ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРАЖДАНСКОГО И ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.
материал

Цыбуля Юлия Ивановна

статья о патриотическом воспитании в школе-интернате

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРАЖДАНСКОГО И ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Патриот – это человек, который не пожалеет

                                        ни добра своего, ни жизни своей

ради возвышения  своей Родины,  

ради любви к своему народу,

                                                              человек, который жертвует собой

ради блага и  свободы своей Родины,

 своего народа.

                                                                                                            М. Ахундов

Патриотизм  - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории Отечества, в то же время, опираясь на прошлое, он, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали «сами пели хвалебные гимны своей стране», то сейчас о ней говорят негативно. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание школьников с нарушением интеллекта - это процесс формирования у них моральных качеств, навыков и привычек, нравственного поведения, воспитания эстетических взглядов, уважения к традициям своего народа, страны, школы, любви к родному краю.

Одной из основных задач воспитания школьников с ОВЗ, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

        Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Школьников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

        Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем, относится к старинным праздникам, традициям,фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

        Для реализации патриотического воспитания школьников необходимо:

- создание благоприятных материально – технических и социальных условий;

- обновления содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

- последовательная   ориентация  на  культуросообразность  образования,

призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

- тесный контакт по данной проблеме с семьёй, опора на её традиции и опыт.

Работая над данной темой педагоги ставят перед собой следующий комплекс задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о городах России;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

        Весь материал можно распределить по блокам.

        1 блок. Я, моя семья, мой дом.

На специально организованных занятиях, беседуя в свободное время,

дети рассказывают о себе, о своей семье. Чтобы дети больше узнали о своей семье, мы проводим в классе «День семьи».

        2 блок. Мой город.

Начиная работу по разделу «Мой город» необходимо выяснить что дети знают о своем городе. Беседуя с детьми необходимо обращать внимание на то, что многие дети не знают историю нашего города: почему наш город называется Алексеевка, кто были первыми жителями нашего города и многое другое. И тогда я решила больше рассказывать детям о его истории. Изучила различную краеведческую литературу. Проводя беседы с детьми об истории нашего города, дети узнали, когда Ипочему возник наш город, кто были его первые жители.

        3 блок. Природа нашего края.

Несмотря на большое количество наглядного иллюстративного материала, ничто не заменит красоту самой природы, которую мы наблюдаем в процессе ежедневных целевых прогулок, экскурсий.Преимущество прогулок и экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениямиприроды. Именно естественная красота природы, не нарисованная на картине, вызывает у детей глубокие переживания и способствует развитию эстетических чувств.

        4 блок. Русский человек здоровьем славится.

Наблюдая за детьми в группе, обратила внимание на то, что они избирательно относятся к пище – есть любимые и нелюбимые блюда.В процессе бесед выяснила, что у детей очень ограниченные знания о полезных свойствах продуктов, правилах их приготовления и употребления, недостаточно сформированы представления об этикете еды, о правильном отношении к питанию как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.

        Начиная работу с детьми младшего школьного возраста, основное внимание уделяется знакомству детей с продуктами питания через игровую деятельность. В процессе наблюдений, экскурсий на огород, рассматривания иллюстраций, организации дидактических игр: «Что сажают в огороде», «Вершки и корешки», «Загадай - отгадаем», «Чудесный мешочек» дети знакомились с овощами, фруктами: учились различать их по форме, цвету, вкусу, запаху. Чтобы закрепить полученные знания, проводили еженедельно с детьми «Витаминные дни»: приобретали овощи, фрукты и дети не только употребляли их в пищу, но и учились находить признаки сходства (по цвету, форме, вкусу), отличия.Дети знакомились с понятием «витамины», их ролью в организме человека, учились определять, какие витамины находятся в данных продуктах и их важность для организма. В процессе бесед «Как правильно питаться», «Какая пища нам нужна», игр – обсуждений «Законы питания», «Чем не стоит делиться», воспитательных занятий «Витаминная семья», «Правильное питание» у школьников формировались представления о важности и регулярности питания, соблюдения режима дня

        5 блок. Народное творчество.

На специальных занятиях, развлечениях дети знакомились с фольклором. Мы проводим театральные игры, развлечения по русским народным сказкам. На музыкальных занятиях дети учились играть на народных инструментах.

Многие дети с трудом понимают литературные произведения, которыедетстве читали не только их бабушки и дедушки, но даже папы и мамы.

        Составленный план народных игр стал верным помощником при организации режимных моментов, прогулок, развлечений, фольклорных праздников, тематических дней.Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки», «Гори, гори ясно», «Салки», «Бояре, а мы к вам пришли», «Кот Васька», «Бабка – Ёжка», «Совушка» и др. Дети охотно играли в эти игры в младшем возрасте и с большим интересом продолжают играть и сейчас.

Знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Все больше возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Для знакомства детей с культурным наследием предков избран принцип перехода от хорошо знакомого к новому, от частного к общему, от простого к сложному.

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления школьников с родным краем, с его народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствует обогащению знаний школьников. Дети узнают много нового о нашем городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшаются дружеские взаимоотношения. Дети уважительнее и терпимее относятся к сверстникам других национальностей, их обычаям и культуре.

Важно отметить, что необходимость духовно-нравственного, граждански активного, патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению.

Надеюсь, что полученные в школе знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФГОС.

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счас...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

1.Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника.

Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьник. Выступление: 14.09.2019г....

«Гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности неслышащего младшего школьника».

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе....