Трудности в русском языке
учебно-методический материал

Морозова Елена Алексеевна

Психодиагностические таблицы "Трудности в обучении русскому языку обучающихся с УО (ИН): психологические причины, диагностика и коррекция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_v_russkom_yazyke.doc395.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАПОРОЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГКУ ЗО «Мелитопольская специальная общеобразовательная школа – интернат «Гармония»» МР

Учитель начальных классов Морозова Е. А.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ,

 ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

 ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ 

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Задания для психодиагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., "зуки" вместо "жуки", "шапаги" вместо "сапоги", "панка" вместо "банка").

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

“Выявление недостатков  фонематического анализа” (Определить умения различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове).

“Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку, подбираются картинки, названия которых сходны по звучанию, например, молоко -  молоток).

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

“Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

Несформированность звуко-буквенных ассоциаций

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Задание 46

“Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную)

Недостатки в произношении

Задания 31,

“Произнеси чисто” (чёткое произношение каждого звука в стихотворении)

Задание 32

“Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции)

Консультация логопеда

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание  слов и предложений (напр.,  "трва" вместо "трава", "кродил" вместо "крокодил", "жвт" вместо "живет", "сдт" вместо "сидит", "красны" вместо "красный", "набухл" вместо "набухли").

Недостаточность звуко-буквенного анализа

Задание 28

“Выявление недостатков звукобуквенного ангализа”  (Определить количество звуков в словах; Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;  Последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа  слова)

Неустойчивость внимания

Задания 26,

 “Выявление недостатков  фонематического анализа” ( Различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

 Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Сниженная работоспособность

Щадящий режим  (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного

ДНЯ")

Индивидуально-психологические особенности (особенности темперамента)

Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля

Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр., "васелки" вместо "васильки", "кон" вместо "конь", "смали" вместо "смяли")

Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа

Задания 26,

“Выявление недостатков  фонематического анализа” ( Различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

Задание 27 “Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку) Задания 26, 

“Выявление недостатков  фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; Различать слова, близкие по звуковому составу; Опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; Опозновать звук в слове)

Задание 27 “Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку)

Не развито умение дифференцировать мышечные усилия

Задание 43(9)

“Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений”

Не усвоены правила правописания

Ликвидировать пробелы в знаниях

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова

Несформированность фонетико-фонематического анализа

Задания 26,

“Выявление недостатков  фонематического анализа”

 (Различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

Задание 27 “Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку)

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов

Недостатки в развитии вербального анализа

Задание 34

“Склеенное” слово, “склеенные” предложения.

Несформированность понятия числа

Задания 88

“Понимание смысла счётного действия” (Уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков

и пересчитывание дважды; Понимание независимости количественного результата от направления счёта)

Задание 89

“Овладение числовым рядом и его свойствами”

Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

Задания 26,

“Выявление недостатков  фонематического анализа” ( Различать данный звук среди других речевых звуков; Осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; Различать слова, близкие по звуковому составу; Опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; Опозновать звук в слове)

Задание 27 “Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку)

Консультация логопеда

Недостаточность звукового анализа

 Задание 28

“Выявление недостатков звукобуквенного ангализа”  (Определить количество звуков в словах; Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;  Последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа  слова)

Затруднения при определении последовательности звуков в слове

Недостатки в развитии звукового анализа

 Задание 28

“Выявление недостатков звукобуквенного ангализа”  (Определить количество звуков в словах; Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;  Последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа  слова)

Слабое развитие слуховой памяти

Задания 14

“10 слов” (произвольное слуховое внимание)

Задание 15

“Запомни цифровую последовательность” (произвольная слуховая память)

Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т б-д и др.)

Недостаточность зрительного анализа

Задания 33,,44,76

 Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Несформированность анализа пространственных отношений

Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Недоговаривание, добавление звуков

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

Задания 26,

“Выявление недостатков  фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

Задание 27 “Конфликтные картинки” (к слову подобрать соответствующую картинку)

Консультация логопеда

Недостаточность процессов звукового анализа

 Задание 28

“Выявление недостатков звукобуквенного ангализа”  (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;  последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа  слова)

Недостатки в артикулировании

 Задание 32

“Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции)

Консультация логопеда

Добавление гласных букв, (напр., "галака" вместо "галка", "тарава" вместо "трава", "клюкива" вместо "клюква", "кувашин" вместо "кувшин")

Несформированность звуко-буквенного анализа

 Задание 28

“Выявление недостатков звукобуквенного ангализа”  (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;  последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа  слова)

Неустойчивость произвольного внимания

 Задание 2

 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

Перестановка букв и слогов в словах, (напр.,"звял" вместо "взял", "пеперисал" вместо "переписал", "уманя" вместо "умная")

Недостаточность зрительного анализа

Задания 33,44,76

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Задание 4

“Задания на зрительный анализ”  (определить количество фигур в рисунке)

Недостаточность звуко-буквенного анализа

Задание 28

“Выявление недостатков звукобуквенного ангализа”  (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;  последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа  слова)

Консультация логопеда (при недостатках произношения)

Неустойчивость произвольного внимания

 Задание 2

 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок (напр. "виситнастне", "подорожке", "при летели", "в зела" вместо "взяла", "жи вет" вместо "живет", "жвлсу" вместо "живет в лесу", "послдаж" вместо "после дождя")

Несформированность вербального анализа

Задание 34

“Склеенное” слово, “склеенные” предложения.

Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза

Задания 33,40,44,76

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Задание 4

“Задания на зрительный анализ”  (определить количество фигур в рисунке)

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

"Зеркальное" написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде

Недостаточность зрительного анализа

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Задание 4

“Задания на зрительный анализ”  (определить количество фигур в рисунке)

Конструировать букву из ее элементов

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы

 Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Замена букв по пространственному сходству (с-е.б-д.и-п.н-п)

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Недостаточность зрительного анализа

Задания

3,4,5,33,44,76

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки

Слабо развита тонкая моторика руки

Задание 43

Не сформированы зрительно-двигательные координации

Задание 8

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41,42

Не усвоено понятие "рабочая строка"

Задание 6

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки

Слабо развита тонкая моторика руки

Задание 43

Не сформированы зрительно-двигательные координации

Задание 8

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41,42

Не усвоено понятие "рабочая строка"

Задание 6

Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца

Не сформирована однонаправленность считывания слева направо

Задание 6

Недостаточно развит анализ пространственных отношений

Задания 41,42

Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки)

Недостаточно развит анализ пространственных отношений

Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз

Задания 6,7

“Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз)

Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр

Недостаточность зрительного анализа

Задания 33,44,76

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Недоразвитие микромоторики

Задание 43

“Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений”

Несформированность зрительно-двигательных координации

Задание 8

“Особенности зрительно-двигательной координации”  (“Змейка”; броски маленьким  мячом в круг небольшого диаметра)

Несформированность дифференцированных зрительных образов букв

 Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно "надавливать" на ручку или карандаш

Недоразвитие макро- и микромоторики

Задание 43

“Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений”

Неумение дифференцировать мышечные усилия

Задание 43(9)

“Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений”

Несформированность зрительно-двигательных координации

Задание 8

“Особенности зрительно-двигательной координации”  (“Змейка”; броски маленьким  мячом в круг небольшого диаметра)

Несформированность личностных качеств аккуратности

Выработка соответствующих качеств

Очень медленный темп письма

Несформированность зрительно- двигательных координаций

Задание 8

“Особенности зрительно-двигательной координации”  (“Змейка”; броски маленьким  мячом в круг небольшого диаметра)

Недостаточное развитие микромоторики

Задание 43

“Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений”

Трудности в произвольном управлении движениями

Задания 9,11

Инертность нервных процессов

Предоставить возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; проводить тренировочные игры на быстроту реакции работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания с  ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться).

Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв

 Задание 46

“Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную)

Затруднения в осуществлении звуко-буквенного анализа

 Задание 28

“Выявление недостатков звукобуквенного ангализа”  (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;  последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа  слова)

С ошибками списывает с доски

Несформированность процессов зрительного анализа

Задания

3 4,33,44,76

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Неустойчивость произвольного внимания

 Задание 2

 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

Неумение поэлементно воспроизводить образец

Задания 4,83

Слабое развитие кратковременной зрительной памяти

Задание 12

“Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память)

Искажение почерка (нестабильность графических форм)

Недостатки в развитии зрительно-двигательных координации

Задание 8

“Особенности зрительно-двигательной координации”  (“Змейка”; броски маленьким  мячом в круг небольшого диаметра)

Недостаточное развитие процессов зрительного анализа

Задания

1 ,4,5,33,40,44,76

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы

 Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Сложности при переводе звука в букву и наоборот

Несформированность звуко-буквенного анализа

 Задание 28

“Выявление недостатков звукобуквенного ангализа”  (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;  последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа  слова)

Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы

 Задание 46

“Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную)

Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение

 Задания 26,

 “Выявление недостатков  фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Дислексия

Занятия с логопедом

Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений)

Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти

Задания 12

“Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память)

Задания 14

“10 слов” (произвольное слуховое внимание)

Задание 15

“Запомни цифровую последовательность” (произвольная слуховая память)

Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании

Задание 17

“Картинки-помощники”  (Умение находить и устанавливать смысловые связи)

Задание 21

“Свяжи слова” (смысловая память)

Недостатки в развитии произвольного внимания

 Задание 2

 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв)

Недостаточность развития процессов зрительного анализа

Задания 1, 4,5,33,44,76

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв

 Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Недостаточное развитие зрительной памяти

Задание 12

“Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память)

Тремор (дрожание руки) при письме

Трудности в произвольном управлении микромоторикой

Задание 43

“Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений”

Неумение дифференцировать мышечные усилия

Задание 43(9)

“Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений”

Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координации

Задание 8

“Особенности зрительно-двигательной координации”  (“Змейка”; броски маленьким  мячом в круг небольшого диаметра)

Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)

Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ")

Появление или возрастание ошибок к концу работы

Постепенное ослабление самоконтроля

Задание 11

Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции

Задание 9

Ослабление процессов произвольного внимания

Задание 12

“Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память)

Астеническое состояние

Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")

Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; например, "бабабушка", "ш " вместо "и ", "п " вместо "т ", "тъ " вместо "т")

Недостаточность зрительного анализа

Задания 3 4 33,44,76

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Несформированность понятия числа

Задания 88

“Понимание смысла счётного действия” (уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков

и пересчитывание дважды; понимание независимости количественного результата от направления счёта)

Задание 89

“Овладение числовым рядом и его свойствами”

Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение)

Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль

Плохо ориентируется в пространстве листа тетради

Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ)

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля

Задание 9

Трудности в усвоении алфавита

Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти

Задание 12

“Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память)

Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию

 Задания 26,

 “Выявление недостатков  фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

 Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Несформированность звуко-буквенного анализа

 Задание 28

“Выявление недостатков звукобуквенного ангализа”  (определить количество звуков в словах; расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;  последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа  слова)

-

Затруднения в употреблении заглавной буквы

Недостаточное развитие вербального анализа

Задание 346

Отделение

“склеенных” слов и “склеенных” предложений.

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Задание 16

Не усвоено соответствующее правило

Ликвидировать пробелы в знаниях

Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений

Несформированность вербального анализа

Задания 346

Отделение

“склеенных” слов и “склеенных” предложений.

Задание 35

Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия)

Задания 1,5,35

Трудности при определении слова как части речи (напр., "бег", "пение" называет глаголами, "лежать ", "молчать " - не глаголами, т.к. не обозначают действия)

Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания)

Задание 39

Недостаточность операции абстрагирования

Задание 75

Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня (напр., часы - часовой, жарко -жаркий, светает — свечка)

Конкретность мышления

Задание 39

Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов

Недостаточность мыслительной операции обобщения

Задания 18,24

Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что "жи-ши " пишется с буквой "и ", пишет "сидел на крыши ")

Недостаточность операции абстрагирования

Задание 75

Отдифференцировать условия, при которых пишется "и" или "е" (в дат. и предл. падежах)

Несформированность операции сравнения

Задание 48

Недостатки в развитии мыслительной операции анализа

Задания 4,35

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Отсутствует "орфографическая зоркость" (не умеет найти орфограмму)

Недостатки в развитии слухового вербального анализа

Задание 47

Отчетливое громкое послоговое проговаривание зрительно воспринимаемых слов;отработать зрительно-двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чат, лив)

Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала

Задания 44,45,60,64,65

Несформированность звукового анализа

Задание 26

Недоразвитие зрительной памяти

Задания 12,45

Недостаточность звуко-буквенного анализа

 Задание 28

“Выявление недостатков звукобуквенного ангализа”  (определить количество звуков в словах;расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;  последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа  слова)

Недостатки в развитии самоконтроля

Задание 10

Несформированность двигательных образов слов

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Недостаточное артикулирование слов при письме

Задание 32

“Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции)

Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой

Задание 46

“Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную)

Недостатки в развитии фонематического восприятия

Задания 26,

“Выявление недостатков  фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

Недостаточность развития процессов произвольного внимания

 Задание 2

 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

Неправильная постановка точки при письме

Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль)

Задание 34

“склеенное” слово, “склеенные” предложения.

Учить вычленять предложения из текста; составление предложения из отдельных слов; составление нескольких предложений; работа с деформированными предложениями и текстами (со слитно написанными словами, с пропущенными словами, рассыпанные" предложения); выразительное громкое чтение; составление плана текста

Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст)

Задания 53,54,55,56

Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого)

Задание  6

“Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз)

Задание 21

“Свяжи слова” (смысловая память)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Не умеет находить ошибки в собственной работе

Недостаточность процессов самоконтроля  (по смыслу и по написанию)

Задания 10,54

Учить выделять отдельные слова и проверять каждое из них на соответствие общему смыслу предложения делить отдельные слова на слоги, прочитать их и проверить, нет ли пропуска, замены, перестановки, удвоения букв или слогов, использование  приема "ошибающийся" учитель

Недостаточная концентрация внимания

Задание 2

 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

Мелитопольская специальная школа-интернат №2

Методический кабинет

ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКМЕ ПРИЧИНЫ,

 ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Задания для психодиагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова

Низкий уровень синтеза звуковых элементов

Задание 29

Недостатки в развитии звуко-буквенных ассоциаций

Задание 46

“Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную)

Недостаточное знание букв алфавита

Задания 12

“Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память)

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Задания 14

“10 слов” (произвольное слуховое внимание)

Задание 15

“Запомни цифровую последовательность” (произвольная слуховая память)

Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение

Отработать понятия "звук"и"буква"

Побуквенное или слоговое чтение

Несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов

Задания 29,49,50

"Вычистить" согласные звуки

Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Неустойчивость произвольного внимания

 Задание 2

 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

Неправильное чтение похожих по начертанию букв (напр, "фозетка " вместо "розетка")

Несформированность процессов зрительного анализа

Задания 4,60,65

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы

Задания 21

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Потеря строки при чтении

Неустойчивость произвольного внимания

 Задание 2

 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями (напр., "исповедь " вместо "исподволь ", "маяться " вместо "маятники ", "выше " вместо "вышла ", "дне " вместо "две ")

Недостаточность зрительного анализа слова (синкретичность восприятия)

Задания 35,58,59,61,62,64

"Зеркальное" чтение (чтение слов справа налево)

Несформированность однонаправленности считывания слева направо

Задания 6,62

“Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз)

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

61

Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Прочитывание слов с ошибками  (пропуск букв, перестановка слогов,

замена предыдущих букв последующими  (напр., "заряд " вместо "разряд ", "мушура " вместо "мишура ", "апаликация " вместо "аппликация", "эксплюатотор " вместо "эксплуататор ")

Несформированность процессов произвольного внимания

Задания 2,57,60

Недостаточность процессов зрительного анализа

Задания 60,65,68,69

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Индивидуальные особенности темперамента (холерический)

Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль

Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую

Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов

Задание 46

“Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную)

Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного .

Повышенная возбудимость (холерический темперамент)

Задание 70

Чрезмерная автоматизация навыка чтения

Задание 70

Нечеткое произношение

Недоразвитие фонетико-фонематического восприятия

 Задания 26,

 “Выявление недостатков  фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

Консультация 1 логопеда

Недостатки в артикулировании

 Задание 32

“Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции)

Низкая скорость чтения

Недостаточность зрительного анализа буквенного материала (неразличение сходных по написанию букв,слов)

Задания 60,71,72

Несформированность процесса синтеза звуковых элементов

Задания 73,74

Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком

Задания 37

Задание 46

“Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную)

Недостатки в артикулировании

Задание 32

“Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции)

Консультация логопеда

Малый объем восприятия

Задания 37,38,72

Инертность нервных процессов

Предоставить возможность читать в удобном темпе

Неустойчивость произвольного внимания

 Задание 2

 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

Челночное чтение (чтение с возвратом)

Не сформирована однонаправленность считывания слева направо

Задание 6

“Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз)

Смешивание букв по акустическим или артикуляционным признакам

Не упрочены звуко-буквенные ассоциации

 Задание 46

“Поиск в тексте заданных слов” (перевод из слуховой формы в зрительную)

Недостаточное развитие фонематического анализа

Задания 26,

 “Выявление недостатков  фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

Недостатки в произношении ("грязные" согласные звуки)

Задания 30

 Задания 31,

“Произнеси чисто” (чёткое произношение каждого звука в стихотворении)

Консультация логопеда

Ограниченный словарный запас

Недостаточное развитие процессов памяти

Задания ,17,21

Задания 14

“10 слов” (произвольное слуховое внимание)

Слабая познавательная активность

Задание 51

Недостатки в развитии мыслительных операций классификации, обобщения

Задания 18,19

Плохое запоминание прозы и стихотворений

Механическое запоминание (недостаточная опора на мыслительную деятельность)

Задания 13,17,21

Недостаточность непосредственного произвольного запоминания

Задания 12

“Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память)

Задания 14

“10 слов” (произвольное слуховое внимание)

Недостатки в развитии воображения

Задание 52

Астеническое состояние

Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")

Не может пересказывать прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу

Слабая активизация мыслительной деятельности при чтении

Задания 51,53,54,55

Составлять план к тексту

Невладение приемами смысловой обработки текста

Задания 13,21,53-56

Плохое речевое развитие, маленький словарный запас, не может производить синонимическую замену слов

Задания 66,67

Не понимает прочитанного

Задания 20,21,55

Недостатки в развитии мышления

Задания 1,18,19

Недостатки в развитии воображения

Задание 52

Не может выделить главное, существенное

Задания 53,54,55

Не может изменять конструкцию предложений

Задание 67

Смешивание значений слов

Недоразвитие фонетико-фонематического восприятия

Задания 26,

 “Выявление недостатков  фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

Недостатки в артикуляции

 Задание 32

“Произнеси быстро” (коррекция сбоя в артикуляции)

Консультация логопеда

Недостаточная гибкость мышления

Задание 16

"Механическое" чтение (непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста)

Некритичность мышления

Задания 54,56

Обогащать словарный запас Поиск учащимися незнакомых слов в тексте Развивать воображение Подбирать омонимы, синонимы, антонимы Развивать мышление и память

Поверхностная смысловая обработка текста

Задания 20,21,55

Негибкость мышления

Задание 16

Неустойчивость внимания

Задание 2

 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

Неумение выделить существенное

Задания 53,54,55

Слишком быстрый или слишком медленный темп чтения

Задание 70

Совершенствовать навык чтения

Недостатки в развитии памяти

Задания 12

“Запомни картинки” (непосредственная произвольная зрительная память)

 Задания 14

“10 слов” (произвольное слуховое внимание)

Задание 15

“Запомни цифровую последовательность” (произвольная слуховая память)

Использовать прием "испорченные предложения" (пропуск слов, вместо одного предлога написан другой, в предложения вставлены лишние слова и др.)

Недостатки в развитии воображения

Задание 52

Плохо владеет техникой чтения

Задания 37,49

Недостаточно сформирована мыслительная операция абстрагирования

Задания 51,75

Не развита антиципация (предвосхищение событий)

Задание 55

Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу

Недостаточная гибкость мышления

Задание 16

Недостаточное развитие фонетико-фонематического анализа

 Задания 26,

 “Выявление недостатков  фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

Недостатки в произношении отдельных звуков

30

Задания 31,

“Произнеси чисто” (чёткое произношение каждого звука в стихотворении)

Задания 26,

 “Выявление недостатков  фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

Консультация логопеда

Не умеет выделить главное в прочитанном

Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа

Задания 53,54,55

Низкий уровень развития произвольной памяти

Задания 13

Задания 14

“10 слов” (произвольное слуховое внимание)

Не сформирована мыслительная операция сравнения

Задания 25,33,48

Не умеет отвлечься от несущественного

Недостаточность операции абстрагирования

Задания 21,51,75

Осознать ненужное; опустить в тексте то, что несущественно для понимания; расположить учебный материал по степени важности; сравнить явления, сходные в главном и отличные во второстепенных проявлениях

Низкий уровень развития процессов мыслительного анализа

Задания 20,54

Трудности при узнавании того же самого, но в другой форме

Недостаточность мыслительной операции обобщения

Задания 18,20

Недостаточность мыслительной операции абстрагирования

Задания 21,51,75

Не усвоено понятие инвариантности

Задание 67

Путает звуки и буквы

Недостаточность процесса звуко-буквенного анализа

 Задание 28

“Выявление недостатков звукобуквенного ангализа”  (определить количество звуков в словахр; асчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;  последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа  слова)

Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение

Отработать понятия "звук" и "буква"

Невыразительность чтения

Не понимает читаемого

Задания 20,21,55

Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого

Задание 63

Плохо владеет техникой чтения

Задания 37,49

Определите конкретное затруднение в чтении у ученика и найдите его в данной таблице

Недостаточно развит фонематический анализ

 Задания 26,

 “Выявление недостатков  фонематического анализа” ( различать данный звук среди других речевых звуков; осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков; различать слова, близкие по звуковому составу; опозновать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опозновать звук в слове)

"Угадывающее" чтение

Недостаточность процессов анализа (синкретичность восприятия)

Задания 59,64

Задание 58

“чтение наоборот”

Задание 61

“Перевёрнутый текст”

Задание 62

“Прочитай выразительно”

Мелитопольская специальная школа-интернат №2

Методический кабинет

ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКМЕ ПРИЧИНЫ,

 ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКМЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Задания для психодиагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков счета

Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный

Задания 75,77

Недостаточно сформирован внутренний план действий

Задания 78,79

Несформированность понятий "больше" и "меньше"

Задание 82

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Сниженный уровень интеллектуальной деятельности

Повысить качество мыслительной деятельности (развивающие задания на анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Сниженная работоспособность

Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ")

Трудности при выполнении счетных операций с переходом через десяток

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез"

Задания 73,85,91

Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части

Недостаточный уровень развития процессов анализа

Задание 4

Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез"

Задания 73,85,91

Трудности при продолжении числового ряда с заданной позиции

Несформированность понятия числового ряда

Задания 88

“Понимание смысла счётного действия” (уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков

и пересчитывание дважды; понимание независимости количественного результата от направления счёта)

Задание 89

“Овладение числовым рядом и его свойствами”

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Ошибки при решении арифметических примеров

Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез"

Задания 73,85,91

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Низкий уровень сформированное™ внутреннего плана действия

Задания 78,79

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

Задание 2

 “Изучение процессов произвольного внимания” (корректурные пробы)

Трудности в назывании компонентов при выполнении арифметических действий

Недостаточное развитие смысловой памяти

Задания 17,21

Недостаточная отдифференци-рованность понятий "сложение", "вычитание", "умножение", "деление"

Задания 86,87

Затруднения при переводе из словесной формы в цифровую и наоборот

Отсутствие прочных ассоциативных связей между словесным обозначением и графической формой чисел

Записывать цифровые данные словами и наоборот

Незнание состава чисел

Задание 80

Ликвидировать пробелы в знаниях

Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради

Недостатки в развитии тонкой моторики руки

Задание 43

Несформированность процессов зрительного анализа

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Несформированность зрительно-двигательных координации

Задание 8

“Особенности зрительно-двигательной координации”  (“Змейка”; броски маленьким  мячом в круг небольшого диаметра)

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Не усвоено понятие "рабочая строка"

Задания 6,7

Смешивание действий сложения и вычитания, умножения и деления

Недостаточная сформированность процессов анализа

Задание 4

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Недостаточная отдифференци-рованность понятий "сложение", "вычитание", "умножение", "деление"

Задания 86,87

Умеет считать предметы, но допускает ошибки в счете звуков, движений и др.

Недостаточная обобщенность действия счета

Задания 84,

Задания 88

“Понимание смысла счётного действия” (уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков

и пересчитывание дважды; понимание независимости количественного результата от направления счёта)

Упражнения на пересчитывание различных совокупностей объектов

"Зеркальное" написание цифр

Недостаточность процессов зрительного анализа

Задания 4

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Недостаточность анализа пространственных отношений

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами цифр

Задания 40

“Мягкие буквы” (запоминание формы буквы и соотношения её     частей и пропорций)

При списывании цифровой последовательности запись начинается с последнего элемента (напр., 123 вместо 321)

Несформированность однонаправленности считывания записей слева направо

Задание 6

“Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз)

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Задание, выполненное учеником, располагается слева от образца

Несформированность процессов зрительного анализа

Задания 4

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Запись и выполнение столбиков примеров в направлении снизу вверх

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задание 6

“Разноцветные точки” (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз)

Несформированность процессов зрительного анализа

 Задание 89

“Овладение числовым рядом и его свойствами”

Неосвоенность правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз

Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Незнание отношений между смежными числами

Несформированность понятия числового ряда

 Задание 89

“Овладение числовым рядом и его свойствами”

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Затруднения при счете в обратном порядке

Несформированность понятия числового ряда

Задание 89

“Овладение числовым рядом и его свойствами”

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41,42

Затруднения при определении места числа в натуральном ряду

Несформированность понятия числового ряда

Задание 89

“Овладение числовым рядом и его свойствами”

Недостаточность развития мыслительной операции "анализ через синтез"

Задания 73,85,91

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

 Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Ошибки при записи состава чисел (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы - справа)

Неотдифференцированность понятий "число" и "цифра"

Задание 90

Неусвоенность позиционного принципа построения многозначных чисел

Задание 80

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Недостаточная сформирован-ность процессов зрительного анализа

Задания 4

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Неправильное пользование количественными и порядковыми числительными

Неотдифференцированность понятий "итог счета" и "процесс счета"

Задания,92

Задание 89

“Овладение числовым рядом и его свойствами”

Непонимание смысла счетного действия

Задания 88

“Понимание смысла счётного действия” (уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков

и пересчитывание дважды; понимание независимости количественного результата от направления счёта)

Неосвоенность операционального состава действия

Ликвидировать пробелы в знаниях

Трудности в обозначении числом множеств

Не сформировано умение перехода из конкретного плана в абстрактный

Задания 75,77

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41

“Развитие пространственных представлений”

Задание 42

“Диктант пространственных действий” (пространственные представления)

Не усвоено понятие числа

Задания ,89

Задания 88

“Понимание смысла счётного действия” (уметь правильно соотносить число и предметы без пропусков

и пересчитывание дважды; понимание независимости количественного результата от направления счёта)

Ликвидировать пробелы в знаниях

Трудности в формулировании правила на основе анализа конкретных примеров

Несформированность мыслительной операции обобщения

Задания

18,20,22,24

Сформированность слишком узких обобщений

Задания 18,20,22,24

Недостаточность мыслительной операции абстрагирования

Задания 75,77

Трудности решения задач и примеров с буквенными обозначениями

Недостаточность мыслительной операции абстрагирования

Задания 75,77

Недостаточное развитие процессов обобщения

Задания

18,20,22,24

Неспособность решать задачи несколькими способами

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Задания 16,81,94

Недостаточное развитие операции анализ через синтез

Задание 51

Трудности при осуществлении

сравнения

Отсутствие обобщенности мыслительной операции сравнения

Задания 23,39

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Задания 16,81

Затруднения при переносе знаний

Задания 20,51,75

Неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов конкретных множеств

Недостаточность процессов анализа

Задания 4

Задание 5

“Найди слово” (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Задание 3

“Найди красивые” (зрительный анализ рисунков и др.)

Несформированность умения устанавливать взаимнооднозначные соответствия

Задание 83

Тугодумость, замедленный темп умственной деятельности

Инертность нервных процессов

Предоставить возможность работать в удобном темпе

Недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.)

Задания 18,19

Низкий уровень освоения учебного материала

Проверка соответствующих знаний

Основательность и глубина смысловой обработки учебного материала

Задания 54,55,56

Неумение вычленить математическое содержание из разнообразного внешнего оформления задач

Недостаточность операции абстрагирования

Задания

21,51,67,75

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Задания 16,81

Недостаточность мыслительной операции обобщения

Задания 18,20,22,24

Не усвоено понятие инвариантности

Задание 67

Неумение решать задачи

Недостаточность процессов анализа и анализа через синтез

Задания 73,85,91,93

Синкретичность мышления

Задание 94

Конкретность мышления

Задание 95

Несформированность мыслительной операции обобщения

Задания

18,20,22,24

Недостатки в развитии процессов памяти (несохранение в памяти всех условий задачи)

 Задания 14

“10 слов” (произвольное слуховое внимание)

Задание 15

“Запомни цифровую последовательность” (произвольная слуховая память)

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания

Задание 2

Шаблонность мышления (негибкость)

Задания 16,81

Неустойчивость мыслительной деятельности

Недостаточное осознавание своих мыслительных действий

Требовать от ученика объяснения решения задачи, хода своего мыслительного процесса

Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий

Инертность мыслительной деятельности

Задания 16,81

Повышение уровня познавательной активности, формировать внутренний план действий

Интеллектуальная пассивность

(использование пальцев при счете)

Поверхностная смысловая обработка математического материала

Задания 53

“Повтори слова” (развитие смыслового анализа)

Задание 56

“Заполни пропуски букв в словах” ( способность схватывать слово целиком, умение учитывать контекст каждого слова)

Задание 93

“Арифметические задачи”

Использование нерациональных приемов решения примеров и задач

Несформированность мыслительной операции установления закономерностей

Задание 25

Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез"

Задания 73,85,91

Неспособность усвоить схемы рассуждений при решении типовых задач

Недостатки в развитии процессов обобщения

Задания 18,20,22,24

Поверхностная смысловая обработка математического материала

Задания 53

“Повтори слова” (развитие смыслового анализа)

Задание 56

“Заполни пропуски букв в словах” ( способность схватывать слово целиком, умение учитывать контекст каждого слова)

Задание 93

“Арифметические задачи”

Недостатки в развитии смысловой памяти

Задание 13 “Пиктограммы”

Задание 17

“Картинки-помощники”  (Умение находить и устанавливать смысловые связи)

Задание 21

“Свяжи слова” (смысловая память)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме "Трудности при обучении русскому языку"

В данной работе представлена классификация трудностей при обучении русскому языку, педагогические проявления трудностей и коррекционная работа. В приложении предложены упражнения для преодоления данны...

Трудности русского языка (презентация)

Презентация помогает вспомнить некоторые правила русского языка. Можно использовать на уроке повторения по теме "Безударные гласные в корне слова".Учебник по русскому языку Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеев...

Статья на тему: трудности урока русского языка для детей с овз

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Новый ФГОС учитыва...

Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку учащегося с проблемами здоровья.

Назначение программы: психолого-педагогическое сопровождение обучающегоя с ограниченными возможностями здоровья по предмету: "Русский язык"....

«Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку»

Индивидуальная образовательная траектория -   персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последо...

Педагогическая диагностика трудностей обучения русскому языку (на примере 3 класса)

Работая в интегрированном классе очень важно создать оптимальные педагогические условия, позволяющие каждому ребёнку адаптироваться в школьной среде и успешно овладевать программой. Необходима своевре...

Трудности усвоения русского языка у младших школьников.

Нейропсихологический подход в коррекции....