Эссе «Учитель – ключевая фигура в воспитании патриотизма»
материал

Елена Юрьевна Иризбаева

В данном эссе говорится о том, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Учитель – ключевая фигура в воспитании патриотизма»

Патриотизм — это не значит только

одна любовь к своей Родине.

Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости

от Родины и неотъемлемое переживание

вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

А. Н. Толстой

Какова главная задача педагога? Научить писать, считать, грамотно излагать свои мысли? Да, безусловно – передать ребенку необходимый арсенал знаний. Четкое владение правилами из школьной программы необходимо. Но если внутри у человека пустота, если он не развит духовно, если в нем не живет чувство патриотизма, любви и сострадания к ближнему, вряд ли он сможет в дальнейшем добиться чего-то значимого.

И правильно, что особая роль в воспитании в духе патриотизма отводится в школах, так как именно здесь работают квалифицированные специалисты. И никто не будет возражать, если мы скажем, что большая роль в этой области ложится на плечи учителей начальных классов. Почему? Ведь 80 % того, что закладывается в начальной школе сохраняется на всю жизнь и во многом её определяет.

Злодеями не рождаются, но неправильное воспитание способствует зарождению злодейских проявлений.

И в зависимости от работы учителя начальной школы зависит каким вырастит её ученик. Будет ли он добрым, отзывчивым, готовым прийти на помощь или он будет злым и завистливым.

Будет ли он лояльно относиться к людям разных национальностей или станет расистом. Будет ли он любить и уважать свою Родину, любоваться её природой или станет ненавидеть её, или останется к ней равнодушным.

Развитию патриотизма способствуют уроки окружающего мира, а позже – истории, географии… Но в этом случае образование помогает не только развить эрудицию, а в том числе и воспитать достойного гражданина. И огромную роль здесь играет сам педагог – как он преподнесет нужную информацию, как поможет более легкому и эффективному ее восприятию.

Патриотическое воспитание, как и все направления воспитательной работы в школе, предполагает формирование и развитие личности учащегося. Воспитание человека, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешной реализации патриотического воспитания.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Большого результата можно добиться, если ученику с раннего возраста дать понять: наша земля нуждается в терпких умах и больших открытиях. Но чтобы их достичь, наукой нужно заниматься со школьной скамьи. «Любишь Родину? Давай мы вместе будем работать на ее процветание! Для начала – просто хорошо учиться».

Истинная любовь к Отечеству, воспитанная с ранних лет, помогает ребенку ответить на вопросы – чего я хочу? Кто я такой? А педагогу – всегда быть рядом и наставлять ученика на нужный путь – путь добра, честности и искренности – перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Так если учитель напрямую участвует в формировании человека как личности, становлении его характера, распределению приоритетов – разве передать школьные знания – единственная задача педагога? – Нет. Найти ключ к сердцу ребенка, суметь правильно воспользоваться им, открыть дверь в сердце и помочь воспитать Человека с большой буквы – вот масштабная миссия каждого учителя.

Учитель не только должен правильно организовывать воспитательную работу в своём классе, но и сам быть истинным патриотом своего Отечества, уметь эмоционально и ярко описывать нашу Родину. Дети очень хорошо чувствуют фальшь, а, почувствовав её один раз, они не будут верить вам совсем.

«Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить» - говорил Твардовский А.Т. И, безусловно, он прав. Нельзя передать детям любовь к тому, что не любишь, не уважаешь и уважать не хочешь.

Ещё необходимо помнить, что на детей, помимо вас, оказывают влияние родители, и не всегда положительное. Поэтому надо патриотически настраивать и их, привлекать к участию в ваших мероприятиях, к их организации и проведению; проводить родительские собрания патриотического содержания. Как гласит один из принципов воспитания: необходимо единство воспитательных воздействий, только тогда совместными усилиями можно добиться результата.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе"

Воспитание патриотизма на основе краеведческих знаний....

Учитель современной школы - ключевая фигура качественного образования школьников

В статье идёт речь об  условиях и требованиях к личности и деятельности учителя современной школы....

классный руководитель - ключевая фигура в восиптательном процессе.

Статья рассуждение из личного опыта работы....

Эссе «Учитель – ключевая фигура ФГОС»

quot;Посредственный учитель излагает,Хороший учитель объясняет,Выдающийся учитель показывает,Великий учитель вдохновляет".У. Уорд...

Эссе – размышление «Мой взгляд на воспитание и образование в ХХ1 веке» Сушко Н. Н. учитель начальных классов. Внедряйте новое с душой.

Данный материал может пригодиться для участия в профессионсльном конкурсе или для предисловия к обобщению опыта работы....