Открытый урок на тему "Казак без веры не казак"
план-конспект урока по теме
"Казак без веры не казак"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazak_bez_very_ne_kazak.pptx | 492.65 КБ |
konspekt_kazak_bez_very_ne_kazak.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Узнать, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети, и какие духовные ценности отличали ка- заков от представителей других сословий. Определить роль православия в жизни казаков.
В хате казака
«Красный» угол в доме казака
Семьи казаков были большие
Проверь себя! 1. «Красный» угол 2.Церковь (храм) 3.Покрова Божьей Матери 4. 18 лет
Предварительный просмотр:
Кружковое занятие на тему: « Казак без веры не казак»
Цель - познакомить учащихся с особенностями быта казаков, определить роль православия в жизни казаков.
Задачи:
1.Образовательная: рассказать учащимся, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети и какие духовные ценности отличали казаков от представителей других сословий.
2.Развивающая: развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения информации, творческие способности, навыки работы в группах.
3.Воспитывающая: воспитывать интерес к далекому прошлому своей малой родины, нравственные и патриотические качества, приобщать к этнокультурным традициям казачества.
Оборудование: мультимедийная установка, атрибутика для инсценирования.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя
-Сегодня у нас очень необычное занятие. Послушайте стихотворение и скажите, о ком и о чем оно.
Чтение стихотворения:
Россия со слезой на светлом лике
Всё молит Бога, глядя на Кубань,
- Приди, казак, из мёртвого восстань!
Не мстил обидчикам, не обижал убогих,
Но только Русь святую охранял,
За волю вольную, за веру свою в Бога
Он шёл на пушку, саблю и кинжал.
Так и теперь, явись, Россия просит,
Прекрасный витязь воли и Христа.
С Кубани ветер стук колёс доносит,
Да песня льется, вольна и чиста!
Ответы детей.
3. Сообщение темы урока, цели и задач)Слайд 1).
- Верно, тема занятия – «Казак без веры не казак». Сегодня мы поговорим о том, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети, и какие духовные ценности отличали казаков от представителей других сословий. (СЛАЙД 2). Сегодня помогать мне вести урок будут творческие группы: историки, актёры, лингвисты. Каждая группа получила опережающее задание. Результаты своей работы они продемонстрируют на уроке. Итак, мы начинаем.
4.Изучение новой темы
-Воинами Христовыми, рыцарями Православия называют себя казаки. Казак без веры не казак. Это мы сможем доказать ,обратившись к прошлому и узнать, как жили наши предки – казаки.
Рассказ учителя:
Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникли в конце 18 – 19-м веках при освоении новых земель. Черноморские станицы заселялись украинским населением, а линейцы–русским. Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались широкими улицами с центральной площадью и церковью посередине.(СЛАЙД 3). Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом и говорили: «Пусть красуется храм Божий в небесной высоте, и пусть святые молитвы несутся прямо от земли до престола Господа Бога». Возвращаясь из походов, все ценное из военной добычи несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение, за то, что остались живы.
Селения окружались рвом и земляным валом. С1809 года курени стали называться куренными селениями, а с 1942 года - станицами.
Линейцы станицы не отличались строгой планировкой
В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши под камышом или соломой. В линейных станицах жилища чаще всего деревянные. (СЛАЙД 4)
-А теперь давайте зайдем в дом казака. Что же в нем имелось? Об этом нам расскажут ГРУППА«историки»
Индивидуальные сообщения учащихся:
Учащиеся: (СЛАЙД 5,6)…..описывают по слайду
1.В каждой хате казака имелись русская печь и «красный угол». Красный угол –это место, где висели иконы:Иисуса Христа, Богоматери, Св. Николая чудотворца, а также икона, покровительствующая местному храму.
2.В доме казака красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, -так, чтобы иконы были первым, что видел входящий.
3.Войдя в комнату, гость прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.
1. «Красный» угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали красивыми окладами, цветами, возжигали перед образами лампады.
3. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.
2.Также на стенах висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы в армию, свадьбы, праздники
Учитель:
- Ребята, какое же место в доме казака было главное? О чем это свидетельствует? (казаки были верующими людьми).
Вывод1:Действительно, православная вера определяла жизненный путь казака с первого дня его жизни.
Семейный и общественный быт
Семьи казака были большими, так как дети – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей».(СЛАЙД 7)
-Ребята, а что было главной обязанностью казака? (военная служба)
-Верно, каждый казак, достигший 18 лет, принимал присягу и посещал строевые занятия в станице. Первоначально обряд принятия в казаки в старые времена был очень прост. Нам его продемонстрируют ребята из группы актёров
Мини – сценка (СЛАЙД 8)
Кошевой:
-В Бога веруешь?
Юноша:
-Верую.
Кошевой:
-И в Троицу Святую? И в церковь ходишь?
Юноша:
- Верую. Хожу.
Кошевой предлагает перекреститься и креститься сам.
Вывод 2: Оказывается, принадлежность к православной вере давала возможность вступить в казачество.
-А когда юноше исполнялся 21 год, он поступал на 4-х летнюю срочную службу. Везде, куда бы ни забрасывала военная служба казаков, они с честью и мужеством выполняли свой долг
Конечно, особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники, главными из которых был праздник Покрова Божьей Матери.Все это ещё раз говорит нам о глубокой вере этих людей. После церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки и другие развлечения.(СЛАЙД)
Метод ассоциаций(СЛАЙД)
- Ребята, посмотрите, у меня в руках горшок с красивыми цветами. Его листочки повернуты в одну сторону. Куда? (К солнцу.) Почему солнце поворачивает, притягивает к себе все живое? (Солнце дает жизнь). Что станет с цветком без солнца? (Погибнет, исчезнет).
Итог подводит учитель: вот так и казаки не могли существовать без веры, без любви к Богу. И жили они, следуя заповеди Христа-Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други свои».
- Православие настолько прочно вошло в жизнь казаков, что даже находило свое отражение в пословицах. Об этом свидетельствует частое употребление кратких формул, типа “Не дай Бог”, “Господи Благослови”, “Ради Христа”, “Слава Тебе, Господи”, “Господи помилуй”. Приветствуя работающих на Кубани говорили: “Бог в помощь”. На такой привет у казаков был ответ: “Казалыбогышоб и вы помоглы”.
Практическое задание: И группа «лингвистов» к уроку подобрала много пословиц на православную тематику, которые употребляли в своей речи казаки. Ваша задача – объяснить смысл пословиц и поговорок.
-1.“Кто рано встает, тому Бог дает”.
- “До Бога без молитв - будешь чертом бит”.
2- “Хто правду шукае, того и Бог найдэ”.
- “Закрыйчужыйгрих, Бог два простыть”.
3- “Хто людям помогае, той горя нэзнае”.
- “Як батько сказав, так и будэ”.
4- “Бога бийся, а на сэбэнадийся”.
- “На тэ казак народывся, шоб Богу и царю сгодывся”.
5. Проверка первичного усвоения материала
Молодцы. А теперь посмотрим, как хорошо вы запомнили материал. С этой целью я проведу мини-тестирование
- Как называется главное место в доме казака?(Красный угол)
- Главное достояние казачьей станицы.(Церковь)
- Главный церковный праздник казаков (Покров)
- Во сколько лет принимали в казаки (18)
А теперь обменяйтесь тетрадками в парах и проверьте ответы (Ответы на слайде)
6.Итог, рефлексия
- Что нового узнали?
- Кто же такой казак?Почему казак без веры не казак.
(Казак – это защитник Веры, Царя, Отечества.)
7.Д.з: Без веры не смогло бы возродиться казачество и в нашей станице
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "КАЗАК без веры - не казак. Воспитание детей в семье."
материал внеклассного мероприятия предназначен для воспитанников классов казачьей направленности (1 класс). дети только начинают знакомство с культурой и бытом казаков....
Устный журнал Казак без веры - не казак
Тема: «Устный журнал « Казак без веры – не казак» Цель: показать детям, насколько искренней была вера казаков в ...
Казак без веры - не казак
Внеклассное занятие...
Открытый урок казачества в 4 классе. Тема: "Основные занятия донских казаков".
Цели урока:- познакомить с основными занятиями донских казаков в давние времена;- развивать устную речь, память;- воспитывать интерес к истории Донского края, гордость за свою малую родину....
Классный час " Казак без веры -не казак"
Групповая работа на уроке позволяет детям узнать больше о жизни казаков, о традициях, о вере казака....
Кубановедение Проект «Казак без веры – не казак!»
Работу выполнили: Кольцов Александр Владимирович, Затона Екатерина Александровна - ученики 4 класса МБОУ СОШ №7Руководитель: Завгородняя Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ СО...
Сценарий мероприятия по внеурочной деятельности "Казак без веры не казак"
laquo;Казак без веры – не казак»(Сценарий мероприятия в начальной школе)Цель: Познакомить с казачьей верой.Задачи: Образовательная: расширение кругозора учащихся...