Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления"
рабочая программа (4 класс)

Коваленко Ольга Николаевна

Адаптированная рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая  программа по предмету

"Математические представления"

Пояснительная записка.

Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Программа построена на основе следующих разделов: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (13-й год - 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных математических представлений.

Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления", "Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".

Раздел "Количественные представления".

1.Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много", "мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5).

2. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3 (1 - 5, 1 - 10, 0 - 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, ..., 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

3. Представления о величине: различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

4. Представление о форме: узнавание (различение) геометрических тел: "шар", "куб", "призма", "брусок". Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.

5. Пространственные представления: ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

6. Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Математические представления".

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;

умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

умение различать, сравнивать и преобразовывать множества;

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:

умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

умение пересчитывать предметы в доступных пределах;

умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;

умение обозначать арифметические действия знаками;

умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;

3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач:

умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами;

умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами;

умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;

умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона;

умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий; определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Математические представления»

обучающегося 4ОВЗ класс Иванова Ивана

Тема урока

Количество часов

Размеры предметов: большой – маленький.

1

Сравнение предметов. Одинаковые, равные по величине.

1

Слева – справа. В середине, между.

1

Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

1

Сравнение двух предметов: длинный – короткий.

1

Внутри – снаружи, в, рядом, около.

1

Сравнение двух предметов: широкий – узкий.

1

Далеко – близко, дальше – ближе, к, от.

1

Высокий – низкий

1

Глубокий – мелкий.

1

Впереди – сзади, перед, за.

1

Первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.

1

Толстый – тонкий. Сравнение двух предметов.

1

Понятие массы: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.

1

Сравнение предметных совокупностей. Много – мало, несколько.

1

Сравнение предметных совокупностей. Один – много, ни одного.

1

Временные представления: давно – недавно.

1

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

1

Сравнение предметных совокупностей. Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

1

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях.

1

Понятие о величине: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, равные, выше – ниже, шире – уже.

1

Понятие о количестве: много – мало, один, больше, меньше, поровну, столько же.

1

Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад.

1

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, добавить, убрать.

1

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, добавить, убрать. Закрепление.

1

Сравнение предметов по размеру, по длине, по массе.

1

Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно.

1

Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно.

1

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

1

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

1

Временные представления: быстро – медленно.

1

Знаки: «>» больше, «<» меньше, «=» равно.

1

Знаки: «>» больше, «<» меньше, «=» равно.

1

Число и цифра 1. Распознавание одного предмета.

1

Число и цифра 2. Распознавание, счет двух предметов.

1

Письмо цифры 2. Счет прямой и обратный в пределах 2

1

Число и цифра 3. Распознавание, счет трех предметов.

1

Письмо цифры 3. Счет прямой и обратный в пределах 3

1

Знак сложения. Сложение в пределах 3

1

Знак вычитания.  Вычитание в пределах 3

1

Число и цифра 4. Распознавание, счет четырех предметов.

1

Письмо цифры 4. Счет прямой и обратный в пределах 4

1

Знак сложения. Сложение в пределах 4

1

Знак вычитания.  Вычитание в пределах 4

1

Число и цифра 5. Распознавание, счет  пяти предметов.

1

Письмо цифр 1,2,3,4,5 Счет прямой и обратный в пределах 5

1

Письмо цифр 1,2,3,4,5 Счет прямой и обратный в пределах 5

1

Сравнение чисел в пределах 5

1

Сложение в пределах 5.

1

Сложение в пределах 5.

1

Вычитание в пределах 5

1

Вычитание в пределах 5

1

Сложение и вычитание в пределах 5.

1

Сложение и вычитание в пределах 5.

1

Запись равенства ко картинке в пределах 5.

1

Запись равенства ко картинке в пределах 5.

1

Арифметические пазлы. Сложение и вычитание в пределах 5.

1

Арифметические пазлы. Сложение и вычитание в пределах 5.

1

Узнавание геометрических фигур: круг, квадрат.

1

Узнавание геометрических фигур: треугольник, прямоугольник.

1

Составление геометрической фигуры  из счетных палочек: круг, квадрат

1

Составление геометрической фигуры  из счетных палочек: треугольник, прямоугольник.

1

Рисование геометрической фигуры: круг, квадрат.

1

Рисование геометрической фигуры: треугольник, прямоугольник

1

Группировка предметов по форме

1

Группировка предметов по форме

1

Построение геометрических фигур по точкам.

1

Построение геометрических фигур по точкам.

1

Точка, линия (прямая, кривая)

1

Точка, линия (прямая, кривая)

1

Число и цифра 0.

1

Сложение и вычитание с числом 0

1

Сложение и вычитание с числом 0

1

Число и цифра 6.Распознавание, счет шести предметов.

1

Письмо цифры 6. Счет прямой и обратный в пределах 6

1

Знак сложения. Сложение в пределах 6

1

Знак вычитания.  Вычитание в пределах 6

1

Число и цифра 7.Распознавание, счет семи предметов.

1

Письмо цифры 7. Счет прямой и обратный в пределах 7

1

Знак сложения. Сложение в пределах 7

1

Знак вычитания.  Вычитание в пределах 7

1

Число и цифра 8.Распознавание, счет восьми предметов.

1

Письмо цифры 8. Счет прямой и обратный в пределах 8

1

Знак сложения. Сложение в пределах 8

1

Знак вычитания.  Вычитание в пределах 8

1

Число и цифра 9.Распознавание, счет девяти предметов.

1

Письмо цифры 9. Счет прямой и обратный в пределах 9

1

Знак сложения. Сложение в пределах 9

1

Знак вычитания.  Вычитание в пределах 9

1

Число и цифра 10. Распознавание, счет десяти предметов.

1

Письмо цифр 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 Счет прямой и обратный в пределах 10

1

Письмо цифр 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 Счет прямой и обратный в пределах 10

1

Сравнение чисел в пределах 10

1

Сравнение чисел в пределах 10

1

Сложение в пределах 10.

1

Сложение в пределах 10.

1

Вычитание в пределах 10.

1

Вычитание в пределах 10

1

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

Запись равенства по картинке в пределах 10.

1

Запись равенства по картинке в пределах 10.

1

Карточки. Вставь пропущенные числа.

1

Карточки. Вставь пропущенные числа.

1

Арифметические пазлы. Сложение и вычитание в пределах 10.

1

Арифметические пазлы. Сложение и вычитание в пределах 10.

1

Геометрические фигуры. Распознавание, называние, обводка, штриховка.

1

Геометрические фигуры. Распознавание, называние, обводка, штриховка.

1

Геометрические фигуры. Распознавание, называние, обводка, штриховка.

1

Знакомство с монетами 1 руб., 2 руб. Распознавание монет в играх.

1

Знакомство с монетами 1 руб., 2 руб. Распознавание монет в играх.

1

Знакомство с монетами 5руб., 10 руб. Распознавание монет в играх.

1

Знакомство с монетами 5руб., 10 руб. Распознавание монет в играх.

1

Линейка и ее значение. Измерение длины (высоты) предметов линейкой.

1

Линейка и ее значение. Измерение длины (высоты) предметов линейкой.

1

Линейка и ее значение. Измерение длины (высоты) предметов линейкой.

1

Чертить и измерять отрезки  длиной 10 см с помощью линейки.

1

Чертить и измерять отрезки  длиной 10 см с помощью линейки.

1

Чертить и измерять отрезки  длиной 10 см с помощью линейки.

1

Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».

1

Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».

1

Чтение и запись цифры 11. Счет на палочках до 11

1

Чтение и запись цифры 12. Счет на палочках до 12

1

Чтение и запись о цифры 13. Счет на палочках до 13

1

Чтение и запись цифры 14. Счет на палочках до 14

1

Чтение и запись цифры 15. Счет на палочках до 15

1

Чтение и запись цифры 16. Счет на палочках до 16

1

Чтение и запись цифры 17. Счет на палочках до 17

1

Чтение и запись цифры 18. Счет на палочках до 18

1

Чтение и запись цифры 19. Счет на палочках до 19

1

Чтение и запись цифры 20. Счет на палочках до 20

1

Чтение и запись чисел второго десятка от 11 до 20. Устный счет до 20.

1

Чтение и запись чисел второго десятка от 11 до 20. Устный счет до 20.

1

Чтение и запись чисел второго десятка от 11 до 20.

1

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

1

Закрепление пройденного материала.

Что узнал? Чему научился?

1

Итого:

136 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коммуникация"

При определении содержания предмета «Коммуникации» учитывается то, что в современных технологиях наряду с традиционным подходом с психологическим сопровождением, процесс обучения включает:— диагностик...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Адаптированная рабочая программа по курсу: «Альтернативная коммуникация» для индивидуального обучения ученика 1в класса

Адаптированная рабочая программа учителя - логопеда по курсу "Альтернативная коммуникация" для ребенка с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для освоения начального общего образования (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Речь и альтернативная  коммуникация»для  освоения начального общего образования(дополнительный первый класс ― 1I) ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом   класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учеб...