Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе.
статья по теме

 

Теоретические основы организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.  Определение понятия «одаренный ребёнок».                                    
Характеристика сущности исследовательской работы.   Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_issledovatelskoy_raboty.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                              РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                                          РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.САЯНОГОРСК

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

                

655600, Республика Хакасия, г. Саяногорск                    Тел.: (39042) 2-02-74, 2-37-77, ф.6-39-19

Ленинградский микрорайон, строение. 51а                    ОГРН            1021900674322

Городские педагогические чтения

Выступление по теме:

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе. 

ЕгороваАнтонина Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 6

Саяногорск - 2013

СОДЕРЖАНИЕ
1
.Введение.                                                                                                     3 стр.

2.Теоретические основы организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.
2.1 Определение понятия «одаренный ребёнок».                                      4 стр.
2.2 Характеристика сущности исследовательской работы.                      5 стр.                    

 
3. Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.                                                                                          6 стр.

4.Заключение.                                                                                                9 стр.

 
5.Литература                                                                                                10 стр.

1. ВВЕДЕНИЕ
   Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.
3. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
6. Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия.

Проблема развития одаренных  заключается в методическом обеспечении исследовательской работы с одаренными учащимися начальной школы.

Объект исследования – одаренные учащиеся младшего школьного возраста

Предмет исследования - исследовательская работа одаренных учащихся.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке системы организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Гипотеза исследования заключается в том, что если определить сущность исследовательской работы младших школьников и выстроить её в системе, то можно содействовать интеллектуальному развитию детей. Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:
1. Определить содержание понятия «одаренные дети».
2. Охарактеризовать сущность исследовательской работы.
3. Выявить группу одаренных учащихся.
4. Разработать методику организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.
5. Проанализировать полученные экспериментальные данные.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Определение понятия «одаренный ребёнок».
Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

Одаренные дети:

– дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;

- дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Можно ограничиваться только этими определениями, так как для школьного образования именно эти виды одарённости являются приоритетными. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:

-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

-Информационно - коммуникативная одаренность;

-Творческая одаренность;

-Социальная одаренность;

-Спортивная одаренность.

2.2.Характеристика сущности исследовательской работы.

А.И. Савенков приводит структуру исследовательских работ:

-актуализация проблемы; определение сферы исследования;

-выбор темы исследования;

-выработка гипотезы;

-выбор методов исследования;

-определение последовательности проведения исследования;

-сбор и обработка информации;

-анализ и обобщение полученных материалов;

-подготовка отчета;

-защита доклада;

-обсуждение итогов работы.

А.В.Леонтович под исследовательской деятельностью понимает «деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы».

По мнению А.В.Леонтович, любое исследование, вне зависимости от области науки, в которой оно выполняется, имеет подобную структуру, и такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности. А. В. Хуторской, говоря о школьных исследованиях, использует термин «научная деятельность учащихся». В рамках исследовательской деятельности он выделяет некоторые «признаки учебной деятельности: осуществляется субъектом деятельности на основе его личностного образовательного потенциала, индивидуальных способностей, мотивов и целей; вызывает субъективные трудности и проблемы в деятельности субъекта, обусловленные недостаточным владением методами, средствами и другими условиями, необходимыми для ее осуществления; приводит к созданию нового для субъекта образовательного продукта, соответствующего типу осуществляемой деятельности».
По мнению А. В. Хуторского, перечисленные признаки характеризуют учебную деятельность, которая в своей смысловой области по отношению к ученику оказывается тождественна деятельности научной. Отличие между этими двумя деятельностями оказывается значимым только с точки зрения педагога, цель которого - не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств.
Проанализировав приведенные выше точки зрения, приходим к выводу, что все они сходятся в понимании сущности исследовательской деятельности школьников. Это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. В нашем исследовании мы опираемся на эти утверждения. Исследовательская деятельность — это творческая деятельность и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся.

 3. Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы
Метод исследования – это один из возможных методов работы с одаренными детьми.
Целью организации исследовательской деятельности одаренных учащихся начальной школы является формирование у них познавательной активности.
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умения работы с художественными и научными текстами.
Нами были разработаны следующие условия формирования исследовательских умений у младших школьников:
-Целенаправленность и систематичность
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков литературного чтения, русского языка, математики, по окружающему миру с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
-Мотивированность
Необходимо помогать учащимся, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
-Творческая среда
Учитель должен способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
-Психологический комфорт
Одна из задач учителя – поощрять творческие поощрения учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибки, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
-Личность педагога
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки, и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.
-Учет возрастных особенностей
Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
-Оценка деятельности учащихся
Оценка деятельности учащихся происходит в несколько этапов: подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита).
Формы, позволяющие представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
- доклад с целью сообщения новых знаний;
- выставка достижений, проводится для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине и т. д.;
- реферат, публикация, веб-сайт.
Виды исследований, проводимых в начальной школе:
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные.
Методы и приемы:
В процессе исследовательской работы учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
- интервьюирование.
организация исследовательской работы, на которой остановимся подробнее.
Главная цель исследовательской работы – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Главная особенность исследовательской работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
При организации исследовательской работы ставим такие задачи:
1. Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие целостного миропонимания, творческого мышления.
2. Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика в исследовательской деятельности.
3. Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности.
4. Создать банк данных «Одарённый ребёнок».
5. Формировать у учащихся устойчивую потребность к исследовательской деятельности.
6. Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в исследовательскую работу.

4. Заключение.

Конечный результат – защита исследовательских работ и проектов на школьной, районной конференции научно-исследовательских работ и проектов младших школьников «Я – исследователь», затем на региональном, областном и всероссийском уровне. Нами была разработана и реализуется система организации исследовательской работы с одаренными детьми младшего школьного возраста, подразумевающая соблюдение данных организационно – педагогических условий.
В основе системы лежат идеи гуманистической педагогики, личностно – ориентированного и деятельностно – ориентированного подходов. Занятия, предусмотренные системой, проходят как в классно – урочной, так и во внеклассной форме. В 1 классе отдельные занятия, посвященные исследовательской работе, не проводятся.

В 1 классе на уроках желательно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, русского языка, естествознания.
Со 2 класса мы организовали специальные занятия по исследовательской работе (1 час в неделю). Наличие занятий, на наш взгляд, позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у В 3 классе на теоретических и практических занятиях по исследовательской работе (1 раз в неделю) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, их место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, его задачи). На уроках используются игровые методы, путешествия, экскурсии, сказочный материал.
Проводятся коллективные исследования на заданную тему. (Пример подобного исследования приведен ранее.) У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования.
На занятиях по исследовательской работе в 4 классе обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.

5. Литература.

  1. Боровик О.А.,Гришкевич И.К. Предметные олимпиады как средство развития одарённых детей. Мозырь,2007
  2. Запотылок О.А. Работа с одарёнными детьми. Мн., 2006
  3. Семененя И.И. Психологические основы взаимодействия учителя с одарёнными детьми. Мозырь, 2006
  4. Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. №1, 2006
  5. Пачатковая школа. №5, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...

«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Цель Проекта:Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассказыватся о проведнии исследовательской работы с одаренными дтьми в начальной школе....

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существ...