Моя методическая копилка
материал

Ахтямова Элина Наилевна

Методическая копилка - это сборник материалов, методик и ресурсов, предназначенных для поддержки педагогов в их работе с учениками. Я с радостью готова поделиться своими материалами, используемые в работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Реферат

«Идеи свободного семейного воспитания в работах Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого»

По курсу

«Семейная педагогика»

Выполнила: Ахтямова Элина, группа Б-0063

Проверила: к.п.н, ст. преподаватель, Ферзалиева А. Т.

СОДЕРЖАНИЕ

I Введение……………………………………………………………………….3

II Основная часть……………………………………………………………….4

  1. Педагогическая теория Ж.Ж.Руссо ………..…………………………………………………………………..5
  2.  Идея свободного воспитания Л.Н. Толстого………………………………………………………………….7

III Заключение………………………………………………………………….8

IV Список литературы…………………………………………………………9

I Введение.

Свободное воспитание в истории отечественной педагогики: Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой

Проблема свободного воспитания насчитывает более чем двухвековую историю, если считать что у ее истоков стоит Ж.-Ж. Руссо. Идея свободного воспитания, выдвинута впервые в западноевропейской педагогике, начинает интенсивно разрабатываться в отечественной педагогике со второй половины Х1Х века, приобретая при этом свои специфические черты. Изначально в работах Ж.-Ж. Руссо, которые и определили стратегию развития данного направления, свобода трактуется как благо. Анализ общественных процессов приводит его к мысли, что в общественном строе с жесткой социальной иерархией воспитание полезно лишь настолько, «насколько судьба согласуется со званием родителей; во всяком другом случае оно вредно» (5,30). Ж.-Ж. Руссо видит вредность традиционного воспитания в том, что оно ставит во главе угла те ценности, которые присущи современному обществу, характеризующемуся «полным растлением нравов». Человек может быть счастлив только в том случае, если может пользоваться свободой. Свобода же дается тогда, когда человек независим, довольствуется самим собой. Далее, рассматривая типы зависимости, Ж.-Ж. Руссо подчеркивает, что зависимость от вещей, опосредованная самой природой, по своей сути не связана с моралью, и поэтому не порождает пороков и не вредит свободе, а зависимость же от людей дает прямо противоположный результат. Таким образом, Ж.-Ж. Руссо, говоря о свободе в образовательном процессе, в первую очередь подразумевает свободу от общественных предрассудков и учреждений.

В статье Л.Н. Толстого «Прогресс и определение образования» мы находим трактуется следующее: «Мне дела нет до Руссо и его обстановки, меня занимают только те мысли, которые он высказал, и поверять и понять его мысль я могу только мыслью» . Не случайно, что свободу он вслед за своим предшественником определяет как критериум педагогики. Изучение зарубежного педагогического опыта, анализ состояния образования в России и собственный опыт работы с детьми позволили ему прийти к данной трактовке свободы. Именно с позиции свободы он рассматривает сущность понятий воспитание, образование, обучение и преподавание. Из вышеперечисленных процессов истинно свободным Л.Н. Толстой считает только образование, поскольку потребность в нем, по его мнению, есть врожденное, природное качество человека. Что касается воспитания, то оно рассматривается как «принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим».

Так, в статье «Воспитание и образование» выделяются причины, обуславливающие необходимость воспитания:

– стремление родителей сделать детей такими же, как они сами, или такими, какими они хотели быть;

– стремление обратить и воспитать ребенка в своем учении во благо спасении его души;

– потребность правительства в соответственно воспитанных гражданах;

– потребности общества в «помощниках», «потворщиках» и «участниках».

Как мы видим оба педагога, несмотря на несколько различные трактовки самого понятия свободы в образовании, полностью сходятся во мнении, что государство и общество не должны определять целевые установки в педагогическом процессе. Сравнивая теорию свободного воспитания Л.Н. Толстого и Ж. – Ж. Руссо, известный ученый, педагог, философ С.И. Гессен отмечал: «Известно, что Толстой, начав с теории образования, кончил теорией жизни… Свобода не в «природе», а в «жизни». Этим отличается свободное образование Толстого от идеала свободного воспитания Руссо».

II. Педагогическая теория Ж.Ж.Руссо

Ж.-Ж. Руссо – идеолог революционной мелкобуржуазной демократии. Жан-Жак Руссо (1712–1778) – глубокий мыслитель, гуманист и демократ – придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном, или «естественном состоянии», люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов. Этому способствовало также развитие культуры и науки феодального общества. В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчинена общественным целям. В своем произведении «Общественный договор (1762) Руссо провозглашал демократическую идею верховной власти народа. Основную причину социального зла он видел в частной собственности, но был только против крупной собственности, приобретенной нетрудовым путем, а собственность, добытую личным трудом, объявлял священной и неприкосновенной. В этом заключается основное противоречие социальной позиции Руссо, выражавшего интересы мелкобуржуазных слоев населения. Руссо стремился найти пути восстановления утраченного равенства; но в силу объективных причин, будучи не в состоянии вскрыть законы общественного развития, он возлагал все надежды на просвещение и воспитание. Развивая идеалистическую теорию договорного происхождения государства, выдвинутую Локком, Руссо доказывал, что во Франции власти нарушили первоначальный договор и, следовательно, народ имеет право их ниспровергнуть. Как и все французские просветители XVIII в., Руссо полагал, что улучшить общественные отношения можно путем правильно поставленного воспитания. В 1762 г. Руссо издал свой роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», где подверг уничтожающей критике воспитание, осуществляемое в «феодальном обществе, и начертал план формирования нового человека., Руссо верил в существование бога как первопричины мира, в бессмертие души, однако, придерживаясь «естественной религии», он резко разоблачал религиозное лицемерие, паразитизм и ханжество духовенства. Разгневанные церковники добились того, что его труд «Эмиль, или О воспитании по приговору французского парламента был публично сожжен на одной из площадей Парижа, а его автор вынужден был бежать от преследовании. Вернулся во Францию он много позже, разбитый физически и морально. Произведения Руссо сыграли особенно важную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции они получили широкую известность.


Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя – с гармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания. Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию. В задачи воспитания Ж.-Ж. Русса включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в постоянном совершенствовании с раннего детства. Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуальном, нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному риску

III. Идея свободного воспитания Л.Н. Толстого

Важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л.Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. «…Во всех веках и у всех людей, – писал Толстой, – ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным – есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным». Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что «детский возраст есть первообраз гармонии». Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей. Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание – организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей. Л.Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства. Проповедуя в своих педагогических статьях идею развития широкой крестьянской самодеятельности в создании народных школ, Толстой, однако, принял отсталые взгляды патриархального крестьянства на школу за выражение потребностей в области образования всего народа. В соответствии с этими взглядами он обеднял содержание учебной программы школы для народа, оставив в ней как обязательное лишь обучение грамоте и счету. Тем самым он принижал образовательные запросы и потребности народа. Отстаивая идею свободной организации школ народом и доказывая, что народ противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество и правительство, Толстой пытался, таким образом, отстранить деятелей народного образования от строительства народной школы, полагался на стихийное ее развитие. Эту ошибочную позицию Толстого в свое время справедливо подверг убедительной критике Н.Г. Чернышевский. Л.Н. Толстой высоко оценил народную педагогику и имел намерение написать «Исторический очерк для истории педагогики русского крестьянства», в котором собирался обосновать общие правила организации образования русскогокрестьянина.

Заключение.

Таким образом, в отличие от Ж.-Ж. Руссо, Л.Н.Толстой свои гуманистические убеждения стремился связать с существующей действительностью и образовательной практикой, то есть пытался осмыслить и реализовать феномен свободны на максимальном реально возможном уровне, заложив тем самым основы и дав толчок развитию педагогики «свободного образования (воспитания)», как самостоятельного педагогического направления, выступавшего альтернативой традиционной авторитарной школы.

Идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого оказали значительное влияние на развитие педагогической мысли и практики, став основой для многих современных подходов к образованию, ориентированных на личность ребёнка.


Список использованной литературы:

1. Артамонова Т.А., Бердникова В.А. ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н. ТОЛСТОГО СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТЕОРИИ «СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ» / АРТАМОНОВА Т.А., БЕРДНИКОВА В.А. [Текст] // КУЛЬТУРА, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ. — Алтай: Вестник науки, 2021. — С. 46-49.

2. Валеев А. А. Теория и практика свободного воспитания в истории гуманистической педагогики : специальность (481) «Педагогика» : Диссертация на соискание кандидата педагогических наук / Валеев А. А. ; Казанский государственный педагогический университет . — Казань , 2003. — 112 c.

3. Иванов Е. В., Иванов А. Е. Ж. -Ж. Руссо и Л. Н. Толстой о свободе как педагогическом феномене / Иванов Е. В., Иванов А. Е. [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: (дата обращения: ).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная краткосрочная

программа технической направленности

«Страна программирования»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 месяц

Уровень программы: базовый

Количество детей в группе: 16

Общее количество учебных часов: 18

Педагоги, реализующие программу:

Ахтямова Элина Наилевна,

Мурашкина Ксения Александровна,

учителя начальных классов

г. Сургут, 2024

Аннотация

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет и рассчитана на один месяц. Программа является базовой и направлена на знакомство обучающихся с основами роботостроения и программирования. В ходе занятий дети освоят ключевые понятия в области робототехники, такие как конструкция робота, его компоненты и принципы работы.

Программа включает в себя теоретические лекции и практические занятия, на которых обучающиеся будут создавать и программировать простые роботы, развивая при этом логическое мышление и навыки работы в команде. Занятия направлены на развитие творческого подхода, технической грамотности и аналитических навыков. В конце курса учащиеся представят свои проекты, что позволит не только закрепить полученные знания, но и развить коммуникативные навыки. Программа «Робототехника» станет отличной основой для дальнейшего изучения технологий и науки у детей.

Паспорт рабочей программы курса дополнительного образования

Название программы

«Робототехника»

Направленность программы

Техническая

Ф.И.О. педагога, реализующего

программу

Ахтямова Элина Наилевна, Мурашкина Ксения Александровна

Год разработки

2024

Цель

Создание условий развития конструктивного мышления ребёнка средствами робототехники, формирование интереса к техническим видам творчества, популяризация инженерных специальностей.

Задачи

Личностные:

• воспитание коммуникативных качеств посредством творческого общения учащихся в

группе, готовности к сотрудничеству, взаимопомощи и дружбе;

• воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственного отношения к осуществляемой

деятельности;

• формирование уважительного отношения к труду;

Метапредметные:

• умение организовать рабочее место и соблюдать технику безопасности;

• умение сопоставлять и подбирать информацию из различных источников (словари,

энциклопедии, электронные диски. Интернет источники);

• умение самостоятельно определять цель и планировать алгоритм выполнения задания;

умение проявлять рационализаторский подход при выполнении работы, аккуратность; умение анализировать причины успеха и неудач, воспитание самоконтроля;;

Предметные:

• познакомить с конструктивными особенностями и основными приемами конструирования различных моделей роботов, компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования LEGO Education SPIKE Prime;

• научить создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных

элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

• научить разрабатывать и корректировать программы на компьютере для различных

роботов.

Ожидаемые результаты освоения программы

Образовательные результаты:
понимают:
·
способы записи алгоритма;
· среду программирования;
· способы использования логических значений, операций и выражений с ними;
· термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»;
умеют/владеют:
· следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
· выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Метапредметные результаты:
• планирование – определение интеллектуальных способностей и познавательных интересов;
• владение основными универсальными умениями производить логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий;
• самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Личностные результаты:
• широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно- продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
• личный взгляд на программирование и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

Срок реализации программы

1 месяц

Количество часов в неделю/год

Режим занятий:
Режим занятия программы - 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между
занятиями 10 минут

Возраст обучающихся

7-11 лет

Формы занятий

Групповые, фронтальные, индивидуальные

Условия реализации программы (оборудование,

инвентарь, специальные

помещения, ИКТ и др.)

Учебная аудитория;
• столы учебные - 5 шт;
• стулья ученические - 10 шт;
• доска учебная - 1 шт;
• компьютеры (ноутбуки) - 3 шт.;
• наборы конструкторов LEGO Education SPIKE Prime - 4 комплекта.
Информационное обеспечение
• Аудио-, видео-, фотоматериалы, интернет источники.
• Организационно-педагогические средства (учебно-программная документация:
образовательная программа, дидактические материалы).

Пояснительная записка

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» (далее Программа) имеет техническую направленность. Программа модифицированная, составлена на основе программы «Робототехника: конструирование и программирование» Филиппова С. А. (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института), производителя конструктора «Базовый набор LEGO® Education SPIKE™ Prime набор 45678» компании LEGO System A/S, в соответствии с современными требованиями к программам дополнительного образования. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» разработана в соответствии с:

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от №533);

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 2015 № 09-3242);

Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);

Санитарными правилами СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;

Санитарными правилами и нормами СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;

Направленность программы

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» имеет техническую направленность.

Актуальность программы

Воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан возможно только в современной образовательной среде. Программа представляет учащимся технологии 21 века. Современным школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, обучение, ориентированное как на знания, так и деятельность содержания образования. Таким требованиям отвечает робототехника.

Одним из динамично развивающихся направлений программирования является программное управление робототехническими системами. В период развития техники и технологий, когда роботы начинают применяться не только в науке, но и на производстве, и быту, актуальной задачей для занятий по «Робототехнике» является ознакомление учащихся с данными инновационными технологиями.

Робототехника - сравнительно новая технология обучения, позволяющая вовлечь в процесс инженерного творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, что позволит обнаружить и развить навыки учащихся в таких направлениях как мехатроника. искусственный интеллект, программирование и т.д. Использование методик этой технологии обучения позволит существенно улучшить навыки учащихся в таких дисциплинах как математика, физика, информатика.

Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию.

Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам.

Срок освоения программы
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» рассчитана на 1 месяц обучения.
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на период обучения, необходимых для освоения программы: 18 учебных часов.
Формы обучения: очная.
Уровень программы: базовый уровень.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут.

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-11 лет. Основным видом деятельности детей этого возраста является обучение, содержание и характер которого существенно изменяется. Ребёнок приступает к систематическому овладению основами разных наук и особенно ярко проявляет себя во внеучебной деятельности, стремится к самостоятельности. Он может быть настойчивым, невыдержанным, но, если деятельность вызывает у ребёнка положительные чувства, появляется заинтересованность, и он более осознанно начинает относиться к обучению. Учащиеся начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой. В объединение принимаются мальчики и девочки 7-11 лет, проявившие интерес к изучению робототехники, специальных способностей в данной предметной области не требуется.

Отличительные особенности программы

Программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов, которые предполагают поверхностное освоение элементов робототехники с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. обучающийся создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его возможности, он создает действующее устройство, которое решает поставленную задачу.

Программа построена на обучении в процессе практики и позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.

Учебный план программы связан с мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, соревнованиями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня.

Содержание программы.

Модуль 1. Введение в общеобразовательную программу

Теория

Изучение составляющих набора, материалов, инструментов, приспособлений. Технология изготовления основных и дополнительных элементов, составляющих набора. Изучение моделей и схем конструирования.

Практика

Пробные сборки моделей. Способы работы механизмов и составляющих набора. Сборка элементарных моделей. Текущий контроль. Работа с графическим языком программирования LEGO Education SPIKE Prime (6 часов) Изучение графического интерфейса программы. Изучение языка программирования LEGO Education SPIKE Prime и его составляющих.

Модуль 2. Программе «Spike» язык программирования

Практика

Работа в программе Spike с использованием языка программирования LEGO Education SPIKE Prime. Изучение модулей программы. Начальное программирование.

Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов. Итоговая самостоятельная работа. Демонстрация изготовленных конструкций.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

Беседа, опрос

2.

Работа с конструктором «Базовый набор LEGO® Education SPIKE™ Prime набор 45678» компании LEGO System 2 6 8 A/S

2

6

8

Изготовление моделей из конструктора

1

6

7

Текущий контроль

1

-

1

Самостоятельная разработка своей модели

3

Работа с графическим языком программирования LEGO Education SPIKE Prime

2

4

6

Изучение графического языка программирования

1

4

5

Текущий контроль

1

-

1

Самостоятельная разработка программы для своей модели

4

Итоговое занятие

-

2

2

Представление своей запрограммированной модели

ИТОГО

5

13

18

Список литературы

Литература для педагога:

I. Немов Р.С. Психология. Т. 2, М: Владос. 2018.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т - М.: НИИ

школьных технологий, 2017г.

3. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. -М.: Просвещение.2016.

4. Филиппов С. А. программа «Робототехника: конструирование и

программирование» (Сборник программ дополнительного образования детей Санкт-Петербургского института). 2019г.

5. Шиховцев В.Г. Программа «Радиотехника» (Сборник программ дополнительного образования детей Московского института открытого образования). 2018г.

Специальная литература:

1. Колосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику.

Колосов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017- 292 с.

2. Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота EV3 в среде Lego Mindstorms

ЕУЗ,Д.Н. Овсяницкий. А.Д. Овсяницкий. 2-е изд., перераб. И доп - М.: Издательство «Перо», #1089;.

3. Образовательная программа «Введение в конструирование роботов» и графический язык программирования роботов [Электронный ресурс]

#programblocks

4. Программы для робота [Электронный ресурс] enus/helptopics/?questionid=2

Интернет-ресурс:

1.

2.

3.

4. :24

5- .html

6.

Литература для родителей, детей:

1. Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. - М.: Мир книги. 2017

2. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. - СПб.: Наука, 2018

3. Макаров И. М., Толчеев Ю. И. Робототехника. История и перспективы. - М.:Наука,Изд-во МАИ, 2017



Предварительный просмотр:

Ахтямова Э., Мурашкина К., Б-0063

Тема: "Бережное отношение к домашним животным"

Класс: 3 класс

Цель: формировать у детей бережное отношение к животным, уважение к жизни и понимание важности заботы о них.

Планируемые результаты:

понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи

на основе предложенного алгоритма;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и

аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей

правоты;

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное

отношение к собеседнику.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Раздаточный материал: бланки, грамоты
Используемые источники и ресурсы:

Гершун, Владимир Иосифович. Беседы о домашних животных / В. И. Гершун. — Москва : Колос, 1992. — 204, 2 с. : ил. — ISBN 5-10-002427-5

Гусев, B. Г., Гусева E. C. Энциклопедия ломашних животных. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, с.

Ссылка для создания квиза:

Кьюар-код:

;quality=95&sign=0b229176b44bd7acdb5109fc3d7d297f&type=album


Ход проведения интеллектуальной игры:

1. Подготовительный этап.

Инструкция

Дорогие участники! Вы находитесь на пороге увлекательного квеста, который поможет Вам узнать больше о том, как заботиться о наших меньших братьях и проявлять к ним бережное отношение. Следуйте этим простым шагам, чтобы успешно пройти квест:

1.Вам необходимо разделиться на 5 команд. Придумать название своей команды

2.В командах соблюдайте дисциплину, доказывайте свое мнение, уважайте друг друга, прислушивайтесь к мнению членов команды.

3.Мы раздадим каждой команде по бланку. На каждом этапе квеста Вам будут предложены различные задания, связанные с темой о животных. Это могут быть вопросы, игры или практические задания. Работайте вместе, чтобы найти правильные ответы! Данные ответы вы записываете в бланки. Бланки нужно подписать. В каждом раунде лишь один правильный вариант ответа.

4.Не выкрикиваем ответы. Их вы будете записывать в ваши бланки. После каждого раунда мы будем обсуждать ответы каждой группы. По итогу после окончания каждого раунда команда записывает количество верных ответов.

5.На каждом раунде установлен тайминг. Важно за это время написать ответ на бланке.

6.За каждый выполненный раунд Вы будете получать баллы. В конце квеста мы подведем итоги и узнаем, какая команда набрала больше всего баллов! Будет 3 призовых места по окончанию квиза.

Всем желаем удачи!

2. Основной этап

Животные — это не только наши верные друзья, но и важная часть экосистемы. Каждый из нас может внести свой вклад в их защиту и благополучие. Давайте обсудим, как мы можем проявлять заботу и уважение к нашим меньшим братьям, чтобы создать мир, в котором все живые существа смогут сосуществовать в гармонии.

1 раунд «Как правильно ухаживать за домашними животными»

Дорогие ребята! В первом раунде мы поговорим о том, как важно бережно относиться к нашим меньшим братьям — животным. Животные, как и мы, чувствуют радость и грусть, им нужна забота и любовь. Ухаживая за ними, мы не только помогаем им, но и учимся быть добрыми и ответственными. Давайте вместе узнаем, как мы можем сделать жизнь животных лучше и счастливее!

Вопрос 1
Как часто рекомендуется проводить ветеринарные осмотры для домашних животных?
- A) Один раз в год
- B) Один раз в месяц
- C) Один раз в два года
- D) Только при появлении заболеваний
Правильный ответ: A) Один раз в год

Объяснение: на самом деле, один раз в год рекомендуется проводить ветеринарные осмотры для зрелых животных, то есть тем, у кого возраст от 1-7 лет. Если у питомца есть хронические заболевания или он относится к породам с высоким риском заболеваний, специалист может рекомендовать более частые осмотры.


Вопрос 2
Какой из следующих продуктов является опасным для собак?
- A) Морковь
- B) Шоколад
- C) Куриное мясо
- D) Яблоки

Правильный ответ: B) Шоколад
Объяснение: Собакам нельзя давать шоколад, потому что он содержит теобромин и кофеин, которые собаки не могут эффективно метаболизировать. 1 Эти ингредиенты накапливаются в организме и воздействуют на ЖКТ, нервную систему и сердце. 2

Даже небольшое количество шоколада может привести к рвоте, диарее, учащённому сердцебиению и даже судорогам у питомца. В тяжёлых случаях возможна смерть животного.

Вопрос 3
Какой метод является лучшим для обучения домашнего животного?
- A) Физическое наказание
- B) Позитивное подкрепление
- C) Игнорирование
- D) Угрозы

Правильный ответ: B) Позитивное подкрепление

Объяснение: улучшает контакт с животным и лучше влияет на его благополучие, чем использование отрицательного подкрепления. Собаки любят работать, чтобы зарабатывать награду. Для дрессировки собак в качестве положительного подкрепления можно использовать еду, игру, ласку и похвалу.


Вопрос 4
Как часто следует выгуливать собаку?
- A) Один раз в неделю
- B) Один раз в день
- C) Несколько раз в день
- D) Только в выходные

Правильный ответ: C) Несколько раз в день
Объяснение: На выгуле животное удовлетворяет естественную нужду, а, учитывая скорость переваривания пищи у взрослых собак (12–15 часов), ходить в туалет им надо не менее двух раз в день. Оптимально гулять со взрослой собакой 2-3 раза в сутки. У щенков этот цикл значительно короче, поэтому их необходимо выводить на прогулки после каждого кормления, то есть 4–5 раз в день.

Вопрос 5
Какую важную процедуру необходимо проводить для кошек, чтобы предотвратить образование комков шерсти?
- A) Купание
- B) Стрижка
- C) Чистка зубов
- D) Регулярное вычесывание

Правильный ответ
: D) Регулярное вычесывание

Объяснение: Шерстинки могут спутываться в колтуны, натягивать кожу, блокировать нормальный воздухообмен и вызывать раздражение. Регулярное вычёсывание помогает избежать этой проблемы, а также стимулирует кровообращение, улучшая общее состояние кожи

2 раунд «Как понять потребности своего питомца»

Верю-не верю

Домашние животные не только делают нашу жизнь ярче и веселее, но и требуют нашего внимания и заботы. Каждое животное, будь то собака, кошка или попугай, имеет свои особенные потребности. Чтобы наши пушистики и пернатые были счастливы и здоровы, нам нужно понимать, что они хотят и что им нужно. Заботиться о них — значит не только кормить и поить, но и играть, гулять, а также следить за их здоровьем. Давайте вместе узнаем, как мы можем стать лучшими друзьями для наших домашних любимцев!

Задание 1. Регулярный сон - признак, указывающий на то, что вашему питомцу не хватает физической активности (ложь)
Правда: это может быть избыточный вес

Объяснение: Избыточный вес у животных, как и у людей, часто является следствием недостатка физической активности и неправильного питания. Когда животное не получает достаточной нагрузки, его организм не сжигает калории, что приводит к накоплению жира. А регулярный сон важен для собак, так как происходит восстановление энергии, что позволяет им быть активными и игривыми


Задание 2. Наблюдение за поведением вашего животного является лучшим способом понять, что питомец испытывает стресс или дискомфорт (правда)

Объяснение: Наблюдение за поведением Вашего животного — это один из самых эффективных способов понять, что питомец испытывает стресс или дискомфорт. Например, изменения в позе, хвосте, ушах и даже в выражении лица могут сигнализировать о том, что питомец чувствует себя некомфортно или напуган. Если Ваше животное вдруг начинает избегать общения, прятаться или проявлять агрессию, это может быть признаком стресса.


Задание 3. Апатия и отсутствие интереса к играм - фактор, указывающий на то, что вашему питомцу не хватает внимания (правда)

Объяснение: Игры и активные занятия не только помогают животным поддерживать физическую форму, но и способствуют их психическому благополучию. Если питомец не получает достаточно стимуляции, он может стать апатичным, что может привести к более серьезным проблемам, таким как депрессия или поведенческие расстройства.


Задание 4. Спокойное поведение может указывать на то, что вашему питомцу не хватает умственной стимуляции (ложь)
Правильный ответ: разрушительное поведение

Объяснение: Животные, особенно собаки и кошки, имеют естественные инстинкты, которые требуют физической и умственной активности. Если они не получают достаточной стимуляции, они могут начать искать способы развлечь себя, что иногда приводит к разрушительному поведению.


Задание 5. Нужно кормить своего питомца один раз в день для понимания потребностей в питании (ложь)
Правильный ответ: нужно наблюдать за его реакцией на разные корма и порции

Объяснение: некоторые животные могут иметь аллергии или непереносимость определенных ингредиентов. Если Вы заметите, что питомец проявляет признаки дискомфорта или аллергической реакции после употребления определенного корма, это может быть сигналом о необходимости смены рациона.

3 раунд «Приметы»

Приметы домашних животных — это интересная и увлекательная тема, которая помогает нам лучше понять наших пушистых друзей и их поведение. С давних времен люди замечали, что поведение животных может предсказывать различные события или отражать настроение питомца. Например, если кошка начинает мыть свою лапку, это может означать, что она чувствует себя комфортно и безопасно. А если собака начинает лаять без видимой причины, возможно, она что-то заметила или чувствует тревогу. Понимание этих примет помогает нам заботиться о наших любимцах и создавать для них комфортные условия. Давайте вместе разберемся, какие приметы существуют и что они могут нам рассказать о наших домашних животных!

1. Кошка умывается – к приходу ... (гостей)
2. Питомец трется о ноги и ластится -владельца ждет… (добрая весть)
3. В дом пришла чужая кошка- добрый … (знак)
4. Питомец ложится спать у источника тепла- будет … (похолодание)
5. Если своя собака укусила ногу, нужно ждать-неприятности на... (работе)

4 раунд «Приюты нашего округа»

Эмблемы приютов часто становятся символами надежды и любви, отражая миссию организации по спасению и защите животных. Эти эмблемы могут включать изображения животных, сердца или другие элементы, которые подчеркивают заботу и внимание к каждому питомцу. Они напоминают нам о важности бережного отношения к животным и о том, что каждый из нас может внести свой вклад в улучшение их жизни.

5 раунд «Ребусы»

На слайд изображены ребусы. Отгадайте их.

Правильные варианты ответов:

1. Кошка

2. Шерсть

3. Питомец

4. Собака

5. Лапа

3. Заключительный этап

Наш увлекательный квест подошел к концу, и мы надеемся, что Вы узнали много нового о том, как заботиться о наших четвероногих друзьях. Мы изучили важность понимания потребностей животных, их эмоционального состояния и физической активности. Каждый из нас может внести свой вклад в защиту и заботу о животных, будь то через регулярные обследования, внимание к их поведению или поддержку приютов. Помните, что бережное отношение к животным — это не только ответственность, но и возможность подарить им любовь и заботу, которые они заслуживают. Давайте продолжать быть добрыми и внимательными к нашим питомцам и всем животным вокруг нас!

Подсчёт баллов, выдача грамот

Приложение 1.

Команда 1

Название команды:

ФИО участников:

1 раунд «Как правильно ухаживать за домашними животными»

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Вопрос 4.

Вопрос 5.

Правильные ответы:

2 раунд «Как понять потребности своего питомца»

В ячейки необходимо вписать: ложь/правда

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Правильные ответы:

3 раунд «Приметы»

1. Кошка умывается – к приходу ...
2. Питомец трется о ноги и ластится -владельца ждет… …
3. В дом пришла чужая кошка- добрый …
4. Питомец ложится спать у источника тепла- будет …
5. Если своя собака укусила ногу, нужно ждать-неприятности на...

Правильные ответы:

4 раунд «Приюты нашего округа»

Впишите названия городов.

А. -

Б. -

В. -

Г. -

Д. -

Правильные ответы:

5 раунд «Ребусы»

1. -

2. -

3. -

4. -

5. -

Приложение 2.

Приложение 3.



Предварительный просмотр:

Конспект на тему «Периметр как величина» (УМК "Гармония", автор Н.Б. Истомина)

Цель: Познакомить третьеклассников с термином «периметр» и способами его вычисления. Рассмотреть взаимосвязь понятий «площадь» и «периметр» прямоугольника.
Показать взаимосвязь между длиной, шириной и площадью прямоугольника.


Задачи:
Образовательные:
· помочь учащимся усвоить представления о периметре прямоугольника и способах его нахождения.

Развивающие:
· развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
· совершенствовать мыслительные операции.


Воспитательные:
· воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой работе и работе в парах;
· воспитывать активности, усидчивости, прилежания в процессе учения.


Планируемые результаты:

  • измерять и вычислять площадь и периметр прямоугольника;
  • измерять и вычислять периметр многоугольника;
  • измерять и вычислять площадь и периметр геометрической фигуры, составленной из прямоугольников;
  • умения вычислять площадь и периметр прямоугольника по известным данным (сторонам);
  • сравнивать площади и периметры прямоугольников;
  • использовать информацию о площади и периметре в различном контексте.

Структура урока по Л. Г. Петерсону:
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

  • Долгожданный дан звонок.
    Начинаем наш урок.
    -Руки? -На месте.
    -Ноги?- На месте!
    -Локти?- У края!
    -Спинка? -Прямая!
    Откройте тетрадь и подпишите число, классная работа.
    Математика точная наука и нужно всегда помнить её правила. Сегодня мы узнаем ещё одно математическое правило. Я уверена, что оно вам пригодится в жизни.

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    Проблемная ситуация
  • Учитель предлагает классу задачу: "Длина одной стороны треугольника равна 5 см, другой - 3 см, а третьей - 2 см. Найдите периметр этого треугольника."
    Ученики пытаются решить задачу, но сталкиваются с проблемой: они еще не знают, что такое периметр.
    Цель проблемной ситуации: ученики должны понять, что такое "периметр" и как его найти.
    Ход проблемной ситуации:
    1. Учитель задает вопрос: "Как вы думаете, чему равна сумма длин всех сторон треугольника?"
    2. Ученики предлагают свои варианты ответа:
    "Это общая длина всех сторон", "Это расстояние от одной вершины до другой"
    3. Учитель сообщает, что сумма длин всех сторон фигуры называется периметром.
    4. Учитель объясняет, как найти периметр треугольника: сложить длины всех его
    5. Ученики решают предложенную задачу, используя понятие периметра.


    3. Постановка учебной задачи.

Из каких геометрических фигур состоит замок? На какие две группы можно разделить все эти фигуры? (Многоугольники и круг.)

;quality=96&sign=dc62225d2406d313039653a663d7eb95&type=album
(Учитель стирает круг.)
Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (Треугольники и четырехугольники.)
(Учитель стирает треугольники.)
Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (Четырехугольники.)
На какие две группы их можно разделить? (Фигуры с прямыми углами и без прямых углов.)
(Учитель стирает трапецию.)
Какие фигуры остались? (Прямоугольники.)
Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники. (4стороны, 4 угла. Все углы прямые. Противоположные стороны равны.)
Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? (2.)
Сколько произведений по ним можно составить? (2.)
Как вы это определили? (Если слагаемые одинаковые, то сложение можно заменить умножением.)
Что можно узнать, зная длину сторон прямоугольника? периметр.)


4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).


- Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получит геометрическую фигуру.

Нужно найти длину вашей фигуры.

- измеряем длину фигуры.

- записываем математическое выражение

- результат вычислений записываем на карточке с буквами

- готовим выступающего


На доску выносятся все варианты:

1 группа 6 + 6 + 6 = 18 ( см) РИ

2 группа 7 + 5 + 9 = 21 (см) МЕ

3 группа 10 + 10 + 5 + 5 = 30 (см) Т

4 группа 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см) ПЕ

5 группа 10 + 10 + 10 + 10 = 40 (см) Р

- Какое действие использовали для решения? (сложение)

- Как называется результат сложения? (сумма)

- Что мы складывали? (длины сторон)

- Что мы вычислили? (сумму длин сторон)

- Как можно доказать правильность своего суждения? Выскажите своё мнение.

(Можно расправить проволоку в одну линию и измерить её длину)

- Проверьте своё решение. Какова длина проволоки?

- Вспомните, на какой вопрос мы хотели найти ответ. (Можно ли вычислить сумму длин сторон многоугольника)

- Теперь мы можем ответить на вопрос? (Да, можно вычислить)

- Расположите числа в порядке возрастания.

16, 18, 21, 30, 40

- Значит, если сложить длины всех сторон многоугольника, можно найти …


Карточки переворачиваем и читаем ПЕ РИ МЕ Т Р

- Мы совершили математическое открытие. Математики решили слово периметр обозначать одной буквой – Р.

- Кто может объяснить, что такое периметр?

- В каких единицах можно измерить периметр?

- Где мы можем проверить наш вывод?

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 5. прочитайте правило. Сделайте вывод.

;quality=95&sign=4f2788ef1ffb3134f6a77d4fc5ac672b&type=album

- Как вы думаете, для чего нужно знать эту тему? Людям каких профессий нужно знание периметра?

- Если мы знаем, что это такое, то чему нам теперь нужно научиться?

(учиться находить периметр прямоугольника)


5. Первичное закрепление во внешней речи.

Затем ребенок будет отрабатывать умение и применять с проговариванием при выполнении задания.
Давайте вместе выполним задание №4 и №5.
;quality=95&sign=78bb531536b94721304146f774a42739&type=album

Физкультминутка:
Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, а раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки,
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполните самостоятельно задание из учебника №21 и №22 сделайте проверку по эталону.
;quality=95&sign=e8527c3164f50f9a209fe0803c8a92c6&type=album


7. Включение в систему знаний и повторение.
Затем дети выполняют индивидуально или в группе задания, которые предлагает учитель, закрепляют полученные знания.

Выполняем задание №19 в парах. Каждый в паре составляет задачу по таблице и дает выполнить ее своему напарнику для решения. После проводится проверка и оценивание работы.

;quality=95&sign=e8527c3164f50f9a209fe0803c8a92c6&type=album
8. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Какое открытие мы сделали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Кто может сказать, чему он научился на уроке?
- Как вычислить периметр фигуры?
- Какие единицы измерения мы будем использовать для измерения периметра учебника по математике?
- Какие трудности возникали?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке получалось хорошо?
- Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...

Методическая копилка

Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

Методическая копилка

Развиваясь  - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...

Страничка для коллег. Методическая копилка. Методическая разработка бинарного урока.

Уважаемые педагоги!Буду рада, если мои разработки по организации работы с учащимися с РАС Вам помогут! Методическая разработка бинарного урока технологии, 2 класс.Материалы прошли Общественно-про...