Программа допобразования "Юные исследователи"
рабочая программа
Программа дополнительного образования "Юныеисследователи" для детей 7-10 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Элеваторская начальная общеобразовательная школа»
Рассмотрено На педагогическом совете МОУ «Элеваторская НОШ» Протокол № От «29» августа 2024г | «УТВЕРЖДАЮ» « 29» августа 2024 г. |
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности
Возраст учащихся: 7- 10лет
Срок реализации программы: 1 год
Учитель начальных классов
Селютина Н.С.
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Юные исследователи» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Она расширяет предметную область «Обществознание и естествознание» за счет введения дополнительных сведений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми дети непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.
Актуальность программы в том, что она педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение окружающего мира способствует привлечению внимания младших школьников к изучению физических, биологических, химических явлениях, практически значимых в повседневной жизни. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Введение данного курса программы - это возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской деятельности.
Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются опыты. Поэтому большую часть времени программы отводится на демонстрацию и проведение опытов, домашние эксперименты.
Материал, используемый в программе «Юные исследователи», позволит обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и проекты.
Основное место в программе «Юные исследователи» занимают самостоятельная и творческая работа обучающихся - индивидуальная и групповая. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по физике, химии и биологии, демонстрировать их своим сверстникам, другим обучающихся, родителям. Программа подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть главное и делать правильные выводы. Содержание программы позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.
Цель: формирование умений наблюдать и выполнять опыты объектов и явлений природы.
Задачи программы:
1) способствовать формированию первоначальных представлений о физических, биологических, химических явлениях, практически значимых в повседневной жизни;
2) познакомить обучающихся с проведением простейших опытов, раскрывая закономерности наблюдаемых явлений;
3) развивать внимание, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
4) создать условия для формирования и развития исследовательских умений обучающихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность;
5) развивать навыки сотрудничества со сверстниками при работе в паре, группах.
На занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с практическими работами, уделяется большое внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность проводить опыты самостоятельно.
Принципы реализации программы:
- Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики. - Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.
- Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности младших школьников.
- Принцип доступности: предоставление возможности обучаться каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
- Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
- Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся, спецификой и возможностями образовательных областей.
Данная образовательная программа разработана для детей младшего школьного возраста (возраст детей – 7-10 лет)
Срок реализации программы 1 год. Программа предназначена для занятий по 1 часу, за учебный год – 34 часа. В неделю проходит 1 занятие.
Количество учащихся в объединении определяется с учётом рекомендации СанПин. Группа формируется из учащихся разного возраста, состав группы 10 - 15 человек. Программа составлена в соответствии с требованиями к возрастным особенностям детей.
- Форма обучения – очная.
Для обучения по программе принимаются все желающие без предварительного отбора на основании заявления родителей (законных представителей) детей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Личностными результатами являются:
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание предложенного содержания, обеспечивающего морально-личностный выбор;
- воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.
-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Разработанные задания обеспечивают развитие познавательных процессов:
- зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации;
- переключения, устойчивости и распределения внимания;
- произвольного внимания;
- объёма внимания;
- способности к комбинированию;
- внутреннего плана действия;
- различных видов памяти;
- оперативной слуховой и зрительной памяти;
- конструктивного мышления;
- логического и пространственного мышления;
- образного и словесно-логического мышления;
- творческого мышления, подвижности и гибкости мышления;
- способности к воссозданию мысленных образов.
Метапредметными результатами изучения курса программы являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того что ещё неизвестно;
- принимать задачу, сохранять и выполнять её с интересом;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
- оценивать правильность выполнения своих действий, при необходимости вносить коррективы в их выполнение;
- оценивать правильность выполнения действий другого;
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- развивать способность к рефлексии.
Познавательные УУД:
- строить речевые высказывания в устной форме;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;
- создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий;
- использовать знаково-символические средства;
- владеть действием моделирования: строить модели, схемы при решении логических задач;
- осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- устанавливать причинно следственные связи;
- строить логические цепи рассуждений;
- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- быть открытым и способным выражать собственные мысли;
- высказывать и аргументировать своё предложение;
- убеждать и уступать;
- с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
- брать на себя инициативу работая в группах;
- осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
- слушать своих сверстников;
- принимать решения и помогать друг другу;
- сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- работать в парах и малых группах.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты и опыты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
Обучающийся получит возможность научиться:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
В целом оценка достижений ожидаемых результатов программы осуществляется по следующим критериям:
- Повышение интереса ребят к творческой деятельности
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
- Повышение социальной активности.
- Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В МОДУЛЯХ ПРОГРАММЫ
Модуль 1 Опыты и эксперименты с водой.
В модуле обучающийся проводят целенаправленное исследование за объектом – водой, методом наблюдения, эксперимента. Младший школьник включается в самостоятельное решение учебных задач. Развивает исследовательскую компетенцию, изучая воду. Модуль развивает творческую исследовательскую активность, умение высказывать предположения, наблюдать, делать выводы. Темы модуля формируют прочные знания о воде, дают возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и эксперименты. Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Обучающиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Обучающийся научатся:
- Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды
- Анализировать, обобщать , классифицировать , сравнивать воду, называя её существенные признаки.
- Различать три состояния воды.
- Наблюдать круговорот в природе.
- Бережно относиться к воде
Тематические разделы модуля:
- Вода и её свойства.
- Вода в природе. Три состояния воды.
- Круговорот воды в природе. Осадки.
- Экологические проблемы. Охрана воды.
Модуль 2 : Опыты и эксперименты с воздухом.
В модуле обучающиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – воздухом, методом наблюдения, эксперимента. Младшие школьники знакомятся с понятием «воздух», изучают его состав. Параллельно происходит знакомство с понятием «ветер» через понятие «воздух». Это модуль даёт знания в понятии «погода», дети знакомятся с температурой воздуха, с таким прибором как термометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы. Учащиеся узнают о том, что такое «зонды» и «прогноз погоды», вводится понятие «метеорология». Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Обучающиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Обучающиеся научатся:
- Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха.
- Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, называя основные свойства воздуха.
- Определять состав воздуха.
- Понимать, что такое движение воздуха.
- Бережно относиться к воздуху как к неотъемлемой части жизни на Земле.
Тематические разделы модуля:
- Воздух и его свойства.
- Движение воздуха. Ветер.
- Метеорология и погода.
- Экологические проблемы. Охрана воздуха.
Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом.
В модуле обучающиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – металлическими предметами, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении металлов. Модуль знакомит со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Раскрывает значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых. Дети знакомятся с такими характеристиками металлов, как: твёрдость, жидкость ртути, пластичность, плавкость, теплопроводность, электропроводность, магнит. Изучают разнообразие металлов и их использование в жизни человека. Знакомятся с полезными ископаемыми, в состав которых входят металлы. Младшие школьники на практике дают характеристику некоторым металлам, знакомятся с «благородными» металлами. Учатся использовать свойства металлов в практической деятельности.
Обучающиеся научатся:
- Определять с помощью наблюдений и опытов свойства некоторых металлов;
- Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать некоторые металлы, называя их существенные признаки.
- Применять некоторые свойства металлов на практических занятиях;
- Различать наличие металлов в полезных ископаемых;
- Работать с информацией
Тематические разделы модуля:
- Металл и его свойства.
- Магнит и магнетизм.
- Полезные ископаемые. Руды.
- Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов.
- Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике.
Модуль 4: Опыты и эксперименты с песком и глиной
В модуле обучающиеся проводят целенаправленное исследование за объектами – песком и глиной, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении данных предметов неживой природы. Изучают и сравнивают свойства песка и глины. а именно: сыпучесть, вязкость, водопроницаемость. Исследуют и сравнивают строение песка и глины на размер крупинок и цвета, а также свойства частиц. Знакомятся с понятием «дети гранита». Изучают полезные ископаемые и их использование в жизни человека. Изготовление стекла, кирпича и глиняной посуды. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Обучающиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Обучающиеся научатся:
- Определять с помощью наблюдений и опытов характерные свойства песка и глины;
- Сравнивать и анализировать свойства песка и глины, объяснять полученные данные с научной точки зрения;
- Давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека, основываясь на знания свойств данных веществ.
- Наблюдать, исследовать, анализировать свою работу и делать выводы.
Тематические разделы модуля:
- Песок и глина. Сходство и различие.
- Песок и глина – полезные ископаемые.
- Песок и глина в жизни человека.
- Изучаем строение песка и глины
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ « ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
№ | Модули программы | Всего часов |
1 | Опыты и эксперименты с водой | 9 |
2. | Опыты и эксперименты с воздухом | 10 |
3. | Опыты и эксперименты с металлом | 8 |
4. | Опыты и эксперименты с песком и глиной | 7 |
Виды деятельности: игровая, познавательная, интеллектуально – творческая, проектная.
Форма организации: групповая
Формы проведения занятий: совместная проектно – творческая деятельность взрослого и детей.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Опыты и эксперименты с водой»
№ | Дата план | Дата факт | Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Взаимодействие с родителями) |
1 | 2.09 | Пар – это тоже вода | Дать детям понятие о том, что пар – это тоже вода. Познакомить со свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. | Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые могут провести дома вместе с детьми. | |
2 | 9.09 | С водой и без воды. | Познакомить со свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) |
| |
3 | 16.09 |
Замораживаем воду | Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода. | Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. | |
4 | 23.09 | Художественное творчество Аппликация «Снежинка». | |||
5 | 30.09 | Вода не имеет формы | Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. | Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома. | |
6. | 7.10 | Плывущее яйцо | Дать представление о том, что такое плотность воды. | Подготовить сообщение на тему; «Эта разная вода» | |
7 | 14.10 | Кипение» холодной воды | Дать представление об образовании вакуума в закрытом стакане с водой и о взаимодействии воздуха и воды. | Консультация для родителей по эксперименту с водой. | |
8 | 21.10 | Эксперимент со льдом | Изучить свойство льда и сравнить его с жидким состояние воды. | Сообщение на тему: «Вода – мой помощник дома» | |
9. | 11.11 | Творческая мастерская | Презентация работ по данному модулю | Презентация работ по данному модулю | |
Итого: 9 часов |
Модуль «Опыты и эксперименты с воздухом»
№ | Дата план | Дата факт | Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Взаимодействие с родителями) |
1 | 18.11 | Этот удивительный воздух | Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха | Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию» | |
2 | 25.11 | Парусные гонки | Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании | Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме. | |
3 | 2.12 | Вдох – выдох | Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. | Консультация «Экспериментируем вместе с папой». |
4 | 9.12 | Поиск воздуха | Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. | Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» | ||
5 | 16.12 | Воздух при нагревании расширяется | Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. | Совместное детсковзрослое творчество: изготовление книжек-малышек. | ||
6 | 23.12 | В воде есть воздух | Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде. | Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное | ||
7 | 28.12 | Много ли в воздухе кислорода? | Узнать количество кислорода в воздухе. | Беседа на тему: «Чистый воздух – залог здоровья человека» | ||
8 | 13.01 | Рисунки ветра | Узнать , как рисует воздух. Сформировать представление о том, каким воздухом мы дышим. | Провести опыт в домашних условиях. | ||
9 | 20.01 | Нетекучая вода | Дать представление о силе давления воздуха и сравнить её с силой тяжести. | Консультация «Экспериментируем вместе с мамой» | ||
10 | 27.01 | Танцующая монета | Убедиться на практике о свойстве воздуха – расширяться при нагревании. | Провести наблюдения: как можно доказать свойство воздуха – расширяться во время нагревания | ||
Итого:10 |
Модуль « Опыты и эксперименты с металлом»
№ | Дата план | Дата факт | Тема экспериментальной деятельности | Задачи экспериментальной деятельности | Взаимодействие с родителями) |
1 | 03.02 | Парящий самолет | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; | Создание мини лаборатории «Мир магнитов» |
2 | 10.02 | Притягивает – не притягивает | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы | Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. | |
3 | 17.02. | Как достать скрепку из воды, не замочив рук | Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею | Совместное создание кукольного театра на магнитах. | |
4 | 24.02 | Рисует магнит или нет | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; | Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование. |
5 | 03.03 | Вольфрам – король лампочек | Заочно изучить свойства вольфрама. | Подготовить сообщение на тему: «Вольфрам и его применение» | |
6 | 10.03 | Аллюминий – самый лёгкий металл | Изучить свойства аллюминия и его применение в быту. | «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование. | |
7 | 17.03 | Куй железо пока горячо | Определить происхождение поговорки. Изучить информацию о свойствах железа и сделать выводы. | Подготовить презентацию о свойствах железа. | |
8 | 31.03 | Из чего делают провода | Изучить информацию и сделать вывод на тему: «Почему провода делают из металла?» | Закрепить знания детей о свойствах металлов. | |
Итого: 8 часов |
Модуль « Опыты и эксперименты с песком и глиной»
№ | Дата план | Дата факт | Тема экспериментальн ой деятельности | Задачи экспериментальн ой деятельности | Взаимодействие с родителями) |
1 | 07.04 | Песчаный конус. | Помочь определить, может ли песок двигаться | Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент | |
2 | 14.04 | Глина, какая она? | Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная) | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | |
3 | 21.04 | Песок и глина – наши помощники. | Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. | |
4 | 28.04 | Ветер и песок | Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком | Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых”для экспериментирования,сделать эмблемы. | |
5 | 05.05 | Свойства мокрого песка
| Познакомить со свойствами мокрого песка | Обновление картотеки условных обозначений «Свойства» | |
6 | 12.05 | Песочные часы | Знакомство с песочными часами | Оформление папки «Мои открытия». | |
7 | 19.05 | Песок и глина – наши помощники. | Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. | |
Итого: 7 часов | |||||
Всего: 34 часа |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Примерная программа внеурочной деятельности под редакцией Горского В.А.- М.: Просвещение 2014
3.МК «Школа России» , Плешаков А.А.
4.ФГОС НОО , Министерство просвещение , 06.10.2009
5.Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Химия/С.В. Болоушевский.-М.:Эксмо, 2014.-72с.: ил.-(Опыты для детей и взрослых)
6. Занимательная химия./С.А.Лаврова.- ООО «Белый город» 2010.-127с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Программа "Я исследователь"(работа из интернета)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование"
Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование" 1 класс...
Программа "Я-исследователь"
ПРОГРАММА КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (1–4 классы) А.И. Савенков...
Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность
Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....
Программа "Юный исследователь"
Цель программы развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 год...
Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...