Быт казаков
материал
В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их – и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперёд можно только тогда, когда отталкиваешься от чего-то, движение от ничего и или из ничего невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. Казаки – народ исконно русских корней и православной веры, создавший за многие столетия своего существования самобытную культуру. С конца 80-х годов XX столетия и по настоящее время в России происходят глубокие политические, социальные и культурные изменения. Естественным шагом в этом плане является обращение исследователей к истории российской действительности, в частности к истории русской культуры. Всё большее внимание уделяется проблемам, связанным с изучением и сохранением богатейшего наследия народной культуры, мудрость и духовная красота которой сохранилась в памятниках древнего зодчества, старинных предметах быта, традиционных праздниках и обрядах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_-byt_kazakov.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Республиканская краеведческая конференция
«История казачества: Прошлое. Настоящее. Будущее», посвященной
Году Памяти и Славы в ознаменование 75-летия Победы
В Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
Секция № 4: казачье хозяйство
Тема исследовательской работы:
«Быт казаков»
Докладчик:
Утенкова Александра
ученица 6 класса
ГБОУ НШИСОО
п.Новоселенгинск
Руководитель:
Раднаева Ирина Сергеевна,
п.Новоселенгинск, 2020 год
Оглавление
- Введение………………………………………………………………………. 3
- Основная часть
2.1 Быт казаков……………………………………………................................... 4
2.2 Рождение и крещение мальчика ……………………………………………. 4
2.3 Посвящение в казаки……………………………………..……………………5
2.4 Особенности воспитания девочек ……………………………………………5
2.5 Духовная жизнь - неотъемлемая часть быта, обычаев казаков…………….5
3. Заключение………………………………………………………………………6
4. Список использованной литературы…………………………………………..7
Введение
В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их – и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперёд можно только тогда, когда отталкиваешься от чего-то, движение от ничего и или из ничего невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. Казаки – народ исконно русских корней и православной веры, создавший за многие столетия своего существования самобытную культуру. С конца 80-х годов XX столетия и по настоящее время в России происходят глубокие политические, социальные и культурные изменения. Естественным шагом в этом плане является обращение исследователей к истории российской действительности, в частности к истории русской культуры. Всё большее внимание уделяется проблемам, связанным с изучением и сохранением богатейшего наследия народной культуры, мудрость и духовная красота которой сохранилась в памятниках древнего зодчества, старинных предметах быта, традиционных праздниках и обрядах.
Цель: изучить быт казаков.
Задачи исследования:
- проследить основные традиции казачьих семей;
-рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением и крещением ребёнка;
- выяснить обычаи, связанные с посвящением мальчика в казаки;
- узнать об особенностях воспитания девочки в казачьей семье;
Объект: Казаки
Предметом исследования: быт, обряды и традиции казаков.
Гипотеза исследования: заключается в том, что организация работы по ознакомлению с историей, традициями развития казачества способствует патриотическому, культурному и личностному развитию личности человека.
Методы исследования: анализ и синтез справочной литературы по быту и традициям казаков, практический.
Быт казаков
Казачий быт складывался из семейного уклада, и военного положения. Семьи были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба, к которой он готовился с детства. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы.
Казачий быт строго следовал житейским заветам и часто подчинялся определенным традициям и обычаям, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить.
В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями традиций и обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.
В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.
Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.
Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.
Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.
Рождение и крещение мальчика
Когда в семье Казака рождался сын, родные приносили ему лук, стрелу, ружьё и
патроны, считая его будущим воином;
Если младенец родился слабым, прибегали к символическому обряду «перепекания» ребенка, т.к. он не «допекся» и появился на свет раньше своего времени. Его, как хлеб, сажали на лопату и держали в русской печи, в тепле.
Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.
Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.(Специально изготовленную игрушку, похожую и на шпульку от ниток, и на волчок, подхлестывали кнутами. Несмотря на то, что взрослые считали "гонять кубарь" пустым занятием, именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, да и просто обучало пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.)
Посвящение в казаки
До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери)усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью. После стрижки. ребенка брал крестный отец и в присутствии мужчин рода, сажал мальчика на неоседланного коня, специально покрытого шелковым платком, и провозил вокруг церкви. По тому, как вел себя малыш, гадали о его воинской судьбе: хватался за гриву - будет жив. Плакал, пытался слезть или валился с коня - будет убит. Крестный отец вел лошадь и запоминал все приметы, но матери ребенка не говорили ни он не другие. В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», срезая волосы по линии, проходящей по окружности головы через лоб, виски, затылок. После чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню. Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе. Уходя на войну, казаки обязательно брали с собой горсть родной земли,
завязывали в мешочек и вешали на грудь к кресту.
Серьга же в ухе мужчин-казаков указывала на роль и место казака в роду. В левом ухе носил серьгу единственный сын у одинокой матери. Серьгу в правом ухе носил последний в роду, где не было наследников по мужской линии. Единственный ребенок у родителей носил две серьги. Этот элемент украшения считался оберегом, но в то же время выполнял вполне практическую миссию — командир при равнении строя направо и налево четко видел, кого следует беречь в бою.
Особенности воспитания девочек
В казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 7-10 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки.
Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось». Девочек с детства учили быть хранительницами домашнего очага. Их учили шить, вязать, вышивать, готовить, печь хлеб. В обязанности девочек входило смотреть за маленькими детьми.
Духовная жизнь - неотъемлемая часть быта, обычаев казаков.
10 Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество.
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростку взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши» и сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями. Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.
Заключение
Русская история сложна, трудна и героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великолепное прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодое поколение душой и сердцем призваны принимать свою культуру.
Сможем ли мы сохранить и передать дальше народные традиции и обряды? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.
Список использованной литературы
1.Алмазов Б.А. Военная история казачества. – М.: Яуза, 2008 г.
2. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды казаков. Ростов-на-Дону, 2006 г.
3. Гордеев А.А. История казачества. М. – 1992 г.
4. http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/kazachij-byt
5. http://www.banyabelogo.ru/kazachja-kultura/kazachiy-byt.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "КАЗАК без веры - не казак. Воспитание детей в семье."
материал внеклассного мероприятия предназначен для воспитанников классов казачьей направленности (1 класс). дети только начинают знакомство с культурой и бытом казаков....
Обряды жизненного круга Кубанских казаков. Проводы казака - линейца на военную службу.
В сценарии описан обряд проводов казака - линейца на военную службу на кубанском диалекте с использованием "балачки" Действие происходит накануне самих проводов....
Устный журнал Казак без веры - не казак
Тема: «Устный журнал « Казак без веры – не казак» Цель: показать детям, насколько искренней была вера казаков в ...
Казак без веры - не казак
Внеклассное занятие...
Открытый урок на тему "Казак без веры не казак"
"Казак без веры не казак"...
Классный час " Казак без веры -не казак"
Групповая работа на уроке позволяет детям узнать больше о жизни казаков, о традициях, о вере казака....
Кубановедение Проект «Казак без веры – не казак!»
Работу выполнили: Кольцов Александр Владимирович, Затона Екатерина Александровна - ученики 4 класса МБОУ СОШ №7Руководитель: Завгородняя Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ СО...