Кинезиологические упражнения как инструмент профилактики и коррекции неуспеваемости детей с нарушениями зрения
статья
Статья об использовании нейропсихологических технологий в работе со слабовидящими обучающимися
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кинезиологические упражнения
как инструмент профилактики и коррекции неуспеваемости детей
с нарушениями зрения
Слабовидящим обучающимся характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др..
В условиях слабовидения наблюдается обедненность чувственного опыта, обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.
У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков.
При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в: снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.
Слабовидящим характерны затруднения: в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов; в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа.
Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).
У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорно-перцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.
Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
За годы своей работы со слабовидящими обучающимися ко мне пришло осознание того, что детям нужна нестандартная помощь. Ведь нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо.
Проблема ранней коррекции имеет огромное значение. Детский организм имеет большую пластичность, поэтому именно в этом возрасте имеется наиболее реальная возможность эффективной коррекции. Познавательное, эмоциональное, моторное и речевое развитие ребенка неразрывно связаны между собой. Нарушение одной из этих сфер может привести к задержке формирования другой. Одной из причин является «координационная неспособность». По исследованиям физиологов полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое «своей» половиной тела, но и выполняют разные функции.
Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система - образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
Стала с детьми выполнять кинезиологические упражнения на разно типичное согласование движение рук. Они оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальной адаптации детей.
В школе не всегда есть возможность выделить в учебном плане специально урок для подобных занятий, поэтому я выбрала оптимальный в условиях школы вариант работы. Кинезиологические упражнения проводим в начале учебного дня, как утренняя гимнастика, а также в начале уроков русского языка.
Упражнения на разно типичное согласование движений рук
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук; обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности; формирование произвольности действий.
Упражнение «Капитан»
Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.
Упражнение «Класс»
Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.
Упражнение «Колечки»
На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача - делать упражнение одновременно двумя руками.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш - ставь кулак, звук С - ставь ребро; звук Р - кулак, звук Л - ладонь и т.д.).
Упражнение «Ладушки»
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком - научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа - ногами. Затем усложните задачу: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая - правая», хлопок с партнером «правая - левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично - ногами.
Упражнение «Класс - заяц»
Левой рукой показывать «класс», правой - «ушки зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
Упражнение «Бычок - заяц»
Левой рукой показывать «рога бычка», правой - «ушки зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
Таким образом, кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и помогают решать проблему неуспешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Примеры зрительных гимнастик....
Упражнения для улучшения техники чтения у детей с нарушениями зрения
Советы для родителей...
Очковая коррекция у детей с нарушением зрения.
Очковая коррекция у детей с нарушением зрения. Подбор очков. Правила ношения и ухода за очками. Рекомендации для родителей медсестры-ортоптистки....
Комплекс упражнений для глаз и комплексы физкультурных пауз для детей с нарушениями зрения
В комплекс входят три варианта зрительной гимнастики и наборы упражнения для физкультминуток. Упражнения могут использоваться для снятия зрительного напряжения, укрепления глазных мышц, снятия ст...
Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.
laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...
КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
Данная статья раскрывает пользу перекрестных (кинезеологических) упражнений в коррекционно-логопедическом обучении учащихся. Приведен пример ряда игр и упражнений на межполушарное взаимодействие, кото...
Острота и характер зрения. Дети с нарушением зрения
Краткая классификация нарушений зрения у младших школьников....