об их профессии.

Во внеурочное время устраиваем профессиональные пробы:

Агроном: Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка. Столяр: Изготовление скворечников, кормушек.

Историк: Исследовательские проекты (выбор тем свободный). Артист: Проведение праздничных концертов.

Художник-оформитель: Оформление стенда СВО. Писатель: Написание писем солдатам и т.д.

Осваивать профессии будущего помогает участие детей во всероссийских проектах «Орлята России», в уроке цифры (Тема: Искусственный интеллект). Просмотр Шоу профессий. Учащиеся знакомятся с востребованными профессиями и профессиональными сферами современно, наглядно и интересно.

Участвуя во всероссийском проекте «Киноуроки в школах России». Фильм

«ЭРА».        Данный        фильм        знакомит        с        неординарной        профессией        космонавта, который требует самоотдачу, готовность рисковать и быть героем своего времени. На Разговорах о важном «190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. День российской науки». Знакомятся с фактами из жизни Д. И. Менделеева, узнают

многогранность его профессиональных и жизненных интересов.

К сожалению, сельские дети в большей степени лишены возможности очного знакомства с миром профессий, с достопримечательностями нашего края поэтому часто посещаем виртуальные экскурсии сайта «Родной край» - виртуальные экскурсии https://kray63.ru/

Посещая музеи, библиотеки школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря.

Провожу классные часы «Что я знаю о профессиях», «Профессиональный турнир», викторины на знание техники и специальностей.

Также детей увлекает просмотр мультфильмов о профессиях.

Во время занятий по профориентации для достижения поставленной цели, использую следующие технологии: информационные технологии, QR-код, здоровье сберегающие технологии, су-Джок – терапия.

Все эти технологии стимулируют у учащихся процесс познания нового, формируют у них потребность в осознанном выборе профессии.

В конце каждого занятия присутствует рефлексия — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали.

Я считаю, что для детей младшего школьного возраста характерны игровые методы и приемы, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме, решать образовательные и воспитательные цели и задачи профориентационной работы. Если эта работа ведется с начальных классов на должном уровне с использованием современных образовательных технологий, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

Литература

  1. Белянкова Н. «Профориентационная работа», Журнал «Воспитание школьников», 2004, №6.
  2. Варламова Д. А., Судаков Д. В. «Атлас профессий будущего», Интеллектуальная литература, 2019, с. 68.
  3. Дробаха О. В. «Профориентация в начальной школе. Классный час «О профессиях нужных и разных»», Справочник классного руководителя, 2007, № 11.
  4. Мухина,        М. В. «Игровые        технологии        профессиональной        ориентации младших школьников», Сочи, 2011, с. 38.
  5. Пиляй        Н.        В.        «Организация        профориентационной        работы        в школе», Справочник классного руководителя, 2007, № 9.
  6. Попова, Е. В. «Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации», ГАУ РК «РИЦОКО», 2011, с. 66.
  7. Семенова        Г.        «Развитие        учебно-познавательных        мотивов        младших школьников», Газета «Школьный психолог», 2004, № 10, 21, 28.
  8. Соколова, М. В. «Профориентация в начальной школе», Школьный психолог: Приложение к газете «Первое сентября», 2010, № 20, с. 18–24.
  9. Электронный ресурс: https://pandia.ru/text/80/100/15499.php
  10. Электронный ресурс: https://nsportal.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профориентации для младших школьников

Классный час по профориентации для младших школьников 1 класс...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Классный час по профориентации для младших школьников 1 класса

Познакомить детей с разнообразием профессий; развивать внимание, память, мышление, воображение, артистические способности; воспитывать уважение к труду....

Занятие по профориентации для младших школьников «Путешествие в мир профессий»

Младший школьный возраст является самым плодотворным для личностного развития ребёнка. Через игровую деятельность,  происходит познание окружающего мира. В играх профориентационного содержания у ...

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников «Все работы хороши!»

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников «Все работы хороши!»...

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников: «В стране профессий»

Цель занятия: формирование у учащихся представления о мире современных профессий.Задачи:Активизировать и систематизировать уже имеющиеся знания учащихся.Познакомить учащихся с новыми профессиями.Через...

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников: «В стране профессий»

Формирование у учащихся представления о мире современных профессий , активизировать и систематизировать уже имеющиеся знания учащихся.Познакомить учащихся с новыми профессиями.Через развитие речевой д...