Главные вкладки
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Применение коррекционно-развивающих упражнений при работе с учащимися с ТМНР».
материал
Применение коррекционно-развивающих упражнений при работе с учащимися с ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_bondarenkoi.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«Применение коррекционно-развивающих упражнений при работе с учащимися с ТМНР».
Подготовила: учитель Бондаренко И. А.
Образование детей с ТМНР предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. У большинства учеников с ТМНР отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса. Так как обучение я провожу на дому, то уделить особое внимание ребенку с ТМНР, отследить его деятельность и психологическое состояние легче, чем сделать это в большом классе. Систематически во время уроков я использую упражнения на развитие мелкой моторики, а именно: пальчиковую гимнастику; упражнение “Выложи по образцу” (учащийся вместе со мной по образцу выкладывает, используя набор геометрических фигур, необходимый узор); упражнения в тетрадях, в котором учащийся повторяет рисунок, заранее мной написанный.
Особое внимание я уделяю урокам чтения. Направленное чтение, один из методов, который позволяет мне направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровень понимания текста. Тексты, которые я использую всегда с иллюстрациями. Так как дети, с которыми я занимаюсь, не читающие, то я читаю произведение по абзацам, часто останавливаюсь для обсуждения прочитанного.
Поддержать познавательный интерес на уроках мне также помогают и игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие, развивающие дидактические игры, которые непосредственно связаны с темой урока. Использование игр позволяет разнообразить формы учебно - воспитательного процесса, способствует формированию у учащихся интереса к изучению предмета, развивает их мышление и память, внимание.
Все упражнения выполняются вместе со мной по показу или путем совместных действий.
Например:
- Нанизывание пуговиц на проволоку.
- Игра «Больше - меньше». У учащегося - набор предметов двух размеров: большие и маленькие ложки, тарелки, чашки. Я ставлю на стол два предмета (стакана), разные по величине. Около большого учащийся кладет большие предметы, около маленького – маленькие предметы. Задание выполняется по показу или путем указующего жеста.
-Раскладывание по разным тарелкам смешанных вместе орехов, фасоли, каштанов.
-Игра «Собери вместе половинки животных». Из разрозненных половинок учащийся собирает целое животное , при этом я произношу звуки, которое издает это животное.
-Игра «Цветная мозаика». Учащийся по образцу выкладывает разные узоры определенных цветов.
-Игра «Собери слово». Из разрозненных букв учащийся собирает слово по картинке.
- Игра «Нос-пол-потолок». Учащийся выполняет команды, которые говорю и показываю я. Нос - показывает пальцем на нос, пол - опускает руки вниз, потолок - поднимает руки вверх. Учитель называет и выполняет все команды вместе с ребенком.
С целью эффективного усвоения учебного материала учащимися с тмнр необходимо многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока, как элемент закрепления. Важным, на мой взгляд, также является частое переключение с одного вида деятельности учащихся на другой, используя работу с приложениями, заполнением схем, рисунков и т. д.
Я считаю, что необходимо использовать на уроке большое количество красочного дидактического материала, наглядных пособий, натуральных объектов.
Для облегчения запоминания учебного материала необходимо, по моему мнению, использовать рациональные приемы запоминания (группировку слов и картинок, установление связей).
Говорят: «Тяжело в учении - легко в бою». Но это правило для солдат, а не для детей. Учащимся с ТМНР трудно дается учеба, надо всеми силами постараться облегчить ее, чтобы ребятам нравилось обучение. Чем радостнее будет их учение, тем лучше будет их жизнь.
Работая с учащимися с ТМНР, нужно помнить несколько святых правил:
ЕСЛИ ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
ЕСЛИ ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
ЕСЛИ ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
ЕСЛИ ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
ЕСЛИ ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
ЕСЛИ ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
ЕСЛИ ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
ЕСЛИ ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
ЕСЛИ ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
ЕСЛИ ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
ЕСЛИ ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений
Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.
Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...
«Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики»
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционн...
Мастер-класс на тему: «Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приемов в работе с детьми с ОВЗ».
Цель: Распространение личного педагогического опыта по применению коррекционных технологий в работе с детьми с ЗПР. Задачи:1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ход...
статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...
Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...
Доклад на тему: «Система коррекционно-развивающего обучения на базе общеобразовательной школы с введением ФГОС»
Новая социальная обстановка, новые гуманистические взгляды педагогов и психологов требуют изменений в сложившиеся за многие годы российской образовательной системе, которой нужен иной подход в организ...