Рабочая программа Школьный хор
рабочая программа (1 класс)

Шестернина Елена Андреевна

Школьный хор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-vd-shkolnyy_hor-1-4_0.5_chasa.docx89.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Красноярского края
 Управление образования Администрации Каратузского района

МБОУ Сагайская ООШ

СОГЛАСОВАНО

Пед.совет №1

________________________

_

Протокол №1

от «29» 08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Овчинникова В.А.

Приказ № 01-01-01

от «02» 09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 5285308)

внеурочной деятельности «Школьный хор»

для обучающихся 1-4 классов

направление деятельности: художественно-эстетическая, творческая деятельность

с. Сагайское 2024

Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности

« Хоровое пение»

Нормативная        база программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
  • приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и

оздоровления детей и молодежи»,

утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,

утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

  • учебный план основного общего образования, утвержденный приказом МБОУ Сагайская ООШ

«Об утверждении основной образовательной программы начального/основного общего образования» приказ №80-ОД от 30.08.2023

  • Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при

введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
  • Программа воспитания ГБОУ СОШ им. М.П. Крыгина с. Кабановка
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности

предметной области «Искусство» (Музыка) «Хоровое пение» (для 1-4 классов и 5-8 классов общеобразовательных организаций), Москва 2022 год.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» реализуется в рамках направления: художественно-эстетическая, творческая деятельность. Рабочая программа составлена для 1-4 классов на 68 часов в год. Форма обучения – групповая.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хоровое пение» для обучающихся 1-4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе

«Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также направлена на формирование в образовательном учреждении целостного образовательного пространства, объединяющего урочную и внеурочную деятельность детей, обеспечивающего тесное взаимодействие с родителями обучающихся и другими социальными партнерами по вопросам обучения и воспитания детей в целях достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Хоровое пение — наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности школьников. Данная форма коллективного музицирования обладает уникальными возможностями для развития общих и специальных способностей детей, достижения содержательного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов.

Отечественная система музыкального воспитания школьников опирается на положения концепции Д. Б. Кабалевского, среди которых по-прежнему актуально звучит девиз «Каждый класс — хор!». Однако, ограничиваясь рамками одного урока музыки в неделю, сформировать у детей соответствующие вокально-хоровые навыки невозможно. Для достижения значимых результатов в этом направлении необходимо гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» учитывает соответствующий опыт советского периода. Его переосмысление в контексте системно- деятельностного подхода позволяет выстроить единую логику реализации программ урочной и внеурочной деятельности на основе обновлённых ФГОС общего образования.

Среди различных видов музицирования хоровое пение стоит на первом месте, как наиболее   доступная   и   массовая   форма   музыкально-исполнительской   деятельности.

«Хоровое пение» является органичным дополнением уроков предмета «Музыка». Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных   и   предметных   результатов   при   освоении   предметной   области

«Искусство» («Музыка»).

Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи программы «Хоровое пение» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС НОО и Примерных программ по музыке НОО, являются их логическим продолжением.

Главная цель: Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре.

Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области

«Искусство» в целом и музыкального искусства в частности:

  1. становление        системы        ценностей        обучающихся        в        единстве        эмоциональной        и познавательной сферы;
  2. осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
  3. реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.

Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:

—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоционально- ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;

—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;

—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;

—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной культуры;

—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов;

—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;

—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;

—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;

—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся;

—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;

—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕНОМ ПЛАНЕ

Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» предназначена для обучающихся 2-4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Итого в год – 34 часа .

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение программы внеурочной деятельности «Хоровое  пение» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений,  личностных  оценок, личностного творчества. Объединение множества  личностных  сотворений  в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем — высшая цель хорового музицирования».

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ программы «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

  1. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

  1. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.

  1. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.

  1. Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

  1. Ценности научного познания:

ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.

  1. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

  1. Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

  1. Экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

  1. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ    РЕЗУЛЬТАТЫ,    достигаемые    при    освоении    программы

«Хоровое пение», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа

познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.

Познавательные универсальные учебные действия:

Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы

«Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:

Базовые логические действия:

—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства;

—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.

Базовые исследовательские действия:

—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

—использовать вопросы как инструмент познания;

—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;

—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;

—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;

—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными

средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных действий.

Невербальная коммуникация:

—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;

—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;

—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:

—воспринимать   и   формулировать   суждения,   выражать   эмоции        в соответствии с условиями и целями общения;

—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

—вести        диалог,        дискуссию,        задавать        вопросы        по        существу        обсуждаемой        темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):

—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;

—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.

Регулятивные универсальные учебные действия:

В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение

интересам и потребностям творческого коллектива в целом.

Самоорганизация:

—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

—объяснять причины достижения (недостижения) результатов  деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.

Эмоциональный интеллект:

—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного выступления;

—выявлять и анализировать причины эмоций;

—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно- интонационную ситуацию;

—регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

—принимать себя и других, не осуждая;

—проявлять открытость;

—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате занятий хоровым пением школьники научатся:

—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;

—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, уметь погружаться в музыкальный образ, идентифицировать себя с «лирическим героем» музыкального произведения (по В. Медушевскому);

—осознавать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства;

—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные;

—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;

—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;

—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;

—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений);

—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. год обучения

Раздел 1. Прослушивание (2 часа)

Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение уровня базовых музыкальных способностей: музыкальной памяти, слуха, чувства ритма.

Пение простых попевок, кратких мелодий. Исполнение простых ритмических рисунков. Повтор за учителем предложенных интонаций, мелодий, ритмов.

Раздел 2. Музыка рождается из тишины (0,5 часа)

Слух — главная музыкальная способность. Слуховое внимание. Игра «Кто дольше слышит звук». Понятия: пауза, звук, высота, длительность звука.

Игровые упражнения на концентрацию слухового внимания, умения слушать тишину, аккуратное бережное звукообразование. Различение звуков музыкальных и шумовых. Освоение понятий, знакомство с элементами нотной записи. Дыхательные упражнения, работа над унисоном. Разучивание простых попевок.

Раздел 3. Ритм (0,5 часа)

Понятие   ритма.   Длительности   (восьмая   и   четверть).   Ритмический   рисунок.

Ритмослоги та, ти.

Ритмическая игра «Эхо». Различение ритмических рисунков на слух и по элементам упрощённой нотной записи. Пение попевок с различными длительностями. Проговаривание ритмических рисунков ритмослогами. Звучащие жесты, освоение приёмов игры на простейших ударных инструментах.

Раздел 4. Петь приятно и удобно! (1 час)

Певческая установка, певческое дыхание. Дирижёр — руководитель хора. Значение дирижёрских жестов. Песня «Петь приятно и удобно» (музыка Л. Абелян, слова В. Степанова).

Освоение правильной певческой установки, выполнение простых указаний дирижёра. Дыхательные упражнения (бесшумный вдох, контролируемый вдох). Логоритмические упражнения. Разучивание песни, народных попевок и песенок.

Раздел 5. Песня – звучащее слово (4 часа)

Дикция в хоровом пении. Выразительное и чёткое произнесение слов песни.

Артикуляционная разминка: артикуляционные сказки, музыкальные скороговорки.

Выполнение артикуляционных упражнений. Участие в артикуляционных играх- упражнениях, придумывание своих вариантов артикуляционной гимнастики. Разучивание песен и попевок с акцентом на чёткость дикции.

Раздел 6. Хор – созвучие голосов (3 часа)

Человеческий голос — самый красивый музыкальный инструмент. Правила пения (негромкий, направленный вперёд звук, округлое положение рта). Тянущиеся гласные звуки — основа напевной мелодии. Кантилена (legato). Унисон.

Освоение упражнений, направленных на формирование мягкого естественного звучания. Исполнение мелодий кантиленного характера (legato). Вокализы на гласные звуки (А, О, У). Пение попевок, состоящих из 2—3 звуков нисходящего движения. Разучивание песен с напевной мелодией. Показ рукой направления движения мелодии.

Раздел 7. Будем петь по нотам! (1 час)

Элементы нотной грамоты: нотный стан, звукоряд, расположение нот первой октавы на нотоносце.

Пение знакомых мелодий, попевок с ориентацией на нотную запись. Игры на развитие слухового и зрительного внимания с использованием элементов нотной грамоты. Записи в тетрадях.

Раздел 8. Скоро, скоро Новый год! (4 часа)

Музыка праздника. Настроение, характер песни. Выразительность исполнения. Разучивание песен новогодней тематики. Работа над звукоизвлечением non legato.

Раздел 9. Музыкальные слоги (1 час)

Правила вокальной орфоэпии, взятие дыхания между фразами во время пауз. Единовременное произнесение гласных и согласных всеми участниками хора. Работа на материале изученных и новых песен и попевок.

Выполнение указаний дирижёра: дыхание, растягивание гласных, дикционная чёткость согласных. Проговаривание в ритме. Пение с ориентацией на упрощённую нотную запись мелодии. Работа по наглядным орфоэпическим материалам. Двигательное моделирование музыкального слога, фразы с помощью образного движения руки.

Раздел 10. Мой диапазон (1 час)

Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение сформировавшегося на данный момент диапазона, примарной зоны, зоны ближайшего развития. Индивидуальные рекомендации педагога каждому хористу.

Пение выученных песен и попевок, упражнения на дикцию и артикуляцию. Демонстрация навыков певческой установки, дыхания, работы с элементами нотного текста. Ведение тетради по хору. Фиксация своих «музыкальных достижений».

Раздел 11. Музыкальная грамота (1 час)

Повторение и закрепление элементов нотной грамоты: ноты первой октавы. Длительности: половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза (правила записи и ритмослоги).

Пение по нотам знакомых песен и попевок. Хоровое сольфеджио, работа с наглядными материалами. Дидактические игры, направленные на различение, понимание элементов нотного письма. Элементы слуховых диктантов. Записи в тетради.

Раздел 12. Праздник бабушек и мам (5 часов)

Тема «Праздник бабушек и мам» (3 часа)

Музыка праздника. Образы весеннего пробуждения природы, мамы, семейного тепла в песнях, посвящённых женскому дню 8 Марта. Ласковые напевные интонации. Понятия темпа, регистра, динамики. Напевное движение мелодии. Фраза, мотив, лига, реприза, вольта, фермата.

Разучивание песен, посвящённых весне, маме, празднику 8 Марта. Анализ музыкально-выразительных средств, их воплощение в собственном исполнении. Пение с ориентацией на нотную запись. Распевания, освоение упражнений, направленных на кантиленное, напевное звучание хора. На материале новых песен совершенствование артикуляционных, дыхательных навыков, расширение интонационного материала для развития музыкального слуха, чувства ритма.

Тема «Репетиция к концерту» (1 час)

Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров. Правила поведения на сцене. Элементы сценического движения, инсценировка песен.

Тема «Концерт для мам» (1 час)

Исполнение выученных произведений перед родителями.

Раздел 13. Песня, танец, марш (4 часа)

Песни напевного, танцевального и маршевого характера. Понятие жанра. Характерные черты, выразительные средства первичных жанров (песня, танец, марш). Упражнения на совершенствование вокально-хоровых навыков (дикция, дыхание, диапазон, унисон, ансамбль, чистота интонации) на материале жанровых попевок.

Разучивание песен различного характера, определение жанровых признаков на слух, по нотной записи. Запись в тетради наиболее ярких интонаций, характерных ритмов первичных жанров. Ритмические и мелодические импровизации в жанрах песни, танца, марша, сочинение ритмических аккомпанементов к разучиваемым песням, игра на простейших музыкальных инструментах, элементы музыкального движения.

Раздел 14. Песня в подарок (5 часов)

Тема «Песня в подарок» (3 часа)

Музыка в жизни человека. Песни о школе, детстве. Средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика. Нотная запись разучиваемых мелодий и попевок.

Разучивание песен, посвящённых школьной тематике. Работа по слуху и с ориентацией на нотную запись. Повторение артикуляционных, дыхательных игр. Распевания, упражнения, направленные на формирование кантиленного звучания хора.

Тема «Репетиция к концерту» (1 час)

Построение, выход и уход со сцены, поклон. Правила поведения за сценой.

Элементы сценического движения, инсценировка песен.

Тема «Праздник «Последний звонок»» (1 час)

Выступление перед выпускниками школы.

  1. год обучения

Раздел 1. Прослушивание (2 часа)

Индивидуальное прослушивание. Определение актуального уровня вокально- хоровых данных: диапазон, примарная зона, устойчивость интонации, ладовое и ритмическое чувство.

Пение попевок, кратких мелодий. Повторение фрагментов песен, выученных в прошлом году. Повтор за учителем предложенных интонаций, мелодий, ритмов.

Раздел 2. «Реприза» после «паузы» (2 часа)

Повторение пройденного в прошлом учебном году: правила пения, дыхания, певческая установка, дикция. Дирижёрский жест. Актуализация   знакомых упражнений, распеваний. Пение любимых песен. Обсуждение творческих планов на предстоящий учебный год.

Игры-соревнования   на    объём    и    точность    воспроизведения    упражнений,

распеваний прошлого года. Работа с элементами нотной записи, фрагментами стихотворного текста. Дидактические игры «Зеркало», «Испорченный телефон», слуховые игры на различение интонаций, допевание фразы и т. д.

Раздел 3. Распевание — хоровая зарядка (новый комплекс упражнений) (1 час)

Дыхательные и артикуляционные упражнения, скороговорки. Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении в ограниченном диапазоне. Распевания, состоящие из 3—4— 5 звуков (в том числе фрагменты звукоряда, движения мелодии по звукам мажорного трезвучия, сочетания ступеней V—VI—III—I). Вокальные упражнения на слоги «лё», «мо», «ма», «му». Выстраивание унисона. Повторение и закрепление понятий: попевка, legato, non legato, звукоряд, фраза, мотив, мелодия, аккомпанемент.

Разучивание новых упражнений и распеваний. Самоконтроль телесных проявлений и качества работы певческого аппарата. Формирование «купола», округлого положения рта, контроль свободного движения воздуха через гортань. Впевание интонационных оборотов на основе V—VI— III—I ступеней мажорного лада. Обсуждение критериев хорошего пения. Самоконтроль и взаимоконтроль качества певческого звука на основе предложенных критериев. Выполнение упражнений по руке дирижёра. Пение на слух и по нотам, на гласный звук, на слог, с названием нот. Терминологические игры, звучащие тесты. Записи новых распеваний в тетради.

Раздел 4. Музыкальный слух (2 часа)

Слуховые игры на различение количества одновременно звучащих звуков, мажора/минора, типа (поступенно, скачками) и направления (вверх, вниз) движения мелодии. Ритмические и интонационные упражнения в двухдольном и трёхдольном метре. Повторение и закрепление понятий: нисходящее/ восходящее движение мелодии, поступенное движение мелодии, скачки.

Определение на слух, называние осваиваемых теоретических элементов, их узнавание на материале знакомых и новых песен. Сольфеджирование, проговаривание с ритмослогами. Высотное тактирование, пение по лесенке, по руке (рука — нотный стан), показ движения мелодии с помощью ручных знаков. Запись в тетради. Элементы слуховых диктантов.

Раздел 5. A capella (2 часа)

Пение без сопровождения. Распевания, народные попевки и песни a capella.

Красота и особая тембровая окраска звучания хора без сопровождения.

Слушание, просмотр, аудио- и видеозаписей выступлений профессиональных и детских хоров a capella. Определение на слух типа звучания (с инструментальным сопровождением или a capella). Освоение навыков пения a capella. Концентрация внимания на умении слушать друг друга, выстраивать унисон, сливаться голосами в единые тембр и динамику звучания хора. Разучивание произведений a capella.

Раздел 6. Музыкальная грамота (1 час)

Понятия: ступени лада, тоника, трезвучие, лад, мажор, минор, интервал, консонанс, диссонанс, такт, тактовая черта.

Пение по ручным знакам, с помощью лесенки. Дидактические игры по определению элементов на слух и по нотам. Узнавание, называние элементов нотной грамоты в песнях, попевках (знакомых и новых). Вокальные импровизации — допеть фразу до тоники. Ритмизация стихотворных текстов.

Раздел 7. Рождество (6 часов)

Тема «Рождество» (4 часа)

Музыка в жизни человека. Круг рождественских образов (зима, волшебство, ожидание чуда). Интонации выразительные и изобразительные. Распевание слога на несколько звуков. Штрихи legato и non legato.

Разучивание народных рождественских песнопений a capella и/или произведений с сопровождением современных композиторов, посвящённых рождественской тематике. Работа над звукоизвлечением legato и non legato.

Тема «Репетиция к концерту» (1 час)

Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров. Создание сценического образа песни (движение, элементы костюма, использование простых музыкальных инструментов (треугольники, бубенцы, колокольчики и т. п.).

Тема «Рождественский концерт» (1 час)

Выступление перед обучающимися.

Раздел 8. Музыкальный размер (2 часа)

Понятие музыкального пульса, метра. Сильные и слабые доли. Двухдольный и трёхдольный метр. Музыкальные размеры 2/4 и 3/4. Обозначение в нотах. Определение на слух. Новые песни и попевки в двухдольном и трёхдольном размере.

Разучивание, исполнение песен в размерах 2/4 и 3/4. Дирижирование на 2/4 и 3/4. Анализ музыкального размера знакомых песен и попевок, мелодическая и ритмическая импровизация на 2/4 и 3/4. Запись в тетради. Элементы слуховых и ритмических диктантов.

Раздел 9. Мой голос (1 час)

Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение актуального диапазона, зоны ближайшего развития, знания выученных произведений. Индивидуальные рекомендации педагога каждому хористу.

Пение выученных песен и попевок. Демонстрация уровня овладения навыками певческой установки, дыхания, знания элементов нотной грамоты, слуховых представлений. Ведение тетради по хору. Фиксация своих «музыкальных достижений».

Раздел 10. Наш край (3 часа)

Фольклор своего края, песни русских классиков и современных композиторов о Родине, родной природе.

Исполнение фольклорных попевок и песен a capella, песен современных композиторов с сопровождением. Творческое задание — сочинение стихотворения, песни о своём крае, родной природе.

Раздел 11. Музыкальная грамота (2 часа)

Повторение известных элементов. Освоение и закрепление новых. Понятие лада, ступени лада I — III — V — VI — VII. Мажор и минор. Тоника. Метр и ритм. Размер 2/4 и 3/4. Длительности: целая, половинная, половинная с точкой, четверть, восьмая, паузы четвертная и восьмая. Интервалы: кварта, октава.

Сольфеджирование по нотам, слуховой анализ и разбор нотного текста знакомых песен и попевок. Импровизация — допевание до тоники незавершённых мотивов. Хоровое сольфеджио, работа с наглядными материалами. Дидактические игры, направленные на различение, понимание элементов нотного письма, интонационных комплексов, ритмических рисунков. Элементы слуховых диктантов.

Раздел 12. Народная музыка в творчестве русских композиторов (4 часа)

Музыка в народном стиле, обработки народных мелодий. Сочинения отечественных композиторов на народные тексты.

Разучивание разнохарактерных музыкальных произведений. Работа над выразительностью исполнения, анализ элементов музыкального языка. Совершенствование вокально-хоровых навыков (чистота интонации, красота тембра, динамическое развитие образа).

Раздел 13. Звонкое лето (6 часов)

Тема «Звонкое лето» (3 часа)

Музыка в жизни человека. Песни о лете, каникулах, детских играх и развлечениях. Образы счастливого детства, родной природы, музыкальные портреты и пейзажи. Средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика, характер движения мелодии, ритмический рисунок. Нотная запись разучиваемых мелодий и попевок.

Разучивание песен, посвящённых летней тематике. Анализ нотного текста разучиваемых песен с опорой на изученные элементы нотной грамоты. Творческая интерпретация песен: элементы сценического движения, театрализации, использование простых музыкальных инструментов, визуальных эффектов (ИКТ сопровождение)

Тема «Репетиция к концерту» (2 часа)

Построение, выход и уход со сцены, поклон. Правила поведения за сценой.

Элементы сценического движения, театрализация.

Тема «Отчётный концерт «Да здравствуют, каникулы!»» (1 час)

Выступление перед родителями, перед жителями микрорайона на празднике 1 июня — День защиты детей.

  1. год обучения

Раздел 1. Прослушивание (1 час)

Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение актуального уровня вокально-хоровых данных: диапазон, гибкость голоса, устойчивость интонации, ладовое и ритмическое чувство.

Пение попевок, мелодий. Повторение фрагментов песен, выученных в прошлом году. Повтор за учителем предложенных интонаций, мелодий, ритмов. Демонстрация слуховых навыков и навыков чтения нотного текста. Ведение тетради по хору. Фиксация своих «музыкальных достижений».

Раздел 2. «Реприза» после «паузы» (2 часа)

Повторение пройденного в прошлом учебном году. Певческая установка, дыхание, дикция. Повторение песен о Родине, родном крае.

Работа по нотной записи, артикуляция на «p» стихотворного текста песен.

Анализ выразительных интонаций; кульминации, фразы, мотивы.

Раздел 3. Распевание — хоровая зарядка (новый комплекс упражнений) (1 час) Дыхательные и артикуляционные упражнения, скороговорки. Краткие попевки,

основанные на трезвучиях, отрезках звукоряда в нисходящем и восходящем движении, на различные гласные (у, а, о, и) и слоги (ля, лю, ле, ли, ма, мо, му и т. д.). Повторение и закрепление понятий: унисон, a capella, интервал.

Разучивание новых упражнений и распеваний. Самоконтроль, координация дыхания, звукообразования, работы корпуса, гортани, мышц лица, голосовых связок. Формирование мягкой атаки звука, пение протяжённых музыкальных фраз на одном выдохе. Пение на слух и по нотам, на гласный звук, на слог, с названием нот. Записи новых распеваний в тетради.

Раздел 4. День народного единства (5 часов)

Тема «День народного единства» (3 часа)

Музыка в жизни человека. Круг образов патриотического, героического, исторического характера. Характерные элементы выразительности: движение по звукам трезвучия, скачки, интонации восходящей кварты, октавы, пунктирный ритм. Динамический оттенок crescendo.

Разучивание песен современных композиторов (героико-патриотического, исторического содержания). Подготовка концертной программы, состоящей из выученных ранее и новых произведений. Работа над звуковедением legato, non legato, marcato, crescendo.

Тема «Репетиция к концерту» (1 час)

Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров

Тема «Концерт, посвящённый Дню народного единства» (1 час)

Выступление на общешкольном мероприятии, концерте, организованном на муниципальном, районном уровне

Раздел 5. Музыкальная грамота (1 час)

Повторение знакомых элементов. Освоение и закрепление новых. Тоника — самый устойчивый звук лада. Тоническое трезвучие. Тон — полутон. Мажор, минор. Полный мажорный звукоряд. Тональности До мажор, Соль мажор. Знаки альтерации (диез). Интервалы секунда, кварта.

Допевание незаконченной фразы до тоники, интонирование попевок и упражнений, основанных на тоническом трезвучии. Различение на слух тона и полутона. Сольфеджирование, «игра» на немой клавиатуре, выборочно — на фортепиано: гаммы, знакомые попевки, фрагменты мелодий. Работа в тетради.

Раздел 6. Школа солистов (2 часа)

Индивидуальные или мелкогрупповые занятия с потенциальными солистами.

Упражнения повышенной трудности, направленные на опережающее развитие диапазона, гибкости, выразительности голоса. Элементы сольного вокала.

Раздел 7. Канон (3 часа)

Одноголосие и многоголосие. Канон — простейший вид многоголосия. Распевания, народные попевки и песни- каноны. Умение слушать свой и другой голос.

Слушание, просмотр, аудио- и видеозаписей выступлений профессиональных хоров с исполнением канонов. Определение на слух типа звучания (с инструментальным сопровождением или a capella, одноголосие или многоголосие, канон). Освоение навыков пения каноном. Концентрация внимания на умении слушать друг друга. Разучивание фольклорных и авторских канонов.

Раздел 8. Музыкальный слух (1 час)

Понятия: ступени лада, тоника, тоническое трезвучие, лад, мажор, минор, интервал, консонанс, диссонанс, длительности и паузы, пунктирный ритм. Ритмослоги.

Дидактические игры по определению осваиваемых элементов на слух, по нотам. Узнавание, называние элементов нотной грамоты в песнях, попевках (знакомых и новых). Вокальные импровизации — допеть фразу до тоники. Элементы ритмических диктантов. Сочинение ритмических аккомпанементов. Ритмизация стихотворных текстов.

Раздел 9. Двухголосие (3 часа)

Виды двухголосия: выдержанный звук в одном из голосов, остинато, подголоски. Двухголосные попевки, народные песни, песни современных композиторов. Принцип записи двухголосия в нотах.

Разучивание попевок, музыкальных произведений на 2 голоса. Звучащие тесты: определение на слух (одноголосие, многоголосие, сколько голосов, какой тип многоголосия). Анализ типа соотношения голосов по нотной записи. Исполнение

двухголосия со звуковысотным тактированием, по нотам, с ручными знаками. Проговаривание ритмослогами.

Раздел 10. Музыкальная форма (1 час)

Понятие музыкальной   формы.   Куплетная,   двухчастная,   трёхчастная   форма.

Принцип контраста.

Составление буквенной (наглядной графической) схемы знакомых произведений. Определение формы на слух в новом произведении, разучивание новых песен с акцентом на строение произведения, его музыкальную форму.

Раздел 11. Музыкальная грамота (2 часа)

Повторение известных элементов. Освоение и закрепление новых. Интервалы: секунда, кварта, терция. Пунктирный ритм. Размер 4/4. Тональности Соль-мажор и Фа мажор. Знаки альтерации — диез и бемоль. Понятие ключевых знаков. Интонация опевания.

Определение на слух изучаемых элементов (слуховые игры). Сольфеджирование, пение с ручными знаками и названием нот. Запись в тетради. Анализ нотной записи знакомых и незнакомых музыкальных произведений. Сочинение мотивов, кратких мелодий на основе изученных элементов.

Раздел 12. Районный смотр-конкурс (7 часов)

Тема «Районный смотр-конкурс» (4 часа)

Выбор программы из числа изученных ранее музыкальных произведений. Создание убедительной интерпретации. Совершенствование исполнения.

Разучивание песен, посвящённых летней тематике. Анализ нотного текста разучиваемых песен с опорой на изученные элементы нотной грамоты. Творческая интерпретация песен: элементы сценического движения, театрализации, использование простых музыкальных инструментов, визуальных эффектов (ИКТ сопровождение)

Тема «Репетиция» (1 час)

Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров.

Тема «Выступление» (2 часа)

Участие        в        районном        смотре-конкурсе        хоровых        коллективов.        Выездное мероприятие.

Раздел 13. Музыка театра и кино (5 часов)

Тема «Музыка театра и кино» (3 часа)

Песни из отечественных мультипликационных и художественных фильмов. Разучивание, анализ выразительных средств, создание сценической интерпретации,

театрализация.

Тема «Посещение кинотеатра» (2 часа)

Создание фотоотчёта, заметки для школьного сайта о посещении.

  1. год обучения

Раздел 1. Распевание (0,5 часа)

Повторение знакомых распеваний, упражнений.

Актуализация навыков самоконтроля: певческая установка, дыхание, артикуляция, дикция, певческая атака; слуховых представлений: качество звука, унисон, динамика, legato. Корректировка чистоты интонации.

Раздел 2. Школьные песни о главном (4,5 часа)

Тема «Школьные песни о главном» (2,5 часа)

Песни школьной тематики, посвящённые учителю. Связь музыки и литературы в единой музыкально-литературной композиции.

Разучивание новых и повторение знакомых песен, составление и реализация исполнительского плана, создание музыкально-литературной композиции со стихами, видеофрагментами.

Тема «Репетиция» (1 час)

Построение, выход и уход со сцены, поклон. Прогон с конферансом.

Тема «Праздничный концерт на День учителя» (1 час)

Выступление перед учителями школы.

Раздел 3. Прослушивание (1 час)

Индивидуальное прослушивание обучающихся.   Определение   актуального уровня вокально-хоровых данных: диапазон, гибкость голоса,   устойчивость интонации, ладовое и ритмическое чувство. Распределение хористов по партиям (сопрано, альты).

Пение попевок, мелодий. Повторение знакомых фрагментов песен. Демонстрация индивидуального уровня развития слуховых навыков, навыков чтения нотного текста, уверенности интонирования простых образцов двухголосия. Ведение тетради по хору. Фиксация своих «музыкальных достижений».

Раздел 4. Распевание (новый комплекс упражнений) (1 час)

Упражнения на сохранение позиционной ровности звучания на протяжении всего диапазона, сохранение округлости, полётности звука при увеличении силы звучания: совершенствование унисона, хорового ансамбля, пение a capella, пение на два голоса, в том числе терцовые вторы, каноны. Повторение и закрепление понятий: унисон, a capella, одноголосие, многоголосие, канон, интервал.

Разучивание новых упражнений и распеваний. Самоконтроль, координация дыхания, звукообразования, работа корпуса, гортани, артикуляционного аппарата, голосовых связок. Формирование мягкой атаки звука, пение протяжённых музыкальных фраз на одном выдохе. Подключение диафрагмального дыхания. Пение на слух и по нотам, на гласный звук, на слог, с названием нот. Уточнение критериев красивого хорового пения. Самооценка и взаимооценка на основе согласованных критериев. Записи новых распеваний в тетради.

Раздел 5. Двухголосие (4 часа)

Виды двухголосия: выдержанный звук в одном из голосов, остинато, подголоски, гетерофония. Двухголосные попевки, народные песни, песни современных композиторов. Принцип записи двухголосия в нотах.

Разучивание попевок, музыкальных произведений на два голоса. Определение на слух (одноголосие, многоголосие, сколько голосов, какой тип многоголосия). Анализ типа соотношения голосов по нотной записи. Исполнение двухголосия со звуковысотным тактированием, по нотам, с ручными знаками.

Раздел 6. Музыкальная грамота (3 часа)

Повторение известных элементов. Освоение и закрепление новых. Понятия: лад, мажор, минор, ступени лада, тоника, тоническое трезвучие, интервал, консонанс, диссонанс, длительности и паузы, пунктирный ритм. Ритмослоги.

Лад: мажор, минор, переменный, пентатоника. Интервалы: секунда, терция, кварта, квинта, октава (гармонические и мелодические). Пунктирный ритм, синкопа, триоль, распевы. Размер 4/4, 6/8. Тональности До-мажор, Соль-мажор, Ре-мажор, Фа-мажор. Знаки альтерации — диез, бемоль, бекар. Знаки ключевые и случайные

Интонирование мажорного и минорного трезвучий, интервалов в различном мелодическом движении, интервалов в двухголосии, в том числе по ручным знакам.

Пение гамм с названием звуков, в том числе по тетрахордам, сольфеджирование знакомых мелодий с метроритмическим тактированием.

Определение на слух изучаемых элементов (слуховые игры). Сольфеджирование, пение с ручными знаками и названием нот. Запись в тетради. Анализ нотной записи знакомых и незнакомых музыкальных произведений. Вокальные и слуховые упражнения на основе изучаемых элементов.

Раздел 7. Школа солистов (1 час)

Индивидуальные или мелкогрупповые занятия с солистами.

Упражнения повышенной трудности, направленные на опережающее развитие диапазона, гибкости, выразительности голоса. Элементы сольного вокала.

Раздел 8. Классическая музыка (3 часа)

Музыка русских и зарубежных композиторов-классиков: песни и хоры, переложения для хора инструментальных сочинений.

Разучивание, исполнение музыки композиторов-классиков. Сольмизация, сольфеджирование. Пение по нотам с названием нот и со словами. Слушание образцов исполнения данных произведений в записи. Оценка и анализ, сравнение разных исполнений. Обсуждение исполнительского плана песни. Его реализация в пении.

Раздел 9. Музыкальная форма (4 часа)

Элементы музыкальной формы: вступление, каденция. Двухчастная, трёхчастная, трёхчастная репризная, сложная трёхчастная форма. Рондо, вариации. Крупные многочастные хоровые произведения (сюита, кантата). Принципы контраста, сопоставления, вариационности.

Составление буквенной (наглядной графической) схемы знакомых произведений. Определение формы на слух в новом произведении, разучивание с акцентом на строение нового произведения. Разучивание более развёрнутых песен и хоров, написанных в сложной трёхчастной форме, форме рондо; несколько частей из многочастного произведения

Раздел 10. Музыка народов мира (2 часа)

Песни народов России, других стран, мира. Мелодика с хроматизмами, прихотливым ритмом в подвижном темпе. Образцы различных видов двухголосия на фольклорном материале (каноны, параллельное движение в терцию, контрастное двухголосие, остинато, подголоски).

Совершенствование дикции, развитие гибкости голоса, точности интонирования, в том числе в подвижном темпе. Укрепление и развитие навыков двухголосного пения. Анализ типа соотношения голосов на слух и по нотной записи. Работа по партиям. Исполнение двухголосия со звуковысотным тактированием, по нотам, с ручными знаками (как своей партии, так и другого голоса).

Раздел 11. День Победы (6 часов)

Тема «День Победы» (4 часа)

Подготовка программы, состоящей из песен военного времени, песен и хоров, посвящённых военной тематике.

Выбор программы из числа изученных ранее и новых музыкальных произведений.

Создание убедительной интерпретации. Совершенствование исполнения.

Тема «Репетиция» (1 час)

Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров. Театрализация.

Тема «Выступление» (1 час)

Участие в праздновании Дня Победы в школе.

Раздел 12. Музыка театра и кино (4 часа)

Тема «Музыка театра и кино» (2 часа)

Песни из мультипликационных и художественных фильмов.

Разучивание, анализ выразительных средств, создание сценической интерпретации, театрализация.

Тема «Посещение кинотеатра» (2 часа)

Поурочное планирование в/д «Школьный хор» 1-2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

  1

Прослушивание

1

0

0

2

Музыка рождается из тишины. Ритм

1

0

0

3

Петь приятно и удобно!

1

0

0

4

Песня – звучащее слово

1

0

0

5

Хор – созвучие голосов

1

0

0

6

Будем петь по нотам!

1

0

0

7

  Скоро, скоро Новый год!

1

0

0

8

Музыкальные слоги

1

0

0

9

Мой диапазон

1

0

0

10

Музыкальная грамота

1

0

0

  11

Праздник бабушек и мам

1

0

0

12

Репетиция к концерту

1

0

0

13

Концерт для мам

1

0

0

14

Песня, танец, марш

1

0

0

15

Песня в подарок

1

0

0

16

Репетиция к концерту

1

0

0

17

Праздник «Последний звонок»

1

0

0

Итого:

 17

Поурочное планирование в/д «Школьный хор» 3-4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Прослушивание

1

0

0

2

«Реприза» после «паузы»

1

0

0

3

Распевание — хоровая зарядка (новый комплекс упражнений)

1

0

0

4

Музыкальный слух

1

0

0

5

A capella

1

0

0

6

Музыкальная грамота

1

0

0

7

Рождество

1

0

0

8

Репетиция к концерту

1

0

0

9

Рождественский концерт

1

0

0

10

Музыкальный размер

1

0

0

11

Мой голос

1

0

0

12

Наш край

1

0

0

13

Музыкальная грамота

1

0

0

14

Народная музыка в творчестве русских композиторов

1

0

0

15

Звонкое лето

1

0

0

16

Репетиция к концерту

1

0

0

17

Отчётный концерт «Да здравствуют, каникулы!»

1

0

0

Итого:

17 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...