Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Школа общения"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Школа общения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_shkola_obshcheniya_3_klass.docx | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 48 имени Р. М. Каменева»
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ « Средняя
Общеобразовательная школа №48
им. Р. М. Каменева»
______________И. П. Верютина
Приказ № ____
От «___» _______________2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
« Школа общения»
(направление «Коммуникативная деятельность»)
Для обучающихся 3 классов
Срок реализации 1 год
г. Курск 2024
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
- формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
На изучение курса «Школа общения» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Продолжительность занятия: 40 мин.
Содержание курса внеурочной деятельности
« Школа общения»
3 класс
1.Школьный этикет.
Этика – наука о морали. Как я выгляжу. Школьный этикет. Зачем быть вежливым. Сказка о вежливости. Роль жестов и мимики в приветствии. «Ты» и «вы» в обращении. Добро и зло в сказках. Викторина по школьному этику. Театрализованная игра «Школьный этикет»
2.Правила общения.
Твои поступки и твои родители. Что мешает общению. «Правила поведения, отраженные в народных сказках». Чем богат человек. Я и мои товарищи. Общение со сверстниками в играх. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Я среди людей.
3. О трудолюбии.
Что помогает учиться лучше? Старательность. Зачем она нужна? Как мы трудимся в школе. Мои обязанности в классе. Я – дежурный. Как мы трудимся дома. Бережливость: каждой вещи своё место. Викторина: « Любишь ли ты трудиться?»
4.Что то такое сотрудничество?
Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого. Я умею договариваться с людьми. Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная работа? Проект: « Наш удивительный класс»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
- самоопределение;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих;
- установка на здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий(УУД)
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- понимать и сохранять учебную задачу;
- адекватное воспринимать оценки учителя и окружающих;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
- Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений;
- Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- Выделять существенные признаки предметов;
- Обобщать, делать несложные выводы;
- Давать определения тем или иным понятиям;
- Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
- Заповеди и правила этикета.
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Школа общения» и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма проведения | Целевые приоритеты воспитания | Электронный (цифровой ресурс) |
1 | Школьный этикет | 11 | Круглый стол Дискуссия Конкурсная программа | 1,2, 3е,ж, 4 | https://expertology.ru/shkolnyy-etiket-pravila/ |
2 | Правила общения | 8 | Круглый стол Беседа Проект | 1, 2, 3а,д,4 | https://www.sravni.ru/text/pravila-etiketa/ |
3 | О трудолюбии | 9 | Беседа Круглый стол Викторина | 1, 2,3а, б,д,4 | |
4 | Что такое сотрудничество? | 6 | Беседа Круглый стол Просмотр видеофильма | 1, 2, 3е, ж, з, 4 | |
Итого | 34 |
Целевые приоритеты воспитания
- Создание благоприятных условий для усвоениями младшими школьниками социально- значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
- Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своём новом социальном статусе- статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
- Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально-значимых отношений школьников младших классов.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:
А) быть любящим, послушным и отзывчивым сыном(дочерью), братом (сестрой), внуком(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогать старшим;
Б) быть трудолюбивым, следуя принципу « делу – время, потехе- час» как в учебных звнятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
В) знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
Г) беречь и охранять природу(ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своём дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
Д)проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
Е) стремится узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
Ж) быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
З) соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
И) уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
К) быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём- то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
4. Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата |
Школьный этикет(11ч) | ||
1. | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | |
2. | Этикет – наука о морали. | |
3. | Как я выгляжу. | |
4. | Школьный этикет. | |
5. | Зачем быть вежливым? | |
6. | Сказка о вежливости | |
7. | Роль жестов и мимики в приветствии | |
8. | «Ты» и «Вы» в обращении. | |
9. | Добро и зло в сказках. | |
10. | Викторина по школьному этикету. | |
11. | Театрализованная игра « Школьный этикет». | |
Правила общения ( 8ч) | ||
12. | Твои поступки и твои родители | |
13. | Что мешает общению | |
14. | «Правила поведения, отражённые в народных сказках» | |
15. | Чем богат человек | |
16. | Я и мои товарищи | |
17. | Общение со сверстниками в играх. | |
18. | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | |
19. | Я среди людей | |
О трудолюбии(9ч) | ||
20. | Что помогает учиться лучше? | |
21. | Старательность. Зачем она нужна? | |
22. | Как мы трудимся в школе? | |
23. | Мои обязанности в классе | |
24. | Я – дежурный. | |
25. | Как мы трудимся дома. | |
26-27. | Бережливость: каждой вещи своё место. | |
28. | Викторина: «Любишь ли ты трудиться?» | |
Что такое сотрудничество?(6ч) | ||
29. | Что такое сотрудничество? | |
30. | Я умею понимать другого. | |
31. | Я умею договариваться с людьми. | |
32. | Мы умеем действовать сообща. | |
33. | Что такое коллективная работа? | |
34. | Проект: « Наш удивительный класс» |
Учебно – методическое обеспечение
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 2008.
- Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной
деятельности у детей.— М.,2007.
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2012;
- Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
- Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
«Завуч начальной школы», №5, 2004.
- Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа общения" начальные классы
Программа внеурочной детельности способствует формированию основ морали,социальной культуры, воспитанию нравственного чувства и этического сознания младших школьников....