«Игры и приемы, рекомендуемые для работы с детьми, имеющими трудности в обучении»
материал

Газизова Анфида Хисматулловна

Практика работы направлена на поддержку детей начальной школы, испытывающих трудности в обучении. Она включает в себя диагностику, индивидуальные и групповые занятия, адаптацию учебного материала, использование игровых методов и приемов, работу над развитием социальных навыков. Основная цель — создать условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

города Когалыма ХМАО-Югры

«Игры и приемы, рекомендуемые для работы с детьми, имеющими трудности в обучении»

на 2024/2025 учебный год

Разработала: Газизова.А.Х.,

учитель начальных классов

Когалым, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная практика работы направлена на поддержку детей начальной школы, испытывающих трудности в обучении. Она включает в себя диагностику, индивидуальные и групповые занятия, адаптацию учебного материала, использование игровых методов, приемов и развитие самостоятельности у детей в учебной деятельности. Основная цель — создать условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Цель и задачи

Цель: создание условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, через игровые методы и приемы.

 Задачи:

  1. Содействовать успешности обучения и развития ребенка в учебной деятельности.
  2. Развивать к интерес к учебному процессу через использование различных игровых методов и приемов.
  3. Оказать психолого-педагогическую помощь ученикам в ситуациях кризиса.

 

Формы и методы работы:

  • консультации (индивидуальные, групповые);
  • активные игровые методы и приемы

Деятельность педагога

1-й этап – адаптационный. Выявить затруднения в  обучении, чтобы разработать практику работы с детьми.

2-й этап – основной. Педагог разрабатывает и реализует практику работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.

3-й этап – контрольно-оценочный. Педагог создает условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Принципы практики

  • гуманность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

Основные направления работы:

Направления работы

Формы и методы

1. Диагностика

   - Проведение начальной диагностики для выявления уровня знаний и конкретных трудностей.

   - Использование тестов, анкет и наблюдений.

2. Индивидуальные и групповые занятия

   - Организация дополнительных занятий для детей с трудностями.

   - Формирование малых групп для совместной работы.

3. Адаптация учебного материала

   - Упрощение текстов, использование наглядных пособий и мультимедийных ресурсов.

   - Разработка специальных заданий, учитывающих уровень подготовки детей.

4. Игровая деятельность

   - Внедрение игровых технологий в процесс обучения.

   - Использование образовательных игр.

5. Социальные навыки

- Организация групповых и парных игр для развития ученика.

 

7. Использование технологий

- Применение интерактивных досок и образовательных приложений.

   - Использование онлайн-ресурсов для дополнительного обучения.

8. Регулярная обратная связь

   - Проведение регулярных промежуточных оценок и обсуждение результатов с детьми.

   - Поддержка и мотивация детей через похвалу и конструктивную критику.

9. Создание безопасной среды

   - Формирование атмосферы доверия и поддержки в классе.

   - Обсуждение с детьми важности ошибок как части обучения.

Годовой план работы

Месяц

Деятельность

Планируемые результаты

Сентябрь

Проведение диагностики уровня знаний. Выявление трудностей.

Октябрь

Адаптация учебных материалов. Начало индивидуальных занятий. Внедрение игр, психологических разминок: «Ты шагай», «Доскажи словечко», «Мухоловка» и др. (Приложение 1)  Повышение интереса к учебе.

Ноябрь

Упрощение усвоения материала.

Декабрь

Оценка прогресса детей. Повышение мотивации детей. Корректировка плана работы.

Январь

Повторная диагностика. Внедрение новых игр и приемов обучения («Круг добра», «Назначь свидание» и др.).. Оценка изменений в знаниях. Увеличение вовлеченности.

Февраль

Проведение дополнительных занятий. Использование новых игровых форматов. Устранение пробелов в знаниях. Повышение интереса к предметам через игры.

Март

Развитие социальных навыков. Установление обратной связи. |

Апрель

Проведение итогового тестирования. Анализ результатов. Оценка общего прогресса.  Корректировка дальнейших шагов. |

Май

Подведение итогов года. Оценка достижений. Планы на следующий год.

Июнь

Оценка эффективности работы. Определение успешных методов. Поддержка детей в летний период.

Планируемые результаты

- Повышение уровня знаний и навыков у детей, испытывающих трудности.

- Увеличение мотивации к обучению через игровые технологии.

- Развитие социальных навыков и умения работать самостоятельно и в группе.

- Создание безопасной и поддерживающей учебной среды.

Данный план может быть адаптирован в зависимости от конкретных условий и потребностей детей, что позволит создать более эффективный и индивидуализированный подход к обучению.

Приложение 1.

Психологическая разминка. Для создания положительного настроя перед началом уроков.

Ты шагай, шагай, шагай (перемещаемся), своей дорогой - не зевай.

Ты шагай, шагай, шагай, себе пару выбирай.  (Находим пару, встаем лицом др. к др.)

Поздоровайтесь ладошкой, поздоровайтесь ножкой,

Поздоровайтесь плечом и, конечно же, локтем.

Ты шагай, шагай, шагай, себе пару выбирай.

Поздоровайтесь макушкой, поздоровайтесь и ушком,

Поздоровайтесь спинкой, бочком и, конечно же, язычком.

 (Скажите др. др. «Здравствуйте»)

Прием «Назначь свидание» (работа в парах)

- Открываем тетрадочки, на поля рисуем циферблат и отмечаем на нем 12, 3, 6, 9 часов.

- Ребята, вы нарисовали часики, я даю вам 1-2 минутки для того, чтобы назначить свидание кому-то из своих одноклассников (1-2 минуты будет в классе очень шумно).

Происходит это примерно следующим образом:

- Вася, у тебя свободно время на 6?

- Да

- Отлично. Запиши меня на свидание.

 

- Света у тебя свободно время на 9?

- Нет (ищем дальше)

И вот так, в течение 2 минут ребята назначают свидание кому-то из своих одноклассников. Что происходит дальше? Учитель ведет урок, например мы, выполняем задание - найти грамматическую основу предложения. Нашли вместе, потренировались. Потом учитель дает предложение, в котором ученики должны самостоятельно найти грамматическую основу предложения. После того, как ребята выполнили самостоятельно задание, учитель предлагает встретиться с тем человеком, с кем назначено свидание и проверить друг друга, свериться, найти ошибку.

Прием «Круг добра» (групповая работа)

- Данный прием тоже вызывает положительный эмоциональный настрой учеников, многие стремятся быть выбранным в круг, чтобы показать себя, самостоятельно ответить на вопросы, касаемые темы урока.

- Класс делает 2 круга – один внутри другого (ученики смотрят друг на друга попарно). Учитель задает вопрос по прочитанному тексту, затем пары обсуждают. После этого называется цифра, и внешний круг перемещается по часовой стрелке согласно указанной цифре.

Игра «Мухоловка» (игра в парах)

На доске «мухи» каждой мухи на брюшке цифра от 1 до 10.Учитель диктует примеры, два ученика у доски наперегонки тренируют устный счёт в пределах первого десятка (если 1 класс, сложность примеров в зависимости от класса). Цель игры: мухоловкой поймать муху с нужным ответом раньше, чем это сделает соперник.  Игра окончена, когда пойманы все 10 мух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...

Консультация для учителей. "Организация индивидуальной работы с учениками, имеющими трудности в обучении"

   Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Кто они, эти дети?...

Педмастерская. Педагогические приёмы работы с детьми, имеющими проблемы в обучении

Вступительная часть педагогической мастерской по теме....

Особенности педагогической работы с детьми, имеющими трудности в поведении и общении

В настоящее время растет число детей, имеющих те или иные трудности в обучении и развитии. Так, по сообщению ТАСС от 9 октября 2015, в России около 70% школьников имеют психические расстройства и...

Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими трудности в обучении

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с ...