«Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку»
статья (2 класс) на тему

Индивидуальная образовательная траектория -   персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку»  

( «Русский язык»,2 класс, УМК « Начальная школа 21 века»)

                                                                                Белова Н.А. учитель начальных классов

 

Младший школьный возраст – период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.

Учебная деятельность состоит из пяти последовательных элементов, задающих ее целостность:

  1. Учебно-познавательный процесс.
  2. Целеполагание.
  3. Учебные действия.
  4. Действие контроля.
  5. Действие оценки.       

   Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям.

   В психологии и педагогике существует множество определений самоконтроля. Психолого-педагогический словарь (1998г.) определяет самоконтроль как “осознание и оценку субъектом собственных действий, психологических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях”.

  Во внешней структуре учебной деятельности выделяется четыре основных, взаимодействующих друг с другом компонентов:

•        учебная мотивация как совокупность побудителей к учебной деятельности;

•        учебная задача, определяющая содержание и цели учебной деятельности и предлагаемая в форме учебного задания;

•        учебные действия и операции как способы решения учебных задач;

•        внешний контроль и оценка учителя, переходящие (при определённых условиях) в самоконтроль и самооценку учащегося.

   Место самоконтроля в структуре учебной деятельности и различных его видов определяется двумя основными целями развивающего образования:

1) созданием условий для саморазвития ученика как субъекта деятельности;

2) обеспечение глубокого усвоения накопленного социокультурного опыта.

   Контроль и самоконтроль является средством развития субъекта учебной деятельности. Субъект учебной деятельности – это человек, умеющий учиться самостоятельно. По своим внутренним побуждениям стремящийся дойти до сути устройства предметов и явлений, способный обостренно чувствовать и рефлексивно видеть границы своих знаний, умеющий и имеющий привычку преодолевать эти границы. Особую роль при этом играет рефлексивный контроль, который ученик использует как важнейший инструмент открытия нового способа действия или понятия либо применения в нестандартных условиях уже знакомого способа действия. Такой контроль теснейшим образом связан с мышлением, а особенно с теоретическим мышлением. Кроме того, истинный субъект деятельности способен к саморазвитию, самосовершенствованию, саморегуляции.

  Задача современного школьного образования - развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

  В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, эталонов; проверка хода и результатов своей учебной деятельности.

  Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Функции самоконтроля:

  • диагностирующая;
  • корректирующая;
  • развивающая;
  • воспитательная;
  • функция организации и управления учебной деятельностью.

   Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность, и самостоятельность мышления во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.

  Самоконтроль как свойство личности приобретается в процессе развития.

       Так в  1классе дети учатся:

-сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

-воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

-выполнять действия по развёрнутой инструкции;

-осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;

-использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем;

      Во 2 классе ученикам предлагается:

 -сравнивать промежуточный результат с эталоном;

-перечислять последовательность действий и операций контроля;

-корректировать памятки:

-выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

-осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

-участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем,  алгоритмов к правилам и определениям;

     В 3 классе ученики тренируются в:

-сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

-составлении проверочных заданий для самоконтроля;

-коллективно-распределительном  составлении алгоритмов;

-выполнении действий по инструкции с ограничениями;

-самопроверке по плану  с отсутствующими звеньями;

-составлении модели  значимых условий деятельности под руководством учителя;

    В 4 классе школьники упражняются в:

-сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

-определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;

-выполнении действий по общим инструкциям;

-самопроверке по плану с отсутствующими (неопределёнными) звеньями;

-целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога;

      Выделяются следующие направления формирования самоконтроля:

- контроль со стороны учителя;

- контроль со стороны родителей;

- взаимоконтроль «ученик-ученик»;

- взаимоконтроль «ученик-учитель»;

        Важную роль в воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на:

-установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умения решать задачи, принятым  нормам и образцам;

- выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях;

- выявление сформированности приёмов взаимоконтроля;

- выявление потребности в самоконтроле.

     Ученику необходимо научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

- показать  учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому учебного материала и контроль результатов обучения;

- ознакомить учащихся с нормами  и критериями оценки знаний, умений и навыков;

- сообщать учащимся, после какого объёма учебного материала контроль и цель проведения того или иного контроля;

- объяснять выставляемую оценку, исходя из критериев оценки;

- просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;

- научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

         Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей (взаимоконтроль «ученик-ученик»).

При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу.

        Для этого учитель должен:

- предлагать учащимся оценить  ответ товарища, сделать замечания по существу ответа, попытаться  предложить другой вариант ответа или решения;

- приучать учащихся контролировать деятельность учителя;

- демонстрировать учащимся типичные ошибки;

         Ученик должен научиться осуществлять наблюдения за своей учебной деятельностью, осуществлять самоанализ, самооценку, и самоконтроль.

         Для этого учитель должен:

- вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий;

- не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, а дать ученику возможность найти свою ошибку;

-не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, а помочь разобраться в нормах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в дальнейшем;

- формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе выполнения задания.

При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципами посильности и доступности. Вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов  и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности.

Изменения самоконтроля проявляются в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности. Изменяется самоконтроль и в другом отношении: меняется содержание контролируемых действий.

Определение уровня развития самоконтроля у младших школьников осуществлялось с помощью критериев:

- наличие потребности в самоконтроле (стремление к самопроверке и отношение к внешнему контролю);

- овладение различными видами самоконтроля (способность действовать по заданному образцу, умение действовать строго по инструкции, способность придерживаться плана проверки, способность к программированию и планированию, умение выполнять поставленную задачу и руководить своим действиями в соответствии с заданными правилами);

- уровень произвольного самоконтроля (умение принять учебную задачу и её сохранение, самостоятельность, сосредоточенность, включаемую в работу).

Модель развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности является целостной, т.к. все составляющие ее компоненты взаимосвязаны друг с другом и работают на конечный результат, представленный новообразованием личности ребенка - самоконтролем, являющимся фактором успешной учебной деятельности.

Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем заключаются встреченные им трудности в учебе. Ученик может только констатировать факт «Я не умею решать задачу», « Я не могу выучить стихотворение» - и не понимать, что именно вызывает трудность, что мешает решить задачу или выучить стихотворение. Если начать его расспрашивать, он называет причины, подчас очень далёкие от действительности, ссылаясь на плохую память, на собственную неспособность.

В формировании у школьников самоконтроля неоценима помощь родителей. Прежде всего, необходимо довести до сознания ребенка со всей ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Необходимо приучить ребенка (и в процессе работы и по её окончании) сравнивать свою работу с каким-то образцом: если это стихи, то с текстом, напечатанным в книге; если «письмо», то с прописями и т.д. Нередко случается так, что в классе ребенок действует совершенно правильно, потому что учитель постоянно напоминает ему об этом. Но, готовя уроки, словно забывает о необходимости сравнения выполняемой работы с образцом. В качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников.

Вообще, чем раньше ученик поймёт необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Необходимо предупредить родителей, что большую ошибку делают те из них, кто берёт функцию контроля на себя и стремится, как можно дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки, просматривают его тетради с домашними заданиями, беспокоятся, всё ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя принялся за уроки и выучил все, что задано, и т.д.

В начале первого класса подобная помощь  нужна ребенку. Но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка. В противном случае ребенок, как правило, не чувствует ответственности за плохо выполненное задание.

 Необходимо предупредить родителей о том, что с течением времени, когда ребенок овладеет наиболее простыми формами контроля, им необходимо  будет проследить чтобы первичное впечатление понятности урока он не начал принимать за свидетельство того, что материал уже усвоен.

         Вот обычные признаки кажущейся понятности задания:

- заявление ребёнка, что он может делать упражнения раньше, чем выучит правила;

- утверждения, что в классе было так понятно объяснено, что учить и повторять не требуется;

- уверения, что плохую отметку в классе он получил случайно, так как забыл  в момент, когда вызвали, но вообще-то он всё знает хорошо.

Характеристика на учащегося 2 Б класса Лыткова Андрея

Андрей  обучается в школе с 1 класса по УМК «Начальная школа 21 века». За время обучения показал средние способности. Школу посещает регулярно, болеет редко.

Первый класс закончил на «3». С начала 2 класса трудности в обучении стали расти.    Желания работать на уроках не проявляет.

Сформированность учебных навыков

Русский язык. Орфографический навык не сформирован. Под диктовку и при списывании делает много ошибок, часть их по невнимательности. К рекомендациям учителя проверить работу не прислушивается. Грамматические задания не выполняет. Письменные работы выполняет на уроках редко, чаще ограничивается несколькими строчками. Пройденный материал полностью не усвоен.  

Тетради ведёт небрежно. К учебным принадлежностям относится неаккуратно. Часто ломает ручки, мнёт тетради, рвет обложки.

 Домашние задания выполняет под контролем мамы, самостоятельно  не работает. Подготовка к урокам занимает очень много времени, так как усидчивости нет, постоянно находит предлог для отдыха.

  Сосредоточиться на изучаемом материале не может. Интереса к уроку не проявляет. Если работает, то очень быстро устает.

Эмоционально-поведенческие особенности:

 . Самостоятельно контролировать свое поведение может с трудом. Часто нарушает дисциплину.  На каждом уроке просится выйти . Несмотря на такое поведение, дети Андрея не отвергают, берут его в свои игры. Во время игры может не контролировать свои поступки, ударить, толкнуть.   

        Выделяют 5 компонента умений самоконтроля и самооценки:

1.Умение планировать и конструировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности. 

2.Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным познавательным маршрутом. 

3.Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.

4.Умение корректировать и совершенствовать свою учебно–познавательную деятельность.

5.Умение оценивать собственную учебно-познавательную деятельность и её результаты с выходом врефлексивную позицию.

      Общая характеристика трудностей младших школьников в обучении

1.Неумение включиться в учебную деятельность.

2.Неспособность самостоятельно начать выполнение задания.

3.Неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи.

4.Непонимание, неумение выполнять многокомпонентное задание  (состоящее из нескольких простых).

5.Недостаточная осознанность усвоения и применения алгоритмов  (правил).

6.Неумение пользоваться полученными знаниями и умениями при решении стандартных учебных и практических задач.

7.Неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания).

8.Смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении.

9.Подмена задания логически и алгоритмически более простым.

10.Неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания.

11.Неумение понять и объяснить причину ошибки, исправить её.

12.Неумение применять знания в нестандартной ситуации.

13.Неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнивать решения по степени рациональности.

     Модель действия контроля в учебной деятельности младших школьников.

1.Потребность в контроле;

2.Осознание назначение контроля;

3.Умение обнаруживать ошибку (свою, своих товарищей, учителя; самостоятельно, в хорошо знакомых действиях, в новых условиях);

4.Умение объяснить ошибку;

5.Умение критически относиться к контролю со стороны других детей, учителя;

6.Умение исправлять ошибку на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия;

7.Умение осуществлять содержательный контроль, обнаружить ошибки по причине несоответствия способа действия и условий задачи;

8.Умение осуществлять межличностный рефлексивный  контроль (реконструировать способ действий товарища);

9.Умение осуществлять проверку;                                                                                                    

10.Умение составлять план проверки;

       Приёмы формирования самоконтроля на уроках.

Русский язык.

1.Орфографическое проговаривание.

2.Специально организованное списывание.

3.Приём «Буратино

4.Комментированное письмо с указанием орфограмм.

5.Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

6.Работа с «Орфографическим словариком».

7.Индивидульная карта самоконтроля.

8.Дидактические игры:

-«Третий лишний», «Назови ошибку», «Молчанка»,«Орфографический мячик»

9.Диктант

-предупредительный;           -объяснительный;                 -диктант с обоснованием;

-диктант с постукиванием;          -диктант «Проверяю себя»;            -диктант «Найди слова»;

-выборочный диктант;               -самодиктант;                   -взаимодиктант;

-диктант-игра «Кто больше запомнит»

4.Проверка полученных результатов по условию смыслу задачи.

5.Решение задачи различными способами.

6.Моделирование.

7.Примерная оценка искомых результатов.

8.Проверка на частном случае.

9.Испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.

10.Математические диктанты.

11.Неправильное готовое решение какой- то математической задачи.

12.Завершить неполное решение задачи.

13.Решение задач с недостающими или лишними данными.

     Приёмы самоконтроля при работе над ошибками.

-неправильная буква зачёркнута;

-подчёркнуто слово с ошибкой;

 -подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой;

-подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку;

-на полях поставлен знак ошибки, а рядом - указание на часть слова или часть речи;

-на полях поставлен знак ошибки.

       Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

       Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего я стараюсь убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показываю, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении. Я систематизировала работу следующим образом:

1. Создаю потребность в самоконтроле. Подбираю ситуации, в которых учащиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.

2. Предлагаю учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3. Сообщаю учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняю, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты.

4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаю рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.

5. Иногда преднамеренно допускаю ошибки на доске.

6. В тех темах, в которых это возможно, провожу наблюдения и практические работы по предмету изучения.

7. Предлагаю учащимся самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.

8. Предлагаю учащимся проверить и оценить работу товарища.

      Степень или мера обобщения действительности является одним из важнейших параметров самоконтроля, отработка которого необходима для получения полноценного умственного действия. Поэтому я считаю, что обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой (на уроках математики) и добукварный (на уроках обучения грамоте) периоды, используя следующие задания:

1.        Проверь, правильно ли срисован (заштрихован) узор (правильно ли срисовано положение фигур на шахматной доске).

2.        Найди такую же картинку.

3.        Что неправильно нарисовано на картинке?

4.        Позднее можно включать в работу задания с цифрами и буквами:

5.        Проверь, одинаковые ли цифры (буквы) вычеркнуты на карточке и на образце.

6.        Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.

      Также использую упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей, но их тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, т.к. при отсутствии внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще.

      Например:

•        предлагаю готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам;

•        привожу неполное решение задачи, а ученикам предлагаю завершить его;

•        для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это;

•        предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.

Мероприятия по работе с родителями обучающихся

Мероприятия

Темы, примечания

Родительские собрания, конференции, семинары

«Психология младшего школьника, испытывающего трудности в обучении и общения»,

«Особенности взаимодействия родителей и ребёнка в условиях его недостаточного физического и психического развития»,

«Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья»,

«Как помочь ребенку учиться»,

«Воспитай отличника»,

«Типичные трудности в обучении учеников нашего класса»,

«Домашняя работа ученика»,

« Детские страхи и пути их преодоления»,

«Ребёнок на улице»

«Принципы семейного воспитания»,

«Ребенок и его взаимоотношения с окружающими» и др.

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации педагога-психолога, дефектолога, школьного врача, социального педагога, учителя начальных классов, учителей – предметников.

Тематические выставки детских работ

«Я – ученик», « Я и мои друзья», «Моя семья и моя школа» и др.

Классный уголок для родителей

Стенд с педагогическими советами для родителей: « Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», « Как воспитать внимание», « Гиперактивные дети» и др.

Заключение

      Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

      В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами  заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

      Считаем, что работа с индивидуально-образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.

Используемая литература

1.        Авторская программа  «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой  В.Ю. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).

2.        Кириллова Л.В. Контрольно-оценочная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС НОО. Организация текущего и тематического контроля на уроке в системе развивающего обучения.

3.         Ковалёва.С ,Логинова.О.Б. Планируемые результаты начального общего    образования М.Просвещение,2011

4.         Кузнецовой М.В.,Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой   В.Ю.Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. 2008 г.

5.        Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2016 -96 с.

6.        Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 143»;

7.        Учебный план  МБОУ «СОШ № 24» на 2017-2018 учебный год;

8.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10 2009 г. №373;

9.        Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012г. №273-  ФЗ;

10.        Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях.

Приложение 1

План мероприятий по преодолению трудности

а) специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).

б) Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.

в) Работа на уроке в зоне «ближайшего развития». Совместное («учитель/ученик») обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.

г) Работа в паре с «сильным» учеником, работа в группе детей со сходными трудностями.

При распределении поручений предлагать ученику контролировать действия:

-по планированию хода решения, его выполнения;

-сравнению цели и полученного результата;

-формулированию выводов по результатам работы.

д) Если одной из причин являются проблемы в усвоении предметных алгоритмов (например, алгоритмов арифметических действий, алгоритма синтаксического разбора предложения), рекомендуются занятия со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог)

е) Индивидуальная работа: игры с правилами, выполнение роли ведущего в игре.

ж) Индивидуальная консультация для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений.

                                                                                   Приложение 2

Примеры заданий

Первый этап

Упражнение 1. Проверь правильно ли подобраны проверочные слова. Объясни, на                   какие ошибки Димы  указал учитель. Подбери нужные проверочные слова.

Выпиши  слова в два столбика:  - скрип -, - креп -.

        1)Даша (скрип) скрипила рисунки скрепкой. 2)Всю ночь деревья громко (крепкий) скрепели. 3) На сцену вышел очень молодой (скрепка) скрепач. 4) На уроке музыки мы учились рисовать (скрипка) скрипичный ключ.

    Упражнение 4.        Какие ошибки отметил учитель в работе Серёжи? Какое правило не                   знает Серёжа? Запиши  исправленные предложения.

Когда же наступит зима. Я жду это время года. Я люблю кататься на коньках и играть в хоккей. Зима, приходи скорей.

  Первый  этап.       Указание места ошибки, типа ошибки. Часть «работы» ученика выполнена.

Второй этап.

Упражнение 4. В каждом этапе предложении допущены ошибки – нарушена связь подлежащего со сказуемым. Исправь ошибки и запиши предложения . В каждом  предложении подчеркни подлежащее.

   Саша играли с товарищем в мяч.

   Недавно у мамы было день рождения.

   Я с отцом поехали на рыбалку.

  Нас с сестрой очаровало программа концерта.

  Бабушка с дедушкой ходила в театр.

Упражнение 3. Найди четыре ошибки. Объясни, почему ты считаешь, что это ошибки. Спиши без ошибок.

   Где бы ни побывал человек, он постараеться увезти с собой что- нибудь на память: с моря-ракушки, из леса - причудливую коряжку или замысловатый сучёк. Если есть умение и фантазия – кое – где подрежит найденную коряжку, кое – что подправит. Глядиш – получилась подставка для карандашей , затейливый  светильник, фигурка старичка - лесовичка или диковинная птица.                                                  

2-й этап:    Задания с указанием количества и качества ошибок

Третий этап.

Упражнение 3.  Выпиши в тетрадь слова с безударными проверяемыми гласными в корне. Подбери к ним проверочные слова. Какие слова остались? Почему?

  Страна, гора, речка, горка, собака, вода, сказка, корова, слоны, зима, змея, гнёзда, часы, тропки, поле, трава, этажи.

Подчеркни орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова».

Проверь себя: восемь слов выписывать не нужно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Упражнение 6. Прочитай. Найди лишние слова. Почему они лишние? Запиши остальные слова в тетрадь.

   Юла, пять, майка, салют, вьюга, язык, люстра, объявлеие, ёлка, бой.

Проверь себя: нужно выписать семь слов.

Сколько  раз встречается согласный [й] в слове объявление?

3 этап: даны ключи к проверке.

Четвёртый этап. Поиск ошибки в собственной  или чужой работе и ее исправление

Витя записал слова в два столбика. В первый – самостоятельные части речи, во второй – служебные. Проверь, как он справился с заданием.

               день        под

  подарить        на

  маленький        же

  в        но

  коврик        рядом

  играть        не

  весело        и

  я        он

Можно ли к служебным словам задать вопрос?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету "Русский язык" 2 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету "Русский язык" 2 класс...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч.  В.П. Канакина,  2016 г.)...

Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей по русскому языку учащегося с проблемами здоровья.

Назначение программы: психолого-педагогическое сопровождение обучающегоя с ограниченными возможностями здоровья по предмету: "Русский язык"....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 2 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 2 класс...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 4 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 4 класс...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» 1 класс...