«Игры и приемы, рекомендуемые для работы с детьми, имеющими трудности в обучении»
материал
Практика работы направлена на поддержку детей начальной школы, испытывающих трудности в обучении. Она включает в себя диагностику, индивидуальные и групповые занятия, адаптацию учебного материала, использование игровых методов и приемов, работу над развитием социальных навыков. Основная цель — создать условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
города Когалыма ХМАО-Югры
«Игры и приемы, рекомендуемые для работы с детьми, имеющими трудности в обучении»
на 2024/2025 учебный год
Разработала: Газизова.А.Х.,
учитель начальных классов
Когалым, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная практика работы направлена на поддержку детей начальной школы, испытывающих трудности в обучении. Она включает в себя диагностику, индивидуальные и групповые занятия, адаптацию учебного материала, использование игровых методов, приемов и развитие самостоятельности у детей в учебной деятельности. Основная цель — создать условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Цель и задачи
Цель: создание условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, через игровые методы и приемы.
Задачи:
- Содействовать успешности обучения и развития ребенка в учебной деятельности.
- Развивать к интерес к учебному процессу через использование различных игровых методов и приемов.
- Оказать психолого-педагогическую помощь ученикам в ситуациях кризиса.
Формы и методы работы:
- консультации (индивидуальные, групповые);
- активные игровые методы и приемы
Деятельность педагога
1-й этап – адаптационный. Выявить затруднения в обучении, чтобы разработать практику работы с детьми.
2-й этап – основной. Педагог разрабатывает и реализует практику работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.
3-й этап – контрольно-оценочный. Педагог создает условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Принципы практики
- гуманность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Основные направления работы:
Направления работы | Формы и методы |
1. Диагностика | - Проведение начальной диагностики для выявления уровня знаний и конкретных трудностей. - Использование тестов, анкет и наблюдений. |
2. Индивидуальные и групповые занятия | - Организация дополнительных занятий для детей с трудностями. - Формирование малых групп для совместной работы. |
3. Адаптация учебного материала | - Упрощение текстов, использование наглядных пособий и мультимедийных ресурсов. - Разработка специальных заданий, учитывающих уровень подготовки детей. |
4. Игровая деятельность | - Внедрение игровых технологий в процесс обучения. - Использование образовательных игр. |
5. Социальные навыки | - Организация групповых и парных игр для развития ученика.
|
7. Использование технологий | - Применение интерактивных досок и образовательных приложений. - Использование онлайн-ресурсов для дополнительного обучения. |
8. Регулярная обратная связь | - Проведение регулярных промежуточных оценок и обсуждение результатов с детьми. - Поддержка и мотивация детей через похвалу и конструктивную критику. |
9. Создание безопасной среды | - Формирование атмосферы доверия и поддержки в классе. - Обсуждение с детьми важности ошибок как части обучения. |
Годовой план работы
Месяц | Деятельность | Планируемые результаты | ||
Сентябрь | Проведение диагностики уровня знаний. Выявление трудностей. | |||
Октябрь | Адаптация учебных материалов. Начало индивидуальных занятий. Внедрение игр, психологических разминок: «Ты шагай», «Доскажи словечко», «Мухоловка» и др. (Приложение 1) Повышение интереса к учебе. | |||
Ноябрь | Упрощение усвоения материала. | |||
Декабрь | Оценка прогресса детей. Повышение мотивации детей. Корректировка плана работы. | |||
Январь | Повторная диагностика. Внедрение новых игр и приемов обучения («Круг добра», «Назначь свидание» и др.).. Оценка изменений в знаниях. Увеличение вовлеченности. | |||
Февраль | Проведение дополнительных занятий. Использование новых игровых форматов. Устранение пробелов в знаниях. Повышение интереса к предметам через игры. | |||
Март | Развитие социальных навыков. Установление обратной связи. | | |||
Апрель | Проведение итогового тестирования. Анализ результатов. Оценка общего прогресса. Корректировка дальнейших шагов. | | |||
Май | Подведение итогов года. Оценка достижений. Планы на следующий год. | |||
Июнь | Оценка эффективности работы. Определение успешных методов. Поддержка детей в летний период. |
Планируемые результаты
- Повышение уровня знаний и навыков у детей, испытывающих трудности.
- Увеличение мотивации к обучению через игровые технологии.
- Развитие социальных навыков и умения работать самостоятельно и в группе.
- Создание безопасной и поддерживающей учебной среды.
Данный план может быть адаптирован в зависимости от конкретных условий и потребностей детей, что позволит создать более эффективный и индивидуализированный подход к обучению.
Приложение 1.
Психологическая разминка. Для создания положительного настроя перед началом уроков.
Ты шагай, шагай, шагай (перемещаемся), своей дорогой - не зевай.
Ты шагай, шагай, шагай, себе пару выбирай. (Находим пару, встаем лицом др. к др.)
Поздоровайтесь ладошкой, поздоровайтесь ножкой,
Поздоровайтесь плечом и, конечно же, локтем.
Ты шагай, шагай, шагай, себе пару выбирай.
Поздоровайтесь макушкой, поздоровайтесь и ушком,
Поздоровайтесь спинкой, бочком и, конечно же, язычком.
(Скажите др. др. «Здравствуйте»)
Прием «Назначь свидание» (работа в парах)
- Открываем тетрадочки, на поля рисуем циферблат и отмечаем на нем 12, 3, 6, 9 часов.
- Ребята, вы нарисовали часики, я даю вам 1-2 минутки для того, чтобы назначить свидание кому-то из своих одноклассников (1-2 минуты будет в классе очень шумно).
Происходит это примерно следующим образом:
- Вася, у тебя свободно время на 6?
- Да
- Отлично. Запиши меня на свидание.
- Света у тебя свободно время на 9?
- Нет (ищем дальше)
И вот так, в течение 2 минут ребята назначают свидание кому-то из своих одноклассников. Что происходит дальше? Учитель ведет урок, например мы, выполняем задание - найти грамматическую основу предложения. Нашли вместе, потренировались. Потом учитель дает предложение, в котором ученики должны самостоятельно найти грамматическую основу предложения. После того, как ребята выполнили самостоятельно задание, учитель предлагает встретиться с тем человеком, с кем назначено свидание и проверить друг друга, свериться, найти ошибку.
Прием «Круг добра» (групповая работа)
- Данный прием тоже вызывает положительный эмоциональный настрой учеников, многие стремятся быть выбранным в круг, чтобы показать себя, самостоятельно ответить на вопросы, касаемые темы урока.
- Класс делает 2 круга – один внутри другого (ученики смотрят друг на друга попарно). Учитель задает вопрос по прочитанному тексту, затем пары обсуждают. После этого называется цифра, и внешний круг перемещается по часовой стрелке согласно указанной цифре.
Игра «Мухоловка» (игра в парах)
На доске «мухи» каждой мухи на брюшке цифра от 1 до 10.Учитель диктует примеры, два ученика у доски наперегонки тренируют устный счёт в пределах первого десятка (если 1 класс, сложность примеров в зависимости от класса). Цель игры: мухоловкой поймать муху с нужным ответом раньше, чем это сделает соперник. Игра окончена, когда пойманы все 10 мух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"
Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...
Консультация для учителей. "Организация индивидуальной работы с учениками, имеющими трудности в обучении"
Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Кто они, эти дети?...
Педмастерская. Педагогические приёмы работы с детьми, имеющими проблемы в обучении
Вступительная часть педагогической мастерской по теме....
Особенности педагогической работы с детьми, имеющими трудности в поведении и общении
В настоящее время растет число детей, имеющих те или иные трудности в обучении и развитии. Так, по сообщению ТАСС от 9 октября 2015, в России около 70% школьников имеют психические расстройства и...
Применение системно-деятельностного подхода в работе с учащимися, имеющие трудности в обучении.
Главная задача учителя создать ситуацию успеха...
Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении.
Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
Особенности работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими трудности в обучении
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с ...