Доклад «Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время».
материал

Бондарева Ольга Александровна

Цель:  выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.                                                                                                      Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                           -раскрыть понятие воображения и творческих способностей,                                                                                                                                                                              -провести экспериментальное исследование особенностей развития воображения и творческих способностей младших школьников,                                                            -провести анализ полученных результатов диагностики, сделать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2020.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Доклад

на тему: «Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время».

Выполнила

учитель начальных классов

Бондарева О.А.

п.Октябрьский

2020 г.

Содержание.

Введение._________________________________________________3 стр.

Глава 1. Воображение и творческие способности личности.____________4 стр.

Глава 2. Особенности творческих способностей и воображения младших школьников._7стр.

Заключение_____________________________________________________ 14 стр.

Список литературы_______________________________________________16 стр.

Введение.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский.

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

В данной работе рассмотрена творческая деятельность учащихся не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.

Глава 1. Воображение и творческие способности личности.

Исследования по проблеме изучения особенностей развития творческих способностей, в частности, воображения, у детей младшего школьного возраста заключается в том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость. Цель: выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста. Задачи: аскрыть понятие воображения и творческих способностей, -провести экспериментальное исследование особенностей развития воображения и творческих способностей младших школьников, -провести анализ полученных результатов диагностики, сделать выводы.

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей и воображения у учащихся. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала у детей. В учебной работе особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни учащихся, помочь им почувствовать интерес к познанию нового. Для этого, во- первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого учащимся материала с учётом возрастных особенностей, во- вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приёмы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

Цель занятий- развитие воображения и творческих способностей младших школьников.

Воображение- это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Это очень ценное психологическое свойство человека. Прежде чем сделать какую-то вещь, человек представляет, как он будет её делать, как она будет выглядеть.

Воображение- это некоторый отход от действительности. Человек может вообразить то, что он ещё не видел, что ещё не существует, чего ещё нет в действительности.

Воображение- одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново то, что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на неё.

Чем больше знаний и наблюдений у ученика, тем больше у него возможностей воображения.

У детей младшего школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на освоение практических приёмов, действий в той или иной области творческой деятельности.

Развитие воображения у детей создаёт предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.

Ещё одной очень важной задачей является развитие творческих способностей у учащихся. Творчество- это деятельность, которая даёт новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие нового в науке, изобретение чего-то нового, создание произведений искусства и многое другое.

К детскому творчеству психологи относят хореографию, изобразительное и музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, фантазию.

Раньше всего у ребёнка начинают проявляться способности движения под музыку. Далее художественные способности в области ИЗО: рисование, лепка, аппликация. На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов.

Глава 2. Особенности творческих способностей и воображения младших школьников.

Л.С. Выготский считает, что "Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением". Особое место в развитии творческих способностей учащихся занимает музыкальное искусство. Рисование под музыку по степени положительного воздействия превышает все остальные виды детской деятельности. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают ребёнка в свой волшебный мир. Ученик становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга. У каждого композитора своя музыка утра. Первый раз учащиеся прослушивают фрагмент произведения, закрыв глаза, не зная композитора и название. Каждый учащийся высказывает свое представление этого произведения. Потом учитель называет композитора и название произведения, рассказывая биографию композитора и время написания композиции. Возьмем для сравнения произведения Э.Грига фрагмент «Утро» и В.Н.Салманова фрагмент «Утро в лесу». Учащиеся беседуют о том, что утро бывает радостное и умиротворенное, солнечное и хмурое, яркое и тусклое, веселое и грустное. У Э.Грига главную роль играет флейта. На рисунках учащиеся изображают яркий и красочный восход солнца. У В.Н.Салманова главную роль играет фортепиано. На рисунках изображено туманное утро, капли росы блестят на траве и на листьях деревьев. Только дав ребёнку возможность при непосредственно-эмоциональном взаимодействии с миром вещей и людей непроизвольно извлечь заложенный природой перспективный потенциал, отразить этот опыт в различных видах индивидуального или совместного со взрослым творчества, можно «строить мост» к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребёнком способам воспитания (самовоспитания и обучения) самообучения. Также особое место в развитии творческих способностей учащихся занимает изобразительное искусство. Как традиционная, так и нетрадиционная техники рисования. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Большое значение имеет кружковая работа. Кружковая работа воплощает в себя новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики. Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Все художественные материалы, которые понадобятся ему для работы, легко найти в любом доме. Пособие предлагает различные виды рисования. Рисование мыльными пузырями, кляксами, методом выдувания, точками, ладошками, брызгами, с использованием ниток, рулонов, трафаретов, воска. Каждое занятие сопровождается подробным описанием последовательности действий, содержит рисунок – заготовку, над которой будет трудиться юный художник. В каждом виде работы приведен конечный результат, к которому следует стремиться. Однако это не означает, что это единственно возможный вариант. У ребенка, безусловно, получится иначе, но тоже хорошо, так как при использовании предложенной техники рисования хорошие результаты получатся даже у того, кто вообще не умеет рисовать.

Темы занятий кружка “Необычное рисование”.

  1. Рисование пальцами. Букет. Лилия. Дерево. Рисование отпечатками пальцев.

Развивает эстетическое восприятие, учит созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивает мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и Учит передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Способ получения изображения: ученик опускает в гуашь палец и наносит точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета. Сначала рисуем стебель и листы, даем высохнуть. Затем рисуем цветы. Ствол дерева – это кисть ученика. Толстой кистью наносим краску на кисть и прикладываем к альбомному листу. Листья рисуем подушечками пальцев.

2. Оттиск ластиком, губкой и поролоном.

Развивает чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус.

Способ получения изображения: с помощью кисти наносим краску на ластик и прижимаем оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и губка. Оттиск губкой рисуется аналогично.

  1. Тычкование ватными палочками, карандашом с ластиком. Описание метода тычка: инструмент для тычка берется в руки как ручка, макаем инструмент в краску, ставим точку вертикально, поднимаем руку и снова ставим точку рядом с первой, по необходимости снова макаем в краску.
  2. Монотипия.

Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.

  1. Набрызг.

Учить создавать образ звездного неба, используя смешивание красок, набрызг, печать по трафарету. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Развивать цветовосприятие. Выбираются подходящие краски для неба (черная, синяя, фиолетовая), затем воспитатель предлагает и показывает, как сделать набрызг. Воспитатель объясняет, как лучше изобразить звезды – крупные можно напечатать по трафарету, а мелкие нарисовать тонкой кисточкой. Дети с помощью набрызга рисуют звездное небо. После дети приступают к завершению работы. Дети завершают работу тем, что дополняют свою работу мелкими звездочками.

  1. Набрызг с трафаретом.

Для работы нам потребуется: 2 листа одного формата, а не один, как для обычной работы. На одном листе нарисуем рисунок – шаблон. Который потом вырежем и наложим на основной лист. Для начала вы должны определиться, что вы хотите нарисовать. Давайте рассмотрим пейзаж и натюрморт. Для натюрморта нам потребуются следующие шаблоны: листья, цветы, вазы, фрукты. Для зимнего пейзажа: домик, снеговик, ель, лесные животные, месяц или солнце.

  1. Рисование восковыми мелками.

Это карандаши не простые, а со своим секретом. Секрет заключается в том, что карандаши приготовлены на основе воска. Все вы знаете восковые свечи, если их подержать в руке, появляется ощущение маслянистости. Восковые мелки очень мягкие. Поэтому мелок нужно держать близко к заостренному концу, чтобы не сломать. Если провести по бумаге таким мелком, остается широкий рыхлый след. След воскового мелка нельзя стереть ластиком. Но самое удивительное свойство этих мелков — способность отталкивать воду. Рисунок, выполненный мелками, нельзя закрасить никакой краской — ни акварелью, ни гуашью, ни тушью. Рисунок полностью не прорисовываем, а оставшиеся пробелы закрашиваем красками. Используем разные оттенки карандашей.

  1. Граттаж. Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж», что в переводе с французского обозначает – скрести, царапать. Прежде чем непосредственно перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу. На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков или краски. Бумагу равномерно покрывают толстым слоем воска или парафина. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку предварительно окунают в мыльный раствор. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий.
  2. Кляксография. Рисование соломкой.

Техника рисования Кляксография (рисунок кляксами, выдувая их через соломинку) - это очередное волшебство среди наших уроков рисования. На первый взгляд - она непонятно и вроде браться за нее не хочется, но стоит только начать. Капельки краски расставляет Художник, по своему замыслу, но раздувая их - он уже не может точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Ученики научатся использовать случайные эффекты в качестве основы для творчества.

  1. Рисование нитками.

Ниткография – рисование нитками, это нетрадиционная техника. С ее помощью можно создавать неповторимые поделки, которым не будет конкуренции, так как все будет зависеть только от фантазии автора. Правда, для каждого художника, который будет использовать данную технику, картины будут самыми разнообразными. Ведь образы, которые он будет создавать на бумаге рисованием ниткой с краской, будут абсолютно уникальными не только по исполненному стилю, но и по тому, что смог рассмотреть художник в данном изображении. Для работы нарезать нить на небольшие, сантиметров по 30-40, отрезки. Для начала это идеальный размер. Уложить нить в чашу для окрашивания. Кончики ниток обязательно вывести наружу, чтобы они оставались чистыми. Выбрать понравившийся цвет. Можно создать свой оттенок методом смешивания красок. Кистью нанести на нитку краску, стараясь пропитать ее как можно лучше. Далее лист сложить помолам. За сухие кончики вытащить нитку из емкости с краской и, как подскажет фантазия, разложить на одной стороне листа бумаги. Можно сразу на двух, но для этого требуется хороший навык, ведь при перегибе листа нить может съехать и испортить рисунок. Раскладывать можно кругами, петлями, зигзагами – как сработает воображение. Сухие кончики вывести вниз листа. Другой стороной листа прикрыть часть, на которой разложена нить с краской. Плотно прижать лист, к примеру, книжкой, аккуратно вытянуть за сухие кончики нитку наружу. В зависимости от того, как будет вытянута нить, получится разный рисунок. Можно тянуть сразу за оба кончика, можно только за один, дергать плавно или резко по очереди. Разложить лист и внимательно посмотреть на то, что получилось. А получается зеркальное отражение фантастических линий. Ученики тут же начинают видеть в них самые невероятные образы. Им остается только дорисовать недостающие детали. Для этого можно использовать те же краски, карандаши, мелки и фломастеры.

  1. Рисование по мокрому.

Самое главное – это правильно смочить лист. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу. Лист можно смачивать толстой кисточкой для рисования или губкой. Смоченный лист нужно закрепить на плотном картоне скрепками или липкой лентой, чтоб он не сморщился при высыхании. Мы будем рисовать поляну цветов. В нижней части листа рисуем стебли и листья. В верхней части листа яркими красками рисуем бутоны цветов. Стараясь использовать меньше воды, чтобы контуры цветов не расплывались.

  1. Фактурное рисование.

Лист бумаги густо закрашивает гуашью и, не давая высохнуть краске, взять ватную палочку или спичку нарисовать рисунок.

  1. Рисование на мятой бумаге.

На листе бумаги простым карандашом выполняем рисунок. Рисунок должен состоять из крупных деталей. Лист комкаем.Разглаживаем лист на столе и приступаем к рисованию красками. Берем много краски. Излишки будут стекать в складки и после высыхания будут казаться ярче.

В основу работы были положены такие организационные принципы, как:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; -свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающихся.

3. Заключение.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.

Развитие воображения идет по пиниям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Раскрыты особенности творческих способностей и воображения младших школьников. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Раскрыты особенности творческих способностей и воображения младших школьников. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. На начальном этапе учащиеся не проявляют особого интереса к новому виду деятельности. Но в дальнейших этапах работы учащиеся предлагали свои варианты тем. Работа велась как индивидуально, так в парах и группах. Главным был принцип наглядности. Где учащимся был представлен готовый вариант работы и полное объяснение выполнений действий. Также предлагалось пошаговое выполнение работы. Результат был известен в итоге завершения выполнения работы. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус). Вся внеурочная деятельность была подобрана с возрастными особенностями и интересами учащихся. В работу была включена метопредметная связь: окружающий мир, изобразительное искусство, музыка. Воспитательные результаты обучающихся заключается во взаимодействии с одноклассниками и учителем. Получение опыта переживание и позитивного отношения к выполненной работе. Адекватное оценивание своих возможностей и возможностей своих одноклассников. Главной задачей учителя является заинтересовать и увлечь учащихся в выполнение работы. Не забывать хвалить и поощрять деятельность учеников. Стараться выполнять пожелания учащихся в выборе композиции и стиля работы.

Список литературы

1. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].

2. П. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс].

3. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005.

4. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2003.

5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», М. 2007 г.

6. Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды работы по развитию творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей детей во внеурочное время

Современное общество испытывает плтребность в творческой,  активной личности. Ученье не должно сводится к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти. Хочется, чтобы дети были путешестве...

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

В материале содержится опыт работы по данной теме....

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянно...

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...