Воспитывающая среда во второй младшей группе как фактор социально-коммуникативного развития детей.
статья
В современном дошкольном образовании огромную роль в воспитании детей играет уклад воспитывающей среды: то, насколько четко и точно подобраны инструменты и методики, способы и приемы взаимодействия с воспитанниками. В статье представлен опыт организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе на примере уголка уединения, а также различных других инструментов и атрибутов, влияющих на социально-коммуникативное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rozenbaum.docx | 896.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Розенбаум Ольга Васильевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка» г. Лесосибирска
Воспитывающая среда во второй младшей группе как фактор социально-коммуникативного развития детей.
Аннотация:
В современном дошкольном образовании огромную роль в воспитании детей играет уклад воспитывающей среды: то, насколько четко и точно подобраны инструменты и методики, способы и приемы взаимодействия с воспитанниками. В статье представлен опыт организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе на примере уголка уединения, а также различных других инструментов и атрибутов, влияющих на социально-коммуникативное развитие детей.
Ключевые слова: воспитывающая среда, социально-коммуникативное развитие, уголок уединения, развивающая предметно-пространственная среда.
Программа воспитания нашего детского сада направлена на решение вопросов непрерывного гармоничного социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребенка социально – ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его включению в современную культуру.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно – пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами;
- «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
- «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
Детская общность является основной единицей воспитывающей среды группы и необходимым условием полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленных целей. [1,2]
Дети второй младшей группы только учатся совместно играть и заниматься, дружить, идти на уступки и компромиссы, делить общие игрушки без споров и обид. А если это у кого-то совсем плохо получается, учиться думать о последствиях своих действий. Некоторым детям нужно для этого побыть наедине с собой, отвлечься от группового шума.
С целью воспитания социально-коммуникативных качеств у детей нами была придумана и обустроена соответствующая воспитывающая среда в группе:
Островок примирения. Это специальный яркий коврики и зона с изображением ног двух ребят, на котором дети мирно решают конфликт, проговаривают совместно с воспитателем, из-за чего он случился. И предлагают пути избежания таких ссор в будущем.
Подушки – «мирилки». Яркие подушки с изображением животных (заяц, медведь) с импровизированными руками, которые берут поссорившихся и с помощью педагога анализируют поступки детей и рассказывают , что делать, чтобы больше не поругаться.
Подушка – «злючка». Если воспитанник пришел в детский сад с плохим настроением , вступает в конфликты с другими детьми, то ему предлагается оставить свою злость на подушке: побить, потрясти, покричать на нее.
Подушка – «успокойка». Яркая подушка с наполнителем из таких трав как мята, валериана, чабрец, душица помогает ребенку отвлечься и успокоиться.
Вся эта атрибутика в нашей группе находится в непосредственной близости от уголка уединения – специальной зоны, благодаря которой у детей есть возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение. В таком уголке лежат любимые игрушки детей, а также альбом с семейными фотографиями воспитанников.
Каждый день мы с детьми начинаем с утреннего круга, который помогает создать условия для формирования хорошего настроения, межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. Ребята рассказывают о том, с каким настроением каждый из них пришел в детский сад. Затем мы играем в игру «Поделись хорошим настроением». Воспитатель улыбается рядом стоящему ребенку и передает свою улыбку, а этот ребенок передает свою улыбку и улыбается соседу. Когда все ребята поделились своей улыбкой, воспитатель спрашивает: «Что вы сейчас чувствуете? Посмотрите, какие все стали радостные, хочется всех обнять». С этими словами мы сужаем круг и обнимаем друг друга. Такая игра дарит заряд позитивного настроения в групповом коллективе на весь день, способствует уменьшению ссор и недопониманий.
Очень помогает в разрешении конфликтных ситуаций игра «Волшебная палочка». Если кто-то из детей обижает других, то воспитатель достает из коробочки палочку со словами: «Теперь я знаю, что эта палочка не простая, а волшебная! Она поможет превратить злых и недовольных ребят в добрых и ласковых друзей!». Педагог прикасается волшебной палочкой к ребенку и говорит: «Саша, Саша, ты не злись, покружись и улыбнись!». Следом за этим действием мы пробуем выяснить причину плохого настроения, поступка, задавая вопросы: Когда у тебя плохое настроение, что ты чувствуешь? А когда хорошее, что хочется сделать?
Таким образом, используя правильно подготовленную развивающую предметно-пространственную среду и традиции решения и предотвращения конфликтов мы учим детей с пониманием относиться к чувствам других и помогаем самим адекватно относиться к происходящему. Целеустремленная и терпеливая работа в этом направлении помогает формировать навыки социально-коммуникативного развития, влияет на становление сплоченного и дружного детского коллектива.
Список литературы
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Новогоднего утренника "Заячья избушка" для детей второй младшей группы детского сада.
Очень позитивный сценарий Новогоднего утренника, приемлим для детей второй младшей группы. Ребятам очень понравился праздник, очень много впечатлений....
Картотека дидактических игр для детей второй младшей группы
Развитие речи детей, запоминания цвета, формы, размера! разучивание название домашних животных и т.д....
Конспект совместной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ во второй младшей группе "БЕЛЫЙ СНЕГ ПУШИСТЫЙ".
методическое пособие для совместной деятельности с детьми...
Совместное развлечение детей и родителей «Волшебный сундучок» вторая младшая группа (дети 3-4 лет)
Данный конспект направлен на пробуждение у детей интереса к театрализованной деятельности, а также на привлечение родителей к совместной деятельности с детьми....
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группыДидактические игры, направленные на формирование элементарных математических пре...
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию «Игрушки»
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию «Игрушки»Автор – составитель: воспитатель Перец И.Ю.Цель: упражнять в различен...
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе
Данный конспект поможет новичкам-воспитателям углубиться в знания по развитию речи и становлению фонематического слуха младшего дошкольника....