Исследовательская деятельность с одарёнными детьми
статья
Задача школы и педагога помочь раскрыться ребенку, узнать о своем даре и помочь развить эти таланты. Об опыте формирования такой системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minaeva_g.v.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Минаева Галина Владимировна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 2», Томская обл., Кожевниковский район, с.Кожевниково
e-mail: galinamin11@mail.ru
«Одарённость человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё
необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.»
В.А.Сухомлинский
Природа всех детей одарила талантами и способностями, но зачастую они не знают этого. Задача школы и педагога помочь раскрыться ребенку, узнать о своем даре и помочь развить эти таланты с помощью определенной системы работы учебного заведения, и что важно, вместе с родителями учащегося. Об опыте формирования такой системы писалось много: это и урочная деятельность, в ходе которой сильные ребята получают более творческие, требующие осмысления задания, а, самое главное - внеурочная работа с такой категорией детей: кружки, факультативы, театральные студии, подготовка к предметным Олимпиадам и интеллектуальных конкурсах самого разного плана.
Но самой интересной, трудной и захватывающей, но, несомненно, самой полезной стороной совместной деятельности учителя и ученика становится исследовательская работа. Очень важно такую работу проводить в системе.
Исследовательская работа в начальной школе с первоклассником. Обратите внимание, ребенок будет активно участвовать, но, как бы нам ни хотелось, он не может полностью выполнить весь процесс самостоятельно. Сейчас очень хороший период, и благоприятная возможность научить его некоторым приемам и методам, вместе с ним проследить логику процесса научного исследования, освоить методы оформления результатов и их защиты. К примеру, таким исследованием стала работа девочки Златы «Конфеты - вред или польза», в которой приняла участие вся семья. Злата, ученица 1 класса. Самой высшей похвалой мне, как учителю и руководителю такой формой работы, по моему мнению, стали слова бабушки: «Спасибо огромное! Вы знаете, мы всей семьей целыми вечерами ищем нужную информацию, переводим материалы из иностранной литературы, обсуждаем, спорим и удивляемся, как же это интересно, мы столько узнали сами, а сколько открытий сделала наша внучка!» И по проблеме исследования, ранее неизведанной для ученицы уровень, становятся источником новых знаний.
Итак, вся работа проходит поэтапно.
1этап - заключается в том, чтобы определиться с темой и целью исследования. Узнать, что интересует ребёнка больше всего, что хочет исследовать. Оценить свои силы. Какие опыты можно провести. На этом же этапе родителю необходимо поставить цель и задачи в своем процессе. Для чего вы организуете эту исследовательскую работу? Я, например, хочу чтобы дети
1) впервые познакомились с циклом научного познания: факты — гипотеза — эксперимент — факты…
2) научились проводить эксперимент и анализировать его результаты;
3) получили представление о программе, в которой можно создать презентацию, оформили слайды, вставили фотографии;
4) освоили метод интеллект-карт, с помощью которого предполагаю организовать процесс запоминания сложной для данного возраста научной информации;
5) осознанно выступали на защите своей исследовательской работы.
2 этап - заключается в самом исследовании. В данном случае изготовлении конфет в домашних условиях. Проверяется гипотеза и её подтверждение;
3 этап - делается вывод;
4 этап - каждый из этапов этой исследовательской работы фиксируют, делая фотографии экспериментальной установки и результатов эксперимента. В конце исследования все готово для создания презентации на защиту. Конечно, презентацию на компьютере ребенок полностью сделать сам не сможет, но принять участие вполне способен, например, набирать текст, вставлять фотографии. По сути, учебное исследование в начальной школе должно обязательно иметь результат, который ученик защитит на научно-практической конференции.
5 этап - защита работы. Для того, чтобы ребенку легче было подготовиться к устному выступлению, можно использовать метод интеллект-карт. Суть его заключается в построении такой карты самим ребенком. В центре изображают или пишут название основной идеи. Ребенок написал «Конфета». А дальше рисуют лучи от центрального понятия и подписывают их или рисуют все, что связано с этим понятием. На этой же карте взрослый может подписать новый термин: кристаллизация (замерзание сахара). Когда карта составлена, ребенок рассказывает по ней о своем исследовании. Через день повторяет. Впоследствии, когда презентация уже готова, ему легче вспоминать, что нужно сказать, используя ассоциации из построенной им интеллект-карты.
Процесс научного познания, лежащий в основе исследовательской деятельности младшего школьника, должен подчиняться цикличному закону: факты – модель – следствие – эксперимент. Сколько итераций этого цикла будет пройдено, зависит от сложности темы исследования и от того, насколько гибко руководитель (родитель, учитель) может реагировать на новые открытия ребенка. Исследование окружающих нас предметов, веществ, жидкостей, позволяет школьнику быть активным исследователем, а не просто наблюдателем, которому потом еще предстоит вызубрить текст на защиту. К сожалению, в большинстве случаев именно так и происходит. Нельзя забывать, что абстрактное мышление только начинает формироваться в этом возрасте.
Список литературы
- Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.
- Б.П.Никитин, Ступени творчества или развивающие игры. М., Просвещение, 1990.
- Журнал - Народное образование. Специальный выпуск, №8, 1996.
- И.Ю.Калугина. Возрастная психология, М., издательство УРАН, 1998.
- А.В.Запорожец. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. – В кн. “Принципы развития в психологии”. М. Просвещение, 1971Росточек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"
Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...
Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....
Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Теоретические основы организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе. Определение понятия «одаренный ребёнок». ...
Описание опыта и результатов внеурочной деятельности с одарёнными детьми
В данной статье описывается работа учителя начальных классов с одарёнными детьми....
Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы
Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...
«Организация учебно-исследовательской деятельности с одаренными детьми в образовательных учреждениях»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»(МАОУ СОШ №19)141033, Московская обл., г.о. Мытищи,...
«Описание опыта и результатов внеурочной деятельности с одарёнными детьми»
Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование в своей работе личностно-ориентированных, исследовательских, информационно – коммуникативных технологий позволяет увеличит...