Программа допобразования "Юные исследователи"
рабочая программа

Селютина Наталья Сергеевна

Программа дополнительного образования "Юныеисследователи" для детей 7-10 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Элеваторская начальная общеобразовательная школа»

Рассмотрено

На педагогическом совете

МОУ «Элеваторская НОШ»

Протокол №

От  «29»  августа  2024г

«УТВЕРЖДАЮ»

« 29» августа 2024 г.

 «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   общеинтеллектуальной направленности

Возраст учащихся: 7- 10лет

Срок реализации программы: 1 год

Учитель начальных классов

        Селютина Н.С.

2024 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  «Юные исследователи» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

        Она расширяет предметную область «Обществознание и естествознание» за счет введения дополнительных сведений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми дети непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.

         Актуальность программы в том, что она педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение окружающего мира  способствует привлечению внимания младших школьников к изучению физических, биологических, химических явлениях,  практически значимых в повседневной жизни. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Введение данного курса программы - это возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской деятельности.

Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются опыты. Поэтому большую часть времени программы отводится  на демонстрацию и проведение опытов, домашние эксперименты.

Материал, используемый в программе «Юные исследователи», позволит обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и проекты.

        Основное место в программе «Юные исследователи» занимают самостоятельная и творческая работа обучающихся - индивидуальная и групповая. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по физике,  химии и биологии,  демонстрировать их своим сверстникам, другим обучающихся, родителям. Программа подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть главное и делать правильные выводы. Содержание программы позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и способности.

Цель: формирование умений наблюдать и выполнять опыты объектов и явлений природы.

Задачи программы:

1) способствовать формированию первоначальных представлений о физических, биологических, химических явлениях,  практически значимых в повседневной жизни;

2)  познакомить обучающихся с проведением простейших  опытов, раскрывая  закономерности наблюдаемых явлений;

3)  развивать внимание, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

4)   создать  условия для формирования и развития исследовательских умений обучающихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность;

5)  развивать навыки  сотрудничества со  сверстниками при работе в паре, группах.

На занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с практическими работами, уделяется большое внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность проводить опыты самостоятельно.        

Принципы реализации программы:        

  1. Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
    - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики.
  2. Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.
  3. Принцип систематичности и последовательности:  обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности младших школьников.
  4. Принцип доступности: предоставление возможности обучаться каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
  5. Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания,  основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
  6. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
  7. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся, спецификой и возможностями образовательных областей.

Данная образовательная программа разработана для детей младшего школьного возраста (возраст детей – 7-10 лет)

Срок реализации программы 1 год. Программа предназначена для занятий по 1 часу, за учебный год – 34 часа.  В неделю проходит 1 занятие.

 Количество учащихся в объединении определяется с учётом рекомендации СанПин. Группа формируется из учащихся разного возраста, состав группы  10 - 15 человек. Программа составлена в соответствии с требованиями к возрастным особенностям детей.

- Форма обучения – очная.

Для обучения по программе принимаются все желающие без предварительного отбора на основании заявления родителей (законных представителей) детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Личностными результатами являются:

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание предложенного содержания, обеспечивающего морально-личностный выбор;
  • воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.

-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Разработанные задания обеспечивают развитие познавательных процессов:  

  • зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации;
  • переключения, устойчивости и распределения внимания;
  • произвольного внимания;  
  • объёма внимания;  
  • способности к комбинированию;  
  • внутреннего плана действия;
  • различных видов памяти;
  • оперативной слуховой и зрительной памяти;
  • конструктивного мышления;
  • логического и пространственного мышления;
  • образного и словесно-логического мышления;
  • творческого мышления, подвижности и гибкости мышления;
  • способности к воссозданию мысленных образов.

Метапредметными результатами изучения курса программы являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД: 

  • прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того что ещё неизвестно;
  • принимать задачу, сохранять и выполнять её с интересом;  
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;  
  • контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
  • оценивать правильность выполнения своих действий, при необходимости вносить коррективы в их выполнение;
  • оценивать правильность выполнения действий другого;  
  • проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;  
  • развивать способность к рефлексии.

 

Познавательные УУД:

  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;
  • создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий;
  • использовать знаково-символические средства;
  • владеть действием моделирования: строить модели, схемы при решении логических задач;        
  • осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • устанавливать причинно следственные связи;
  • строить логические цепи рассуждений;
  • самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • быть открытым и способным выражать собственные мысли;  
  • высказывать и аргументировать своё предложение;
  • убеждать и уступать;
  • с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
  • брать на себя инициативу работая в группах;
  • осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
  • слушать своих сверстников;
  • принимать решения и помогать друг другу;
  • сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результаты своих действий; 
  • работать в парах и малых группах. 

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты и опыты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

 В целом оценка достижений ожидаемых результатов программы осуществляется по следующим критериям:

  1. Повышение интереса ребят к творческой деятельности
  2. Повышение мотивации к учебной деятельности.
  3. Повышение социальной активности.
  4. Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.

               ФОРМИРОВАНИЕ УУД В МОДУЛЯХ ПРОГРАММЫ

Модуль 1 Опыты и эксперименты с водой.

В модуле обучающийся проводят целенаправленное исследование за объектом – водой, методом наблюдения, эксперимента. Младший школьник включается в самостоятельное решение учебных задач. Развивает исследовательскую компетенцию, изучая воду. Модуль развивает творческую исследовательскую активность, умение высказывать предположения, наблюдать, делать выводы. Темы модуля формируют прочные знания о воде, дают возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и эксперименты. Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Обучающиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.

Обучающийся научатся:

  • Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды
  • Анализировать, обобщать , классифицировать , сравнивать воду,  называя её существенные признаки.
  • Различать три состояния воды.
  • Наблюдать круговорот в природе.
  • Бережно относиться к воде

 

Тематические разделы модуля:

  1. Вода и её свойства.  
  2. Вода в природе. Три состояния воды.
  3. Круговорот воды в природе. Осадки.
  4. Экологические проблемы. Охрана воды.

Модуль 2 : Опыты и эксперименты с воздухом.

В модуле обучающиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – воздухом, методом наблюдения, эксперимента. Младшие школьники знакомятся с понятием «воздух», изучают его состав. Параллельно происходит знакомство с понятием «ветер» через понятие «воздух». Это модуль даёт знания в понятии «погода», дети знакомятся с температурой воздуха, с таким  прибором как термометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы. Учащиеся узнают о том, что такое «зонды» и «прогноз погоды», вводится понятие «метеорология». Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Обучающиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.

Обучающиеся научатся:

  • Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха.
  • Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать,  называя  основные свойства воздуха.
  • Определять состав воздуха.
  • Понимать, что такое движение воздуха.
  • Бережно относиться к воздуху как к неотъемлемой части жизни на Земле.

Тематические разделы модуля:

  1. Воздух и его свойства.
  2. Движение воздуха. Ветер.
  3. Метеорология и погода.
  4. Экологические проблемы. Охрана воздуха.

 Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом.

В модуле обучающиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – металлическими предметами, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении металлов. Модуль знакомит со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Раскрывает значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых. Дети знакомятся с такими характеристиками металлов, как: твёрдость, жидкость ртути, пластичность, плавкость, теплопроводность, электропроводность, магнит. Изучают разнообразие металлов и их использование в жизни человека. Знакомятся с полезными ископаемыми, в состав которых входят металлы. Младшие школьники на практике дают характеристику некоторым металлам, знакомятся с «благородными» металлами. Учатся использовать свойства металлов в практической деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • Определять с помощью наблюдений и опытов свойства некоторых металлов;
  • Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать некоторые металлы, называя их существенные признаки.
  • Применять некоторые свойства металлов на практических занятиях;
  • Различать наличие металлов в полезных ископаемых;
  • Работать с информацией

Тематические разделы модуля:

  1. Металл и его свойства.
  2. Магнит и магнетизм.
  3. Полезные ископаемые. Руды.
  4. Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов.
  5. Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике.

Модуль 4: Опыты и эксперименты с песком и глиной

В модуле обучающиеся проводят целенаправленное исследование за объектами – песком и глиной, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении данных предметов неживой природы. Изучают и сравнивают свойства песка и глины. а именно: сыпучесть, вязкость, водопроницаемость. Исследуют и сравнивают строение песка и глины на размер крупинок и цвета, а также свойства частиц. Знакомятся с понятием «дети гранита». Изучают полезные ископаемые и их использование в жизни человека. Изготовление стекла, кирпича и глиняной посуды. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Обучающиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.

Обучающиеся научатся:

  • Определять с помощью наблюдений и опытов характерные свойства песка и глины;
  • Сравнивать и анализировать свойства песка и глины, объяснять полученные данные с научной точки зрения;
  • Давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека, основываясь на знания свойств данных веществ.
  • Наблюдать, исследовать, анализировать свою работу и делать выводы.

Тематические разделы модуля:

  1. Песок и глина. Сходство и различие.
  2. Песок и глина – полезные ископаемые.
  3. Песок и глина в жизни человека.
  4. Изучаем строение песка и глины

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ « ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

 

Модули программы

Всего часов

1

Опыты и эксперименты с водой

9

2.

Опыты и эксперименты с воздухом

10

3.

Опыты и эксперименты с металлом

8

4.

Опыты и эксперименты с песком и глиной

7

 Виды деятельности: игровая, познавательная, интеллектуально – творческая, проектная.

Форма организации: групповая

Формы проведения занятий: совместная проектно – творческая  деятельность взрослого и детей.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Модуль «Опыты и эксперименты с водой»

Дата план

Дата факт

Тема

экспериментальной деятельности

Задачи

экспериментальной деятельности

Взаимодействие с

родителями)

1

2.09

 Пар – это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пар – это тоже вода.

Познакомить со свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Буклет «Экспериментируем

дома».         Цель:

познакомить родителей с играми – экспериментами,

которые         могут провести дома вместе с детьми.

2

9.09

 С водой и без воды.

Познакомить со свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды,

необходимые для роста и развития растений (вода,

свет, тепло)

 

3

16.09

 

Замораживаем воду

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

4

23.09

Художественное творчество Аппликация «Снежинка».

5

30.09

Вода не имеет формы

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома. 

6.

7.10

Плывущее яйцо

Дать представление о том, что такое плотность воды.

Подготовить сообщение на тему; «Эта разная вода»

7

14.10

 Кипение» холодной воды

Дать представление об образовании вакуума в закрытом стакане с водой и о взаимодействии воздуха и воды.

Консультация для родителей по эксперименту с водой.

8

21.10

Эксперимент со льдом

Изучить свойство льда и сравнить его с жидким состояние воды.

Сообщение на тему: «Вода – мой помощник дома»

9.

11.11

Творческая мастерская

Презентация работ по данному модулю

Презентация работ по данному модулю

Итого: 9 часов

Модуль «Опыты и эксперименты с воздухом»

 

Дата

план

Дата

факт

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Взаимодействие         с родителями)

1

18.11

Этот удивительный воздух

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми

экспериментированию»

2

25.11

 Парусные гонки

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

3

2.12

 Вдох – выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Консультация

«Экспериментируем вместе с папой».

4

9.12

Поиск воздуха

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не

"невидимка", а реально существующий газ.

Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

5

16.12

 Воздух при нагревании расширяется

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

 Совместное детсковзрослое творчество:

изготовление книжек-малышек.

6

23.12

 В воде есть воздух

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

 Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное

7

28.12

Много ли в воздухе кислорода?

Узнать количество кислорода в воздухе.

Беседа на тему: «Чистый воздух – залог здоровья человека»

8

13.01

 Рисунки ветра

Узнать , как рисует воздух. Сформировать представление о том, каким воздухом мы дышим.

Провести опыт в домашних условиях.

9

20.01

Нетекучая вода

Дать представление о силе давления воздуха и сравнить её с силой тяжести.

Консультация «Экспериментируем вместе с мамой»

10

27.01

 Танцующая монета

Убедиться на практике о свойстве воздуха – расширяться при нагревании.

Провести наблюдения: как можно доказать свойство воздуха – расширяться во время нагревания

Итого:10

 

Модуль « Опыты и эксперименты с металлом»

 

Дата

план

Дата

факт

Тема

экспериментальной деятельности

Задачи

экспериментальной деятельности

Взаимодействие с родителями)

1

03.02

Парящий самолет

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими;

Создание мини лаборатории «Мир магнитов»

2

10.02

Притягивает – не притягивает

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

3

17.02.

Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

4

24.02

Рисует магнит или нет

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.  

5

03.03

Вольфрам – король лампочек

 Заочно изучить свойства вольфрама.

Подготовить сообщение на тему:

«Вольфрам и его применение»

6

10.03

Аллюминий – самый лёгкий металл

Изучить свойства аллюминия и его применение в быту.

«Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.

7

17.03

Куй железо пока горячо

Определить происхождение поговорки. Изучить информацию о свойствах железа и сделать выводы.

Подготовить презентацию о свойствах железа.

8

31.03

Из чего делают провода

Изучить информацию и сделать вывод на тему: «Почему провода делают из металла?»

Закрепить знания детей о свойствах металлов.

Итого: 8 часов

 

Модуль « Опыты и эксперименты с песком и глиной»

Дата

план

Дата

факт

Тема экспериментальн ой деятельности

Задачи экспериментальн ой деятельности

Взаимодействие         с

родителями)

1

07.04

Песчаный конус.

Помочь определить, может ли песок двигаться

Беседа дома с детьми:

кто такие учёные;  

что такое эксперимент

2

14.04

 Глина, какая она?

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Памятка: «Чего нельзя и что  

нужно делать для поддержания интереса  

детей к познавательному

экспериментированию».

3

21.04

 Песок и глина – наши помощники.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

4

28.04

 Ветер и песок

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты

“ученых”для экспериментирования,сделать эмблемы.

5

05.05

Свойства мокрого песка

 

Познакомить со свойствами мокрого песка

Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

6

12.05

Песочные часы

Знакомство с песочными часами

Оформление папки «Мои открытия».

7

19.05

Песок и глина – наши помощники.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Итого: 7 часов

Всего: 34 часа

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1.Примерная программа внеурочной деятельности под редакцией Горского В.А.- М.: Просвещение 2014

3.МК «Школа России» , Плешаков А.А.

4.ФГОС НОО , Министерство просвещение , 06.10.2009

5.Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Химия/С.В. Болоушевский.-М.:Эксмо, 2014.-72с.: ил.-(Опыты для детей и взрослых)

6. Занимательная химия./С.А.Лаврова.- ООО «Белый город» 2010.-127с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Программа "Я исследователь"(работа из интернета)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование"

Занятие № 1  по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование" 1 класс...

Программа "Я-исследователь"

ПРОГРАММА КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (1–4 классы) А.И. Савенков...

Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность

Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....

Программа "Юный исследователь"

Цель программы  развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 год...

Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...