Сборник диагностик темперамента для обучающихся начальной школы
тест

Каташинская Юлия Дмитриевна

Данный сборник представляет собой набор диагностик, предназначенных для определения типа темперамента у обучающихся начальной школы. Материалы помогут педагогам, психологам и родителям лучше понять индивидуальные особенности детей и адаптировать образовательный процесс под их потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiki_temperamenta_mladshih_shkolnikov.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ на темперамент (дошкольный и  младший школьный возраст)

1.  Как ведёт себя дошкольник, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать:

а)  легко включается в работу;

 б)  активно действует;

 в)  работает неторопливо, без липших слов;

 г)  действует робко, неуверенно?

2.  Как реагирует дошкольник на замечания воспитателя:

 а)  говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

 б)  не слушает и поступает по-своему, бурно реагируя на замечания;

 в)  молча принимает к сведению точку зрения взрослого;

 г)  обиженно молчит, долго переживает?

3.  Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

 а) быстро, с жаром, прислушиваясь к высказываниям других;

 б) стремительно, страстно, никого не слушая;

 в)  спокойно и уверенно;

 г)  с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других?

4. Как ведёт себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего):

 а)  легко ориентируется, проявляет любопытство, активность;

 б)  возбуждён, иногда излишне, беспокоен;

 в)  внимательно, обстоятельно рассматривает все вокруг;

 г)  смущается, ведёт себя застенчиво?

Во всех случаях реакции типа "а" говорят о преобладании сангвинических черт темперамента,

 тип "б" свидетельствует о холерических чертах,

 тип "в" — о флегматическом складе,

 тип "г" — о меланхолическом темпераменте.

    Помните, что чистые типы встречаются редко, гораздо чаще — промежуточные, переходные. К тому же в дошкольном детстве многие особенности темперамента маскируются возрастной импульсивностью, слабостью нервной системы, которая со временем может быть преодолена.

Анкета.

    Предложите взрослому прочитать следующие утверждения и отметить плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристике данного ребёнка.

 1.  Любит шум и суету вокруг себя.

 2.  Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.

 3.  Нередко раздражён чем-то, возбуждён, беспокоен.

 4.  Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.

 5.  Любит работу, которую надо делать быстро.

 6.  Дети считают его весёлым.

 7.  У него часто меняется настроение.

 8.  Чаще молчит в обществе детей.

 9.  Стесняется заговаривать первым с новыми людьми.

 10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.

 11.  Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.

 12.  Не прочь похвастать, приукрасить события.

 13.  Часто не может усидеть на месте.

 14.  Его легко огорчить.

 15.  Дольше других сохраняет работоспособность, не устаёт.

 16.  Легко переключается с одного поручения на другое.

 17.  Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидание.

 18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.

 19.  Быстро устаёт, отключается, перестаёт слушать.

 20.  Верит в себя, легко переносит неудачи.

Утверждения, характеризующие сангвиника — 1, 6, 12, 16, 20;

холерика — 3, 5, 7, 13, 17;

меланхолика — 2, 9, 10, 14, 19;

флегматика — 4, 8, 11, 15, 18.

 Каждому утверждению соответствует 1 балл. Итак, если ребёнок по оценке взрослого набрал 4-5 баллов, свойства данного темперамента выражены довольно ярко. Если баллов всего 1-3, говорить о свойствах определённого темперамента рано, желательно организовать специальное наблюдение и подключить к анкетированию нескольких взрослых, чтобы можно было вывести средний балл.

Тест «Определяем  темперамент ребёнка»

1. Попробуйте описать  ребёнка. Какие черты характера у него наиболее ярко выражены? Какой он?

а.      Жизнелюбивый, оптимистичный, разговорчивый, общительный, склонен к лидерству.

б.      Спокойный, рассудительный, сдержанный, миролюбивый.

в.      Энергичный, неугомонный, вспыльчивый, возбудимый, целеустремленный.

г.       Тревожный, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный

2. Какие из перечисленных ниже эмоций ребёнок проявляет сильнее и чаще всего?

а.      Удивляется, радуется, смеётся.

б.      Почти никогда не реагирует бурно, преобладают позитивные эмоции.

в.      Злится, гневается.

г.       Грустит, опасается, испытывает растерянность.

3. Как ребёнок обычно реагирует на наказания?

а.      Он спокоен, не злится за наказание. Если злится, то быстро отходит.

б.      Как будто не замечает. Без ярких эмоций.

в.      Всегда по-разному. Бывает спокойно, бывает бурно (крик, протест).

г.       Замыкается в себе, долго дуется, бывает реагирует истерикой, слезами.

4. В неожиданных, нестандартных ситуациях ребёнок

а.      Проявляет любопытство.

б.      Как и всегда спокоен, даже равнодушен.

в.      Сопротивляется, пытается вернуться к прежнему положению вещей.

г.       Избегает нового (иногда просто на просто убегает).

5. В какие игры ребёнок предпочитает играть?

а.      Нравятся любые, которые отвечают его интересам.

б.      Любит играть один в спокойные игры.

в.      Обожает шумные, подвижные игры.

г.       Нравится играть во всевозможные игры, но только с близкими и знакомыми людьми.

6. Можете ли Вы сказать, что Ваш малыш общителен?

а.      Да, ему нравится находиться в обществе и детей, и взрослых. Знакомится с новыми людьми легко.

б.      Нет, малыш больше любит одиночество, играет с хорошо знакомыми детьми и взрослыми.

в.      Да. Любит восхищенных зрителей.

г.       Нет. Предпочитает быть в одиночестве, общается с близкими.

7. Как ребёнок ведёт себя со сверстниками? Можете ли Вы сказать, что он лидер?

а.      Он всегда заметен в любой компании - настоящий лидер.

б.      Лидер среди малочисленной компании друзей.

в.      Сам считает себя лидером. А товарищи по-разному воспринимают его.

.       Мне кажется, он не пользуется авторитетом.

8. Как ребёнок  усваивает новое?

а.      Все новое даётся ему быстро и легко.

б.      Медленно, но малыш все усвоит.

в.      Схватывает все на лету. Но и забывает быстро.

г.       Это зависит от ситуации.

9. Как ребёнок разговаривает?

а.      Выразительно, связно. Помогает себе мимикой, жестами.

б.      Разговаривает медленно, невыразительно, эмоций не проявляет. Иногда бубнит что-то под нос.

в.      Быстро, эмоционально, отрывисто, иногда переходит на крик, торопится, проглатывает звуки, слоги и даже слова.

г.       Выразительно, но тихо и неуверенно.

10. Как ребёнок осваивает возрастные навыки (те, которые "положены" по возрасту)?

а.      Без труда. Все даётся легко.

б.      Навыки осваиваются трудно, но прочно.

в.      Быстро и легко. Но делает только то, что интересно ему самому.

г.       Быстро, но непрочно. При стрессе может случиться откат или остановка в развитии навыка.

11. Как двигается ?

а.      Уверенно, точно, ритмично.

б.      Аккуратно, неторопливо, манерно.

в.      Порывисто, резко, эмоционально

г.       Неуверенно, неточно, суетливо.

12. Как спит  ребёнок?

а.      Быстро и без сложностей засыпает, спит крепко, просыпается легко.

б.      Легко засыпает, спит хорошо, утром долго не может придти в себя.

в.      Не хочет засыпать, приходится уговаривать, спит неспокойно, просыпается каждый раз в новом настроении.

г.       Долго настраивается на сон, но быстро засыпает, просыпается в добром расположении духа, но требуется время на то, чтобы прийти в себя.

13. Как проходит  адаптация к новым условиям?

а.      Легко, быстро.

б.      Не хотел менять устоявшийся ход событий, адаптация была долгой.

в.      Новая обстановка понравилась, долго адаптировался к требованиям воспитателей.

г.       Нельзя с уверенностью сказать, что адаптация уже позади. Никак не мог привыкнуть .

Результаты теста:

Если в ответах чаще можно видеть вариант а) - преобладающий тип темперамента ребёнка сангвинический.

Если в ответах чаще можно видеть вариант б) - преобладающий тип темперамента ребёнка флегматический.

Если в ответах чаще можно видеть вариант в) - преобладающий тип темперамента ребёнка холерический.

Если в ответах чаще можно видеть вариант г) - преобладающий тип темперамента ребёнка меланхолический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач в стихах для начальной школы.

В этом сборнике собраны задачи в стихах для учащихся начальной школы,материал предназначен для устного счета на уроках математики...

Сборник конспектов внеклассных занятий для начальной школы

1. План-конспект ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "БЕРЕГИ глаз как алмаз"  (беседа из тематического цикла бесед  «Твое здоровье в твоих руках»)2. План-конспект ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ...

Сборник сценариев предметных недель в начальной школе

Сборник содержит сценарии предметных недель в начальной школе ....

Методический сборник по ПДД для учащихся начальной школы.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших к...

Сборник старинных задач для обучающихся начальной школы

Сборник старинных задач для обучающихся начальной школы...

Сводная таблица диагностики знаний обучающихся начальной школы (3 класс)

Данная таблица предназначена для заполнения информации об усвоении учебного материала и планировании коррекционной работы с неуспевающими...