рабочая программа по внеурочной деятельности
методическая разработка

рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funkts.gramotnost.docx55.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР____________________

Методический совет

от «___» _______20 __г.

Протокол №____

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

Составитель: Баландина Валентина Викторовна
учитель начальных классов

Ярославль

учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа является составной частью основной образовательной программы основного общего образования школы № 37. Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанных в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование детей» Институтомобразования ФГАУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшаяшкола экономики» совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 06. 10. 2009 г. № 373) с изменениями на 18 мая 2015г.

- приказа департамента образования Ярославской области от 30.11.2020 №312/01-03 «Об утверждении Региональной модели цифровой образовательной среды».

- Методическое пособие Т.Н.Соколовой «Школа развития речи» (курс «Речь»)

Направленность внеурочной деятельности –общеинтеллектуальное.

Актуальность: Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Цель  – прочное и сознательное усвоение норм родного языка путем совершенствования навыков лингвистического синтеза и анализа..

Задачи:

Обучающие:

обеспечить правильное усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

Развивающие:

создать речевые ситуации, стимулирующие мотивацию развития речи учащихся

Воспитательные:

формировать речевые интересы и потребности младших школьников.

Раздел 1

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

1) Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

     - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

Метапредметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

2 В конце каждого учебного года проводится викторина, ее результаты помещаются в портфолио ребенка

:

Формы и режим занятий:

Форма проведения занятия: аудиторные.

Форма организации деятельности: групповая,  индивидуально – групповая.

Форма обучения: очная.

Срок реализацииПрограмма данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов)

Режим занятий:

I класс – 33 часа

II класс – 34 часа

III класс – 34 часа

IV класс – 34 часа

Виды занятий занятий: интерактивные лекции, практические работы, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, ЭОР, презентации.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуально-групповая.

 Раздел 2

Тематическое планирование

1 класс

  № п/п

Дата (число/ месяц/ год)

Содержание (тема занятия)

Раздел

Количество часов

Примечание

Выявление уровня развития (1 час)

1

Викторина

1

Речь(2часа)

2

Речь.

1

3

Тише, громче.

1

Слово(15чов)

4

Слова, слова, слова.

1

5

Озорные буквы.

1

6

Слова играют в прятки.

1

7

Слово и его значение.

1

8

Прямое и переносное значение слова.

1

9

Многозначные слова.

1

10

Омонимы.

1

11

Синонимы.

1

12

Антонимы.

1

13

Тематические группы слов.

1

14

Наш цветной мир.

1

15

Что на что похоже

1

16

Голоса природы.

1

17

Проверочная работа.

1

18

Загадки.

1

Культура общения (5часов)

19

Культура речи.

1

20

Вежливые слова.

1

21

Пословицы.

1

22

Учимся рассуждать.

1

23

Учимся рассуждать. Самостоятельная работа, работа в парах, группах.

1

Текст.(9часов)

24

Текст.

1

25

Текст. Практическая работа.

1

26

Заглавие текста.

1

27

Тема текста.

1

28

Повторение пройденного.

1

29

Опорные слова.

1

30

Мы строим текст.

1

31

Мы строим текст. Практическая работа

1

32

План текста.

1

Выявление уровня развития (1 час)

33

Викторина

1

2 класс

  № п/п

Дата (число/ месяц/ год)

Содержание (тема занятия)

Раздел

Количество часов

Примечание

Выявление уровня развития (1 час)

1

Викторина

1

Слово (12  часов)

2

Слово. Значение слова.

1

3

Многозначные слова.

1

4

Омонимы

1

5

Омофоны, омоформы

1

6

Синонимы

1

7

Антонимы

1

8

Фразеологизмы

1

9

Фразеологизмы. Работа в парах, группах

1

10

Пословицы

1

11

Загадки

1

12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

13

Изобразительные средства языка.Олицетворение.

1

Предложение и словосочетание(3часа)

14

Связь между предложениями в тексте

1

15

Связь между частями текста

1

16

Работа с деформированным текстом

1

Текст (15 часов)

17

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

18

Текст. Опорные слова.

1

19

Текст. Опорные слова.

1

20

Проверочная работа

1

21

План. Составление плана.

1

22

Виды плана

1

23

Картинный план

1

24

Цитатный план

1

25

Редактирование текста

1

26

Типы текста.

1

27

Типы текста. Описание

1

28

Текст – сравнительное описание

1

29

Типы текста. Повествование

1

30

Типы текста. Рассуждение

1

31

Типы текста. Описание, повествование, рассуждение

1

Культура общения (2 часа)

32

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1

33

Повторение пройденного

1

Выявление уровня развития (1 час)

34

Викторина

1

3 класс

  № п/п

Дата (число/ месяц/ год)

Содержание (тема занятия)

Раздел

Количество часов

Примечание

Выявление уровня развития (1 час)

1

Викторина

1

Слово (16 часов)

2

Многозначные слова.

1

3

Омонимы, омоформы омофоны.

1

4

Фразеологизмы.

1

5

Сравнения.

1

6

Олицетворение.

1

7

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

8

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

9

Откуда приходят слова.

1

10

Этимология.

1

11

Как тебя зовут?

1

12

Как тебя зовут? Практическая работа

1

13

Наши фамилии.

1

14

Топонимы.

1

15

Устаревшие слова.

1

16

Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

1

17

Проверочная работа.

1

Текст (10 часов)

18

Типы текстов.

1

19

Темы текстов. Опорные слова.

1

20

Связь предложений в тексте.

1

21

Цепная связь предложений в тексте.

1

22

Цепная связь предложений в тексте. Практическая работа

1

23

Параллельная связь предложений в тексте.

1

24

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

25

Единый временной план текста.

1

26

Единый временной план текста.Определение типа текста

1

27

Единый временной план текста. Редактирование познавательного текста

1

Стили речи (6 часов)

28

Стили речи.

1

29

Разговорный и книжный стили речи

1

30

Культура общения.

1

31

Научный стиль.

1

32

Словари.

1

33

Викторина «Риторический вопрос»

1

Выявление уровня развития (1 час)

34

Викторина

1

4 класс

  № п/п

Дата (число/ месяц/ год)

Содержание (тема занятия)

Раздел

Количество часов

Примечание

Выявление уровня развития (1 час)

1

Викторина

1

Слово (9 часов)

2

Омонимы,омофоны, омоформы, каламбуры.

1

3

Фразеологизмы.

1

4

Фразеологизмы

1

5

Диалектизмы.

1

6

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1

7

Метафора.

1

8

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

9

Сочинение по пословице.

1

10

Анализ сочинений по пословицам.

1

Речь. Техника и выразительность речи.  (6 часов)

11

Художественный стиль. Общее понятие.

1

12

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

13

Рифма.

1

14

Диалог и монолог.

1

15

Драматические импровизации.

1

16

Драматические импровизации.

1

Текст.Предложение и словосочетание. (17 часов)

17

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1

18

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1

19

Творческая работа.

1

20

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1

21

Творческая работа.

1

22

Публицистический стиль.

1

23

Газетно – публицистический стиль.

1

24

Деловая игра «Вёрстка газеты».

1

25

Официально – деловой стиль.

1

26

Тезисы. Конспект.

1

27

Аннотация.

1

28

Я пишу письмо.

1

29

Личный дневник.

1

30

Сочинение «Мои любимые стихи».

1

31

Сочини сценарий для мультфильма.

1

32

Конкурс на лучшее название конфет.

1

33

Викторина «Риторический вопрос»

1

Выявление уровня развития (1 час)

34

Викторина

1

Раздел 3.

Содержание программы с указанием форм организации, видов деятельности и цифровых образовательных ресурсов

1 класс

№ п/п

Раздел/тема

Описание раздела/темы

Занятие

Форма организации занятия

Вид деятельности

Цифровые образовательные ресурсы

Теоретическое

Практическое

1

Выявление уровня развития

Задания на выявление уровня речевого развития

1

Групповое занятие

Познавательная и игровая

2

Речь

Задания на развитие речи

1

1

Групповое занятие

Познавательная и игровая

3

Слово

Задания на развитие словарного запаса

3

12

Групповое занятие

Познавательная и игровая

4

Культура общения

Задания на развитие культуры общения

2

3

Групповое занятие

Познавательная и игровая

5

Текст

Задания на развитие внимания, мышления и логического мышления

3

6

Групповое занятие

Познавательная и игровая

6

Выявление уровня развития

Задания на выявление уровня речевого развития

1

Групповое занятие

Познавательная и игровая

2 класс

№ п/п

Раздел/тема

Описание раздела/темы

Занятие

Форма организации занятия

Вид деятельности

Цифровые образовательные ресурсы

Теоретическое

Практическое

1

Выявление уровня развития

Задания на выявление уровня речевого развития

1

Групповое занятие

Познавательная и игровая

2

Слово

Задания на развитие словарного запаса

4

8

Групповое занятие

Познавательная и игровая

3

Предложение и словосочетание

Задания на развитие речи

1

2

Групповое занятие

Познавательная и игровая

4

Текст

Задания на развитие внимания, мышления и логического мышления

3

12

Групповое занятие

Познавательная и игровая

5

Культура общения

Задания на развитие культуры общения

2

Групповое занятие

Познавательная и игровая

6

Выявление уровня развития

Задания на выявление уровня речевого развития

1

Групповое занятие

Познавательная и игровая

3 класс

№ п/п

Раздел/тема

Описание раздела/темы

Занятие

Форма организации занятия

Вид деятельности

Цифровые образовательные ресурсы

Теоретическое

Практическое

1

Выявление уровня развития

Задания на выявление уровня речевого развития

1

Групповое занятие

Познавательная и игровая

2

Слово

Задания на развитие словарного запаса

2

7

Групповое занятие

Познавательная и игровая

3

Текст

Задания на развитие внимания, мышления и логического мышления

2

4

Групповое занятие

Познавательная и игровая

4

Стили речи

Задания на развитие культуры общения,Задания на развитие речи

8

9

Групповое занятие

Познавательная и игровая

5

Выявление уровня развития

Задания на выявление уровня речевого развития

1

Групповое занятие

Познавательная и игровая

4 класс

№ п/п

Раздел/тема

Описание раздела/темы

Занятие

Форма организации занятия

Вид деятельности

Цифровые образовательные ресурсы

Теоретическое

Практическое

1

Выявление уровня развития

Задания на выявление уровня речевого развития

1

Групповое занятие

Познавательная и игровая

2

Слово

Задания на развитие словарного запаса

2

7

Групповое занятие

Познавательная и игровая

Задания на развитие речи

3

Речь. Техника и выразительность речи.

Задания на выявление уровня речевого развития

2

4

Групповое занятие

Познавательная и игровая

4

Текст.Предложение и словосочетание.

Задания на развитие внимания, мышления и логического мышления

8

9

Групповое занятие

Познавательная и игровая

5

Выявление уровня развития

Задания на выявление уровня речевого развития

1

Групповое занятие

Познавательная и игровая

Анализ выполнения программы

Учитель: _____________________________                                     20__-20__ учебный год  

1 класс

Тема

Период

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Учебный

 год

Кол-во часов

%

Выявление уровня развития

Речь

Слово

Культура общения

Текст

Выявление уровня развития

ИТОГО

Выполнение программы

Подпись учителя:

2 класс

Тема

Период

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Учебный

 год

Кол-во часов

%

Выявление уровня развития

Слово

Предложение и словосочетание

Текст

Культура общения

Выявление уровня развития

ИТОГО

Выполнение программы

Подпись учителя:

3 класс

Тема

Период

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Учебный

 год

Кол-во часов

%

Выявление уровня развития

Слово

Текст

Стили речи

Выявление уровня развития

ИТОГО

Выполнение программы

Подпись учителя:

4 класс

Тема

Период

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Учебный

 год

Кол-во часов

%

Выявление уровня развития

Слово

Речь. Техника и выразительность речи.

Текст.Предложение и словосочетание.

Выявление уровня развития

ИТОГО

Выполнение программы

Подпись учителя:

Анализ выполнения программы

Учитель: _____________________________                                     20__-20__ учебный год

Тема

Период

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Учебный

 год

Кол-во часов

%

ИТОГО

Выполнение программы

Подпись учителя:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

УВР_______________ ______подпись

Ф.И.О.______________20__ года

Лист регистрации изменений к рабочей программе

_______________________________________________________________________________

учителя ___________________________________________________ класс ______________

20 _/20 _ учебный год

Тема

Количество часов по

программе

Корректирующие действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...