Трудности в русском языке
учебно-методический материал
Психодиагностические таблицы "Трудности в обучении русскому языку обучающихся с УО (ИН): психологические причины, диагностика и коррекция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_v_russkom_yazyke.doc | 395.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАПОРОЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГКУ ЗО «Мелитопольская специальная общеобразовательная школа – интернат «Гармония»» МР
Учитель начальных классов Морозова Е. А.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ,
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ | ||||
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины | Задания для психодиагностики и коррекции | Психолого-педагогические рекомендации | |
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., "зуки" вместо "жуки", "шапаги" вместо "сапоги", "панка" вместо "банка"). | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | “Выявление недостатков фонематического анализа” (Определить умения различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове). “Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку, подбираются картинки, названия которых сходны по звучанию, например, молоко - молоток). | ||
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания | “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) | |||
Несформированность звуко-буквенных ассоциаций | Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) Задание 46 “Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную) | |||
Недостатки в произношении | Задания 31, “Произнеси чисто” (чёткое произношение каждого звука в стихотворении) Задание 32 “Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции) | Консультация логопеда | ||
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр., "трва" вместо "трава", "кродил" вместо "крокодил", "жвт" вместо "живет", "сдт" вместо "сидит", "красны" вместо "красный", "набухл" вместо "набухли"). | Недостаточность звуко-буквенного анализа | Задание 28 “Выявление недостатков звукобуквенного ангализа” (Определить количество звуков в словах; Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки; Последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова) | ||
Неустойчивость внимания | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( Различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) | |||
Сниженная работоспособность | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного ДНЯ") | |||
Индивидуально-психологические особенности (особенности темперамента) | Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля | |||
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр., "васелки" вместо "васильки", "кон" вместо "конь", "смали" вместо "смяли") | Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( Различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) Задание 27 “Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку) Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; Различать слова, близкие по звуковому составу; Опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; Опозновать звук в слове) Задание 27 “Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку) | ||
Не развито умение дифференцировать мышечные усилия | Задание 43(9) “Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений” | |||
Не усвоены правила правописания | Ликвидировать пробелы в знаниях | |||
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова | Несформированность фонетико-фонематического анализа | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” (Различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) Задание 27 “Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку) | ||
Недостаточность развития анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | |||
Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов | Недостатки в развитии вербального анализа | Задание 34 “Склеенное” слово, “склеенные” предложения. | ||
Несформированность понятия числа | Задания 88 “Понимание смысла счётного действия” (Уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков и пересчитывание дважды; Понимание независимости количественного результата от направления счёта) Задание 89 “Овладение числовым рядом и его свойствами” | |||
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( Различать данный звук среди других речевых звуков; Осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; Различать слова, близкие по звуковому составу; Опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; Опозновать звук в слове) Задание 27 “Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку) | Консультация логопеда | |
Недостаточность звукового анализа | Задание 28 “Выявление недостатков звукобуквенного ангализа” (Определить количество звуков в словах; Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки; Последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова) | |||
Затруднения при определении последовательности звуков в слове | Недостатки в развитии звукового анализа | Задание 28 “Выявление недостатков звукобуквенного ангализа” (Определить количество звуков в словах; Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки; Последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова) | ||
Слабое развитие слуховой памяти | Задания 14 “10 слов” (произвольное слуховое внимание) Задание 15 “Запомни цифровую последовательность” (произвольная слуховая память) | |||
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т б-д и др.) | Недостаточность зрительного анализа | Задания 33,,44,76 Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) | ||
Несформированность анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | |||
Недоговаривание, добавление звуков | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) Задание 27 “Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку) | Консультация логопеда | |
Недостаточность процессов звукового анализа | Задание 28 “Выявление недостатков звукобуквенного ангализа” (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки; последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова) | |||
Недостатки в артикулировании | Задание 32 “Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции) | Консультация логопеда | ||
Добавление гласных букв, (напр., "галака" вместо "галка", "тарава" вместо "трава", "клюкива" вместо "клюква", "кувашин" вместо "кувшин") | Несформированность звуко-буквенного анализа | Задание 28 “Выявление недостатков звукобуквенного ангализа” (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки; последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова) | ||
Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) | |||
Перестановка букв и слогов в словах, (напр.,"звял" вместо "взял", "пеперисал" вместо "переписал", "уманя" вместо "умная") | Недостаточность зрительного анализа | Задания 33,44,76 Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) Задание 4 “Задания на зрительный анализ” (определить количество фигур в рисунке) | ||
Недостаточность звуко-буквенного анализа | Задание 28 “Выявление недостатков звукобуквенного ангализа” (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки; последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова) | Консультация логопеда (при недостатках произношения) | ||
Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) | |||
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок (напр. "виситнастне", "подорожке", "при летели", "в зела" вместо "взяла", "жи вет" вместо "живет", "жвлсу" вместо "живет в лесу", "послдаж" вместо "после дождя") | Несформированность вербального анализа | Задание 34 “Склеенное” слово, “склеенные” предложения. | ||
Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза | Задания 33,40,44,76 Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) Задание 4 “Задания на зрительный анализ” (определить количество фигур в рисунке) | |||
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | |||
"Зеркальное" написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде | Недостаточность зрительного анализа | Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) Задание 4 “Задания на зрительный анализ” (определить количество фигур в рисунке) | Конструировать букву из ее элементов | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | |||
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) | |||
Замена букв по пространственному сходству (с-е.б-д.и-п.н-п) | Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Недостаточность зрительного анализа | Задания 3,4,5,33,44,76 Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) | |||
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки | Слабо развита тонкая моторика руки | Задание 43 | ||
Не сформированы зрительно-двигательные координации | Задание 8 | |||
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | |||
Не усвоено понятие "рабочая строка" | Задание 6 | |||
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки | Слабо развита тонкая моторика руки | Задание 43 | ||
Не сформированы зрительно-двигательные координации | Задание 8 | |||
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | |||
Не усвоено понятие "рабочая строка" | Задание 6 | |||
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца | Не сформирована однонаправленность считывания слева направо | Задание 6 | ||
Недостаточно развит анализ пространственных отношений | Задания 41,42 |
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки) | Недостаточно развит анализ пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | |
Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз | Задания 6,7 “Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз) | ||
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр | Недостаточность зрительного анализа | Задания 33,44,76 Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) | |
Недоразвитие микромоторики | Задание 43 “Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений” | ||
Несформированность зрительно-двигательных координации | Задание 8 “Особенности зрительно-двигательной координации” (“Змейка”; броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра) | ||
Несформированность дифференцированных зрительных образов букв | Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) | ||
Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры) | Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) | ||
Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно "надавливать" на ручку или карандаш | Недоразвитие макро- и микромоторики | Задание 43 “Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений” | |
Неумение дифференцировать мышечные усилия | Задание 43(9) “Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений” | ||
Несформированность зрительно-двигательных координации | Задание 8 “Особенности зрительно-двигательной координации” (“Змейка”; броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра) | ||
Несформированность личностных качеств аккуратности | Выработка соответствующих качеств |
Очень медленный темп письма | Несформированность зрительно- двигательных координаций | Задание 8 “Особенности зрительно-двигательной координации” (“Змейка”; броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра) | |
Недостаточное развитие микромоторики | Задание 43 “Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений” | ||
Трудности в произвольном управлении движениями | Задания 9,11 | ||
Инертность нервных процессов | Предоставить возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; проводить тренировочные игры на быстроту реакции работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания с ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться). | ||
Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв | Задание 46 “Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную) | ||
Затруднения в осуществлении звуко-буквенного анализа | Задание 28 “Выявление недостатков звукобуквенного ангализа” (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки; последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова) | ||
С ошибками списывает с доски | Несформированность процессов зрительного анализа | Задания 3 4,33,44,76 Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) | |
Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) | ||
Неумение поэлементно воспроизводить образец | Задания 4,83 | ||
Слабое развитие кратковременной зрительной памяти | Задание 12 “Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память) | ||
Искажение почерка (нестабильность графических форм) | Недостатки в развитии зрительно-двигательных координации | Задание 8 “Особенности зрительно-двигательной координации” (“Змейка”; броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра) | |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа | Задания 1 ,4,5,33,40,44,76 Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) | ||
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы | Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) | ||
Сложности при переводе звука в букву и наоборот | Несформированность звуко-буквенного анализа | Задание 28 “Выявление недостатков звукобуквенного ангализа” (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки; последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова) | |
Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы | Задание 46 “Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную) |
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) | ||
Дислексия | Занятия с логопедом | ||
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) | Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти | Задания 12 “Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память) Задания 14 “10 слов” (произвольное слуховое внимание) Задание 15 “Запомни цифровую последовательность” (произвольная слуховая память) | |
Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании | Задание 17 “Картинки-помощники” (Умение находить и устанавливать смысловые связи) Задание 21 “Свяжи слова” (смысловая память) | ||
Недостатки в развитии произвольного внимания | Задание 2 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) | ||
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв) | Недостаточность развития процессов зрительного анализа | Задания 1, 4,5,33,44,76 Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) | |
Недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв | Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) | ||
Недостаточное развитие зрительной памяти | Задание 12 “Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память) | ||
Тремор (дрожание руки) при письме | Трудности в произвольном управлении микромоторикой | Задание 43 “Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений” | |
Неумение дифференцировать мышечные усилия | Задание 43(9) “Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений” | ||
Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координации | Задание 8 “Особенности зрительно-двигательной координации” (“Змейка”; броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра) | ||
Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения) | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ") | ||
Появление или возрастание ошибок к концу работы | Постепенное ослабление самоконтроля | Задание 11 | |
Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции | Задание 9 | ||
Ослабление процессов произвольного внимания | Задание 12 “Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память) | ||
Астеническое состояние | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня") | ||
Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; например, "бабабушка", "ш " вместо "и ", "п " вместо "т ", "тъ " вместо "т") | Недостаточность зрительного анализа | Задания 3 4 33,44,76 Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) | |
Несформированность понятия числа | Задания 88 “Понимание смысла счётного действия” (уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков и пересчитывание дважды; понимание независимости количественного результата от направления счёта) Задание 89 “Овладение числовым рядом и его свойствами” | ||
Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение) | Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль | ||
Плохо ориентируется в пространстве листа тетради | Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ) | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) |
Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля | Задание 9 | ||
Трудности в усвоении алфавита | Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти | Задание 12 “Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память) | |
Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) | ||
Несформированность звуко-буквенного анализа | Задание 28 “Выявление недостатков звукобуквенного ангализа” (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки; последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова) | - | |
Затруднения в употреблении заглавной буквы | Недостаточное развитие вербального анализа | Задание 346 Отделение “склеенных” слов и “склеенных” предложений. | |
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | Задание 16 | ||
Не усвоено соответствующее правило | Ликвидировать пробелы в знаниях | ||
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений | Несформированность вербального анализа | Задания 346 Отделение “склеенных” слов и “склеенных” предложений. Задание 35 | |
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия) | Задания 1,5,35 | ||
Трудности при определении слова как части речи (напр., "бег", "пение" называет глаголами, "лежать ", "молчать " - не глаголами, т.к. не обозначают действия) | Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания) | Задание 39 | |
Недостаточность операции абстрагирования | Задание 75 | ||
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня (напр., часы - часовой, жарко -жаркий, светает — свечка) | Конкретность мышления | Задание 39 | Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов |
Недостаточность мыслительной операции обобщения | Задания 18,24 | ||
Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что "жи-ши " пишется с буквой "и ", пишет "сидел на крыши ") | Недостаточность операции абстрагирования | Задание 75 | Отдифференцировать условия, при которых пишется "и" или "е" (в дат. и предл. падежах) |
Несформированность операции сравнения | Задание 48 | ||
Недостатки в развитии мыслительной операции анализа | Задания 4,35 Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) | ||
Отсутствует "орфографическая зоркость" (не умеет найти орфограмму) | Недостатки в развитии слухового вербального анализа | Задание 47 | Отчетливое громкое послоговое проговаривание зрительно воспринимаемых слов;отработать зрительно-двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чат, лив) |
Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала | Задания 44,45,60,64,65 | ||
Несформированность звукового анализа | Задание 26 | ||
Недоразвитие зрительной памяти | Задания 12,45 | ||
Недостаточность звуко-буквенного анализа | Задание 28 “Выявление недостатков звукобуквенного ангализа” (определить количество звуков в словах;расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки; последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова) | ||
Недостатки в развитии самоконтроля | Задание 10 | ||
Несформированность двигательных образов слов | Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) | ||
Недостаточное артикулирование слов при письме | Задание 32 “Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции) |
Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой | Задание 46 “Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную) | ||
Недостатки в развитии фонематического восприятия | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) | ||
Недостаточность развития процессов произвольного внимания | Задание 2 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) | ||
Неправильная постановка точки при письме | Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль) | Задание 34 “склеенное” слово, “склеенные” предложения. | Учить вычленять предложения из текста; составление предложения из отдельных слов; составление нескольких предложений; работа с деформированными предложениями и текстами (со слитно написанными словами, с пропущенными словами, рассыпанные" предложения); выразительное громкое чтение; составление плана текста |
Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст) | Задания 53,54,55,56 | ||
Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого) | Задание 6 “Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз) Задание 21 “Свяжи слова” (смысловая память) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) |
Не умеет находить ошибки в собственной работе | Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию) | Задания 10,54 | Учить выделять отдельные слова и проверять каждое из них на соответствие общему смыслу предложения делить отдельные слова на слоги, прочитать их и проверить, нет ли пропуска, замены, перестановки, удвоения букв или слогов, использование приема "ошибающийся" учитель |
Недостаточная концентрация внимания | Задание 2 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) | ||
Мелитопольская специальная школа-интернат №2
Методический кабинет
ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКМЕ ПРИЧИНЫ,
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины | Задания для психодиагностики и коррекции | Психолого-педагогические рекомендации |
Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова | Низкий уровень синтеза звуковых элементов | Задание 29 | |
Недостатки в развитии звуко-буквенных ассоциаций | Задание 46 “Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную) | ||
Недостаточное знание букв алфавита | Задания 12 “Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память) Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) Задания 14 “10 слов” (произвольное слуховое внимание) Задание 15 “Запомни цифровую последовательность” (произвольная слуховая память) | ||
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение | Отработать понятия "звук"и"буква" | ||
Побуквенное или слоговое чтение | Несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов | Задания 29,49,50 | "Вычистить" согласные звуки |
Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней | Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | |
Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) | ||
Неправильное чтение похожих по начертанию букв (напр, "фозетка " вместо "розетка") | Несформированность процессов зрительного анализа | Задания 4,60,65 Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) | |
Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы | Задания 21 Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) | ||
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Потеря строки при чтении | Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) |
Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями (напр., "исповедь " вместо "исподволь ", "маяться " вместо "маятники ", "выше " вместо "вышла ", "дне " вместо "две ") | Недостаточность зрительного анализа слова (синкретичность восприятия) | Задания 35,58,59,61,62,64 | |
"Зеркальное" чтение (чтение слов справа налево) | Несформированность однонаправленности считывания слева направо | Задания 6,62 “Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз) | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | 61 Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими (напр., "заряд " вместо "разряд ", "мушура " вместо "мишура ", "апаликация " вместо "аппликация", "эксплюатотор " вместо "эксплуататор ") | Несформированность процессов произвольного внимания | Задания 2,57,60 | |
Недостаточность процессов зрительного анализа | Задания 60,65,68,69 Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) | ||
Индивидуальные особенности темперамента (холерический) | Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль | ||
Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую | Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов | Задание 46 “Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную) | |
Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного . | Повышенная возбудимость (холерический темперамент) | Задание 70 | |
Чрезмерная автоматизация навыка чтения | Задание 70 |
Нечеткое произношение | Недоразвитие фонетико-фонематического восприятия | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) | Консультация 1 логопеда |
Недостатки в артикулировании | Задание 32 “Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции) | ||
Низкая скорость чтения | Недостаточность зрительного анализа буквенного материала (неразличение сходных по написанию букв,слов) | Задания 60,71,72 | |
Несформированность процесса синтеза звуковых элементов | Задания 73,74 | ||
Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком | Задания 37 Задание 46 “Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную) | ||
Недостатки в артикулировании | Задание 32 “Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции) | Консультация логопеда | |
Малый объем восприятия | Задания 37,38,72 | ||
Инертность нервных процессов | Предоставить возможность читать в удобном темпе | ||
Неустойчивость произвольного внимания | Задание 2 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) | ||
Челночное чтение (чтение с возвратом) | Не сформирована однонаправленность считывания слева направо | Задание 6 “Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз) | |
Смешивание букв по акустическим или артикуляционным признакам | Не упрочены звуко-буквенные ассоциации | Задание 46 “Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную) | |
Недостаточное развитие фонематического анализа | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) | ||
Недостатки в произношении ("грязные" согласные звуки) | Задания 30 Задания 31, “Произнеси чисто” (чёткое произношение каждого звука в стихотворении) | Консультация логопеда | |
Ограниченный словарный запас | Недостаточное развитие процессов памяти | Задания ,17,21 Задания 14 “10 слов” (произвольное слуховое внимание) | |
Слабая познавательная активность | Задание 51 | ||
Недостатки в развитии мыслительных операций классификации, обобщения | Задания 18,19 | ||
Плохое запоминание прозы и стихотворений | Механическое запоминание (недостаточная опора на мыслительную деятельность) | Задания 13,17,21 | |
Недостаточность непосредственного произвольного запоминания | Задания 12 “Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память) Задания 14 “10 слов” (произвольное слуховое внимание) | ||
Недостатки в развитии воображения | Задание 52 | ||
Астеническое состояние | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня") | ||
Не может пересказывать прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу | Слабая активизация мыслительной деятельности при чтении | Задания 51,53,54,55 | Составлять план к тексту |
Невладение приемами смысловой обработки текста | Задания 13,21,53-56 | ||
Плохое речевое развитие, маленький словарный запас, не может производить синонимическую замену слов | Задания 66,67 | ||
Не понимает прочитанного | Задания 20,21,55 |
Недостатки в развитии мышления | Задания 1,18,19 | ||
Недостатки в развитии воображения | Задание 52 | ||
Не может выделить главное, существенное | Задания 53,54,55 | ||
Не может изменять конструкцию предложений | Задание 67 | ||
Смешивание значений слов | Недоразвитие фонетико-фонематического восприятия | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) | |
Недостатки в артикуляции | Задание 32 “Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции) | Консультация логопеда | |
Недостаточная гибкость мышления | Задание 16 | ||
"Механическое" чтение (непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста) | Некритичность мышления | Задания 54,56 | Обогащать словарный запас Поиск учащимися незнакомых слов в тексте Развивать воображение Подбирать омонимы, синонимы, антонимы Развивать мышление и память |
Поверхностная смысловая обработка текста | Задания 20,21,55 | ||
Негибкость мышления | Задание 16 | ||
Неустойчивость внимания | Задание 2 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) | ||
Неумение выделить существенное | Задания 53,54,55 | ||
Слишком быстрый или слишком медленный темп чтения | Задание 70 | Совершенствовать навык чтения |
Недостатки в развитии памяти | Задания 12 “Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память) Задания 14 “10 слов” (произвольное слуховое внимание) Задание 15 “Запомни цифровую последовательность” (произвольная слуховая память) | Использовать прием "испорченные предложения" (пропуск слов, вместо одного предлога написан другой, в предложения вставлены лишние слова и др.) | |
Недостатки в развитии воображения | Задание 52 | ||
Плохо владеет техникой чтения | Задания 37,49 | ||
Недостаточно сформирована мыслительная операция абстрагирования | Задания 51,75 | ||
Не развита антиципация (предвосхищение событий) | Задание 55 | ||
Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу | Недостаточная гибкость мышления | Задание 16 | |
Недостаточное развитие фонетико-фонематического анализа | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) | ||
Недостатки в произношении отдельных звуков | 30 Задания 31, “Произнеси чисто” (чёткое произношение каждого звука в стихотворении) Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) | Консультация логопеда | |
Не умеет выделить главное в прочитанном | Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа | Задания 53,54,55 | |
Низкий уровень развития произвольной памяти | Задания 13 Задания 14 “10 слов” (произвольное слуховое внимание) | ||
Не сформирована мыслительная операция сравнения | Задания 25,33,48 |
Не умеет отвлечься от несущественного | Недостаточность операции абстрагирования | Задания 21,51,75 | Осознать ненужное; опустить в тексте то, что несущественно для понимания; расположить учебный материал по степени важности; сравнить явления, сходные в главном и отличные во второстепенных проявлениях |
Низкий уровень развития процессов мыслительного анализа | Задания 20,54 | ||
Трудности при узнавании того же самого, но в другой форме | Недостаточность мыслительной операции обобщения | Задания 18,20 | |
Недостаточность мыслительной операции абстрагирования | Задания 21,51,75 | ||
Не усвоено понятие инвариантности | Задание 67 | ||
Путает звуки и буквы | Недостаточность процесса звуко-буквенного анализа | Задание 28 “Выявление недостатков звукобуквенного ангализа” (определить количество звуков в словахр; асчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки; последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова) | |
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение | Отработать понятия "звук" и "буква" | ||
Невыразительность чтения | Не понимает читаемого | Задания 20,21,55 | |
Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого | Задание 63 | ||
Плохо владеет техникой чтения | Задания 37,49 | Определите конкретное затруднение в чтении у ученика и найдите его в данной таблице | |
Недостаточно развит фонематический анализ | Задания 26, “Выявление недостатков фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове) | ||
"Угадывающее" чтение | Недостаточность процессов анализа (синкретичность восприятия) | Задания 59,64 Задание 58 “чтение наоборот” Задание 61 “Перевёрнутый текст” Задание 62 “Прочитай выразительно” |
Мелитопольская специальная школа-интернат №2
Методический кабинет
ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКМЕ ПРИЧИНЫ,
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКМЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины | Задания для психодиагностики и коррекции | Психолого-педагогические рекомендации |
Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков счета | Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный | Задания 75,77 | |
Недостаточно сформирован внутренний план действий | Задания 78,79 | ||
Несформированность понятий "больше" и "меньше" | Задание 82 | ||
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Сниженный уровень интеллектуальной деятельности | Повысить качество мыслительной деятельности (развивающие задания на анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.) | ||
Сниженная работоспособность | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ") | ||
Трудности при выполнении счетных операций с переходом через десяток | Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | |
Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" | Задания 73,85,91 | ||
Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части | Недостаточный уровень развития процессов анализа | Задание 4 | |
Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" | Задания 73,85,91 | ||
Трудности при продолжении числового ряда с заданной позиции | Несформированность понятия числового ряда | Задания 88 “Понимание смысла счётного действия” (уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков и пересчитывание дважды; понимание независимости количественного результата от направления счёта) Задание 89 “Овладение числовым рядом и его свойствами” | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Ошибки при решении арифметических примеров | Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" | Задания 73,85,91 | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Низкий уровень сформированное™ внутреннего плана действия | Задания 78,79 | ||
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания | Задание 2 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы) | ||
Трудности в назывании компонентов при выполнении арифметических действий | Недостаточное развитие смысловой памяти | Задания 17,21 | |
Недостаточная отдифференци-рованность понятий "сложение", "вычитание", "умножение", "деление" | Задания 86,87 |
Затруднения при переводе из словесной формы в цифровую и наоборот | Отсутствие прочных ассоциативных связей между словесным обозначением и графической формой чисел | Записывать цифровые данные словами и наоборот | |
Незнание состава чисел | Задание 80 | Ликвидировать пробелы в знаниях | |
Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради | Недостатки в развитии тонкой моторики руки | Задание 43 | |
Несформированность процессов зрительного анализа | Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) | ||
Несформированность зрительно-двигательных координации | Задание 8 “Особенности зрительно-двигательной координации” (“Змейка”; броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра) | ||
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Не усвоено понятие "рабочая строка" | Задания 6,7 | ||
Смешивание действий сложения и вычитания, умножения и деления | Недостаточная сформированность процессов анализа | Задание 4 | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Недостаточная отдифференци-рованность понятий "сложение", "вычитание", "умножение", "деление" | Задания 86,87 |
Умеет считать предметы, но допускает ошибки в счете звуков, движений и др. | Недостаточная обобщенность действия счета | Задания 84, Задания 88 “Понимание смысла счётного действия” (уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков и пересчитывание дважды; понимание независимости количественного результата от направления счёта) | Упражнения на пересчитывание различных совокупностей объектов |
"Зеркальное" написание цифр | Недостаточность процессов зрительного анализа | Задания 4 Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) | |
Недостаточность анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами цифр | Задания 40 “Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её частей и пропорций) | ||
При списывании цифровой последовательности запись начинается с последнего элемента (напр., 123 вместо 321) | Несформированность однонаправленности считывания записей слева направо | Задание 6 “Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз) | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Задание, выполненное учеником, располагается слева от образца | Несформированность процессов зрительного анализа | Задания 4 Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) | |
Запись и выполнение столбиков примеров в направлении снизу вверх | Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задание 6 “Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз) | |
Несформированность процессов зрительного анализа | Задание 89 “Овладение числовым рядом и его свойствами” | ||
Неосвоенность правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Незнание отношений между смежными числами | Несформированность понятия числового ряда | Задание 89 “Овладение числовым рядом и его свойствами” | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Затруднения при счете в обратном порядке | Несформированность понятия числового ряда | Задание 89 “Овладение числовым рядом и его свойствами” | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41,42 | ||
Затруднения при определении места числа в натуральном ряду | Несформированность понятия числового ряда | Задание 89 “Овладение числовым рядом и его свойствами” | |
Недостаточность развития мыслительной операции "анализ через синтез" | Задания 73,85,91 | ||
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Ошибки при записи состава чисел (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы - справа) | Неотдифференцированность понятий "число" и "цифра" | Задание 90 | |
Неусвоенность позиционного принципа построения многозначных чисел | Задание 80 | ||
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Недостаточная сформирован-ность процессов зрительного анализа | Задания 4 Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) |
Неправильное пользование количественными и порядковыми числительными | Неотдифференцированность понятий "итог счета" и "процесс счета" | Задания,92 Задание 89 “Овладение числовым рядом и его свойствами” | |
Непонимание смысла счетного действия | Задания 88 “Понимание смысла счётного действия” (уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков и пересчитывание дважды; понимание независимости количественного результата от направления счёта) | ||
Неосвоенность операционального состава действия | Ликвидировать пробелы в знаниях | ||
Трудности в обозначении числом множеств | Не сформировано умение перехода из конкретного плана в абстрактный | Задания 75,77 | |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | Задания 41 “Развитие пространственных представлений” Задание 42 “Диктант пространственных действий” (пространственные представления) | ||
Не усвоено понятие числа | Задания ,89 Задания 88 “Понимание смысла счётного действия” (уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков и пересчитывание дважды; понимание независимости количественного результата от направления счёта) | Ликвидировать пробелы в знаниях | |
Трудности в формулировании правила на основе анализа конкретных примеров | Несформированность мыслительной операции обобщения | Задания 18,20,22,24 | |
Сформированность слишком узких обобщений | Задания 18,20,22,24 | ||
Недостаточность мыслительной операции абстрагирования | Задания 75,77 | ||
Трудности решения задач и примеров с буквенными обозначениями | Недостаточность мыслительной операции абстрагирования | Задания 75,77 | |
Недостаточное развитие процессов обобщения | Задания 18,20,22,24 | ||
Неспособность решать задачи несколькими способами | Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | Задания 16,81,94 | |
Недостаточное развитие операции анализ через синтез | Задание 51 | ||
Трудности при осуществлении сравнения | Отсутствие обобщенности мыслительной операции сравнения | Задания 23,39 | |
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | Задания 16,81 | ||
Затруднения при переносе знаний | Задания 20,51,75 | ||
Неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов конкретных множеств | Недостаточность процессов анализа | Задания 4 Задание 5 “Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове) Задание 3 “Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.) | |
Несформированность умения устанавливать взаимнооднозначные соответствия | Задание 83 | ||
Тугодумость, замедленный темп умственной деятельности | Инертность нервных процессов | Предоставить возможность работать в удобном темпе | |
Недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.) | Задания 18,19 | ||
Низкий уровень освоения учебного материала | Проверка соответствующих знаний | ||
Основательность и глубина смысловой обработки учебного материала | Задания 54,55,56 |
Неумение вычленить математическое содержание из разнообразного внешнего оформления задач | Недостаточность операции абстрагирования | Задания 21,51,67,75 | |
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | Задания 16,81 | ||
Недостаточность мыслительной операции обобщения | Задания 18,20,22,24 | ||
Не усвоено понятие инвариантности | Задание 67 | ||
Неумение решать задачи | Недостаточность процессов анализа и анализа через синтез | Задания 73,85,91,93 | |
Синкретичность мышления | Задание 94 | ||
Конкретность мышления | Задание 95 | ||
Несформированность мыслительной операции обобщения | Задания 18,20,22,24 | ||
Недостатки в развитии процессов памяти (несохранение в памяти всех условий задачи) | Задания 14 “10 слов” (произвольное слуховое внимание) Задание 15 “Запомни цифровую последовательность” (произвольная слуховая память) | ||
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания | Задание 2 | ||
Шаблонность мышления (негибкость) | Задания 16,81 | ||
Неустойчивость мыслительной деятельности | |||
Недостаточное осознавание своих мыслительных действий | Требовать от ученика объяснения решения задачи, хода своего мыслительного процесса |
Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий | Инертность мыслительной деятельности | Задания 16,81 | Повышение уровня познавательной активности, формировать внутренний план действий |
Интеллектуальная пассивность (использование пальцев при счете) | |||
Поверхностная смысловая обработка математического материала | Задания 53 “Повтори слова” (развитие смыслового анализа) Задание 56 “Заполни пропуски букв в словах” ( способность схватывать слово целиком, умение учитывать контекст каждого слова) Задание 93 “Арифметические задачи” | ||
Использование нерациональных приемов решения примеров и задач | Несформированность мыслительной операции установления закономерностей | Задание 25 | |
Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" | Задания 73,85,91 | ||
Неспособность усвоить схемы рассуждений при решении типовых задач | Недостатки в развитии процессов обобщения | Задания 18,20,22,24 | |
Поверхностная смысловая обработка математического материала | Задания 53 “Повтори слова” (развитие смыслового анализа) Задание 56 “Заполни пропуски букв в словах” ( способность схватывать слово целиком, умение учитывать контекст каждого слова) Задание 93 “Арифметические задачи” | ||
Недостатки в развитии смысловой памяти | Задание 13 “Пиктограммы” Задание 17 “Картинки-помощники” (Умение находить и устанавливать смысловые связи) Задание 21 “Свяжи слова” (смысловая память) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по теме "Трудности при обучении русскому языку"
В данной работе представлена классификация трудностей при обучении русскому языку, педагогические проявления трудностей и коррекционная работа. В приложении предложены упражнения для преодоления данны...
Трудности русского языка (презентация)
Презентация помогает вспомнить некоторые правила русского языка. Можно использовать на уроке повторения по теме "Безударные гласные в корне слова".Учебник по русскому языку Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеев...
Статья на тему: трудности урока русского языка для детей с овз
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Новый ФГОС учитыва...
Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку учащегося с проблемами здоровья.
Назначение программы: психолого-педагогическое сопровождение обучающегоя с ограниченными возможностями здоровья по предмету: "Русский язык"....
«Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку»
Индивидуальная образовательная траектория - персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последо...
Педагогическая диагностика трудностей обучения русскому языку (на примере 3 класса)
Работая в интегрированном классе очень важно создать оптимальные педагогические условия, позволяющие каждому ребёнку адаптироваться в школьной среде и успешно овладевать программой. Необходима своевре...
Трудности усвоения русского языка у младших школьников.
Нейропсихологический подход в коррекции....