Рефлексия учебной деятельности
методическая разработка

Юлия Викторовна Галкина

В данной статье Вы познакомитесь с различными видами рефлексии, использыемые на различных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_uchebnoy_deyatelnosti.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников

В одной притче говорится:  Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»                                                                    А сам думает: «Скажет живая-умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу».                                Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым,

                                                                                  нужным,

                                                                                  успешным.

В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя- заметить маленькое продвижение и поддержать успех.  

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной.

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.

Навыки адекватного самооценивания приобретают особое значение в условиях без отметочного обучения младших школьников. На начальном этапе обучения очень важно, сохраняя интерес к предмету, научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.

Ребенок учится адекватно оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки, поэтому сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Одним из способов формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников может стать  рефлексия результатов учебной деятельности. Что делать в 1 классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной самооценке результатов своей деятельности? Необходимо в этом ему помочь. Учитывая необходимость не только формирования, но и совершенствования навыков самооценки, представляется важным соблюдать некую последовательность в использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния,
  2. рефлексия содержания учебного материала,
  3. рефлексия содержания и  результатов учебной деятельности.

Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, возраст и психологические особенности учащихся.

Подробнее остановимся на каждом виде рефлексии.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Корзинка», «Дерево чувств»,  «Мой город», «Разноцветье», «Блиц» и др .(суть приёмов я рассказывать не буду, чтобы не занимать много времени, с ними вы можете ознакомиться в распечатках). Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии, их можно использовать на самых ранних этапах обучения, как в начале, так и в конце урока. Они универсальны для всех учебных предметов.

Рефлексия содержания учебного материала

Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Здесь используются приёмы: «Лист обратной связи», «Плюс – минус - интересно», «Незаконченное предложение», «Я не знал – теперь я знаю», «Строим дом»,  «Кирпичики», «Лесенка затруднений» и др.

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ребенку гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания и результатов учебной деятельности. Это особенно важно на начальном этапе обучения.

Рефлексия содержания и результатов учебной деятельности

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания,  позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха  на последующих ступенях обучения.                                                                                           При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе начинаем с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и переходим к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Синквейн», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и др.

Приемы «Бортовой журнал», «Критический анализ урока», «Мини-дневник» легко поддаются изменениям в соответствии со спецификой учебного предмета и наиболее эффективны на этапе совершенствования  рефлексивной деятельности.

Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе, «Письмо самому себе», «Лист достижений», различные виды Портфолио.

 У нас в школе в каждом 1  классе ведутся портфолио достижений учащихся. Хотелось бы показать опыт нашего нового коллеги Павловой Инны Викторовны по ведению портфолио, в котором ярко рефлексируется деятельность детей.

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия учебной деятельности.

Несколько советов о том, как можно организовать рефлексия учебной деятельности....

«От положительной рефлексии учебной деятельности к саморазвитию».

Ребенок (да и взрослый тоже) может эффективно и с удовольствием заниматься только тем делом, которое у него получается, где он чувствует себя успешной личностью, пусть даже для этого ему приходится ...

«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»

Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...

Презентация на тему «Виды рефлексии в учебной деятельности на уроке

Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить ...

Рефлексии учебной деятельности.

§Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и...

Рефлексия учебной деятельности как обязательный этап урока в условиях организации ФГОС

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозмож...

Рефлексия учебной деятельности

рефлексия,мотивация...