Учебная самостоятельность на уроках в начальной школе
статья
Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных
действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и
воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Розова Н.Н.
учитель начальных классов
Учебная самостоятельность на уроках в начальной школе
Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных
действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и
воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к знаниям, учится значительно ниже своих возможностей. Учебная самостоятельность, основы, которой закладываются в 1-ом классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.
Данную тему развивали такие педагоги Эльконин и Давыдов. Такой точки зрения придерживался Ушинский Константин Дмитриевич, он считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность, руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Ушинский в своих трудах доказывает, что систематическое выполнение на должном уровне самостоятельной работы повышают качество и прочность знаний, развивают познавательные процессы, мыслительную деятельность, умения и навыки учащихся.
Самостоятельность имеет много значений:
- независимый, вольный, свободный, неподчиненный;
- действующий по собственной инициативе (от лат. initium – начало), сам себя побуждающий к началу какого-либо дела;
- совершаемый без чьей-либо помощи.
Самостоятельность – это не только способность ребенка обходиться без помощи взрослого, но и способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе, и способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.), это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению.
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить задачи и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.
Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:
- наличие задания учителя;
- руководство учителя;
- самостоятельность учащихся;
- выполнение задания без непосредственного участия учителя;
- активность учащихся.
Самостоятельная работа – это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Основная цель её – научить ребят мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, усваивать учебный материал, развивать навык письма.
Самостоятельная работа не может эффективно проходить без помощи и указаний извне. Учеников нужно готовить, т.е. наглядно показывать приёмы работы, сопровождать чёткими объяснениями, записями на доске. Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной.
Как же я работаю с детьми над формированием учебной самостоятельности.
Педагогическая поддержка:
#1054;бращаю особое внимание на то, как ребенок понял выполняемое задание после прочтения.
2. Если не все поняли, то повторно читаем, что необходимо сделать.
3. Спрашиваю 1-2-х учеников, которые повторяют, что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно осуществлять деятельность.
4. Учу тому, что, если не понял задание, то нужно прочитать несколько раз.
Я считаю, что если ученик правильно понял, как выполнить задание, то учебная самостоятельность пройдет успешно.
Самым сложным этапом работы является самоконтроль выполненной работы. Здесь нужна словесная мотивация. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.
Пока я выделяю в этом направлении основные постулаты.
Учебники УМК «Школа России» имеют достаточное количество заданий и упражнений, которые направлены на формирование и развитие учебной самостоятельности с целью достижения планируемых результатов.
В своей практике я использую такие упражнения и задания:
- определение темы урока;
- постановка задач урока исходя из темы;
- прогноз деятельности;
- игра «Журналист», где учащиеся самостоятельно готовят вопросы по тексту;
- интересные карточки с заданиями;
- составить рассказ;
- составить схему;
- составить цепочку;
- работа в рабочих тетрадях;
- работа со словарем;
- консультант;
- главный эксперт и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему ,, Памятки как приём организации самостоятельной учебной деятельности на уроках в начальной школе,,
презентация поможет педагогам в работе по данной теме....
Интеграция учебных предметов на уроках в начальной школе, как один из способов в формировании универсальных учебных действий.
Статья для учителей...
"Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе"
laquo;Виртуальные технологии в образовании»В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растёт количеств...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ОС «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе...
Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе.
Актуальность использования платформы Учи.ру, концепция и ключевые преимущества. Пример из собственного опыта работы на платформе....
Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе
В презентации даны рекомендации по использованию интерактивной платформы Учи.ру в урочной и внеурочной деятельности ....