Формирование у детей младшего школьного возраста социально-коммуникативных и духовных ценностей
статья

В статье рассказывается об особенностях формирования у младшего школьника ценностных ориентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vystupleniya.docx28.45 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование ценностных ориентаций

у младшего школьника

Характеристика ценностных ориентаций младшего школьника

Объектом педагогики воспитания является ребёнок как растущий человек, как формируемая личность, как развивающаяся в своей анатомии индивидуальность и как субъект, способный к осознанию себя таковым, проявляющим осознанную волю и осмысленное отношение. В настоящее время образование направлено на передачу обучающимся не только знаний по ограниченному списку учебных дисциплин, но и на формирование нравственных качеств, которые в дальнейшем формируют мотив деятельности. Такой принцип позволяет осуществлять передачу как интеллектуальных, так и духовно-нравственных ценностей от старого поколения к новому. Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек как "мера всех вещей". Человек - это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении - это гуманистический, личностно ориентированный процесс. Начальную школу принято считать одним из важнейших и особенных этапов в жизни ребёнка. Именно начальное обучение формирует у детей коренные изменения в их социальном развитии. На данном этапе он получает роль «общественного» субъекта, который в свою очередь обязуется выполнять социально значимые обязанности, получая за них общественную оценку. Также необходимо отметить связь младшего школьного возраста с окружающей средой, формирование нового типа отношений с людьми.Начало учебной деятельности (на первых стадиях игровая деятельность сохраняется) носит у детей в возрасте 6-12 лет общественный характер, занимая социальную роль по своему содержанию, то есть, расширяя сферы взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью, формируя потребность в общении, познании, признании и самовыражении в социуме. Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности - умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и других ее сторон. Так как данный возраст связан с доверчивым подчинением авторитету, повышенной восприимчивостью, впечатлительностью - факты, события, детали производят на него сильное впечатление. Период 6-8 лет - один из самых трудных периодов жизни детей. К ребёнку приходит осознание своего места в системе отношений со взрослым, проявляющих ограничительный характер, и является базой, на которой формируются стремления к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Это позволяет ребёнку понять на его доступных примерах, что не все действия, выполняемые в окружающей среде ему подвластны. В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении, которое характеризуется учетом интересов другого человека. Данный вид поведения является значительно важным в формировании и развитии личности ребёнка. Пассивная исполнительность воли взрослого переходит на новый этап –сотрудничества взрослого и ребёнка. Основным критерием, который демонстрирует отношение человека к окружающему миру, являются ценностные ориентиры. Они отражают взаимоотношения людей в обществе, координируют интересы людей,  формируют и направляют поведенческую деятельность каждого человека, этим самым закладывая основу формирования личности в обществе и жизни. Формирование ценностных ориентаций основывается на нормах, принятых в социуме. Ценности играют роль в формировании человека, но как было доказано, это проявляется в меньшей степени, так как побудителями и направляющими сторонами поведения являются мотивы. Младший школьник переживает существенно важный этап развития мотивов поведения, которые отражают качество личности любого ученика. Одним из наиболее распространённых мотивов нравственного отношения являются идеалы. В настоящее время учитель, с целевым направлением деятельности на формирование ситуации, важной для приобретения жизненного опыта, является одним из важнейших требований к учителю начальных классов. Также показателем исполнения данного требования является оказание помощи ребёнку, педагогической поддержки по отношению к нему. Такое воспитание ребёнка формирует положительное отношение к людям, окружающим его. Резюмируя, можно сказать, что при формировании нравственных ценностных ориентаций особенную роль играет позиция учителя начальных классов, деятельность которого направлена, прежде всего, на знакомство школьника с общечеловеческими ценностями, а также отработку полученных знаний в действительности.

Образование способно проектировать необходимый тип сознания и мышления ученика. Одной из его важнейших задач является формирование мировоззрения, системы ценностей, которая включает в себя гражданскую позицию, отношение ребёнка к миру, осознание своего места в нем. Младший школьный возраст характеризует ребёнка как человека, который овладел и активно использует в своей деятельности навыки эффективного общения. Этот период связан с формированием дружеских отношений к людям и развитием взаимоотношений между ними. Приобретение таких навыков общения является социально значимым и важнейшим условием развития на данном этапе школьника. На формирование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста влияют факторы как объективные, так и субъективные. К первой группе относится материально-техническая база учреждения, предоставляемого образование и  события, происходящие вокруг личности. К субъективным факторам относятся сформированные ранее психофизические особенности ребёнка, совокупность их свойств и мотивов.В литературных источниках, посвящённых рассматриваемой теме даётся характеристика трёх фаз формирования ценностных ориентаций:

1. Первая фаза включает в себя познание, которому характерно знакомство личности с миром ценностей и ценностных отношений.

2. Вторая фаза направляет мыслительную деятельность человека на переосмысление ценностей, формирование собственного «я».

3. Третьей фазе характерно создание собственной шкалы ценностей, а также совокупность ценностных ориентаций и выбор позиции личности по отношению к реальной действительности.

Первая ступень формирования личностных ориентаций проходит в период младшего школьного возраста.Учебная деятельность младших школьников в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру. Когда ребенок поступает в школу, в первую очередь меняются его отношения с другими людьми. У первоклассника появляется учитель, с которым происходит общение не просто как ребенок-взрослый, а как ученик-учитель. Ученик проявляет больший интерес в этом периоде к учителю, чем к своим одноклассникам. Учитель пользуется высоким авторитетом. Через пару лет подобная ситуация изменяется. Постепенно общение с другими учениками затмевает значимость учителя. Такой интерес в дальнейшем лишь увеличивается. Почему так происходит? Общение приобретает новые мотивы (интересы), меняются темы разговоров. Можно сказать, что в этом периоде закладывается внутренняя позиция младшего школьника, таким образом, он поднимается на новую ступень самосознания. Внутренняя позиция закладывается, когда ребенок начинает осознанно относиться к самому себе, к своему окружению, событиям и делам. О том, то внутренняя позиция сформирована можно говорить тогда, когда младший школьник придерживается или старается придерживаться сформированной внутренне системе нравственных норм. Вопрос приоритета ценностных ориентаций в жизни и политике государства стоит ныне весьма остро. Остра она и в определении ценностных оснований педагогической модели образования и воспитания современной школы. Формирование ценностных ориентаций школьников имеет три важнейших аспекта:

- формирование многосторонней ценностной ориентации, отвечающей современному этапу общественно-экономического развития общества

- формирование у школьников опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов

- формирование у школьников социально ценных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видах деятельности, осуществляемых школой.

Формирование ценностных ориентаций - процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, напротив, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций.Пояснение ценностей воспитаннику может осуществляться как в специально созданных условиях взаимодействия, так и в повседневном общении. Основными лицами, которые знакомят с ценностями, должны быть учителя и родители, внутренний мир которых, профессиональная культура, компетентность пронизаны ценностным духом. Осознание ценностей начинается сразу же при их предъявлении и осуществляется постепенно, включая в себя постижение ценностных ориентаций, действий на их основе, способов осуществления действий и возможные результаты. Таким образом, формируется осознанное побуждение, стимул, вызывающий необходимые проявления личности. Ценностные ориентации уже на этом этапе получают свойства осознанности и направляющую функцию при выборе приоритетов деятельности. Желательно направлять внимание на закрепление ценностных ориентаций. Для закрепления ценностной ориентации в качестве свойства личности, школьнику требуется на постоянной основе прорабатывать и суть и смысл данной ценностной ориентации, постоянно, вариативно применять ее в деятельности и поведении. Дети младшего школьного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые.

Таким образом, процесс формирования ценностных ориентаций должен представлять собой систему личностно-ориентированных ситуаций, ставящих младшего школьника в условия значимого выбора и самоопределения в аксиологическом мире и включающих его в специально организованную ценностно-ориентационную деятельность, обеспечивающую развитие субъектных действий учащихся. И так как авторитет учителя является для учеников в начальных классах школы очень высоким и интерес к нему выше чем к своим сверстникам, то это необходимо использовать для развития положительных установок - ценностей, так как впереди трудный подростковый период.

Выделим следующие педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников: 1. Первое, наиболее важное условие - это то, что формирование ценностных ориентаций имеет наибольший эффект именно в возрастном этапе младшей школы. Необходимо учитывать возрастные характеристики и индивидуальные особенности каждого ребенка и синзетивность данного возраста в формировании системы ценностных ориентаций.

2. Проведение учителем или педагогом-психологом предварительной диагностики нравственных представлений и ценностных ориентаций младших школьников. Предварительная диагностика необходима, так как каждый ребенок имеет свой уровень сформированности ценностных ориентаций и их иерархию, что зависит как от его индивидуальных особенностей, так и от того, в каких социально-психологических условиях он растет и воспитывался (семейное воспитание, социальное окружение и т.д.). Таким образом, работа педагога по формированию ценностных ориентаций младших школьников должна быть диагностически обоснованной.

3. Отбор содержания образования. С целью формирования ценностных ориентаций младших школьников необходимо применять специально разработанное программно-методическое обеспечение, содержание которого будет соответствовать целям деятельности, и направлено именно на раскрытие ценностных аспектов процесса обучения и воспитания.

4. Наиболее эффективным средством формирования ценностных ориентаций младших школьников является художественно-творческая деятельность, которая должна осуществляться как в урочное, так и во внеурочное время. Художественно-творческая деятельность имеет возможность воздействовать на учащегося непосредственно на уровне эмоций, что в большей степени оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций. Кроме того, творческая деятельность является важнейшим средством развития личности в целом.

5. Необходимо проводить работу не только с учащимися, но и с родителями учеников, которые участвуют в образовательном процессе как социальные партнеры.

Диагностический материал, который можно применить к изучению социально-духовных норм учеников 1-2 классов.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой. Задачей методики является определение нравственных представлений детей. Методика проводится в форме фронтального анкетирования, в ходе которого выделяется моральное содержание действий и ситуаций. Учащиеся получают инструкцию, где им задаётся вопрос: «Опираясь на свой жизненный опыт, ответить на вопросы анкеты». Вопросы анкеты «Что такое хорошо и что такое плохо» касаются общественных ситуаций, позволяющих выявить усвоение детьми социальных норм и правил поведения в обществе, обнаружить сознательность поступков в отношении к другим людям, ценностное отношение к предметам и явлениям окружающей жизни.

Известно, что основу духовности личности составляет нравственное требование видеть в другом человеке своего ближнего и относиться к нему  как к самому себе. Эта духовная ценность проявляется в уважении и заботе о других людях. Показателем духовной зрелости человека является честность в отношениях с людьми и самим собой. В этом проявляется ценностное отношение к человеку в целом. Честности не свойственно избирательное отношение к людям как близким и далеким, авторитетным или отверженным. Честность - абсолютная мера правдивости человека в любых жизненных ситуациях. Помощь другому, также является проявлением духовной сущности человека. Она характеризует его как отзывчивого, доброжелательного, сочувствующего, сопереживающего человека.

Методика «Попроси волшебника» (автор А. Д. Чаплиева).Учащимся вручается инструкция: «Можешь представить, что у тебя произошло знакомство с волшебником. У него есть палочка, которая исполняет желания. Волшебник пообещал, что исполнит для тебя 5 заветных желаний. Но есть опасения, что волшебник неправильно поймет твои желания, поэтому нужно разъяснить ему подробно каждое желание. Напиши свои желания, разъясни для волшебника и, самое главное, хорошо обдумай и определись, в каком порядке ты бы хотел, чтобы исполнялись твои желания».

В связи с изменением в политической жизни государства, экономическими изменениями в мире, изменением социально-нравственного и духовного развития общества произошли изменения и в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. О том какую личность, с какими духовными и нравственными качествами мы должны её воспитать, можно понять, прочитав изменения в ФГОС последнего поколения. Мы и раньше невольно обращали внимание детей на поведение, общение и отношение людей в обществе друг к другу. Пытались разделить образование и воспитание, как самостоятельные сферы жизни ребёнка в школе. Но на самом деле одно невозможно без другого.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев  Отечества и старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.В адаптированных основных образовательных программах требования к личностным результатам дополняются специальными результатами коррекционно-развивающей работы по развитию жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, трудового воспитания, экологического воспитания, ценности научного познания. Также овладеть универсальными коммуникативными действиями: общения, совместной деятельности. Не менее важным является овладение универсальными регулятивными действиями: самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.

Заключение: Ценности в широком понимании формируют смысл жизни каждого человека, который состоит в том, чтобы, обеспечивать социальную деятельность и взаимодействие людей в процессе социально-культурного строительства. В данной деятельности происходит опредмечивание деятельной сущности человека, которая направлена на преобразование действительности, а не на потребление. В связи с этим, ценностную основу общества составляют, прежде всего, социально-нравственные и духовно-личностные ценности. Ценностные ориентации как личностное образование начинают складываться в младшем школьном возрасте, когда ребенок воспринимает значимые для себя предметы и явления социальной жизни.Формирование ценностных ориентаций происходит в процессе активной духовно-практической и социально-коммуникативной деятельности обучающихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у детей младшего школьного возраста социально-коммуникативных и духовных ценностей Выполнила Сапожникова Ольга Александровна, воспитатель ГПД, ГБОУ СОШ №180 ( с углублённым изучением английского языка) Красногвардейского района города Санкт-Петербург

Слайд 2

Фазы формирования ценностных ориентаций Формирование ценностных ориентаций школьников имеет три важнейших аспекта: - формирование многосторонней ценностной ориентации, отвечающей современному этапу общественно-экономического развития общества - формирование у школьников опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов - формирование у школьников социально ценных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видах деятельности , осуществляемых школой. Формирование ценностных ориентаций - процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, напротив , предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций. Х арактеристика трёх фаз формирования ценностных ориентаций: 1. Первая фаза включает в себя познание, которому характерно знакомство личности с миром ценностей и ценностных отношений. 2. Вторая фаза направляет мыслительную деятельность человека на переосмысление ценностей, формирование собственного «я». 3. Третьей фазе характерно создание собственной шкалы ценностей, а также совокупность ценностных ориентаций и выбор позиции личности по отношению к реальной действительности.

Слайд 3

Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у младших школьников 1 . Первое, наиболее важное условие - это то, что формирование ценностных ориентаций имеет наибольший эффект именно в возрастном этапе младшей школы. Необходимо учитывать возрастные характеристики и индивидуальные особенности каждого ребенка и синзетивность данного возраста в формировании системы ценностных ориентаций. 2. Проведение учителем или педагогом-психологом предварительной диагностики нравственных представлений и ценностных ориентаций младших школьников. Предварительная диагностика необходима, так как каждый ребенок имеет свой уровень сформированности ценностных ориентаций и их иерархию, что зависит как от его индивидуальных особенностей, так и от того, в каких социально-психологических условиях он растет и воспитывался (семейное воспитание, социальное окружение и т.д.). Таким образом, работа педагога по формированию ценностных ориентаций младших школьников должна быть диагностически обоснованной. 3. Отбор содержания образования. С целью формирования ценностных ориентаций младших школьников необходимо применять специально разработанное программно-методическое обеспечение, содержание которого будет соответствовать целям деятельности , и направлено именно на раскрытие ценностных аспектов процесса обучения и воспитания. 4. Наиболее эффективным средством формирования ценностных ориентаций младших школьников является художественно-творческая деятельность, которая должна осуществляться как в урочное, так и во внеурочное время. Художественно-творческая деятельность имеет возможность воздействовать на учащегося непосредственно на уровне эмоций, что в большей степени оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций. Кроме того, творческая деятельность является важнейшим средством развития личности в целом. 5. Необходимо проводить работу не только с учащимися, но и с родителями учеников, которые участвуют в образовательном процессе как социальные партнеры.

Слайд 4

Диагностический материал, который можно применить к изучению социально-духовных норм учеников 1-2 классов. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой. Задача методики: определение нравственных представлений детей. Методика проводится в форме фронтального анкетирования, в ходе которого выделяется моральное содержание действий и ситуаций. Учащиеся получают инструкцию, где им задаётся вопрос : «Опираясь на свой жизненный опыт, ответить на вопросы анкеты». Вопросы анкеты «Что такое хорошо и что такое плохо» касаются общественных ситуаций, позволяющих выявить усвоение детьми социальных норм и правил поведения в обществе, обнаружить сознательность поступков в отношении к другим людям, ценностное отношение к предметам и явлениям окружающей жизни. Методика «Попроси волшебника» (автор А. Д. Чаплиева ). Учащимся вручается инструкция : «Можешь представить, что у тебя произошло знакомство с волшебником. У него есть палочка, которая исполняет желания. Волшебник пообещал, что исполнит для тебя 5 заветных желаний. Но есть опасения, что волшебник неправильно поймет твои желания, поэтому нужно разъяснить ему подробно каждое желание. Напиши свои желания, разъясни для волшебника и, самое главное, хорошо обдумай и определись , в каком порядке ты бы хотел, чтобы исполнялись твои желания».

Слайд 5

ФГОС последнего поколения Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" Личностные результаты освоения основной образовательной программы достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В адаптированных основных образовательных программах требования к личностным результатам дополняются специальными результатами коррекционно-развивающей работы по развитию жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 6

Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания: - сформированность гражданской позиции обучающегося, как активного и ответственного члена российского общества - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности патриотического воспитания : - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу

Слайд 7

физического воспитания : - сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью - потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью - активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью трудового воспитания : - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни духовно-нравственного воспитания : - осознание духовных ценностей российского народа - сформированность нравственного сознания, этического поведения - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России эстетического воспитания : - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности

Слайд 8

экологического воспитания : - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их - расширение опыта деятельности экологической направленности ценности научного познания : - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Слайд 9

Овладение универсальными коммуникативными действиями: а ) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты - владеть различными способами общения и взаимодействия - аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств б) совместная деятельность : - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы - выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы - оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям - предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным .

Слайд 10

Овладение универсальными регулятивными действиями самоорганизация : - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений - давать оценку новым ситуациям - расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений - делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение - оценивать приобретенный опыт - способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень самоконтроль: - давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований - использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению

Слайд 11

эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность : - самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе - саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому - внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей - эмпатии , включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты принятие себя и других людей: - принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности - признавать свое право и право других людей на ошибки - развивать способность понимать мир с позиции другого человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре".

В наше время воспитание толерантности актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Целью моего проекта стало развитие коммуникативных умений учащихся, укрепление единства класса,построени...

ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...

Гендерная идентичность и факторы влияющие на ее формирование у детей младшего школьного возраста.

дается определение по­ня­тия «гендер»,  признакам гендерной идентификации....

«Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета «Математика»

Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета "Математика"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

В статье дается обоснование необходимости создания специальных педагогических условий для формирования у школьников универсальных учебных действий. Рассматриваются особенности использования математиче...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья "Педагогические условия формирования самооценки младшего школьника"...