Внеурочная деятельность: "Раскрываем секреты текста"
материал
Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 605.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» (далее – программа) реализуется на уровне начального общего образования с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности по направлению педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности в обучении.
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2021 года (ФГОС НОО), а также федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО)3. Содержание программы направлено на устранение трудностей овладения младшими школьниками осознанным чтением и на дальнейшее совершенствование их читательской грамотности. Программа предусматривает работу по повышению мотивации, совершенствованию механизма чтения, повышению осознанности чтения, использованию приемов чтения при решении широкого спектра учебных и жизненных задач. При создании программы учитывались принципы дифференциации и индивидуализации, что позволяет оказывать адресную помощь каждому школьнику. Для оказания педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности как с освоением механизма чтения, так и с осознанностью чтения, предусмотрена работа, обеспечивающая полноценную читательскую деятельность. При отборе содержания программы были учтены результаты многолетнего исследования лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», посвященного выявлению и определению путей преодоления трудностей младших школьников.
При разработке программы также были приняты во внимание целевые ориентиры, зафиксированные в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 637-р.
Поскольку читательская грамотность является одним из важнейших компонентов функциональной грамотности, при разработке программы было принято во внимание появление в ФГОС НОО 2021 г. такого общесистемного требования к реализации федеральной образовательной программы начального общего образования, как создание в образовательной организации условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, которая рассматривается как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию».
Программа направлена на формирование читательской грамотности как одной из базовых составляющих функциональной грамотности и нацелена на развитие у младших школьников всех групп универсальных учебных действий. Наибольший развивающий эффект программы связан с совершенствованием такой подгруппы познавательных учебных действий, как «работа с информацией». Особое внимание в программе уделено развитию следующих действий, входящих в эту подгруппу: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом способа ее проверки; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Основные цели курса:
- преодоление имеющихся у младших школьников трудностей чтения;
- улучшение качества чтения, развитие основных читательских умений;
- повышение мотивации к читательской деятельности;
- развитие читательской активности, развитие познавательного интереса к решению учебных и жизненных задач средствами чтения;
- ознакомление с приемами работы с информацией содержащейся в текстах разных видов;
- развитие учебных действий самоконтроля и самооценивания в процессе чтения и при выполнении заданий к тексту.
При конструировании программы была учтена сложность и многогранность такого вида речевой деятельности, как чтение. Опираясь на утверждение Е.Л. Гончаровой о том, что «процесс читательского развития может быть описан как становление особой психологической функциональной системы, отвечающей за превращение содержания текста в содержание личного, смыслового, познавательного и творческого опыта читателя (слушателя)», стремясь к становлению у младших школьников чтения как деятельности, направленной на превращение закодированного в тексте авторского опыта в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Н. Лобок), нельзя было не учитывать и таких составляющих работы по формированию читательской грамотности, как: зрительное восприятие и распознавание письменного текста, воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели (перекодирование графически зафиксированного текста в звучащую речь), осмысленное понимание письменного текста и извлечение из текста информации, необходимой для решения учебно-познавательной задачи и разрешения той или иной жизненной ситуации.
Для достижения заявленных целей при конструировании содержания курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» были выделены следующие блоки:
- «Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст»;
- «Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации»;
- «Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте»;
- «Соединяем, анализируем, обобщаем»;
- «Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму»;
- «Проверяем себя: точно ли понят текст».
Содержание вводного блока «Слушаем текст, готовимся читать», реализуемого в период обучения грамоте, связано не только с развитием восприятия текстов на слух, что, безусловно, важно для будущих читателей, но и с формированием тех умений, которые составляют основу чтения. В процессе прослушивания текста и дальнейшей работы с содержанием этого текста первоклассники закрепляют связи «звук – буква», механизм чтения слога, связь зрительного образа слова с его звучанием.
Содержание блока «Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст» связано с развитием мотивации к чтению, преодолением психологических барьеров (в том числе предубеждением, что читать очень трудно/скучно/неинтересно) и с созданием ситуаций, разрешить которые можно только с помощью чтения. В процессе работы с заданиями этого блока младшие школьники приобретают опыт решения учебных и жизненных задач с помощью текстов.
Содержание блока «Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте» направлено на развитие читательского умения формулировать простые выводы. Развитие данного умения осуществляется с помощью такого приема, как заполнение небольших смысловых пропусков в тексте с учетом контекста на уровне абзаца.
Блок «Соединяем, анализируем, обобщаем» включает содержание, которое направлено на активизацию речемыслительных способностей читателей, развитие читательских умений интегрировать отдельные значительные части текста в единое смысловое целое, интерпретировать содержание текста, выявлять основную идею, если она не выражена в явном виде.
Блок «Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму» направлен на формирование умений оценивать содержание и форму текста, выявлять недостатки специально подобранных текстов и применять элементарные приемы редактирования текстов. Задания, которые предлагаются в этой части курса, носят пропедевтический характер, учитывают особенности восприятия текста обучающимися начальной школы.
Блок «Проверяем себя: точно ли понят текст» предполагает развитие регулятивных универсальных учебных действий, умений проверять себя. Содержание этого блока предполагает выполнение проверочных работ в течение всего занятия с последующей самопроверкой и обсуждением в группе правильного выполнения заданий к тексту, выполнение мини-работ, занимающих по времени небольшую часть занятия. Кроме того, на каждом занятии предлагаются различные приемы проверки правильности выполнения заданий к тексту.
Вводимый в программу в 3–4 классах блок «Учимся устанавливать достоверность информации текста» направлен на отработку универсального учебного действия распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного способа ее проверки. Содержание блока позволяет развивать критическое мышление, усваивать критерии оценки достоверности, овладевать приемами проверки достоверности. Материалы блока (тексты и задания) спроектированы с учетом возрастных особенностей восприятия информации младшими школьниками.
Формы проведения занятий направлены на включение ребят в активную познавательную и коммуникативную деятельность при работе стекстами и заданиями к ним. Такой подход предполагает использование таких организационных форм, которые дают возможность ученикам высказать свое мнение, принять участие в обсуждении, поэтому предпочтительны формы, совмещающие групповую, парную и индивидуальную работу на занятии. Некоторые занятия курса могут быть проведены в библиотеке школы, компьютерном классе (это позволит использовать компьютер при освоении чтения с экрана, оформлять результаты выполнения некоторых заданий, например при введении ответа на вопросы к тексту с помощью клавиатуры).
Место курса в учебном плане. Данный курс осуществляется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности». Занятия проводятся один раз в неделю. Общее количество часов – 34часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФГ: Читательская грамотность»
3 КЛАСС
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации
Приемы создания словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьей в толковом словаре, запись объяснения значения слова на странице книги; подбор предложений с этим словом.
Поиск в тексте описания местности (пейзажа), выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование.
Поиск в тексте описания интерьера, выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование.
Поиск в тексте описания героя. Поиск несовпадения словесного описания и предложенного изобразительного портрета.
Создание книг с вопросами к тексту и ответами на них. Подтверждение фрагментом текста ответа на вопрос.
Игра «Есть или нет» − формулирование вывода о том, есть или нет в тексте указанная информация.
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте
Установление связи 2–3 фактов, на которые есть указание в определенной части текста.
Формулирование на основе двух фактов, приведенных в тексте, простых выводов (на основе прочитанного/прослушанного текста).
Соединяем, анализируем, обобщаем
Установление взаимосвязи между событиями, эпизодами художественного текста.
Выявление взаимосвязи фактов, содержащихся в разных частях текста, для установления не названной в тексте причины случившегося.
Установление взаимосвязи между поступками, мыслями, чувствами героев текста.
Самостоятельный выбор основания для сопоставления событий, о которых идет речь в тексте.
Самостоятельный выбор основания для сопоставления героев текста, их поступков (например, по аналогии или по контрасту).
Определение последовательности событий в тексте.
Установление взаимосвязи разных событий информационного текста: определение причины и следствия.
Деление текста на смысловые части. Отражение каждой смысловой части в плане.
Письменное выборочное изложение содержания прочитанного или воспринятого на слух текста.
Создание коротких устных и письменных высказываний на основе прочитанного/прослушанного художественного и/или информационного текста.
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму
Поиск в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение).
Поиск в тексте ошибок, связанных с выражением мысли (смысловые, логические, фактические, этико-речевые)1. Подбор вариантов корректировки текста.
Поиск в тексте ошибок, связанных с речевым оформлением текста (речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные).
Учимся устанавливать достоверность информации текста Сопоставление двух точек зрения, представленных в одном тексте. Сопоставление двух точек зрения, представленных в разных текстах.
Сопоставление информации фрагмента справочного текста и заметок путешественников.
Использовании приема проверки достоверности информации текста на основе информации словарной статьи и/или энциклопедии, учебника.
Использование справочной литературы, необходимой для уточнения информации художественного текста.
Проверяем себя: точно ли понят текст
Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами. Понимание критериев оценивания развернутых ответов. Выявление расхождений, установление причины расхождения ответа и эталона.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст
Работа над мотивацией к чтению.
Создание по заданному образцу устного и письменного краткого отзыва о прочитанном произведении.
Моделирование ситуаций, в которых именно умение читать помогает обучающимся справиться с проблемой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к изучению истории и культуры Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, любви, доброжелательности;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков героев художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта чтения художественной литературы.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества.
Экологическое воспитание:
Бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отраженных в текстах;
Ценности научного познания:
Развитие собственных познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии при чтении текстов;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах при чтении текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы при чтении текстов.
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции при обсуждении прочитанных текстов;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу изучения курса внеурочной деятельности в 3 классе обучающийся научится:
формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста;
находить в тексте описание пейзажа, интерьера; подтверждать ответ примерами из текста;
обнаруживать несовпадения словесного и изобразительного портрета героя;
устно и письменно выборочно пересказывать содержание прочитанного/прослушанного текста;
устанавливать взаимосвязь между событиями текста;
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; создавать устные и письменные высказывания на основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 4 предложений)
создавать устно и письменно краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному образцу;
находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Т/З | П/З | |||
Раздел 1. Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации | |||||
1.1 | Создаем книгу «Словарь слов, которые мы узнали читая книги» | 2 | 1 | 1 | |
1.2 | Проект: создаем книгу «Почему это происходит» | 3 | 2 | ||
1.3 | Проект «Создаем таблицу» | 2 | 2 | ||
Итого по разделу: | 7 | 5 | 1 | ||
Раздел 2. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте | |||||
2.1 | Читаем и делаем выводы | 1 | 1 | ||
Итого по разделу: | 1 | 1 | |||
Раздел 3. Соединяем, анализируем, обобщаем | |||||
3.1 | Читаем и устанавливаем взаимосвязь фактов в научно- популярном тексте | 2 | 1 | ||
3.2 | Читаем и устанавливаем взаимосвязь событий в художественном тексте | 2 | 1 | ||
Итого по разделу: | 4 | 2 | |||
Раздел 4. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму | |||||
4.1 | Ищем в тексте сравнения, эпитеты, метафора, олицетворения | 2 | 1 | ||
4.2 | Ищем ошибки в тексте | 2 | 1 | ||
Итого по разделу: | 4 | 2 | |||
Раздел 5. Учимся устанавливать достоверность информации текста | |||||
5.1 | Сравниваем и противопоставляем информацию | 3 | 1 | ||
5.2 | Ищем противоречия в информации текстов | 3 | 1 | ||
Итого по разделу: | 6 | 2 | |||
Раздел 6. Проверяем себя: точно ли понят текст | |||||
6.1 | Выполняем задания к тексту. Учимся проверять себя | 3 | 1 | ||
6.2 | Выполняем задания к тексту Проверяем себя | 3 | 1 | ||
Итого по разделу: | 6 | 1 | |||
Раздел 7. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст | |||||
7.1 | Ищем с помощью текста решение проблемы | 2 | 1 | ||
7.2 | Обсуждаем прочитанное | 2 | |||
Итого по разделу: | 4 | 1 | |||
Резерв | 2 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 5 | 10 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | ТР | ПР | ||||
1 | «Синица» по Г. Скребицкому | 1 | ||||
2 | «Птицы» по А. Тихонову | 1 | ||||
3 | «Фламинго» по Э. Бауэру | 1 | ||||
4 | «Грызуны» по материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | 1 | |||
5 | «Бактерии» по материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | ||||
6 | «Волчиха» по А.Чехову | 1 | ||||
7 | «Ответ» по С. Михалкову | 1 | ||||
8 | «Диковинное дерево» по А. Солженицыну | 1 | ||||
9 | «Воздух» по материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | ||||
10 | Создаем книгу «Словарь слов, которые мы узнали читая книги» | 1 | 1 | 1 | ||
11 | «Олени» А. Старостин | 1 | ||||
12 | «Змеи» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» | 1 | 1 | 1 | ||
13 | Проект: создаем книгу «Почему это происходит» | 1 | 1 | 1 | ||
14 | «Синички» по Э. Шиму | 1 | ||||
15 | «Дрессировка» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» | 1 | 1 | |||
16 | «И так бывает» по Л. Киселевой | 1 | ||||
17 | «Радуга» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» | 1 | 1 | |||
18 | Проект «Создаем таблицу» | 1 | 1 | 1 | ||
19 | «Конец лета» по А. Тихонову | 1 | ||||
20 | «Белка» И. Соколова – Микитова | 1 | ||||
21 | «Сосновый бор» по И. Соколову-Микитову | 1 | ||||
22 | «Дельфины» по материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» | 1 | 1 | 1 | ||
23 | «Башмачки» по Л. Киселевой | 1 | ||||
24 | «Немецкая овчарка» по Э. Бауэру | 1 | ||||
25 | «Осел и Бобр» по С. Михалкову | 1 | ||||
26 | «Весна» по записям В. Васильева | 1 | ||||
27 | «Весна» по записям В. Васильева | 1 | ||||
28 | «На катке» В. Осеевой | 1 | ||||
29 | «На лесной дороге» И. Соколова – Микитова» | 1 | ||||
30 | «Растения» по материалам энциклопедии «Хочу все знать» | 1 | 1 | |||
31 | «Калина» по И. Соколову-Микитову | 1 | ||||
32 | Комплексная работа по прочитанным текстам | 1 | 1 | |||
33 | Обобщение пройденного учебного материала | 1 | ||||
34 | Подведение итогов | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 5 | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-164557-1355508675.jpg)
Программа по внеурочной деятельности кружка "Секреты речи".
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-530903-1416933183.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Работа с текстом" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Работа с текстом" 3 класс ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/03/picture-1053395-1535976300.jpg)
Программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом" 2 класс
Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом». Работа с текстом – это интересный и п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-270103-1372431353.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом"
Учебный материал в раздел "Начальная школа" Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом"...
Занятие по внеурочной деятельности Кубороленд_Секреты лабиринтов Куборо
Система cuboro является инженерным образованием для детей. Основная задача кружка - совершенствование практических навыков конструирования....