Проект «Профессия учитель в моей семье – вчера, сегодня, завтра»
проект (3 класс)
Проект обучающегося 3 класса на конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь» под моим руководством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gluhova_uchitel.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Саров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 17
Конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»
Секция
«Радуга профессий»
Тема
«Профессия учитель в моей семье – вчера, сегодня, завтра»
Автор: Глухова Татьяна,
Ученица 3 Б класса, 10 лет,
МБОУ Школа №17 г. Саров
Руководитель проекта: Огородова Людмила Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ Школа №17 г. Саров
Нижегородская область
г. Саров
2022 год
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….3
Основная часть………………………………………………………………..4
1. История профессии учитель……………………………………………...4
2. Почему мне интересна профессия учитель?.…………………………..5
3. Популярность профессии учитель………………………………………8
Заключение……………………………………………....……………………12
Список использованной литературы…………….….……………………13
Учитель - какое это слово!
Звучит, как звон колоколов в церкви.
Учитель - это ведь святое!
Он не таит от нас своей любви!
Введение.
Учитель — это уникальная профессия. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сегодняшний день. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. В толковом словаре Ушакова сказано, что учитель – это лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник.
Целью моего исследования является поднятие престижа учительства среди сверстников и школы в целом.
Задачи: изучить возникновение профессии учитель; исследовать влияние учительских корней на становление собственных взглядов и выбор профессии в будущем; выяснить популярность профессии учитель среди своих сверстников.
Для решения поставленных задач я определила следующие методы исследования:
1. Изучение литературных источников.
2. Исследование родословной моей семьи и изучение семейных реликвий.
3. Анкетирование.
«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться...» - так говорил о профессии учителя педагог, философ и публицист Симон Соловейчик. Эти слова запали в самые глубины моего сердца и поселились там.
Основная часть
- История профессии учитель.
История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток.
Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Первоначально учителей-гувернеров приглашали из-за рубежа. Но в это же время широкое народное образование только зарождалось. Человек, умеющий читать и писать, был уважаем и почитаем. Затем, когда открылись земские школы, учителя ценою своих сил, невероятной работой вывели народ из тьмы невежества. Из истории известно, сколько тягот приходилось переживать учителям, особенно сельским. Они подвергались гонениям, испытывали нужду. Но свет знаний, который они несли детям и взрослым, с каждым годом был все ярче. Именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Учителя эпохи строительства коммунизма смогли воспитать поколение советской интеллигенции. Благодаря им, советский народ считался во всем мире самым читающим. Возникновение российского учительства во многом повлияло на возникновение особой социальной прослойки в обществе - русской интеллигенции.
И в наше время подвиг простого учителя труден и полон ответственности. Меняется взгляд на многие жизненные вопросы и это отражается на жизни школы и на судьбе самого учителя. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересно происхождение русского слова "воспитатель". Оно образовано от основы "питать". В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе.
2. Почему мне интересна профессия учитель?
Каждый из нас уже в глубоком детстве задумывается о своем счастливом будущем. Кто-то хочет стать врачом, кто-то артистом, а кто-то директором. Выбор профессии – это первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится судьба. И от верности этого выбора зависит, будет ли человек получать удовольствие от работы.
Существует множество профессий, все они интересны, но любая из них требует определённых знаний и умений. Возможно, я ещё изменю своё мнение, но пока мне понятна и интересна профессия учителя.
Начав работу по данной теме, я открыла для себя удивительные страницы прошлого моей большой семьи. Оказывается, в моей семье существует целая учительская династия. Начну со своего прапрадедушки (папины родственники) Василия Герасимовича Кирдяшкина (Прил. 1). В 1927 году он окончил московские курсы по подготовке учителей - мордвы. Работал директором Бриловской начальной школы. В 1931г. назначен директором Мордовскопошатской школы, где проработал до 1943 года. В 1943 году Василий Герасимович мобилизован на фронт. После окончания войны продолжил работать в школе учителем математики. В 1955 году ушел на заслуженную пенсию.
Его благородный, достойный уважения путь продолжили его дети. Сын Василия Герасимовича Виктор Васильевич Кирдяшкин (родной брат моей прабабушки) с 1960 по 1986 годы проработал Министром просвещения Мордовской АССР. До этого он работал учителем математики в Морд-Коринской семилетней школе, учителем математики в Чибижской семилетней школе в Красноярском крае. Виктор Васильевич любил свое село, односельчан, помогал в решении проблем. Всегда посещал школу, знал в лицо всех учителей. И к нему относились с большим уважением. Первая двухэтажная школа в Ельниковском районе была построена в селе Большие Мордовские Пошаты на его малой родине (Прил. 2). В настоящее время эта школа называется Мордовскопошатская средняя общеобразовательная школа имени В.В. Кирдяшкина (Прил. 3). Я горжусь, что имя моего родственника носит одна из школ Мордовии.
Сестра Виктора Васильевича, моя прабабушка, Елизавета Васильевна Кирдяшкина (по мужу Ефанова) работала учителем начальных классов в Морд-Пошатской средней школе (Прил. 4). А их младший брат, Кирдяшкин Петр Васильевич всю свою взрослую жизнь работал директором в этой же школе (Прил. 5).
В Мордовскопошатской средней общеобразовательной школе имени В.В. Кирдяшкина до сегодняшнего дня работают и мои бабушка с дедушкой (мамины родители). Моя бабушка, Дворецкая Елизавета Яковлевна, работает учителем математики (Прил.6, Прил. 7). В ее трудовой книжке имеется всего одна запись – «Принята учителем математики в Мордовскопошатскую среднюю школу 01 августа 1976 года».
Мой дедушка, Дворецкий Николай Тимофеевич, с 1965 года по сегодняшний день работает в этой же школе учителем. Он прошел долгий путь от пионерского вожатого до учителя ОБЖ, физической культуры, ИЗО, трудового обучения (Прил. 8).
С раннего детства я наблюдала за бабушкой и дедушкой, смотрела, как готовятся к урокам. Иногда они меня брали с собой в школу. Я любила сидеть на задней парте и слушать, как они ведут уроки. Всегда думала, что вырасту, обязательно продолжу династию учителей в моей семье и буду работать в школе учителем, как и мои любимые предки.
Конечно же, самым первым учителем в моей жизни стала моя мама. Когда я была совсем маленькая, она учила меня ходить, разговаривать, правильно держать ложку в руке и многому другому.
Потом я пошла в детский сад. В саду моими учителями стали наши воспитатели. Они нас научили многому: как правильно вести себя в коллективе, играть с детками моего возраста в группе так, чтобы никого не обидеть. Наши воспитатели читали нам различные книжки, учили с нами стихотворения, проводили различные праздники. Когда мы стали старше, они учили нас читать, считать, писать печатными буквами.
Когда мне исполнилось шесть лет, я пошла в школу. Нас встретила наша первая учительница. Она представилась нам – Людмила Владимировна (Прил.9). С первого дня она очень понравилась мне. Наша учительница стала для нас классным руководителем, воспитателем и просто мамой, которая заботится о нас, переживает и любит каждого в нашем непростом классе.
Людмила Владимировна учит нас не только грамоте, письму, но и уважительному отношению друг к другу, серьёзности к серьёзным делам, трудолюбию, дружбе. Она проводит интересные уроки. Придумывает нам необычные наглядные пособия, и становится все понятно, а урок хорошо запоминается. Учит настойчивости, упорству, трудолюбию, учит учиться.
Помогая преодолеть препятствия, радуясь вместе с нами всем нашим победам и поддерживая нас в трудных ситуациях, сострадая нам в неудачах, Людмила Владимировна ведет нас по школьному пути, давая мудрые советы и уроки жизни, воспитывает в нас человечность и добрые качества. Я считаю, что наш классный руководитель добросовестно выполняет свой долг. Людмила Владимировна не просто дает знания, а создает условия для развития наших способностей и талантов. Она как мудрый наставник учит нас самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор.
Людмила Владимировна никогда не повышает голос, да это обычно и не требуется. Конечно, наш беспокойный и шумный класс доставляет достаточно волнений любимой учительнице, но она всегда с вниманием и пониманием относится ко всем нашим проблемам. Лучше, чем классный руководитель, своих ребят не знает никто. Вместе с ней мы преодолеваем много трудностей, приобретаем знания, учимся веселью, человеческому соучастию и проявлениям внимания и заботы к окружающим нас людям. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из нас, непослушных озорников, выросли достойные люди!
3. Популярность профессии учитель.
Профессия учитель должна быть самой почетной и главной в мире. Врача, программиста, и даже, будущего президента учит учитель. Каждому учителю хочется, чтобы его ученик добился успеха.
Я решила выяснить, насколько популярна профессия учителя среди учеников нашей школы. Мной было проведено анкетирование, составить которое помог мой классный руководитель. На вопрос «Какая профессия на твой взгляд больше востребована в обществе?» ребята ответили разносторонне, обозначив много различных профессий. Среди перечисленных ими профессий, наиболее часто встречаются профессии врача, учителя, полицейского, пожарника и строителя. По мнению опрошенных учеников, профессия учителя заняла второе место, набрав 17% (это хорошо видно на диаграмме рис. 1). Из этого следует, что профессия учителя достаточно востребована в нашем обществе.
рис. 1
На второй вопрос «Кем ты хотел быть?» ребята также назвали много различных профессий, но среди них выделяются несколько, наиболее часто встречающихся в ответах ребят. Учителем стать хотят не так много опрошенных детей. Профессия учителя в данном случае оказалась на 7-ом месте. Ее рейтинг составляет всего лишь 4% (это хорошо видно на диаграмме рис. 2). Я думаю, что это связано со сложившейся обстановкой в стране. Чтобы возрастить достойную смену, должны быть не только хорошие условия, но и стимул.
Рис. 2
Следующий вопрос звучал так: «Есть ли среди твоих родственников люди, работающие педагогами?». На него 47 % учащихся ответили – да, а 53% - нет. На нашей круговой диаграмме рис. 3 показан данный результат.
Рис. 3
А вот на вопрос «Мечтал ли ты когда-нибудь быть учителем?», ребята ответили несколько иначе: да – 60%, нет – 40% рис. 4.
Таким образом, стать учителем хотят все же лишь 4% опрошенных учеников. Я думаю, что это связано с тем, что сегодня быть учителем в школе не особенно престижно (увы!). Но мне эта профессия нравится, и на мой взгляд это важно.
Рис. 4
На мой последний вопрос: «Каким должен быть современный учитель?», ребята ответили: умный, добрый, справедливый, строгий, ответственный, с чувством юмора, внимательный, честный.
Мое личное мнение, что современный учитель должен быть на своих уроках актером, художником. Быть личностью яркой и привлекательной. Без профессии учителя не было бы человека, как личности. Жизнь в таком мире даже представить себе невозможно.
Заключение.
В своем исследовании я постаралась доказать важность профессии учителя. На мой взгляд, очень важно, чтобы профессия была делом всей жизни, была близка и понятна. Она должна приносить радость и ощущение, что человек на месте. Я думаю, что учитель - это очень важная и достойная уважения профессия. Это нелёгкий труд, но он необходим для развития общества. Кто, как не учитель, даёт необходимые знания, воспитывает, развивает индивидуальность каждого ученика?! Учитель направляет способности в нужное русло, учит размышлять, творить. Настоящий учитель всегда найдёт подход к ученикам, поможет им. Он всегда в поиске новых приёмов обучения, старается, чтобы учиться было легко и увлекательно. Таким образом, учитель играет большую роль в создании будущего своего государства.
Написанная мною работа обогатила мой кругозор, так как я много узнала об истории развития учительства. Теперь я с полной уверенностью могу считать, что эта профессия одна из самых главных. И всем своим сверстникам буду обязательно говорить о необходимости уважения труда учителя. Я думаю, если бы в школах нашей страны было бы больше замечательных учителей, то жизнь в стране стала бы лучше. Надо, чтобы наше молодое поколение шли в учителя!
Мои исследования помогли мне лучше узнать родословную моей семьи, бережнее относиться к семейным реликвиям, к людям, которые меня окружают. Эта работа помогла мне по-новому взглянуть на родных и близких, на историю моей семьи. Я горжусь тем, что моя учительская династия внесла весомый вклад в историю и развитие страны.
В настоящее время профессия учителя не очень востребована. Это показало наше исследование. Молодые люди выбирают высокооплачиваемые и престижные специальности. Но когда работа любимая, то и на работу ходишь как на праздник с улыбкой на лице, хорошим настроением и радуешь окружающих тебя людей. Я желаю каждому человеку иметь своего настоящего верного учителя!
Список использованной литературы
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.
2. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351.
3. См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 248-284.
4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32.
5. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178.
6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 362.
7. Воронова И. Что отдал, то твое… // Саровская пустынь. –, 2012. №11 –С. 2-3.
8. Бойцова Л. Шлюпка без весел? // Новый город. – 2013. №3 С. 28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник «Томск - вчера, сегодня, завтра»
Праздник«Томск - вчера, сегодня, завтра»для 4 классов...
Проект "Наша школа:вчера, сегодня,завтра"
Школа, школьные коридоры, школьный класс. Как много значат эти дорогие сердцу слова. И детские годы, а потом и юношеские, неразрывно связаны со школой.. И, став взрослым, мы обязательно будем памятью ...
Семья вчера, сегодня и завтра. Ценности и цели семьи.
В школьной, повседневной жизни мы зачастую забываем о воспитании уважения к семье, не имеем специальных программ по формированию семейных ценностей у детей и подростков.Поэтому необходимо, чтобы...
Эссе "Учитель вчера, сегодня, завтра"
Учитель живет до тех пор, пока учится;Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.К.Д. УшинскийУчитель… Профессия. Призвание. Образ жизни....
Эссе «Учитель- вчера, сегодня, завтра»
Как это здорово, что мы учителя!...
Проект Нижний Новгород вчера, сегодня, завтра. По дорогам, рекам и по небу я к тебе любимый Нижний еду
Проект "Нижний Новгород вчера, сегодня, завтра. По дорогам, рекам и по небу я к тебе любимый Нижний еду"...