Открытый урок на тему "Казак без веры не казак"
план-конспект урока по теме

"Казак без веры не казак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazak_bez_very_ne_kazak.pptx492.65 КБ
Файл konspekt_kazak_bez_very_ne_kazak.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия: « Казак без веры не казак»

Слайд 2

Задачи: Узнать, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети, и какие духовные ценности отличали ка- заков от представителей других сословий. Определить роль православия в жизни казаков.

Слайд 5

В хате казака

Слайд 6

«Красный» угол в доме казака

Слайд 7

Семьи казаков были большие

Слайд 10

Проверь себя! 1. «Красный» угол 2.Церковь (храм) 3.Покрова Божьей Матери 4. 18 лет



Предварительный просмотр:

Кружковое занятие на тему: « Казак без веры не казак»

Цель - познакомить учащихся с особенностями быта казаков, определить роль православия в жизни казаков.

Задачи:

1.Образовательная: рассказать учащимся, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети и какие духовные ценности отличали казаков от представителей других сословий.

2.Развивающая: развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения информации, творческие способности, навыки работы в группах.

3.Воспитывающая: воспитывать интерес к далекому прошлому своей малой родины, нравственные и патриотические качества, приобщать к этнокультурным традициям казачества.

Оборудование: мультимедийная установка, атрибутика для инсценирования.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя

-Сегодня у нас очень необычное занятие. Послушайте стихотворение и скажите, о ком и о чем оно.

Чтение стихотворения:

Россия со слезой на светлом лике
Всё молит Бога, глядя на Кубань,
- Приди, казак, из мёртвого восстань!
Не мстил обидчикам, не обижал убогих,
Но только Русь святую охранял,
За волю вольную, за веру свою в Бога
Он шёл на пушку, саблю и кинжал.
Так и теперь, явись, Россия просит,
Прекрасный витязь воли и Христа.
С Кубани ветер стук колёс доносит,
Да песня льется, вольна и чиста!

Ответы детей.

3. Сообщение темы урока, цели и задач)Слайд 1).

-  Верно, тема занятия – «Казак без веры не казак». Сегодня мы поговорим о том, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети, и какие духовные ценности отличали казаков от представителей других сословий. (СЛАЙД 2). Сегодня помогать  мне вести урок будут  творческие группы: историки, актёры, лингвисты. Каждая группа получила опережающее задание. Результаты своей работы они продемонстрируют  на уроке. Итак, мы начинаем.

4.Изучение новой темы

-Воинами Христовыми, рыцарями Православия  называют себя  казаки. Казак без веры не казак. Это мы сможем доказать ,обратившись  к прошлому  и узнать, как жили наши предки – казаки.

Рассказ учителя:

Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникли в конце 18 – 19-м веках при освоении новых земель. Черноморские станицы заселялись украинским населением, а линейцы–русским. Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек, которые застраивались широкими улицами с центральной площадью и церковью посередине.(СЛАЙД 3).  Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом и говорили: «Пусть красуется храм Божий в небесной высоте, и пусть святые молитвы несутся прямо от земли до престола Господа Бога». Возвращаясь из походов, все ценное из военной добычи несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение, за то, что остались живы.

Селения окружались рвом и земляным валом. С1809 года курени стали называться куренными селениями, а с 1942 года - станицами.

Линейцы станицы не отличались строгой планировкой

В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши под камышом или соломой. В линейных станицах  жилища чаще всего деревянные. (СЛАЙД 4)

-А теперь давайте зайдем в дом казака. Что же в нем имелось? Об этом нам расскажут ГРУППА«историки»

Индивидуальные сообщения учащихся:

Учащиеся: (СЛАЙД  5,6)…..описывают по слайду

1.В каждой хате казака  имелись русская печь и «красный угол». Красный угол –это место, где висели иконы:Иисуса Христа, Богоматери, Св. Николая чудотворца, а также икона, покровительствующая местному храму.

2.В  доме казака  красный («красивый») угол  всегда  устраивался в самом  видном и почётном месте, по  диагонали от входной двери, в дальнем  углу  комнаты, -так, чтобы  иконы были первым, что  видел  входящий.

3.Войдя в комнату, гость  прежде  всего  крестился  перед  образами и кланялся  Богу, и только затем  здоровался с хозяевами. 

1. «Красный» угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали красивыми окладами,  цветами, возжигали перед образами лампады.

3. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.

2.Также на стенах висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы в армию, свадьбы, праздники
Учитель:

- Ребята, какое же место в доме казака было главное? О чем это свидетельствует? (казаки были верующими людьми).

Вывод1:Действительно, православная вера определяла жизненный путь казака с первого дня его жизни.

Семейный и общественный быт

Семьи казака были большими, так как дети – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей».(СЛАЙД  7)

-Ребята, а что было главной обязанностью казака? (военная служба)

-Верно, каждый казак, достигший 18 лет, принимал присягу и посещал строевые занятия в станице. Первоначально обряд принятия в казаки в старые времена был очень прост. Нам его продемонстрируют ребята из группы актёров

Мини – сценка (СЛАЙД  8)

Кошевой:

-В Бога веруешь?

Юноша:

-Верую.

Кошевой:

-И в Троицу Святую? И в церковь ходишь?

Юноша:

- Верую. Хожу.

Кошевой предлагает перекреститься и креститься сам.

Вывод 2: Оказывается, принадлежность к православной вере давала возможность вступить в казачество.

-А когда юноше исполнялся 21 год, он поступал на 4-х летнюю срочную службу. Везде, куда бы ни забрасывала военная служба казаков, они с честью и мужеством выполняли свой долг

Конечно, особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники, главными из которых был праздник Покрова Божьей Матери.Все это ещё раз говорит нам о глубокой вере этих людей. После церковной службы часто устраивались ярмарки,  скачки и другие развлечения.(СЛАЙД)

Метод  ассоциаций(СЛАЙД)

- Ребята, посмотрите, у меня в руках горшок с красивыми цветами. Его листочки повернуты в одну сторону.  Куда?  (К солнцу.) Почему солнце поворачивает, притягивает к себе все живое? (Солнце дает жизнь). Что станет с цветком без солнца? (Погибнет, исчезнет).

Итог подводит учитель: вот так и казаки не могли существовать без веры, без любви к Богу. И жили они, следуя заповеди Христа-Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други свои».

- Православие настолько прочно вошло в жизнь казаков, что даже  находило свое отражение в пословицах. Об этом свидетельствует частое употребление кратких формул, типа “Не дай Бог”, “Господи Благослови”, “Ради Христа”, “Слава Тебе, Господи”, “Господи помилуй”. Приветствуя работающих на Кубани говорили: “Бог в помощь”. На такой привет у казаков был ответ: “Казалыбогышоб и вы помоглы”.

Практическое задание: И  группа «лингвистов»  к уроку подобрала много пословиц на православную тематику, которые употребляли в своей речи казаки. Ваша задача – объяснить смысл  пословиц и поговорок.

-1.“Кто рано встает, тому Бог дает”.

- “До Бога без молитв - будешь чертом бит”.

2- “Хто правду шукае, того и Бог найдэ”.

- “Закрыйчужыйгрих, Бог два простыть”.

3- “Хто людям помогае, той горя нэзнае”.

- “Як батько сказав, так и будэ”.

4- “Бога бийся, а на сэбэнадийся”.

- “На тэ казак народывся, шоб Богу и царю сгодывся”.

5. Проверка первичного усвоения материала

Молодцы. А теперь посмотрим, как хорошо вы запомнили материал. С этой целью я проведу мини-тестирование

  1. Как называется главное место в доме казака?(Красный угол)
  2. Главное достояние казачьей станицы.(Церковь)
  3. Главный церковный праздник казаков (Покров)
  4. Во сколько лет принимали в казаки (18)

А теперь обменяйтесь тетрадками в парах и проверьте ответы (Ответы на слайде)

6.Итог, рефлексия

- Что нового узнали?

- Кто же такой казак?Почему казак без веры не казак.

(Казак – это защитник  Веры, Царя, Отечества.)

7.Д.з: Без веры не смогло бы возродиться казачество и в нашей станице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "КАЗАК без веры - не казак. Воспитание детей в семье."

материал внеклассного мероприятия предназначен для воспитанников классов казачьей направленности (1 класс). дети только начинают знакомство с культурой и бытом казаков....

Устный журнал Казак без веры - не казак

       Тема:  «Устный журнал « Казак без веры – не казак»         Цель: показать детям, насколько искренней была вера казаков в ...

Казак без веры - не казак

Внеклассное занятие...

Открытый урок казачества в 4 классе. Тема: "Основные занятия донских казаков".

Цели урока:- познакомить с основными занятиями донских казаков в давние времена;- развивать устную речь, память;- воспитывать интерес к истории Донского края, гордость за свою малую родину....

Классный час " Казак без веры -не казак"

Групповая работа на уроке позволяет детям узнать больше о жизни казаков, о традициях, о вере казака....

Кубановедение Проект «Казак без веры – не казак!»

Работу выполнили: Кольцов Александр Владимирович, Затона Екатерина  Александровна - ученики 4 класса МБОУ СОШ №7Руководитель: Завгородняя Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ СО...

Сценарий мероприятия по внеурочной деятельности "Казак без веры не казак"

laquo;Казак без веры – не казак»(Сценарий мероприятия в начальной школе)Цель: Познакомить с казачьей верой.Задачи: Образовательная: расширение  кругозора учащихся...