Эссе «Учитель – ключевая фигура ФГОС»
материал на тему
"Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет".
У. Уорд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_novoe.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Учитель – ключевая фигура ФГОС»
"Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет".
У. Уорд
Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения.
Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не замечаем, как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в мою профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.
В начальной школе, изучая разные предметы, мои ученики на уровне возможностей своего возраста осваивают способы познавательной, творческой деятельности, овладевают коммуникативными и информационными умениями, учатся быть готовым к продолжению своего образования. И в свете новых преобразований целью образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. А я, как учитель стараюсь учить своих ребятишек быть успешным в современном развивающемся обществе, задумываясь, прежде всего, о развитии духовно-нравственной личности ребёнка, о формировании универсальных учебных умений, о способности его к саморазвитию и самосовершенствованию, путём сознательного активного присвоения учащимся активного социального опыта. Происходит переориентация учителя из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности школьников. Поэтому свою роль вижу уже, как консультанта в осваивании мира ребёнка через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир». Учащиеся на моих уроках активно включаются в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность урока, учащиеся получают знания из любых источников. При этом используются такие способы реализации, как самостоятельная работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения учащихся, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные и практические работы, это способствует научить детей презентовать способы рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из таблиц, диаграмм.
Большое внимание в работе уделяю самооцениванию учащимися собственного вклада в общее дело, используя фразы-шаблоны: «Мне лучше удалось то…, потому что..», «Для того чтобы выполнить это, можно было попробовать так…», «Процесс, задание было интересно выполнять, и я подумал, что…». Самооценивание носит не фактический, а описательный характер, играет роль катализатора развития, при котором ученик ищет свой путь с помощью учителя. При этом ребёнок оценивает свои ученические качества с помощью самонаблюдения и взаимодействия с другими, самостоятельность учащегося увеличивается, так как он может влиять на свою учебную деятельность. Самооценивание ориентировано не на результат, а на процесс учения, его качество.
Как мне кажется, содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, я стараюсь выходить за рамки своих предметов, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. В связи с этим моя роль, как учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания.
Системно- деятельностный подход в преподавании любого предмета требует формирования практических умений применения теории. Моя позиция: к классу не с ответом, а с вопросом.
В целом, как мне кажется, изменения в методике произошли следующие:
- изменился метод обучения (с объяснительного на деятельностный);
- изменилась оценка результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
На своих уроках и внеурочных занятиях успешно внедряю разноуровневое, дифференцированное обучение, групповую форму работы, большое внимание уделяю индивидуальной работе со слабыми учащимися, с ними же провожу дополнительные занятия по предметам. Кроме того, веду работу по здоровьесберегающим технологиям, так как здоровье детей ухудшается из года в год и моя задача сохранить его на том уровне, на котором оно было, когда ребенок пришёл в школу. Использую технологию игровых методов обучения, проблемное обучение, исследовательские методы обучения, обучение в сотрудничестве, метод проектов. Одним словом, очень стараюсь «идти в ногу со временем» в период внедрения ФГОС начального общего образования второго поколения. Хочу, чтобы моим детям было со мной интересно! Стараюсь для них!
Анализируя свою деятельность за годы работы в системе ФГОС в начальной школе, положительные моменты, риски, хочется отметить, что проектирование образовательного пространства, реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически – требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего положениям стандарта.
Конечно проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Без любви к профессии, успех невозможен при любых изменениях в системе образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Учитель современной школы - ключевая фигура качественного образования школьников
В статье идёт речь об условиях и требованиях к личности и деятельности учителя современной школы....
классный руководитель - ключевая фигура в восиптательном процессе.
Статья рассуждение из личного опыта работы....
«Ключевая фигура учителя в формировании и воспитании духовно- нравственной культуры младшего школьника в условиях преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Выступление на Августовском совещании учителей начальных классов...
Эссе "Роль учителя в реализации ФГОС НОО"
Эссе "Роль учителя в реализации ФГОС НОО"...
Эссе "Я - учитель, работающий по ФГОС".
Данная статья - размышление над новыми формами работы будет полезна учителмя начальной школы...
Эссе «Учитель – ключевая фигура в воспитании патриотизма»
В данном эссе говорится о том, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас &nda...