Мои выступления
материал

Невидимова Валентина Юрьевна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shmo_ot_27.11.2020g.docx33.05 КБ
Файл doklad_shmo_ot_20.01.23g.docx23.74 КБ
Файл doklad_shmo_ot_17.03.2023.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приморская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов

Доклад

Тема: «Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»

                                                                                   Подготовила: учитель начальных классов

                                            Невидимова В.Ю.

п.Приморский, 27.11.2020г

 Тема: Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и

педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д.

Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не

переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес.

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности,

должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение

стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это

определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор

педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно

надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг

учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,

помощи учащимся при ее осуществлении.

Ситуация успеха, по мнению Г.А. Цукермана , приводит к сотрудничеству

учителей с учащимися. В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие

характеристики действий учащихся:

-несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск недостающих

-познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ученик активен, понимает,

что ему еще надо узнать;

-обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае незнания к

учителю без жалобы на свои трудности.

На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических наук. По его

мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь

доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на

уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно,

укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.

Этой же точки зрения поддерживается Сергей Александрович Смирнов. Известный

педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и

взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному

отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.

В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса

рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей

ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в

деятельности: отношение к ребенку как к субъекту, формирование личностного стиля

взаимоотношений, созданием положительного эмоционального фона.

Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в

которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение от

деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя.

Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное,

организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь

значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

-повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

-стимулирует к высокой результативности труда;

-корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность,

развивает инициативность, креативность, активность;

-поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Технологические операции создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди

которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические

особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано

создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от

процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта

помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической

атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными

(мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации,

мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и

доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон,

Технологические операции создания ситуаций успеха:

Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость,

боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так

может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие

способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами

Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую

задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и

возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

– помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта

деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим

Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в

предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только

тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой

Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению

конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется

Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в

целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.

Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для

переживания учащимися ситуации успеха.

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что

учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием

окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность

учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и

вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому

повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение,

расслоение целого на части, формы, ступени. В основе дифференцированного обучения

лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой

группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню

обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе

изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний,

разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение.

Характер творческих заданий может быть различным:

-на установление межпредметных связей;

-ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;

-на сравнение и сопоставление;

-на расширение кругозора.

Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет

возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное

закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество

примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий,

опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру

своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой

Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых

выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов.

Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на

программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания, выполненные сверх

обязательного минимума оценивается учителем отдельно.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление

обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно

предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема,

разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности.

Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает

каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он

справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально

готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать

самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы

потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь

значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой

ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни,

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.

Успех – это общественное признание, одобрение.

Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.

(Малый толковый словарь)

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.

Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:

1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.

Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально - волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.

2.Формирование социально-психологической атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.

3. Создание условий для эффективного участия в деятельности (учении, игре и т.д.)

К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.

4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.

Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.

При конструировании ситуации успеха необходимо:

определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;

найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;

ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;

способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;

оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;

при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;

познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;

использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;

влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;

помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;

побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;

стимулировать мотивацию успеха в общем деле;

поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;

способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.

Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.

Приведем несколько примеров:

Сегодня я приготовила для вас домашнее задание разных уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:

Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.

Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.

… после урока русского языка:

1) Дописать два предложения, придумать их концовку.

Составить поздравление с Новым годом.

2) Упр. т-з – рыба, новые родственные слова найти- 1 уровень.

Упр. – выпиши родственные слова, исключая лишние – 2 уровень.

… после урока математики:

Найди верное утверждение.

Заполни пропуск, чтобы высказывание было верным.

Вставь цифры в окошки, чтобы получилось верное неравенство.

Запиши число, соответствующее характеристике

Ситуация выбора при закрепление изученного:

№ 1. Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый – 3 уровень.

№ 2. Седой, сидение, седина

Холод, морозный, холодный – 2 уровень

№ 3. Веселый, радость, веселье

Столбик, пень, пенек – 1 уровень

Проверка, вывод: родственные слова = общая часть + общее значение

… при актуализация знаний:

1) Индивидуальная работа – 4 чел. / на доске.

белка, беленький, белить→ белый

лист, лиса, лисенок → лисица

водяной, вода, водить → водичка

лось, лоскут, лосиха → лосенок

б) * выпиши только родственные слова к слову; * выдели корень;

- горе => горевал, горюет, пригорюнился, горемыка, горе;

- гора => пригорок, горцы, горный, гористая, гора;

- горит => загорел, горит, погорельцы, выгорит, горит, подгорел.

Горевал, загорел, пригорок, горцы, горит, горюет, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит, горемыка, горе, гора, горит.

- С помощью какого слова можно объяснить смысл родственных слов?

- Как пишите корень в родственных словах? – одинаково

2) Все остальные дети:

а) Найдите орфограммы в пословицах и объясните написание букв;

б) Закончите предложение, выбрав верный вариант ответа (полным ответом)

Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Доклад

 

Тема: «Использование современных педагогических технологий в процессе обучения» (из опыта работы)

        

                                                                                                        Докладчик:

                                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                    Невидимова В.Ю.

п. Приморский,20.01.2023г.

Тема: Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (из опыта работы)

Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х годов 20 века, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников, причем с каждым годом педагогические технологии приобретают все большую значимость. Еще Галина Ивановна Щукина при разработке проблемы формирования интересного урока пришла к выводу, что применение современных обучающих технологий является одним из трех условий создания интересного урока.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии.

Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

        Современные образовательные технологии (СОТ) способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

- Информационно – коммуникационная технология

- Проектная технология

- Технология развивающего обучения

- Здоровьесберегающие технологии        

- Игровые технологии

- Модульная технология

- Технология мастерских

- Кейс – технология

- Технология интегрированного обучения

- Педагогика сотрудничества.

- Технологии уровневой дифференциации

- Групповые технологии.

- Традиционные технологии (классно-урочная система)        

        Современные образовательные технологии применяются как на уроках, так и во внеурочное время. Использование СОТ повышает активность, дает возможность проявить любознательность, формирует у ребенка желание учиться.

        Используя знания возрастной психологии, прежде всего младших школьников, для регулярного использования в начальной школе мною были отобраны:

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии личностно-ориентированного обучения;

- технология портфолио;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектные технологии.

        На различных этапах урока необходимо сочетать различные элементы современных образовательных технологий, чтобы процесс обучения был интересным, приносил радость и удовлетворение результатами своего труда.

        Игровые технологии. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Игры дают возможность переключиться между различными видами деятельности, помогают снять утомляемость. Благодаря играм развивается кругозор ребенка, его сообразительность. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.

        Здоровьесберегающие технологии. Обеспечивают школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формированию у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.  Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. (показ на слайдах)

        Проектная деятельность.          Именно данная технология позволяет проявить максимально творчество, самостоятельность, познавательный интерес обучающимся. Конечно, в 1-2 классах речь не идет о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Дети еще слишком малы. По сути это будут лишь элементы классического проектирования, но главное, что для младшего школьника это будет «его» проект. Проект может быть выполнен в группах, в парах, индивидуально. В 1 классе проектная деятельность была применена на уроках литературного чтения («Город букв», «Азбука загадок») и на уроках окружающего мира («Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы»).    Показ проектов

        Проблемное обучение. В начальной школе в силу возрастных особенностей используются элементы классического метода, прежде всего при формулировании темы и целей урока, в самостоятельной работе. Проблемно-исследовательский метод применяется по мере возможности на уроках окружающего мира прежде всего. Этот метод помогает проявить самостоятельность младшему школьнику. Чаще всего в практической деятельности учителя начальных классов используются проблемные ситуации с удивлением и затруднением. (на слайдах- примеры)

        Технология «Портфолио». В 1 классе были заведены портфолио ученика. Портфолио помогает проследить индивидуальный прогресс ребенка, позволяет проявить не только учебные, но и творческие достижения. Технология «Портфолио» создает ситуацию успеха для каждого ученика, повышает самооценку, помогает максимальному раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребенка. Портфолио включает такие разделы:

- «Немного о себе»

- «Мой портрет»

- «Моя семья»

-«Моя учёба»

- «Моё творчество»

- «Моя общественная жизнь»

- «Мои достижения»

- «Самооценка»  (Показ 2-х портфолио)

        Технологии личностно-ориентированного обучения. Первые годы учебы в школе имеют большое значение. От них во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния физического и психического здоровья. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Изменения экономической и экологической среды оказывают существенное негативное влияние на физическое и умственное развитие ребенка. Процесс обучения необходимо строить с учетом физиологической готовности к обучению, личной готовности, интеллектуальной готовности, педагогической готовности. Технология личностно-ориентированного подхода обеспечивает становление личности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) регулярно используются на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Методики обучения на основе ИКТ способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучающихся, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов. Использование ИКТ позволяет использовать разноуровневые задания, активизировать познавательную активность, используя музыку и анимацию. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты. При помощи ИКТ проводила настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. В период обучения грамоте на уроках регулярно использовали интерактивное электронное приложение, в более поздний период – различные тренажеры. (показ слайдов)

Разнообразные современные образовательные технологии, применяемые современным учителем, способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень мотивации, формировать функциональную грамотность учащихся и ключевые компетенции на более высоком уровне, эффективнее развивать потенциальные способности учащихся. Увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приморская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов

Доклад

Тема: «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности»

                                                                                   Подготовила: учитель начальных классов

                                            Невидимова В.Ю.

п.Приморский, 17.03.2023г

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности

(СЛАЙД 1)

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.

Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. (СЛАЙД 2)

Что такое оценивание?( СЛАЙД 3)

Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Оценивание может осуществляться по-разному: (СЛАЙД 4)

В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.

В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.

В чем суть правил новой технологии оценивания?  (СЛАЙД 5)

Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.

Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).

За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень–функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».

Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то,что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

(СЛАЙДЫ 6-9)

-«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

-«Волшебные линеечки»- на шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания.

Учащиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.

Прием позволяет:

Увидеть свои успехи

Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя

Удерживает учебную функцию оценки

Помогает избежать сравнения детей между собой

-«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь., жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – я умею сам.

-Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,  если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений».   Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов.   При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ.

Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.

(СЛАЙД 10)

В связи с тем, что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих  учащихся в контрольно-оценочную деятельность, ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.

К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:(СЛАЙД 11 )

В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить;

При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…

Наиболее трудным мне показалось…

Я думаю, это потому, что…

Самым интересным было…

Насколько успешно мы выполнили намеченный план?

Какие возникли проблемы?

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…

Я бы хотел попросить своего учителя…

Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной , ее необходимо строить на основе следующих общих принципов:

(СЛАЙД 12)

- Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
- Оценивать можно только то, чему учат.
-
В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
- В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
-
Соблюдение принципа объективности оценки;
-  
Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
-
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-
Оценка динамики образовательных достижений младших школьников;

При оценке работы ребенка особое значение придается:

(СЛАЙД 13)

Упорству, старанию, труду;

Достигнутому успеху;

Личной позиции ученика;

Возможностям ребенка достичь большего результата.

Следует поощрять в ребенке:

Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;

Готовность защищать свою точку зрения;

Творческий подход; пытливость, любознательность;

Самоконтроль, способность оценить свою работу;

Стремление находить и исправлять свои ошибки.

Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....