Диагностика первкоклаассников.
материал (1 класс)

Ильина Серафима Юрьевна

Диагностика адаптации певрвоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе.

1. Определение уровня самооценки.

Методика «Лесенка»

Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:

  • на 1 — самые хорошие ребята;
  • на 2 и 3 — хорошие;
  • на 4 — ни хорошие, ни плохие;
  • на 5 и 6 — плохие;
  • на 7 — самые плохие.

Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам. Можно нарисовать на этой ступеньке кружочек или поставить другую пометку. Не нужно при проведении теста акцентировать внимание на нумерации ступенек. Желательно, чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, и психолог просто показывал бы на каждую ступеньку и объяснял ее значение, а дети просто соотносили бы ее со своим изображением.

Результаты оцениваются следующим образом:

  • 1 — завышенная самооценка;
  • 2 и 3 — адекватная;
  • 4 — заниженная;
  • 5 и 6 — плохая;
  • 7 — резко заниженная.

2. Проективная методика на выявление отношения к учебному процессу:

Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

3. Анкета на выявление отношения к школе:

«Мое отношение к школе» Н.Г. Лускановой

10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла).

Вопросы анкеты:

1 Тебе нравится в школе или не очень?

2 Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется

остаться дома?

3 Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам,

ты бы пошел в школу или остался дома?

4 Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5 Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6 Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7 Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8 Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9 У тебя в классе много друзей?

10 Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок.

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

Выявляются три уровня адаптации детей к школе:

1 Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе, предъявляемые

требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно

овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет

поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем

предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в

классе.

2 Средний уровень – ребенок положительно относится к школе; понимает учебный

материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи;

внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля;

сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими

детьми в классе.

3 Низкий уровень – ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется

на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал

усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам

готовится нерегулярно; требует контроля и помощи, нуждается в паузах, пассивен,

близких друзей в классе не имеет.

4. Выявление затруднений в учебной деятельности:

Методика «Краски»

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной

бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять

предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет.

Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.

Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

Педагогическая диагностика учащихся 1 класса

Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...

Диагностика математических представлений по всем возрастам

Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....

Диагностика готовности детей к обучению

Для определения  готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...