АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования Вариант 2.2
рабочая программа
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования Вариант 2.2. 1 четверть, 1 дополнительный класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
- в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023:
- в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших обучающихся государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»;
- на основе проекта Федеральной рабочей программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 2.2(2)) по учебному предмету «Математика» (для 1 дополнительного, 1–5 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы)/ (разработчик ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»);
- в соответствии с рабочей программой воспитания начального общего образования, основного общего образования государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя» на 2022-2025 годы;
- в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- в соответствии СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа построена с учетом принципов доступности, системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем и дает примерное распределение часов по разделам. Планирование указывает тему урока, виды контроля, содержит описание видов деятельности, ориентирующих учителя на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий обучающихся, а также указывает ведущие технологии (их элементы), обеспечивающие эффективность деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Основная цель обучения – заложить основы для формирования приемов умственной деятельности обучающихся. В процессе обучения школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности. Изучая математику, учащиеся усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Целями учебного курса являются:
1. Развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
2. Освоение начальных математических знаний; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики.
3. Математическое развитие младшего школьника формирование способности к математической деятельности, пространственного воображения, математической речи, умение строить рассуждения и вести поиск информации.
Данные цели предусматривают решение следующих задач:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний.
Технологии, используемые на уроке:
- технологии проблемного обучения;
- исследовательская работа;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- проблемно-поисковые технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- ИКТ.
Общая характеристика программы:
Программа построена с учетом принципов системности, доступности, преемственности. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков, которые сформированы у обучающихся на предыдущих этапах обучения. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий. Материал в программе изложен с учетом возрастных возможностей обучающихся.
В содержание учебного предмета входят следующие разделы:
- Отрезок натурального ряда чисел от 0 до 10. Чтение, запись и сравнение чисел от 0 до 10.
- Состав чисел от 0 до 10. Счёт по одному и группами. Прямой и обратный счет. Количественный и порядковый счёт.
- Арифметические действия. Знак действия.
- Простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
- Сравнение и классификация предметов.
- Величина (простейшие измерения).
- Пространственные и временные понятия.
- Ориентировка во времени.
- Решение наглядных задач на сложение и вычитание.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане на изучение курса "математика" в 1 дополнительном классе отводится 4 часа в неделю, 33 учебные недели в году. Таким образом, в году предусматривается 132 часа.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Используется фронтальная и индивидуальная формы работы. Включается также работа парами, малыми группами.
Основными видами учебной деятельности являются: поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера; сравнение разных предметов, выявление соотношений; решения наглядных задач на сложение и вычитание; пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия, измерение длины, ширины, высоты предметов; определение объема жидких и сыпучих тел; моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, времени.
Планируемые результаты.
На конец обучения в первом дополнительном классе обучающиеся должны знать:
- последовательность чисел от 0 до 10;
- состав чисел от 0 до 10. Счёт по одному и группами. Прямой и обратный счет. Количественный и порядковый счёт;
- таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
- арифметические действия. Знаки действия;
- простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- величину (простейшие измерения);
- пространственные и временные понятия;
- понятия много, один, большой, маленький, больше, меньше.
На конец обучения в 1 доп. классе обучающиеся должны уметь:
- считать предметы в пределах 10. Читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 10;
- сравнивать предметы, группы предметов, выявлять соотношения;
- классифицировать предметы по одному признаку;
- выделять из данной группы предметов часть по указанному признаку;
- называть простейшие геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, точка, отрезок);
- считать по одному и группами;
- решать примеры в пределах 10;
- измерять длину, ширину, высоту предметов;
- ориентироваться во времени и пространстве;
- решать задачи на нахождение суммы и остатка в пределах 10.
На конец обучения в 1 доп. классе обучающиеся должны овладеть следующими УУД:
Коммуникативные:
- уметь задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия; слушать и понимать партнера по коммуникации;
- уметь использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в совместной деятельности;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать сотрудничество и необходимую взаимопомощь;
- уметь использовать речь для регуляции своей деятельности;
- уметь аргументировать свою точку зрения;
- уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Регулятивные:
- понимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- планировать свое действие;
- уметь осуществлять сравнение;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- различать способ и результат действий;
- принимать практическую задачу;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
- уметь учиться высказывать своё предположение.
Познавательные:
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- владеть приемами решения примеров данного типа;
- понимать базовые предметные понятия;
- уметь строить речевые высказывания в устной форме, уметь обобщать понятия и перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Личностные результаты:
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
- выполнять правила безопасного поведения в школе;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- проявлять готовность преодолевать учебные затруднения и уметь сотрудничать;
- проявлять готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
- проявлять положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
- проявлять готовность преодолевать учебные затруднения и умение сотрудничать.
Учебно-методическое обеспечение:
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших обучающихся государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»;
- «Математика» 1 класс. Авторы: М. И Моро, С. И Волкова, С. В Степанова. В 2 частях. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение» 2021 год.
- «Математика» 1 дополнительный класс. Авторы: И. В Больших., Жеребятьева Е. А., Соловьева И. Л. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2022 год.
- «Прописи» Автор: И. Н. Приходкин. Москва «Фламинго» 2021 год.
МАТЕМАТИКА
Календарно-тематическое планирование.
I четверть.
Кол-во уроков | Дата проведения | Тема урока | Виды деятельности |
Числа от 1 до 5. Название чисел от 1 до 5. | Знакомство с названиями, последовательностью и графическими обозначениями чисел от 1 до 5 в прямой последовательности. Работа со счетным материалом. | ||
Последовательность чисел от 1 до 5 в натуральном ряду. | Работа у доски. Работа в парах. Работа с математическим и дидактическим материалом. | ||
Обозначение чисел от 1 до 5. | Работа в альбомах. Выполнение заданий с устным объяснением. Выполнение поручений учителя: Дай… Возьми… Положи… Нарисуй… Раскрась… | ||
Прямой и обратный счет предметов. | Выполнение поручений учителя: считай по порядку. Считай обратно. Считай от …до… Работа с карточками. Работа со счетным материалом. | ||
Запись чисел от 1 до 5 | Выполнение поручений учителя: Запиши… Дай… Возьми… Положи… Нарисуй… Раскрась… Работа с карточками. Работа со счетным материалом. | ||
Место каждого числа в натуральном ряду. | Проведение математических игр: «Математическая змейка», «Допиши числа», «Больше-меньше», «Найди ошибку». | ||
Сравнение чисел от 1 до 5. | Выполнение поручений учителя: Дай… Возьми… Положи… Нарисуй… Раскрась… Проведение математических игр: «Напиши знак», «Найди ошибку». | ||
Название действий и их запись с помощью знаков «+», «-». Название знаков. | Знакомство с названиями действий и их запись с помощью знаков «+», «-» Знакомство с названиями знаков. Выполнение поручений учителя: Назови знак… Напиши знак… Скажи… Запись примеров. | ||
Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. | Работа у доски. Работа с математическим и дидактическим материалом. Запись примеров. | ||
Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. | Работа в альбомах. Выполнение заданий с устным объяснением. Запись примеров. Проведение математических игр: «Реши пример», «Расставь знаки», «Исправь ошибку», «Примеры с окошечком». | ||
Состав числа 2. | Знакомство с составом чисел 2, 3, 4, 5. Работа у доски. Работа с математическим и дидактическим материалом. Работа в альбомах. Выполнение заданий с устным объяснением. Проведение математических игр: «Домики», «Допиши числа», «Верно-неверно», «Что не так?». | ||
Состав числа 3. | |||
Состав числа 4. | |||
Состав числа 5. | |||
Решение простых задач на сложение (на основе счета предметов). | Решение простых задач. Работа у доски. Работа с математическим и дидактическим материалом. Работа в альбомах. | ||
Решение простых задач на вычитание (на основе счета предметов). | Решение простых задач. Работа у доски. Работа с математическим и дидактическим материалом. Работа в альбомах. | ||
Временные представления (сначала, потом, до, после). | Знакомство с новыми словами в пределах тем: «Времена года», «Дни недели». Восприятие их на слух, выполнение поручений учителя. Выполнение заданий в альбоме (тетради). Ответы на вопросы: что сначала? Что потом? Какое время года до весны? Какое время года после лета? И т.п. | ||
Временные понятия (вчера, сегодня, завтра). | Ведение календаря дежурств. Рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы, запись в тетрадь. Знакомство с временными понятиями. Знакомство с календарём. Работа в альбомах. Работа у доски. Проведение математических игр: «Дни недели», «Разложи по порядку», «Что за чем?», «Времена года», «Что к чему?». |
Итого: часов.
Русский язык.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
- в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023:
- в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших обучающихся государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»;
- на основе проекта Федеральной рабочей программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 2.2(2)) по учебному предмету «Русский язык» (для 1 дополнительного, 1–5 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы)/ (разработчик ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»);
- в соответствии с рабочей программой воспитания начального общего образования, основного общего образования государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя» на 2022-2025 годы;
- в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- в соответствии СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа построена с учетом принципов доступности, системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем и дает примерное распределение часов по разделам. Планирование указывает тему урока, виды контроля, содержит описание видов деятельности, ориентирующих учителя на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий обучающихся, а также указывает ведущие технологии (их элементы), обеспечивающие эффективность деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Цель обучения русскому языку в подготовительном классе является развитие у учащихся в 1доп. классе навыков разговорной и письменной речи и подготовка их к систематическому обучению русскому языку в 1 классе.
Задачи обучения:
- первоначальное овладение учащимися звуко-буквенной системой языка;
- знакомство с печатными буквами, с помощью которых обозначаются звуки;
- установление связи между звуками и буквой;
- выделение в словах отдельных звуков, установление количества звуков в слове, их последовательности;
- активизация навыков устной речи, обогащение словарного запаса.
Для активизации навыков устной речи, обогащение словарного запаса детям предлагаются таблички со словесным обозначением названий предметов, действий, признаков. По мере овладения буквами дети учатся вставлять усвоенную букву в слово, используя образец; составлять из знакомых букв слово по образцу и читать его. В дальнейшем производить элементарный звуко-буквенный анализ слова с использованием разрезной азбуки. Отставание в усвоении произносительных навыков не должно служить препятствием в накоплении словаря. Наряду с постепенным овладением навыком аналитического чтения печатного текста, учащиеся 1-го дополнительного класса подготавливаются к усвоению навыков письма. У них вырабатывается правильная осанка, умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Они упражняются в развитии глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, в обводке и штриховке контуров, в соединении линий и фигур, в рисовании и раскрашивании узоров непрерывным движением руки.
Технологии, используемые на уроке:
- технологии проблемного обучения;
- исследовательская работа;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- проблемно-поисковые технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- ИКТ
Общая характеристика программы:
Программа построена с учетом принципов системности, доступности, преемственности. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков, которые сформированы у обучающихся на предыдущих этапах обучения. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий. Материал в программе изложен с учетом возрастных возможностей обучающихся.
Основное содержание:
- изучение звуков и печатных букв в последовательности, указанной в программе по обучению произношению.
- звуко-буквенный анализ слова. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), установление количества звуков в слове, их последовательности, выделение ударных слогов;
- самостоятельный подбор слов с заданным звуком и буквой;
- узнавание и называние букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова);
- составление из букв разрезной азбуки подписей к картинкам, изображающим предметы и действия;
- подготовка к обучению письму. Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям горизонтально и вертикально. Составление и рисование узора по данному учителем образцу.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане на изучение курса "русский язык" в 1 дополнительном классе отводится 6 часов в неделю, 33 учебные недели в году. Таким образом, в году предусматривается 198 часов.
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система. Используется фронтальная и индивидуальная формы работы. Включается также работа парами, малыми группами.
Основной формой организации учебной деятельности является системно-деятельностный подход.
Основными видами учебной деятельности являются:
- анализ образцов элементов букв;
- выполнение упражнений по написанию изученных букв;
- написание слов и предложений;
- списывание слов и предложений;
- дописывание пропущенных букв.
Планируемые результаты:
На конец учебного года обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно писать буквы, отдельные слова и простейшие фразы;
- складывать из разрезной азбуки слова и фразы по образцу.
На конец учебного года обучающиеся должны знать:
- написание печатных букв, строчных и прописных букв;
- соотнесение печатных и рукописных букв.
На конец обучения в 1 доп. классе обучающиеся должны овладеть следующими УУД:
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; работать в паре, группе, выполняя при этом различные роли;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; работать в паре, группе, выполняя при этом различные роли.
Регулятивные:
- умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
- умение определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
- умение выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
- умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
- умение определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Познавательные:
- умение моделировать написание букв; стремиться, в своей познавательной сфере производить логические мыслительные операции для решения познавательных задач;
- умение осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, одноклассников.
- умение моделировать написание букв;
- формирование умения стремиться, в своей познавательной сфере производить логические мыслительные операции для решения познавательных задач.
Личностные результаты:
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи).
- Соблюдение правил посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
- Умение ориентироваться в разлиновке прописей.
- Овладение умением слушать учителя и выполнять его инструкции.
- Формирование познавательного интереса к языку.
Учебно-методическое обеспечение.
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших обучающихся государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»;
- Русский язык дополнительный класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Автор: А.Г. Зикеев. Москва, «Просвещение» 2020 г.
- Букварь дополнительный класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Автор: Ф. Ф. Рау, З. Г. Кац, Н. А. Морева, Н. Ф. Слезина. Москва, «Просвещение» 2019 г.
- «Прописи» Автор: И. Н. Приходкин. Москва «Фламинго» 2021 год.
Русский язык
Календарно-тематическое планирование.
I четверть.
Кол-во уроков | Дата проведения | Тема урока | Виды деятельности |
Звуки и печатные буквы. Написание простейших элементов печатных букв (прямые палочки, палочки с закруглением вверху). | Знакомство с буквами и звуками. Беседа по теме. Выполнение поручений: Дай… Возьми… Открой альбом. Закрой альбом. Напиши… Напиши так… | ||
Написание простейших элементов букв (прямые палочки, палочки с закруглением внизу и вверху). | Выполнение поручений: Дай… Возьми… Открой альбом. Закрой альбом. Напиши… Напиши так… | ||
Рисование карандашом предметов круглой и овальной формы, предметов, состоящих из прямых линий, размером в заданное число клеток. | Ответы на вопросы. Работа с картинками и игрушками. Выполнение заданий (написание элементов букв, закраска и штриховка фигур и картинок, обведение карандашом фигур по трафаретам). Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. Выполнение заданий: (рисование в тетрадях в клетку и в косую линейку предметы круглой и овальной формы, из прямых и закруглённых линий). | ||
Складывание из разрезной азбуки слов по теме «Моя семья». | Работа с кассой букв. Выполнение поручений учителя: Открой… Возьми… Сложи из букв слово… Прочитай слово. | ||
Слого-звуковой разбор слов. Запись слов и предложений. | Определение местоположения заданного звука в слогах, словах. Выделение знакомых и новых звуков в процессе слого-звукового анализа. | ||
Понятия: большая буква и маленькая буква. | Чтение слов с большой буквы в именах людей и кличках животных и с маленькой буквы. | ||
Большая буква в именах людей и кличках животных. | Написание большой буквы в именах людей и кличках животных | ||
Большая буква в начале предложения, точка в конце. | Написание большой буквы в начале предложения, точки в конце. | ||
Чтение знакомых слов и фраз, данных в печатном виде. | Чтение знакомых слов и фраз, данных в печатном виде. Ответы на вопросы. Работа с картинками и игрушками. Выполнение заданий. Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. Работа с кассой букв. | ||
Складывание слов и фраз из разрезной азбуки. | Соотнесение прочитанных табличек с картинками. | ||
Чтение слов и коротких предложений по теме «Игрушки». Ответы на вопросы учителя. | Чтение слов и коротких предложений по теме «Игрушки». Ответы на вопросы учителя. Работа с карточками. Работа с табличками. Работа с учебником. | ||
Письмо элементов букв м, М. Основные типы соединений букв м, М. | Выработка правильной осанки, умений наклонно расположить тетрадь на парте и правильно держать карандаш и авторучку при рисовании и письме. Выполнение двигательных упражнений для развития моторики руки. Ответы на вопросы. Выполнение заданий. Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. | ||
Письмо элементов букв н, Н. | Выработка правильной осанки, умений наклонно расположить тетрадь на парте и правильно держать карандаш и авторучку при рисовании и письме. | ||
Основные типы соединений букв н, Н. | Выполнение двигательных упражнений для развития моторики руки. Ответы на вопросы. Работа с картинками и игрушками. Соотнесение картинок со словами. Выполнение заданий. Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. | ||
. | Письмо элементов букв У, у. | Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мышц пальцев; обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание бордюров непрерывным движением руки | |
. | Основные типы соединений букв у, У. | Выполнение двигательных упражнений для развития моторики руки. Ответы на вопросы. Работа с картинками и игрушками. Соотнесение картинок со словами. Выполнение заданий. Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. | |
Чтение слов и коротких предложений по теме «Посуда». Ответы на вопросы учителя. | Чтение слов и коротких предложений по теме «Посуда». Ответы на вопросы учителя. Работа с карточками. Работа с табличками. Работа с учебником. | ||
Письмо элементов букв Д, д. | Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфавита, основными типами их соединения. | ||
Основные типы соединений букв Д, д. | Выполнение двигательных упражнений для развития моторики руки. Ответы на вопросы. Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. | ||
Чтение слов и коротких предложений по теме «Овощи». Ответы на вопросы учителя. | Чтение слов и коротких предложений по теме «Овощи». Ответы на вопросы учителя. Работа с карточками. Работа с табличками. Работа с учебником. | ||
Письмо элементов букв Т, т. | Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфавита, основными типами их соединения. | ||
Основные типы соединений букв Т, т. | Выполнение двигательных упражнений для развития моторики руки. Ответы на вопросы. Выполнение заданий. Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. | ||
Письмо элементов букв В, в. | Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфавита, основными типами их соединения. | ||
Основные типы соединений букв В, в. | Выполнение двигательных упражнений для развития моторики руки. Ответы на вопросы. Выполнение заданий. Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. | ||
Чтение слов и коротких предложений по теме «Фрукты». Ответы на вопросы учителя. | Чтение слов и коротких предложений по теме «Фрукты». Ответы на вопросы учителя. Работа с карточками. Работа с табличками. Работа с учебником. | ||
Письмо элементов букв О, о. | Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфавита, основными типами их соединения. | ||
Основные типы соединений букв О, о. | Выполнение двигательных упражнений для развития моторики руки. Ответы на вопросы. Выполнение заданий. Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. | ||
Письмо элементов букв Б, б. | Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфавита, основными типами их соединения. | ||
Основные типы соединений букв Б, б. | Выполнение двигательных упражнений для развития моторики руки. Ответы на вопросы. Выполнение заданий. Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. | ||
Чтение слов и коротких предложений по теме «Мебель». Ответы на вопросы учителя. | Чтение слов и коротких предложений по теме «Мебель». Ответы на вопросы учителя. Работа с карточками. Работа с табличками. Работа с учебником. | ||
Письмо элементов букв П, п. | Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфавита, основными типами их соединения. | ||
Основные типы соединений букв П, п. | Выполнение двигательных упражнений для развития моторики руки. Ответы на вопросы. Выполнение заданий. Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. | ||
Письмо элементов букв а, А. | Знакомство с начертанием больших и маленьких букв алфавита, основными типами их соединения. | ||
Основные типы соединений букв А, а. | Выполнение двигательных упражнений для развития моторики руки. Ответы на вопросы. Выполнение заданий. Работа в альбомах. Работа в тетрадях в клетку и косую линию. | ||
Чтение слов и коротких предложений по теме «Учебные принадлежности». Ответы на вопросы учителя. | Чтение слов и коротких предложений по теме «Учебные принадлежности». Ответы на вопросы учителя. Работа с карточками. Работа с табличками. Работа с учебником. |
Итого часов.
Развитие речи.
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
- в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023:
- в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших обучающихся государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»;
- на основе проекта Федеральной рабочей программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 2.2(2)) по учебному предмету «Развитие речи» (для 1 дополнительного, 1–5 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы)/ (разработчик ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»);
- в соответствии с рабочей программой воспитания начального общего образования, основного общего образования государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя» на 2022-2025 годы;
- в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- в соответствии СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа построена с учетом принципов доступности, системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем и дает примерное распределение часов по разделам. Планирование указывает тему урока, виды контроля, содержит описание видов деятельности, ориентирующих учителя на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий обучающихся, а также указывает ведущие технологии (их элементы), обеспечивающие эффективность деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Целями учебного курса являются: развитие диалогической и формирование самостоятельной связной речи; повышение уровня общего развития обучающихся, реализуемых в сочетании с общеобразовательными задачами.
Особенности общего и речевого развития слабослышащих детей определяют следующие специфические задачи уроков развития речи: накопление словаря и овладение первоначальными навыками и умениями связного высказывания в условиях речевого общения, знакомство с грамматическими значениями слов и видами грамматической связи слов в предложении, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связные высказывания.
Технологии, используемые на уроке:
- технологии проблемного обучения;
- исследовательская работа;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- проблемно-поисковые технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- ИКТ.
Общая характеристика программы:
Программа построена с учетом принципов системности, доступности, преемственности. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков, которые сформированы у обучающихся на предыдущих этапах обучения. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий. Материал в программе изложен с учетом возрастных возможностей обучающихся.
Содержание усваиваемой лексики связано с учебно-игровой деятельностью, с выполнением правил самообслуживания, личной гигиены, режима дня. Кроме того, предлагаются слова, обозначающие определённые группы предметов (овощи, фрукты, семья, мебель, обувь, одежда, продукты питания и др), что позволяет формировать у детей словесно-наглядные обобщения.
Большое значение для овладения языком имеет накопление словарного фонда. Тематика накопления лексики связана с учебно-игровой деятельностью, с соблюдением правил самообслуживания, личной гигиены, режима дня. Решается задача не только накопления словаря, но и формирования наглядных и словесно-наглядных обобщений. Усвоение лексико-грамматического материала начинается с организации такого речевого общения, при котором пониманию данного материала предшествует его использование. Наряду с ознакомлением со значением слова проводится работа над усвоением его звуко-буквенного состава. Выделяя схожие и различные свойства видовых понятий одной родовой группы, учащиеся знакомятся с операцией сравнения, необходимой для развития мышления, для усвоения прочных и глубоких знаний.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Место курса развитие речи в учебном плане.
В учебном плане на изучение курса "развитие речи" в 1 дополнительном классе отводится 4 часа в неделю, 33 учебные недели в году. Таким образом, в году предусматривается 132 часа.
Используется фронтальная и индивидуальная формы работы. Включается также работа парами, малыми группами.
Основными видами учебной деятельности являются: анализ модели речи; конструирование предложений; анализ речевых высказываний; планирование своей речи с помощью опорных слов; постановка вопросов к словам; выявление слов, требующих уточнения; ответы на вопросы; анализ речевых ситуаций, изображённых на рисунках.
Планируемые результаты на конец обучения в 1 доп. классе:
Обучающиеся должны знать и уметь:
- Отвечать устно (кратко или полно) на вопросы учителя;
- подписывать одним предложением картинки к рассказу или выполненные рисунки;
- вспоминать и сообщать о своих наблюдениях, случаях из жизни.
- выяснять значение непонятного слова, исходя из контекста, спрашивать у учителя или товарищей о значении нового слова;
- описывать интересные события;
- узнавать предмет по описанию;
- обращаться к товарищу и взрослому с просьбой;
-употреблять в речи слова, отвечающие на вопросы, кто? что? что делает?
- понимать и выполнять поручения с указанием действия и предмета;
- называть слова и соотносить их с картинкой;
- употреблять в речи слова, обозначающие цвет и размер предмета;
- понимать и выполнять поручения с указанием направления действия (включение словосочетаний с предлогами в, на, под, нал, около);
- составлять простые нераспространённые и распространённые предложения на материале сюжетных картинок, по демонстрации действия;
- списывать и сравнивать предметы.
На конец обучения в 1 доп. классе обучающиеся должны овладеть следующими УУД:
Коммуникативные:
- умение адекватного использования речи для планирования и регуляции своей деятельности;
- умение работать в группе;
- умение владеть устной и письменной речью;
- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- умение слушать, вступать в диалог;
- умение использовать адекватные языковые средства для решения различных коммуникативных задач с целью планирования, контроля, самооценки;
- умение добывать недостающую информацию с помощью вопросов;
- умение адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности;
- умение владеть устной и письменной речью.
Регулятивные:
- выполнение действий в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
- высказывание своих предположений;
- выполнение действий в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
- понимание, принятие и сохранение учебной задачи;
- умение адекватно воспринимать оценку учителя;
- различение способа и результата действий;
- принятие практической задачи, проговаривание последовательности действий на уроке;
- выполнение действий в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- умение работать в группе.
Познавательные:
- осознание познавательной задачи, целенаправленное слушание учителя, одноклассников, решать её.
- умение моделировать слова из разрезной азбуки;
- умение стремиться, в своей познавательной сфере производить логические мыслительные операции для решения познавательных задач;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- умение осуществлять сравнение; строить речевое высказывание в устной форме;
- умение моделировать слова с разрезной азбуки.
Личностные:
- умение находить информацию в рисунках для ответа на поставленный вопрос;
- умение проявлять познавательный интерес на уровне реакции на новизну;
- первичное представление о русском языке, как о языке страны;
- проявление умения договориться о правилах общения;
- проявление уважительного отношения к иному мнению;
- формирование положительного отношения к процессу учения;
- владение устной и письменной речью;
- владение основами коммуникативной рефлексии;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- формирование мотивации к обучению;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Учебно-методическое обеспечение.
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших обучающихся государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»;
- Русский язык дополнительный класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Автор: А.Г. Зикеев. Москва, «Просвещение» 2021 г.
- Букварь дополнительный класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Автор: Ф. Ф. Рау, З. Г. Кац, Н. А. Морева, Н. Ф. Слезина. Москва, «Просвещение» 2019 г.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Календарно-тематическое планирование.
I четверть
Кол-во уроков | Дата проведения | Тема урока | Виды деятельности |
. | Знакомство с именами учителя, воспитателя, товарищей по классу. | Знакомство с именами учителя, воспитателя, товарищей по классу. Беседа; ответы на вопросы. Работа с картинками. Работа с учебниками («Букварь», «Звёздочка», «Ознакомление с окружающим»). Выполнение рисунков и подписей к ним. Демонстрация действий. Д/И «Чьё имя?», «Кого, как зовут?», «Допиши имя», «Позови …». | |
Клички животных. | Знакомство с кличками животных. Ответы на вопросы: Как зовут кошку? Как зовут собаку? Выполнение рисунков и подписей к ним. Демонстрация действий. | ||
Учебные вещи. Выполнение поручений: дай, убери, возьми, покажи, положи, нарисуй, напиши, обведи, раскрась. | Знакомство с названиями учебных вещей. Беседа; ответы на вопросы. Работа с картинками. Работа с учебниками («Букварь», «Звёздочка», «Ознакомление с окружающим»). Выполнение рисунков и подписей к ним. Выполнение поручений. Д/И «Найди ошибку», «Что к чему?», «Допиши слово». | ||
Предметы школьной мебели. | Знакомство с предметами школьной мебели. Беседа; ответы на вопросы. Работа с картинками. Работа с учебниками («Букварь», «Звёздочка», «Ознакомление с окружающим»). Выполнение рисунков и подписей к ним. Выполнение поручений. Д/И «Допиши буквы», «Сложи картинку и назови», Разгадывание кроссворда по теме урока. | ||
Игрушки. | Знакомство с названиями игрушек. Беседа; ответы на вопросы. Работа с картинками. Работа с учебниками. Выполнение рисунков и подписей к ним. Демонстрация действий. Выполнение поручений. Д/И «Паззлы», «У кого…?», «Угадай наощупь». Д/И «Чьи игрушки?», «Назови и покажи». | ||
Посуда. | Знакомство с названиями посуды. Беседа; ответы на вопросы. Работа с картинками. Работа с учебниками Выполнение поручений. Выполнение рисунков и подписей к ним. Демонстрация действий. Выполнение поручений. Описание фотографий. Д/И «Магазин посуды», «Накрываем на стол». | ||
Овощи. | Знакомство с овощами. Беседа; ответы на вопросы. Работа с картинками. Работа с учебниками. Выполнение рисунков и подписей к ним. Демонстрация действий. Выполнение поручений. Описание фотографий. | ||
Фрукты. | Знакомство с фруктами. Беседа; ответы на вопросы. Работа с картинками. Выполнение рисунков и подписей к ним. Д/И «Угадай наощупь», «Чего не стало?», «Четвертый лишний». Составление и отгадывание загадок-описаний. «Разгадывание кроссворда», «Компот». |
Итого часов.
Ознакомление с окружающим миром.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
- в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023:
- в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших обучающихся государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»;
- на основе проекта Федеральной рабочей программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 2.2(2)) по учебному предмету «Ознакомление с окружающим миром» (для 1 дополнительного, 1–5 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы)/ (разработчик ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»);
- в соответствии с рабочей программой воспитания начального общего образования, основного общего образования государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя» на 2022-2025 годы;
- в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- в соответствии СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа построена с учетом принципов доступности, системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем и дает примерное распределение часов по разделам. Планирование указывает тему урока, виды контроля, содержит описание видов деятельности, ориентирующих учителя на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий обучающихся, а также указывает ведущие технологии (их элементы), обеспечивающие эффективность деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Целями учебного курса являются:
1. Формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми.
2. Воспитание гармонично-развитой, духовно-нравственной личности, любящей свое Отечество.
Данные цели предусматривают решение следующих задач:
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация обучающегося;
- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
- воспитание любви к природе и своему Отечеству и бережного отношения ко всему живому на земле.
- овладение основными представлениями об окружающем мире;
- формирование знаний о человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами, представлениями о здоровом образе жизни;
- формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, в том числе как ученика, члена детского коллектива, члена своей семьи, растущего гражданина нашего государства;
- формирование умений выполнять доступные поручения (обязанности) в семье и образовательной организации;
- развитие представлений о коммуникации людей, речевом этикете, умений реализовывать сформированные знания при общении в различных видах деятельности с детьми и взрослыми;
- развитие слухо-зрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета.
Технологии, используемые на уроке:
- технологии проблемного обучения;
- исследовательская работа;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- проблемно-поисковые технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- ИКТ
Общая характеристика программы:
Программа построена с учетом принципов системности, доступности, преемственности. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков, которые сформированы у обучающихся на предыдущих этапах обучения. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Основные содержательные разделы предмета «Ознакомление с окружающим миром»: «Человек и общество» и «Человек и природа» которые, в свою очередь, включают ряд тематических разделов (содержание разделов: «О себе», «Я и школа», «Город, в котором я живу», «Родная страна», «Родная природа», «Растительный мир», «Животный мир», «Жизнь и деятельность человека»).
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане на изучение курса "ознакомление с окружающим миром" в 1 дополнительном классе отводится 2 часа в неделю, 33 учебные недели в году. Таким образом, в году предусматривается 66 часов.
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.
Основной формой организации учебной деятельности является системно-деятельностный подход.
Используется фронтальная и индивидуальная формы работы. Включается также работа парами, малыми группами.
Основными видами учебной деятельности являются: объединение предметов в группы; диагностические задания и упражнения; анализ собственных рисунков; рассматривание иллюстраций; разбор проблемных ситуаций; обобщение полученных знаний; обсуждение проблем; ответы на вопросы; работа с раздаточным материалом; выполнение практических заданий; сравнение предметов и явлений; наблюдение; проведение дидактических игр.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Обучающиеся должны знать:
- свои имя и фамилию, имена членов семьи, имена товарищей, учителя, воспитателя и употреблять их в общении;
- названия окружающих предметов (мебели, посуды, одежды, обуви, игрушек, школьных помещений, частей тела, овощей, фруктов и др.);
- названия растений, животных; несколько игр и участвовать в них;
- несколько распространенных в местности названий растений (деревья, кустарники, травянистые растения), домашних животных.
- правила поведения дома, в школе, общественных местах, на улице;
- элементарные правила поведения в классе, в школе, дома, в общественных местах;
- элементарные правила личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
- называть членов своей семьи, имена членов семьи, учителя, воспитателя;
- соблюдать правила культурного поведения (в школе, на транспорте, в театре, в группе, в семье и др.);
- соблюдать правила речевого этикета (благодарность, извинения), выражать приветствие, просьбу, желания;
- исполнять обязанности дежурного, члена семьи, следить за внешним видом, правильно пользоваться учебными принадлежностями;
- соблюдать правила личной гигиены и здорового образа жизни, следить за правильной осанкой; проявлять элементарные навыки самообслуживания;
- устанавливать элементарные взаимосвязи между изменениями в природе и жизнедеятельностью человека (его занятиями, одеждой),
- овладевать приемами самоконтроля, давать оценку своим поступкам (в элементарной форме);
- сообщать учителю, товарищу об интересных явлениях природы, о погоде, о своих домашних животных, интересных событиях,
- выражать свои желания / нежелания по отношению к чему-либо, характеризовать свое настроение и эмоциональное состояние окружающих людей (в элементарной форме), определять причину изменения настроения;
- выражать приветствие, просьбу, желание;
- соблюдать правила поведения в школе, в классе, в столовой, в транспорте;
- исполнять обязанности дежурного; следить за своим внешним видом, выполнять посильные поручения;
- соблюдать правила личной гигиены.
На конец обучения в 1 доп. классе обучающиеся должны овладеть следующими УУД:
Коммуникативные:
- умение аргументировать свою точку зрения;
- умение договариваться и приходить к общему мнению;
Регулятивные:
- выполнение действий в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
- высказывание своих предположений.
Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной форме, обобщение понятий, переработка полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы.
Личностные результаты:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о новой социальной роли ученика, о правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира – быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- ценностные представления о своей семье и своей малой Родине;
- представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
- первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
- ценностно-смысловая ориентация учащихся, готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение.
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших обучающихся государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»;
Ознакомление с окружающим миром.
Календарно-тематическое планирование.
I четверть
Кол-во уроков | Дата проведения | Тема урока | Виды деятельности |
Человек и общество Знакомство с именами учителя, воспитателя, воспитанников. | Рассматривание фотографий. Беседа и ответы на вопросы. Складывание имен из букв разрезной азбуки. Работа в альбомах. Работа с фотоальбомами. | ||
Правила поведения в школе, классе, столовой, на улице. | Беседа с использованием иллюстраций. Обыгрывание ситуаций. Работа с учебником. Работа в альбомах. Экскурсия по школе. Ответы на вопросы.Д/И «Можно-нельзя», «Хорошо-плохо, «Что не так?». | ||
. . | Я и школа. Режим дня. | Беседа. Ответы на вопросы. Работа с картинками. Обыгрывание ситуаций. Работа в альбомах. Д/И «Исправь ошибку», «Что не так?», «Верно-неверно». | |
Времена года: осень. | Экскурсия в осенний парк. Беседа. Ответы на вопросы. | ||
Грибы. | Беседа. Выполнение рисунков. Подписывание рисунков. Работа с картинками. Обыгрывание ситуаций. |
Итого часов.
Предметно-практическое обучение.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
- в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023:
- в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших обучающихся государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»;
- на основе проекта Федеральной рабочей программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 2.2(2)) по учебному предмету «Предметно-практическое обучение» (для 1 дополнительного, 1–5 классов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы)/ (разработчик ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»);
- в соответствии с рабочей программой воспитания начального общего образования, основного общего образования государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя» на 2022-2025 годы;
- в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- в соответствии СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа построена с учетом принципов доступности, системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем и дает примерное распределение часов по разделам. Планирование указывает тему урока, виды контроля, содержит описание видов деятельности, ориентирующих учителя на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий обучающихся, а также указывает ведущие технологии (их элементы), обеспечивающие эффективность деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Целями учебного курса являются:
1. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей.
2. Создание условий для развития творческой самореализации и к формированию мотивации успеха на основе предметно-преобразующей деятельности.
Данные цели предусматривают решение следующих задач:
- формирование у обучающихся произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;
- воспитание коммуникативных умений, правильного поведения в коллективе сверстников, организованности и культуры труда;
- развитие моторики рук, координации движений и действий;
- формирование первоначальных приемов работы с инструментами и материалами для ручного труда;
- развитие приемов умственной деятельности (операций мышления).
Технологии, используемые на уроке:
- технологии проблемного обучения;
- исследовательская работа;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- проблемно-поисковые технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- ИКТ
Общая характеристика программы:
Программа построена с учетом принципов системности, доступности, преемственности. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков, которые сформированы у обучающихся на предыдущих этапах обучения. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Материал в программе изложен с учетом возрастных возможностей обучающихся.
В содержание учебного предмета входят следующие разделы:
- Лепка («Шар», «Тарелка», «Огурец», «Гриб», «Утка», «Стол», «Стул», «Репка»).
- Аппликационные работы («Кубик», «Яблоко», «Морковь», «Помидор», «Мяч», «Самолет», «Цветы в вазе»,).
- Рисование («Машина», «Груша», «Матрешка», «Лиса», «Гусь», «Новогодняя елка», «Кровать», «Ромашка»).
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане на изучение курса "ППО" в 1 дополнительном классе отводится 1 час в неделю, 33 учебные недели в году. Таким образом, в году предусматривается 33 часа.
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.
Основной формой организации учебной деятельности является системно-деятельностный подход.
Используется фронтальная и индивидуальная формы работы. Включается также работа парами, малыми группами.
Основными видами учебной деятельности являются: рассматривание и анализ образцов изделий; выбор материалов и инструментов; освоение работы с клеем, пластилином, бумагой и т.д.; подбор средств и способов создания художественного образа; освоение новых приёмов работы; оценка результатов работы; создание тематической композиции; составление краткого сообщения о работе.
Планируемые результаты на конец обучения в 1 доп. классе:
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять поручения учителя, данные в устной и письменной форме;
- выражать желание, побуждение, вопрос (с помощью учителя);
- сообщать о выполненной работе;
- отбирать материалы и инструменты, необходимые для работы;
- выполнять под руководством учителя и по его указанию обработку материалов; выполнять сборочно-монтажные операции;
- содержать в порядке своё рабочее место.
Обучающиеся должны знать:
- названия изготавливаемых предметов;
- названия материалов, инструментов и действий с ними;
- слова, обозначающие понятия и представления.
На конец обучения в 1 доп. классе обучающиеся должны овладеть следующими УУД:
Коммуникативные:
- умение слушать другого ученика-партнера по коммуникации, учителя;
- умение обсуждать и сравнивать образцы изделий.
Регулятивные:
- умение организовывать рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы;
- умение организовывать рабочее место, адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе;
- умение оценивать и анализировать результат своего труда; определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение задания.
Познавательные:
- умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; сравнивать предметы, находить общее и различное;
- умение выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
Личностные:
- проявление познавательного интереса, определение познавательных потребностей и учебных мотивов;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли;
- формирование любознательности, активности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи).
Учебно-методическое обеспечение.
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих, позднооглохших обучающихся государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя»;
- Развитие речи дополнительный класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях. Автор: А.Г. Зикеев. Москва, «Просвещение» 2020 г.
Предметно-практическое обучение
Календарно-тематическое планирование.
I четверть
Кол- во уроков | Дата проведения | Тема урока | Виды деятельности |
Лепка. «Шар» | Рассматривание картинок. Беседа. Ответы на вопросы. Составление заявки с помощью учителя. Знакомство с готовым планом работы. Выполнение работы (лепка). Составление отчета. Оценка результатов выполненной работы. | ||
Лепка. «Груша» | Рассматривание картинок. Беседа. Ответы на вопросы. Составление заявки с помощью учителя. Знакомство с готовым планом работы. Выполнение работы (лепка). Составление отчета. Оценка результатов выполненной работы. | ||
Лепка. | Рассматривание картинок. Беседа. Ответы на вопросы. Составление заявки с помощью учителя. Знакомство с готовым планом работы. Выполнение работы (лепка). Составление отчета. Оценка результатов выполненной работы. | ||
Лепка. «Гриб» | Рассматривание картинок. Беседа. Ответы на вопросы. Составление заявки с помощью учителя. Знакомство с готовым планом работы. Выполнение работы (лепка). Составление отчета. Оценка результатов выполненной работы. | ||
Аппликационные работы. «Яблоко» | Рассматривание картинок. Беседа. Ответы на вопросы. Составление заявки с помощью учителя. Знакомство с готовым планом работы. Выполнение работы (аппликация). Составление отчета. Оценка результатов выполненной работы. | ||
Аппликационные работы. «Морковь» | Рассматривание картинок. Беседа. Ответы на вопросы. Составление заявки с помощью учителя. Знакомство с готовым планом работы. Выполнение работы (аппликация). Составление отчета. Оценка результатов выполненной работы. | ||
Рисование. «Яблоко» «Помидор» | Рассматривание картинок. Беседа. Ответы на вопросы. Составление заявки с помощью учителя. Знакомство с готовым планом работы. Выполнение работы (рисование). Составление отчета. Оценка результатов выполненной работы. | ||
Рисование. «Осень» | Рассматривание картинок. Беседа. Ответы на вопросы. Составление заявки с помощью учителя. Знакомство с готовым планом работы. Выполнение работы (рисование). Составление отчета. Оценка результатов выполненной работы. |
Итого часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.3 по ФГОС) МАТЕМАТИКА
Примерная адаптированная основная общеобразоватеьная програма начального общего образования глухих обучающихся по математике составлена для варианта 1.3 - 1 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-185889-1360269982.jpg)
Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/20/picture-940116-1503229014.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.2.) по русскому языку
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/05/picture-1090018-1544028745.jpg)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования 1 дополнительного класса. Вариант 2.2. на 1 четверть
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования 1 дополнительного класса для слабослышащих детей. Вариант 2.2. на 1 четверть ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/06/picture-1119574-1551896331.jpg)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее – АООП НОО) слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1.)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее – АООП НОО) слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1.) разработана в соответствии ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-512429-1414872842.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 1-4 классов адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования вариант 6.2
Аннотация к рабочей программе математике, подготовительный, 1-4 классы. 1.Нормативные документы:Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...