Открытый урок по предмету «Окружающий природный мир» в 4 «Б» классе
план-конспект урока (4 класс)

 

Учебный предмет – окружающий природный мир

Тема – Домашние птицы

Тип урока – урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Форма занятия – классно-урочная.

Вид урока   – урок закрепления данной темы путем совершенствования и использования уже имеющихся знаний и умений учащихся

Уровень образования- 4 класс

Цель урока:

Деятельностная: научить обучающихся применять субъективный опыт знакомства с домашними птицами, дифференцировать и классифицировать птиц при выполнении дидактических заданий и практических упражнений, повторить изученный способ действий в рамках лексической темы.

Содержательная: научить обобщению и систематизации, применению знаний и способов деятельности в рамках изучаемой темы, их связи с уже приобретённым опытом и его значением для последующего обучения.

Задачи:  

Образовательные:

  -закрепить представления обучающихся о домашних птицах, видовых признаках птиц;

  -умножить и расширить лексический словарь по теме урока:

  -систематизировать представления обучающихся о домашних птицах;

  -развивать познавательный интерес о жизни домашних птиц;

  -вырабатывать навыки классификации по определенному признаку.

Коррекционно- развивающие:

 -развивать общую и мелкую моторику;

 -развивать зрительное и слуховое внимание и память;

 -развивать связную речь;

  учить сочетать движение и речь.

Воспитательные:

-воспитывать чувство доброты по отношению к окружающему миру;

-воспитывать любознательность;

-воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества.

Технологии на уроке:

- объяснительно - иллюстративная, игровая, аудиовизуальная, личностно-ориентированная.

Методы:

-словесные (объяснение);

-наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение);

-практические (задания на коррекцию речи с движениями, аппликация). - синхронно-моделированный (слайды включены во все этапы урока);

Формы работы – фронтальная, индивидуальная.

Виды деятельности: работа с разрезными картинками, работа на доске, работа с карточками.

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок проводится в соответствии с учебным планом, содержание урока регламентировано рабочей программой и календарно-тематическим планированием.

Здоровье сберегающая деятельность на уроке

Санитарно-гигиенических требования: соблюдается режим проветривания помещения, тепловой режим, освещенность, чистота.

Рациональная плотность урока: время, затраченное на учебную работу, соответствует требованиям.

Организация учебного труда- соответствует плану урока.

Соблюдается строгая дозировка учебной нагрузки.

Соблюдается смена видов деятельности.

Обучение осуществляется с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.).

Место и длительность применения ТСО соответствует требованиям.

Включение в урок технологических приемов и методов, способствуют самопознанию, самооценке учащихся.

Построение урока с учитывает работоспособность учащихся.

Осуществляется индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей.

Осуществляется формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся.

Создан благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

Осуществляется стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ.

Проводятся физкультминутки и динамические паузы на уроке.

Осуществляется целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

 

Планируемые результаты:

Предметные: дифференцировать и классифицировать домашних птиц при выполнении дидактических заданий.

Личностные: понимание на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Метапредметные УУД:

•                регулятивные: формирование умений с помощью педагога планировать собственную деятельность, корректировать и контролировать свои действия.

•                познавательные: формирование умений с помощью педагога определять наиболее эффективные способы достижения результата.

•                коммуникативные: развивать умения выражать свои мысли, уметь и быть готовым вести диалог, уметь сотрудничать с педагогом.

 

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор (презентация), компьютер, демонстрационный материал по теме урока, длинные бигуди, карточки с изображением   птиц (курица, петух, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка), карточки с изображением ряда птиц, материал для аппликации.

Время проведения: 40 минут

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyi_urok_domashnie_ptitsy.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету «Окружающий природный мир» в 4 «Б» классе

Тема: «Домашние птицы»

Дата проведения - г.

Учебный предмет – окружающий природный мир

Тема – Домашние птицы

Тип урока – урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Форма занятия – классно-урочная.

Вид урока – урок закрепления данной темы путем совершенствования и использования уже имеющихся знаний и умений учащихся

Уровень образования- 4 класс

Цель урока:

Деятельностная: научить обучающихся применять субъективный опыт знакомства с домашними птицами, дифференцировать и классифицировать птиц при выполнении дидактических заданий и практических упражнений, повторить изученный способ действий в рамках лексической темы.

Содержательная: научить обобщению и систематизации, применению знаний и способов деятельности в рамках изучаемой темы, их связи с уже приобретённым опытом и его значением для последующего обучения.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить представления обучающихся о домашних птицах, видовых признаках птиц;

-умножить и расширить лексический словарь по теме урока:

-систематизировать представления обучающихся о домашних птицах;

-развивать познавательный интерес о жизни домашних птиц;

-вырабатывать навыки классификации по определенному признаку.

Коррекционно- развивающие:

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать зрительное и слуховое внимание и память;

-развивать связную речь;

учить сочетать движение и речь.

Воспитательные:

-воспитывать чувство доброты по отношению к окружающему миру;

-воспитывать любознательность;

-воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества.

Технологии на уроке:

- объяснительно - иллюстративная, игровая, аудиовизуальная, личностно-ориентированная.

Методы:

-словесные (объяснение);

-наглядные (показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение);

-практические (задания на коррекцию речи с движениями, аппликация). - синхронно-моделированный (слайды включены во все этапы урока);

Формы работы – фронтальная, индивидуальная.

Виды деятельности: работа с разрезными картинками, работа на доске, работа с карточками.

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок проводится в соответствии с учебным планом, содержание урока регламентировано рабочей программой и календарно-тематическим планированием.

Здоровье сберегающая деятельность на уроке

Санитарно-гигиенических требования: соблюдается режим проветривания помещения, тепловой режим, освещенность, чистота.

Рациональная плотность урока: время, затраченное на учебную работу, соответствует требованиям.

Организация учебного труда- соответствует плану урока.

Соблюдается строгая дозировка учебной нагрузки.

Соблюдается смена видов деятельности.

Обучение осуществляется с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.).

Место и длительность применения ТСО соответствует требованиям.

Включение в урок технологических приемов и методов, способствуют самопознанию, самооценке учащихся.

Построение урока с учитывает работоспособность учащихся.

Осуществляется индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей.

Осуществляется формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся.

Создан благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

Осуществляется стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ.

Проводятся физкультминутки и динамические паузы на уроке.

Осуществляется целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Планируемые результаты:

Предметные: дифференцировать и классифицировать домашних птиц при выполнении дидактических заданий.

Личностные: понимание на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Метапредметные УУД:

  • регулятивные: формирование умений с помощью педагога планировать собственную деятельность, корректировать и контролировать свои действия.
  • познавательные: формирование умений с помощью педагога определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • коммуникативные: развивать умения выражать свои мысли, уметь и быть готовым вести диалог, уметь сотрудничать с педагогом.

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор (презентация), компьютер, демонстрационный материал по теме урока, длинные бигуди, карточки с изображением птиц (курица, петух, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка), карточки с изображением ряда птиц, материал для аппликации.

Время проведения: 40 минут

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оборудование

#1052;отивация/организационный момент

-подготовка обучающихся к работе на уроке, настрой на работу, актуализация внимания.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение предмета.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

Приветствуют учителя.

Слайд 1.

«Тема урока»

Основной этап

-актуализация пространственно- временных представлений

- Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какой месяц?

Отвечают на вопросы

- зима, февраль.

#1055;роверка домашнего задания

Комментарии

Показывают раскрашенные картинки с изображением птиц

#1040;ктуализация субъективного опыта обучающихся

-расширить знания обучающихся путем наблюдения, опираясь на знакомый материал, развитие речи и мыслительной деятельности за счет уточнения и расширения знаний о домашних птицах

Учитель актуализирует тему

Дидактическая игра «Кого не хватает?» с опорой на образец

- Посмотрите внимательно на слайд и ответьте, кто должен жить в пустой комнате?

петух

курица

индюк

индюк

петух

курица

петух

индюк

Смотрят, отвечают на вопрос.

Слайд 2.

Таблица.

Карточки с изображениями

III. Этап изучения новых знаний

- проблемные вопросы

Возле птичника забор,

За забором – птичий двор.

Там большое оживленье –

Птицы в разном оперенье.

Серые индюшки, белые хохлатки,

Желтые цыплятки там играют в прятки.

Кукарекает петух и гогочут гуси.

Стережет их рыжий пёс –

Не входи, укусит.

Догадались, куда мы сегодня отправимся?

-Кто живет на птичьем дворе?

- Почему их называют домашние птицы?

-Как человек заботится о домашних птицах?

-Чем кормят домашних птиц?

- Кто ухаживает за птицами на ферме?

Слушают, отвечают на вопросы.

Слайд 3.

Птичий двор

IV. Усвоение новых способов деятельности

-упражнение по словообразование

Логоритмическое упражнение

Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете домашних птиц.

Юсуф, посмотри на экран и прочитай стихотворение про эту птичку.

Если у петуха красная бородка, то он какой?

Я предлагаю хором прочитать стихотворение и хлопать в ритм

У меня отличный слух, —

Как-то хвастался петух, —

Ни корове, ни жуку

Так не спеть: КУ-КА-РЕ-КУ!

Чтение стихотворения

Ходит по двору будильник,

Разгребает лапкой сор,

Расправляет с шумом крылья

И садится на забор

- краснобородый

2 удара справа, 2- слева

4 удара перед собой

2 удара справа, 2- слева

4 удара перед собой

Слайд 4.

Петух

V. Первичная проверка полученных знаний и способов деятельности

- загадка

- фронтальный опрос

Загадка.

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

И зовут его?...

Разгадайте Маринину загадку.

Какую пользу приносят куры?

Отгадывают загадку

- индюк

Марина читает стихотворение.

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)

Отвечают на вопрос (дают мясо, яйца, перья)

Слайд 5.

Индюк

Слайд 6.

Курица

VI. Этап закрепления знаний и способов деятельности

Пальчиковая гимнастика

Сейчас я буду читать стихотворение, и мы немного разомнём наши пальчики.

Раз, два, три, четыре пять
Будем мы цыплят считать
Раз — цыпленок на крыльце,
Два — еще сидит в яйце,
Три — цыпленок самый смелый,
А четыре — самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
Кушать захотел спросонок.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони.

VII. Этап применения знаний и способов деятельности в новых ситуациях

- загадка

- упражнение по словообразованию

- задание на развитие мнестических процессов (работа у доски)

- загадка

- упражнение по словообразованию

Давайте угадаем следующую птицу.

Если у утки красный клюв, то она какая?

Демонстрирует обучающимся изображения ряда птиц, предлагает запомнить и назвать, разложить их по памяти. Работа у доски.

Следующая загадка

Почему от гуся надо убегать?

Если у гуся длинная шея, то он какой?

Даня читает стихотворение.

Как на речку прилетает,

Сразу в воду залезает.

«Кря» - нырнула на минутку.

Вы узнали? Это – …(утка)

- красноклювая

Один обучающийся выполняет.

(петух, курица, гусь, индюк)

Дима читает.

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь)
Отвечают:- гусь щиплет

Отвечают:

- длинношеий

Слайд 7.

Утка

Слайд 8.

Гусь

Динамическая пауза с использованием нетрадиционных материалов

А сейчас предлагаю вам упражнение для пальчиков

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши.

Дети берут в руки длинную бигуди и замыкают ее в кольцо.

Надевают кольцо на указательный палец

На средний

На безымянный

На мизинец

Положили бигуди, показывают «фонарики»

VIII. Этап обобщения и систематизации

- самостоятельная работа (определить лишнее в ряду)

Перед вами карточки для самостоятельной работы. Определите лишнюю птицу в ряду.

Объясните ответ.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в карточках.

Снегирь, курица, петух, утка, гусь.

#1069;тап контроля

- задание на классификацию

- задание на имитацию голосов птиц

Итак, внимание на экран. Читает стихотворение.

Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.
Кто это стучится тут?
Курочка в гнезде сидела,
Долго-долго яйца грела.
Десять маленьких
цыплят
Выйти из яиц хотят.
По скорлупке тук-тук-тук.
Здравствуй мамочка, мы тут!
Есть теперь у нашей квочки
Дочки и сыночки - желтые комочки.
Запищали: пик-пик-пик-
Есть хотим ! Хотим пить!

Посмотрите на картинку и назовите членов куриной семьи

Внимание на экран.

Давайте назовём членов птичьих семей.

Назовите членов утиной семьи.

Назовите членов гусиной семьи.

Назовите членов индюшачьей семьи.

А как - же птицы общаются друг с другом?

Как петух, кричит? Значит, что он делает?

-Как курица голос подает? Значит, что она делает?

-Как утка голос подает? Значит, что она делает?

-Как индюк кричит? Значит, что он делает?

-Как гусь кричит? Значит, что он делает?

- Как кричит цыпленок? Значит, что он делает?

Отвечают: -папа- петух, мама- курица, детёныши- цыплята

Отвечают: - папа- селезень, мама- утка, детёныши- утята

Отвечают: - гусь, гусыня, гусёнок

Отвечают: - индюк, индюшка, индюшонок

Отвечают

- кукарекает

- квохчет, кудахчет

- крякает

- болбочет

- гогочет

- пищит

Слайд 9.

Слайд 10.

Птичьи семьи

Динамическая пауза

Вы хорошо поработали. Настало время отдохнуть.

Наши уточки с утра:

- Кря- кря- кря! Кря- кря- кря!

Наши гуси у пруда:

- Га- га- га! Га- га- га!

Наши курочки в окно:

- Ко- ко- ко! Ко- ко- ко

А как Петя- петушок

Раным- рано поутру

Нам споёт Ку- ка- ре-ку!

-идут по кругу в развалочку, подражая походке уток

-идут по кругу, вытянув шеи вперёд и отставив руки назад

-останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам

-встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки

- аппликационная работа

- задание на дифференциацию

Предлагает выполнить аппликационную работу.

Итак, назовем части тела каждой птицы.

Указкой показывает на слайде схему тела птицы.

Ой, ребята, посмотрите, во двор к домашним птицам прилетели дикие птицы и все они перемешались. Что же нам делать? Да вы же у меня помощники хорошие, помогите расселить диких птиц на дерево, а домашних птиц оставим во дворе.

Давайте посмотрим, правильно ли вы сделали? Во дворе у нас какие птицы?

А на дерево каких вы птиц поселили?

Ой, спасибо, вы настоящие помощники.

Подбирают к изображениям птиц недостающие части тела (клюв, хвост, лапы, крыло).

Отвечают в виде фронтального опроса по цепочке.

Выполняют. (диких птиц сажают на макет дерева, а домашних- оставляют во дворе.)

Перечисляют, кого поселили во двор.

Называют птиц на дереве.

Слайд 11.

Части тела птицы

#1069;тап подведения итогов

Выставляет оценки

XI. Домашнее задание

Итак, наш урок подходит к концу и вот вам домашнее задание.

Раздаёт карточки с заданием и даёт краткое пояснение. Найти домашних птиц и обвести по контуру.

Карточки с домашним заданием

XII. Рефлексия деятельности

Ребята, где мы сегодня с вами были?

-Вспомните, о ком мы сегодня говорили?

-Каких же мы птиц здесь встретили?

Итак, ребята, наш урок окончен. Вы все замечательно потрудились. Молодцы!

Просмотр видеосюжета «Птичий двор

Отвечают.

Слайд 12.

Видеосюжет «Птичий двор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Природные зоны России" 4 класс

Урок разработан с целью закрепить знания по первым 4 зонам России, проводился в форме групповой работы с использованием презентационного материала....

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" для 2 класса коррекционной школы по теме "Лиственные растения"

Урок окружающий природный мир 2 класс коррекционной школы. Тема Мир растений.Лиственные деревья....

Конспект открытого урока по предмету «Окружающий природный мир» по теме: «Детеныши диких животных»

Конспект открытого урока по предмету «Окружающий природный мир»по теме:«Детеныши диких животных»...

План-конспект открытого урока по предмету "Окружающий природный мир" "Декабрь - первый месяц зимы"

Тема: Декабрь – первый месяц зимыЦель: обогащать и расширять знания обучающейся о зиме, ее первом месяце – декабре; актуализировать знания обучающейся об основных цветах, счёте.Задачи: - О...

Конспект урока по предмету Окружающий природный мир в 1 классе по теме «Насекомые»

Данный материал предназначен для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта (2 вариант)...

«Методическая разработка открытого урока по предмету окружающий природный мир для детей с ОВЗ»

Одной из важнейших задач, отраженных в ФГОС, является «…объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценност...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 2-3 класс, "Окружающий социальный мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)

Календарно-тематическое планирование по предмету: "Окружающий мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)...