Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в  рамках реализации ФГОС».

Дьякова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области»

«В каждом  ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!»

 Сухомлинский В.А.

/слайд 2/

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы  и призван  обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей ./слайд 3/

Что же подразумевается под творческими способностями  – комплексное понятие, включающее в себя следующие составляющие:

•        стремление к познанию;

•        умение познавать новое;

•        живость ума;

•        умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

•        стремление к открытиям;

•        умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

•        свободное воображение. /слайд 4/

Развивать творческие способности? Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе /слайд 5/.

Задача учителя – вовремя заметить и поощрить стремление обучающихся к творчеству и углублению способностей. Важно отметить, что необходимо поэтапно развивать творческие способности обучающихся.

1 класс – подготовительный этап. Этап подражаний, эмитаций. Идёт накопление сенсорного, интеллектуального, эмоционального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.

2,3 класс – основной этап. Этап преобразования. Осваивается применение основных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями, потребностями.

4 класс – завершающий этап. Этап альтарнатив. Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля  /слайд 6/.

Главной  целью развития творческих способностей  является  воспитание подлинно творческой свободной личности. Для достижения  этой цели во внеурочной деятельности,  я формирую у обучающихся способность  самостоятельно мыслить, добывать и     применять знания; развиваю  познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; умение находить нестандартные решения любых  возникающих проблем; воспитываю  интерес к участию в творческой деятельности.

Творческие способности обучающихся я развиваю на занятиях кружка «Всё узнаю, всё смогу», раскрывающие основы проектной деятельности. Программа  кружка составлена на основе  авторской программы А.В. Горячева, Н.И. Иглиной  «Всё узнаю, всё смогу!»  /слайд 7/.

Наш первый проект «Моя Азбука». Его целью было:  узнать, что такое азбука – это вопрос исследовали  теоретики; на вопрос, какой может быть азбука, нашли ответ исследователи, доказали, что она может быть разной; художники дали свой ответ на вопрос, можно ли создать «свою» азбуку. Они создали: «Моя рыбная Азбука», «Моя автомобильная Азбука», «Моя цветочная Азбука», «Моя Азбука диких животных», «Моя фруктовая и ягодная Азбука», «Моя птичья Азбука». Результатом исследования стал коллективный сборник  1Б класса «Моя Азбука». Данный проект создал условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, познавательных интересов, умений находить информацию, умений спроектировать совместную деятельность, оформить свою работу. Проект был краткосрочный. Защита проекта прошла во внеурочное время  /слайд 8 – 12 /. Проект «Азбука мультяшек» стал продолжением проекта «Моя Азбука»  /слайд 13 /.

Для решения проблемы развития творческих способностей обучающихся использую проектный метод, как новую современную педагогическую технологию, которая позволяет развить эффективные формы самостоятельной учебной деятельности.

Работу  над  информационными  проектами  для обучающихся начинаю со 2 класса, так как  дети могут уже применять освоенные в 1 классе эталоны творческой деятельности и преобразовывать их. Непосредственно под моим  руководством и с помощью родителей осуществляется проектная деятельность обучающихся во внеурочной деятельности, а дети реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты. Первый индивидуальный проект обучающихся был по теме «Куклы». Каждый выбрал свою подтему, затем собирал информацию совместно с родителями, выполняли работу над проектом, соблюдая алгоритм работы, работу оформляли с учётом требований к проекту, а затем представление результатов работы было осуществлено на занятии кружка. Ребята ознакомили  одноклассников с разными видами кукол: тряпичными / защита проекта Ивановой Вероники /, куклами – оберегами / презентация Евсюковой Дианы; кукла - оберег, сделанная Овчуховым Никитой /; куклы, сделанные из чулка, были представлены Гуриной Викторией /;  Алиповым Степаном  и  Гембарук Данилой защищены презентации по темам: «История солдатиков»,  «Игрушечные солдатики: история зарождения» /слайды 14-17/.

Информационные проекты обучающихся я использую не только на занятиях кружка. Так защита одного из   проектов -  «Чернобыльская  трагедия» прошла на открытом классом часе. Проведённое исследование детьми помогло убедиться в правильности выдвинутой гипотезы, что понятие «Чернобыльская трагедия» является предупреждением будущему поколению. Практическая значимость этого проекта заключалась в том, что собранные сведения и материал  могут быть использованы обучающими, учителями для разъяснительной и предупредительной работы об угрозе атомной катастрофы /слайд 18 /.

Творческие проекты  непосредственно раскрывают способности обучающихся. Творческим продуктом этих проектов являются выставки, панно, сказки, миниатюры, газеты, коллекции,  праздники. Обучающиеся первого класса выполнили панно «Чудо-дерево» на уроке ИЗО, проявив фантазию, они украсили его осенними листьями. Получилась великолепная картина. Ребята  ко Дню Учителя создали Ромашковое Сердечко и подарили его  учителям нашей школы. Внеклассное мероприятие «Праздник осени», проведённое во внеурочное время, создало условие для раскрытия  творческих способностей  детей: художников - оформителей, чтецов, музыкальных способностей / слайд 19-21 /.

Учебные проекты  «Всё о куклах», «Всё о чае», «Осенний калейдоскоп», «Машина времени»  переросли во внеклассные мероприятия – праздник «Матрёшка», утренник «Всё о чае», тематический классный час «Машина времени», а  «Осенний калейдоскоп» -  во внеклассное мероприятие, объединившее  обучающихся 2 и 3 классах, продуктом которого стала книга загадок «Осенний калейдоскоп». /слайд 22-24 /.

Исследовательские проекты развивают творческие способности обучающихся. Они  направлены  на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления. Продуктом исследовательских проектов являются научные сообщения, статьи в школьной газете. Процесс и результат проекта приносит  детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений. Обучающиеся  готовы и хотят выполнять следующий проект. Исследовательская работа Гембарука Данилы «Исторические памятники моей малой родины»  знакомит с историческим памятником  г. Ртищево – Храмом Александра Невского.

Лучшие исследовательские работы обучающихся направляем на конкурс исследовательских работ / слайд 25 /.

Развитие творческих способностей обучающихся формируется через участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах.

В районном конкурсе «Математический сундучок» в номинации: «История математического инструмента» Дипломом 2 степени награждена Евсюкова Диана  за работу  « История создания линейки» /слайд 26 /.

Члены кружка «Инфознайка» составляли кроссворды и оформляли их на сервисе LeaningApps.org. При помощи данного сервиса мы разместили на блоге замечательное интерактивное пособие для школьников.

Данные работы мы отправили на муниципальный сетевой конкурс «Математика – царица всех наук». Все участники получили сертификаты участия, а три работы отмечены, как лучшие - кроссворд «Великие математики» (Иванова Вероника, 4 «Б» класс) - диплом 2 степени, Кроссворд «Меры длины» (Шувалова Кристина, 4«Б» класс) – диплом 2 степени. Кроссворд «Король математики» ( Алипов Степан, Шумарина Влада, 4«Б» класс) - диплом 3 степени/слайд 27- 28 /.

Муниципальный каллиграфический конкурс «Золотое пёрышко - 2015» - дипломом 1 степени награждена Евсюкова Диана./слайд 29 /.

Участие детей в дистанционных олимпиадах  даёт положительные результаты  /слайд 30/.

Развитие творческих способностей младших школьников формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства /слайд 31 /.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО...

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и пробл...

Варюшина И.В. «Развитие творческих способностей обучающихся 1-4 классов в процессе реализации ФГОС НОО»

Цель представленной работы - систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов в условиях реализации ФГОС НООУчитель начал...