Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности
методическая разработка по теме
В материале содержится опыт работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_uchashchikhsya_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
- Суть педагогической идеи, лежащей в основе собственного опыта.
В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас учителей.
Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОСы дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. В стандартах предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личностном опыте ребенка.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».
Что же такое творчество?
Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.
Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.
Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Что это значит развивать творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.
2. Технология реализации идеи в собственном опыте.
Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
При организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующую цель: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.
Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются:
- усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время;
- организация досуговой деятельности;
- выявить интересы, склонности, способности, возможности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития в избранной сфере;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширять рамки общения с социумом;
- воспитывать культуру досуговой деятельности.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. В процессе занятий вышиванием и вязанием заложен высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности изделий народных мастеров. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки. Занятия в кружках позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.
Я перед собой ставлю задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.
Ещё К.Э.Циолковский приоткрыл завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей. Моя обязанность помочь ребёнку встать на этот путь.
В своей работе использую общедидактические принципы:
- научность;
- систематичность;
- последовательность;
- доступность;
- наглядность;
- активность;
- индивидуальный подход;
- от простого к сложному.
Наряду с принципами использую и методы:
- словесно-наглядные;
- наглядно-практические;
- практические;
Стараюсь целенаправленно выявлять склонности детей, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь я выступаю в роли помощника. А ученик – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие.
Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим моим руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания.
Для успешного выполнения намеченных целей я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.
Индивидуальные художественные особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнять задание учителя. Ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами. Каждый ребёнок стремиться быть непохожим на других. Поэтому моей задачей является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.
Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся.
На занятиях соблюдаю следующие принципы:
- добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;
- опора на самостоятельную творческую инициативу детей;
- знакомлю с новыми видами творчества.
Основное внимание на занятиях уделяю:
- формированию практических умений и навыков;
- выполнению элементов для украшения изделия;
- правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия;
- развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.
Информацию на занятиях сообщаю небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляем практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществляем на разнообразных изделиях.
Начинаем всегда с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы дети могли быстрее увидеть результат своего труда. Стараемся работать так, чтобы в каждом новом изделии ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.
Поэтому я нахожусь в постоянном творческом поиске, фантазирую, включаю в работу что-то новое.
Занятия по вышивке и вязанию строятся по схеме уроков трудового обучения. Но есть и отличия. Необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу вышивкой или вязанием.
Построение занятия:
- В начале занятия беседа.
- объяснение последовательности выполнения работы
- практическая часть – не даю готовое решение задачи занятия (выбор материала, технологии изготовления).
Примерная структура занятия:
- Организационная часть(2-3мин.)
Объявление темы.
Организация рабочего места.
- Теоретическая часть(10-18мин.)
Беседа или рассказ (3-5мин.).
Анализ изделия(3-5мин.).
Показ приёмов работы, используемых для изготовления изделия (3-5мин.), при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени.
- Физминутка.
- Практическая часть (23-33 мин.)
Работа по графическим схемам (10-15мин.)
- Физминутка или гимнастика для глаз.
- Практическая часть. Продолжение (10-15мин.)
- Заключительная часть.
Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше.
Оценивание работы: ребёнку следует показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочёты, подсказывая способы их устранения.
Уборка рабочих мест (1-2 мин.)
Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия.
Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении изделия. Деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать:
- инициативным;
- последовательным;
- усидчивым;
- доводить начатое дело до конца;
- самостоятельно решать поставленные задачи.
Закрепив ряд трудовых навыков и умений, освоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности. Всё это подготовит к жизни, труду независимо от того станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
В процессе творческой работы ребёнок открывает для себя понятия: линия, цвет, форма, ритм. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил.
С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.
Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.
Чтобы ребёнок представлял, что он делает и какой результат получится, я стараюсь направлять его практические действия. Но помню, что направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, помню, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию:
- Хочу сделать!
- Могу сделать!
- Я - сделал!
Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянно...
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности в рамках реализации программы "Волшебный мир книг"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности
Организация системы работы во внеурочной деятельности по развитию творческих способностей учащихся способствует повышению качества образования....
Развитие творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность
В материале рассказывается о внеурочной деятельности в начальных классах "Волшебный сундучок", целью которой является создание работ в технике торцевания. Проделан отчёт о достижениях ребят ...
Из опыта работы "Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности".
Из опыта работы: "Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности"....
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. Игра «Что? Где? Когда?» 3 класс».
Данная публикация содержит сценарий игры "Что? Где? Когда?" .Его можно использовать во внеурочной деятельности для развития интеллекутуальных и творческих способностей учащихся....