Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы естествознания" 9 - 10 лет
рабочая программа (3 класс)
Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы естествознания» имеет естественнонаучной направленности.
Актуальность программы заключается в том, что изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – поможет ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в том, что предусмотренный теоретический материал, и практическая деятельность обучающихся предоставляет им возможности для самореализации и наиболее полного раскрытия своих творческих способностей. Для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что она предполагает более глубокое рассмотрение с обучающимися некоторых тем, посвященных жизни растений и животных.
Формирование ключевых компетенций достигается через интегрированное обучение. Интегрированные занятия способствуют развитию таких компетенций: готовность к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, технологическая компетентность, коммуникативная компетентность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_estestvoznaniya_kozyreva_i_zhuravlevaa.docx | 78.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Каменка
Марксовского района Саратовской области
Центр образования естественнонаучно и технологической направленностей
«Точка роста»
«Согласовано»:
На педагогическом совете Протокол заседания № ___ от «___» ______ 2024 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ – СОШ с. Каменка
Брызгалова Л.Ш. Приказ №___ от «__» ___2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы естествознания».
Направленность - естественнонаучная.
Возраст детей - 9-10 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Авторы-составители:
Журавлева Татьяна Александровна
Козырева Юлия Халимовна
педагоги дополнительного образования.
с. Каменка 2024 год.
I. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
- Пояснительная записка.
Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы естествознания» имеет естественнонаучной направленности.
Актуальность программы заключается в том, что изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – поможет ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в том, что предусмотренный теоретический материал, и практическая деятельность обучающихся предоставляет им возможности для самореализации и наиболее полного раскрытия своих творческих способностей. Для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что она предполагает более глубокое рассмотрение с обучающимися некоторых тем, посвященных жизни растений и животных.
Формирование ключевых компетенций достигается через интегрированное обучение. Интегрированные занятия способствуют развитию таких компетенций: готовность к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, технологическая компетентность, коммуникативная компетентность.
Адресат программы.
Возраст обучающихся: 9-10лет.
Возрастные особенности 9-10 лет. Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Количество обучающихся в группе: 10-15 человек.
Срок реализации программы – 1 год.
Объем программы: 72 часа.
Режим работы: 2 раза в неделю по 1 часу.
Принцип набора в группы – свободный.
Форма обучения - очная.
Программа разработана согласно документу:
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МОУ-СОШ с. Каменка Марксовского района Саратовской области (приказ № 119 от 02.09.2024г.)
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: формирование экологической культуры личности, воспитание потребности природоохранной деятельности, чувства ответственности за состояние окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с особенностями растительного и животного мира;
- познакомить с экологией родного края;
- научить работать с бросовым материалом.
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- развивать умение управлять своей деятельностью на занятии, самостоятельность в работе и чувство ответственности;
- развивать внимание, память, образное и пространственное мышление, воображение.
Воспитательные:
- формировать сознательную мотивацию к процессу познания окружающего мира;
- воспитывать коммуникабельность и навыков сотрудничества, позволяющие плодотворно работать в коллективе, решать спорные вопросы на основе взаимного уважения;
- воспитывать осознанное и бережное отношение к природе, экологическую культуру;
- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца, аккуратность при выполнении ручной работы.
1.3. Планируемые результаты.
Предметные:
- знают особенности растительного и животного мира;
- имеют представление об экологии родного края;
- умеют работать с бросовым материалом.
Метапредметные:
- развиты интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- развиты умение управлять своей деятельностью на занятии, самостоятельность в работе и чувство ответственности;
- развиты внимание, память, образное и пространственное мышление, воображение.
Личностные:
- сформирована сознательная мотивация к процессу познания окружающего мира;
- сформированы коммуникабельность и навыки сотрудничества, позволяющие плодотворно работать в коллективе, решать спорные вопросы на основе взаимного уважения;
- сформированы осознанное и бережное отношение к природе, экологическая культура;
- сформированы волевые качества личности (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца, аккуратность при выполнении ручной работы.
1.4. Содержание программы.
Учебный план программы.
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы. | 2 | 1 | 1 | Входной контроль. Опрос. Тестирование. Наблюдение. |
2. | «Мир живой природы». | 22 | 8 | 14 | Опрос. Викторина. Тестирование. Творческая работа. |
3. | «Человек и природа». | 24 | 10 | 14 | Наблюдение. Опрос. Викторина. Тестирование. Выполнение заданий педагога. |
4. | «Природа и творчество». | 22 | 7 | 15 | Творческая работа. Выполнение заданий педагога. Опрос. Тестирование. |
5. | Итоговое занятие. «Защита проектов». | 2 | - | 2 | Итоговый контроль. Защита проектов. Опрос. Тестирование. |
Итого: | 72 | 26 | 46 |
Содержание учебного плана.
1. Тема: Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы (2 часа).
Теория: Знакомство с детьми. Введение в программу: понятие об естествознании как совокупности наук о природе. Природные и искусственные объекты. Инструктаж по охране жизни, здоровья и безопасности обучающихся.
Практика: Методы экологических исследований «Мастерская природы».
2. Тема: «Мир живой природы» (22 часа).
Теория: Живая и неживая природа: основные различия. Основные признаки живого: подвижность, развитие и рост, размножение, реакция на внешние воздействия (раздражимость), питание, дыхание. Биология – наука о живых существах, их развитии и взаимодействии с внешней средой. Знакомство с классификацией живых организмов на уровне царств: животные, растения, грибы, бактерии, вирусы. Характерные признаки представителей каждого царства. Взаимосвязи в мире живой природы. Значение биоразнообразия для жизни на Земле.
Практика: Сравнение объектов живой и неживой природы. Игры на классификацию живых организмов. Викторина «Угадай по описанию». Творческая работа с карточками, таблицами, схемами, фотоматериалами и иллюстрациями.
3. Тема «Человек и природа» (24 часа).
Теория: Эволюция человека, его место среди других живых организмов. Адаптация человека к среде обитания. Преобразование человеком природной среды: естественные и искусственные биоценозы. Город - место обитания человека. Экология родного края. Человек и экологические проблемы. Потребности человека. Что нужно человеку для жизни. Воздействие человека на окружающий мир. Природа как природный ресурс. Полезные ископаемые. Человек как основной преобразующий фактор природы, нарушение связей в природе в результате человеческой деятельности. Естественный круговорот веществ и искусственные материалы.
Практика: Исследовательская работа по классификации природных ресурсов, викторина «Полезные ископаемые».
4. Тема: «Природа и творчество» (22 часа).
Теория: Знакомство с экологическими знаками, экологические знаки на упаковках товаров. Как подарить вторую жизнь ненужным вещам. Литературный час «Растения и животные в поэзии». В союзе с природой. Экологические островки.
Практика: Создание проекта «Знатоки экологических знаков». Выполнение заданий преподавателя «Изготовление игрушки из бросового материала», рисунки «Предметы живой природы вокруг меня». Литературная гостиница-викторина «Поэзия родной природы», «Животные в поэзии», «Растения в поэзии». Игра-викторина «В союзе с природой».
5. Тема: Итоговое занятие: «Защита проектов» (2 часа).
Практика: Выставка. Презентация творческих работ. Подведение итогов работы по программе «Основы естествознания» за весь период обучения.
1.5. Формы аттестации и их периодичность.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводится входной, текущий и промежуточный, итоговый контроль.
Входной контроль.
Данный контроль проходят все поступившие в группу обучающиеся с целью выявления уровня их подготовки.
Формы контроля – наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование.
Текущий контроль.
Оценка уровня и качества сформированности предметных, метапредметных, личностных результатов. Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Текущий контроль позволяет определить усвоение учебного материала обучающимися.
Промежуточный контроль.
В ходе проведения диагностики педагог определяет:
- уровень успешности выбора технологии и методики;
- анализируются результаты обучения на данном этапе.
Формы контроля: проверка знаний, умений и навыков, тестирование, выставка, викторина.
Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной образовательной общеразвивающей программы по завершению периода обучения (проводится в мае).
Формой подведения итогов работы за год является защита проектов, опрос, тестирование, анкетирование, организация выставки, где видны
достижения каждого обучающегося.
II. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.1. Методическое обеспечение.
Информационно-коммуникационная технология. Проведения занятий с использованием программного обеспечения (компьютерной программы, мультимедийных презентаций) и других готовых образовательных ресурсов значительно расширяет возможность подачи необходимой информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Технология игрового обучения. Во все занятия включаются дидактические игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи. Результатом использования игровых приемов и ситуаций на занятиях у обучающихся наблюдается: расширение кругозора познавательной деятельности; формируются определенные умения и навыки,
необходимые в практической деятельности; прослеживается воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах занятия, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности: показ, опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы, выполнение эксперимента и т.д. Создаются условия рационального сочетания труда и отдыха обучающихся.
Использование ИКТ технологий. Проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Демонстрация презентаций используется:
- как алгоритм выполнения изделия;
- как элемент воспитательной работы;
- как разновидность валеологической паузы на занятии (физкультминутка, музыкотерапия, динамические картинки).
Видеофильмы помогают раскрыть тему занятия.
В своей работе использую следующие виды проектов: познавательный, информационный.
В результате использования метода проекта, у обучающихся развиваются познавательные способности, коммуникативные навыки, творческое мышление.
Проектная технология обучения представляет собой систему получения знаний, когда обучающиеся вовлечены в процесс планирования и выполнения проектов, т.е. практических заданий, которые постепенно усложняются. Упор делается на самостоятельное выполнение, как индивидуально, так и в группе. Проект назначается на определенный промежуток времени.
В процессе обучения используются следующие приемы и методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (комментирование приёмов работы с пластиком, при объяснении нового материала демонстрация готовых работ обучающихся);
- репродуктивный (способствует закреплению полученных знаний путем упражнений, формирование и отработка навыков и умений, работа по образцам);
- стимулирования и мотивации;
- словесные (при устном изложении, в котором раскрываю новые понятия, термины);
- творческий метод (творческие задания, 3D эскизы).
Программа предусматривает следующие формы
учебной деятельности обучающихся:
- фронтальная (коллективная) (подача учебного материала всей группе обучающихся, используется на общих занятиях при объяснении новой темы, техники и приемов работы);
- индивидуальная (самостоятельная работа обучающихся при выполнении творческой работы);
- групповая (используется на практических занятиях при самостоятельной работе обучающихся).
Виды занятий:
Наблюдение. | Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них. |
Эксперимент. | Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них. |
Работа с книгой. | Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе. |
Систематизация знаний. | Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний. |
Решение познавательных задач (проблем). | Комплексная разнообразная информация познавательного характера. |
Построение графиков. | Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками). |
2.2. Условия реализации программы
Материально -технические условия реализации программы:
Для занятий необходимы:
- светлое помещение с достаточным количеством столов и стульев;
- искусственное освещение;
- стенды для образцов изделий;
- необходимый материал для изготовления и оформления поделок;
- необходимый набор инструментов для изготовления и оформления поделок;
- канцелярские принадлежности и т.д.
Материалы: бумага цветная, бархатная, открытки, клей «ПВА», обойный клей,
клей «Момент», краски акварельные, гуашь, карандаши простые.
Природный материал: высушенные листья и цветы, семена, кора, пух тополиный, чешуя рыб, шелуха лука и чеснока, высушенные очистки с банана, лимона, апельсина и т.д. Картон: цветной, упаковочный. Природный, бросовый и полимерный материал для выполнения творческих работ; аксессуары для аранжировки; рамочки для оформления работ.
Инструменты: ножницы, пинцет, ластик, нож канцелярский и т.д.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы.
Для реализации программы используется оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, дисковый и флеш-накопители.
Информационно-методические и дидактические материалы:
- набор нормативно-правовых документов;
- наличие утвержденной программы;
- календарно-тематический план;
- необходимая методическая литература;
- учебный и дидактический материал;
- методические разработки;
- раздаточный материал, лекало фигурные;
- наглядные пособия и т.д.
Мультимедийные презентации:
- Презентация «Легенды и предания о растениях».
- Презентация «Растения, применяемые в творчестве».
- Презентация «Различные способы сушки растений».
- Презентация «Технология объёмного засушивания».
- Презентация «Искусство мастеров флористики».
- Презентация «Аппликация - определение, связь с бытом разных народов».
- Презентация «Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная».
- Презентация «Что такое икебана? История возникновения искусства икебана».
2.3. Оценочные материалы.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Предварительный контроль (входная диагностика).
- Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
- Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
- Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)
- Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)
- Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)
- Птица-гадалка. (Кукушка.)
- Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.)
- Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)
- Из нее выводятся головастики… (Икра.)
- В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)
- Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он питается не только грызунами, но и поедает падаль.)
- Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)
- Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)
- Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)
- Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.)
- Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)
- Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)
- Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)
- Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)
- Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)
- Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)
- Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
- Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.)
- Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)
- Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
- Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)
- Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)
- Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)
- Самая маленькая птичка планеты. (Колибри. Ее размер не превышает полутора, двух сантиметров.)
- Наука о животных. (Зоология.)
- Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)
- Самый чистоплотный зверек. (Барсук)
- Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.)
- Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)
- Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)
- Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде? (Рысь.)
- Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы? (Заяц.)
- Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)
- Когда ежи не колются? (Едва родившись.)
- Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему? (Зайца. За его необычную – раскосую – форму глаз.)
- Какое животное является обладателем самого громкого голоса? (Крокодил.)
- Какую коровку «доят» муравьи? (Тлю-коровку.)
- Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины.)
- Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»? (Стрекозу.)
- Какая рыба названа именем человека? (Карп.)
- Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата.)
- Сколько ног у паука? (Восемь.)
- А сколько ног у жука? (Шесть.)
- Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)
- Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)
- Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)
- Какой зверь считается самым маленьким? (Землеройка. Ее рост – 3,5 см.)
- Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить.)
- Какая лесная птица считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни двести лет и более.)
- Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха)
Экологические викторины.
Экологическая викторина 1.
1. Трава от 99 болезней. (Зверобой.)
2. На следах каких хищных зверей нет отпечатков когтей? (Кошки, рыси.)
3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими.)
4. Кто может пить ногой? (Лягушка.) 30
5. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
6. Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки.)
7. Пингвин – птица или нет? (Птица.)
8. Самое сладкое дерево наших лесов? (Липа.)
9. Разноцветные грибы. (Сыроежки.)
10. Какая ягода бывает черной, красной и белой? (Смородина.)
11. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, у зайца.)
12. У какого дерева ствол белый? (У березы.)
13. Какая птица выше всех летает? (Орел.)
14. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
15. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)
16. Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае.)
17. Как стрекочет кузнечик? (Трет ногой о крыло.)
18. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Она умирает.) 19. Какое дерево весной дятла поит? (Береза.)
20. Самая высокая трава. (Бамбук.)
Экологическая викторина 2.
1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
2. Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник.)
3. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц.)
4. Кровожадный хищник наших лесов. (Волк.)
5. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)
6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем.)
7. Какая птица в мире самая большая? (Страус.)
8. Какое
животное наших лесов похоже на кошку? (Рысь.)
9. Когда еж не колется? (Когда только родится.)
10. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно.)
11. Дерево – символ нашей Родины. (Береза.)
12. Чьи листья опадают осенью зелеными? (Листья ольхи.)
13. Какая птичка достает себе пищу из-подо льда? (Оляпка.)
14. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)
15. Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
16. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
17. Когда температура тела воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)
18. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
19. Сколько ног у паука? (Восемь.)
20. От чего утка плавает? (От берега.)
Экологическая викторина 3
- Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они ловят насекомых, которых холодный воздух прижимает к земле.)
2. Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Облака для земли – все равно что одеяло: они не дают остывать земле.)
3. Почему волка называют «санитаром леса»? (Добывает волк прежде всего больных, ослабленных животных.)
4. Из какой бумаги земляные осы строят гнезда? (Бумагу они делают сами: острыми челюстями соскабливают с дерева кусочки древесины и, размельчив ее, смачивают своей клейкой слюной. Получается жидкая кашица. Когда кашица высыхает, она превращается в плотную «бумагу» серого цвета, на ней можно даже карандашом писать.)
- Зачем страус прячет голову в песок? (И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока не погибнут или не сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)
6. Зачем змеи язык показывают? (Не подумайте, что это они вас дразнят. Это они воздух «ощупывают», добычу ищут. А что вынюхают – несут на языке в рот.) (Если игроки достают бочонок, на котором написано
«Счастливый случай», то получают шоколадку или конфетку.)
Экологическая викторина 4
- Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный.)
2. Какое насекомое
«носит чин» морского офицера? (Бабочка адмирал.)
3. Какую корову доят муравьи? (Тлюкоровку.)
4. Сколько крыльев у жука? (Четыре.)
5. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза.)
6. Какое дерево цветет позже всех? (Липа.)
7. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
8. Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)
9. Состояние реки, когда вода заливает большую территорию. (Половодье.)
10. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)
11. Самый чистоплотный зверек. (Барсук.)
12. Какие животные кормят молоком чужих детенышей? (Зайцы.)
13. Животное, которое строит дом на реке. (Бобер.)
14. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
15. Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачей.)
16. Родилась в воде, живет на земле. (Лягушка.)
17. Какой у нас самый маленький зверек? (Землеройка – 2,3 см.)
18. У кого самое тонкое обоняние? (У бабочки.)
19. Месяц весенних первоцветов. (Апрель.)
20. Какая рыба «вьет гнездо»? (Корюшка.)
Для определения предметных и метапредметных результатов обучающимся предлагается выполнить практическую работу – подготовить проект на заданную тему. Для отслеживания этих результатов используется метод наблюдения, при помощи которого выявляется умение работать с бросовым материалом, понимание активной роли человека в природе, представление об экологии родного края.
Для отслеживания личностных результатов применяется метод наблюдения, в ходе которого можно выявить сформированность знаний и познавательных интересов к
миру растений, применения их в творчестве, а также бережное отношение к окружающей природе.
Требования к оформлению и критерии оценки проектных и исследовательских работ.
Критерии оценивания мини-проекта (исследования).
Проектная и учебно-исследовательская деятельность оценивается согласно требованиям образовательной программы с учётом проявленных в процессе выполнения работы личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Итоговые индивидуальные проекты (исследования) оцениваются по двум группам критериев: критерии оценки проекта (исследования) и критерии оценки защиты проекта.
1. Критерии оценки проекта:
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1 | Обоснование и постановка цели и задач. | 0 – цель и задачи проекта не сформулированы; 1 – при сформулированной цели отсутствуют задачи либо цель сформулирована не очень ясно; соответствие задач с результатами неочевидно; 2 – цель и задачи сформулированы, но не обоснованы или нет полного соответствия их с результатами; 3 – цель и задачи обоснованы и грамотно сформулированы, соответствуют результатам. |
2 | Планирование и этапы реализации проекта. | 0 – планирование отсутствует, этапы реализации проекта не раскрыты; 1 – отражены пути достижения замысла, но есть рассогласование их с задачами, целью или/и результатами; 2 – этапы реализации проекта связаны с целью, задачами и результатами работы, но есть отдельные недоработки; 3 – представлен план работы, отражающий поэтапное осуществление замысла проекта, есть ясная связь плана с целью, задачами и результатами. |
3 | Практическая значимость. | 0 – работа не имеет никакой практической значимости; 1 – практическая значимость обоснована в замысле, но в продукте не явлена; 2 – продукт может использоваться, но необходимы некоторые доработки; 3 – продукт может использоваться на практике без доработок. |
4 | Творческий подход. | 0 – отсутствие творческого замысла, проект сделан лишь по образцу; 1 – работа в основном описательного типа, продукт не является оригинальным, есть отдельные творческие проявления; 2 – работа творческая, отличается оригинальностью отдельных разработок; 3 – всю работу отличает творческий подход, предложены оригинальные, нетривиальные решения. |
5 | Качество выполнения продукта (специальные умения). | 0 – качество выполнения продукта неудовлетворительное; 1 – качество удовлетворительное, не требующее сформированных специальных умений; 2 – качество продукта хорошее, требующее сформированных в процессе выполнения проекта умений; 3 – качество продукта отличное, хорошо проявлены специальные знания и умения. |
6 | Анализ и полнота использования информации. | 0 - нет ссылок на авторов (плагиат), материалы источников сопоставляются без всякого серьёзного анализа; отсутствует список источников информации; 1 – представлен бедный список источников информации (литературы), есть отдельные ссылки; 2 – список источников информации достаточный, сопоставление источников корректное, но анализ неполный; 3 – достаточный для проекта список источников информации, корректные ссылки и сопоставления, представлен качественный анализ литературы. |
7 | Оформление проекта. | 0 – работа неаккуратная и бесструктурная; 1 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, есть ошибки; 2 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, явные ошибки отсутствуют; 3 – работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четкое, понятное, грамотное. |
2. Критерии оценки исследования.
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1 | Постановка исследовательской проблемы. | 0 – репродуктивная работа, нет обобщений, проблема не сформулирована; 1 – работа репродуктивна, но сделаны самостоятельные обобщения; цели и задачи аморфны; 2 – частично поисковая работа, сформулированы проблемы по отдельным аспектам работы (не по теме в целом); 3 – работа исследовательская, полностью посвящена решению одной самостоятельно сформулированной проблемы. |
2 | Актуальность и оригинальность темы. | 0 – тема всем известна, подробно изучена; не показано, чем обусловлен выбор кроме субъективного интереса; 1 – тема известна, но имеет малоизученные аспекты; 2 – малоизученная тема или оригинально поставленная проблема; 3 – малоизученная тема и оригинально поставленная проблема. |
3 | Структурность и логичность рассуждений, обоснованность выводов. | 0 – бессистемное изложение; 1 – имеется некоторая логичность при отсутствии целостности; 2 – логичное, структурированное изложение при отсутствии некоторых важных аргументов (или присутствует лишняя информация) 3 – цель реализована последовательно, выводы полностью обоснованы, имеются все необходимые выкладки. |
4 | Глубина и оригинальность исследования. | 0 – работа поверхностна, не оригинальна; источники имеют сомнительный характер; 1 – работа строится в основном на популярной литературе, хотя может быть один серьёзный источник; 2 – проблема рассматривается содержательно, но не оригинально; 3 – проблема рассматривается на глубоком содержательном уровне, работа оригинальна. |
5 | Анализ литературных источников и их корректное использование. | 0 – нет ссылок на авторов (плагиат), материалы источников сопоставляются без всякого серьёзного анализа; 1 – имеются редкие ссылки, не во всех необходимых случаях; сопоставления корректные; 2 – содержатся необходимые ссылки при корректном сопоставлении; 3 – умелое использование авторитетных источников для аргументации своей точки зрения. |
6 | Количество источников. | 0 – нет списка литературы; 1 – один – два серьёзных источника; 2 – несколько серьёзных источников при упущении некоторых важных аспектов; 3 – количество доступных ученику источников оптимально. |
7 | Оформление исследование. | 0 – работа неаккуратна и бесструктурна; 1 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, есть ошибки; 2 - работа оформлена аккуратно, но структура не строгая, явные ошибки отсутствуют; 3 – работа имеет чёткую грамотную структуру, обусловленную логикой темы |
3. Критерии оценки защиты работы.
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1 | Убедительность и чёткость изложения материала | 0 – изложение материала бессистемное, нечёткое, отсутствие владения материалом; 1 – изложение структурировано, но доклад зачитывается (или доклад не зачитывается, но изложение не структурировано); 2 – изложение структурированное, доклад не зачитывается, а рассказывается; есть недочёты в логической или эмоциональной убедительности; 3 – доклад излагается свободно, без зачитывания, структурировано, логически и эмоционально убедительно. |
2 | Грамотность речи, владение специальной терминологией | 0 – речь безграмотна, специальной терминологией не владеет; 1 – есть ошибки в изложении материала, плохо владеет специальной терминологией; 2 – речь в целом грамотная, владеет специальной терминологией, допускает незначительные ошибки; 3 – речь грамотная, свободно владеет специальной терминологией по проблеме проекта. |
3 | Качество демонстрационного материала (презентации) | 0 – демонстрационный материал отсутствует полностью; 1 – представленный демонстрационный материал не используется в докладе (или используется, но он плохо оформлен); 2 - представленный демонстрационный материал в докладе используется, но есть отдельные претензии к оформлению; 3 - представленный хорошо оформленный демонстрационный материал используется в докладе, автор прекрасно ориентируется в нем. |
4 | Качество ответов на вопросы | 0 – не может ответить на задаваемые вопросы; 1 – не может четко ответить на большинство вопросов; 2 – отвечает на большинство вопросов; 3 — отвечает на все вопросы убедительно и аргументировано. |
Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик равно 35. Это количество складывается из 21 балла по критериям проектной (или исследовательской) работы и 12 баллов по критериям защиты проектной (или исследовательской) работы, при этом член комиссии (педагог) по своему усмотрению может добавить к сумме проставленных им баллов от 1 до 2 баллов, сопроводив их проставление кратким разъяснением.
2.4. Информационное обеспечение программы.
Список литературы:
Для педагога:
- Аппликация. Рыбинск. 2001.
- Аржанухина Н.В. Искусственные и сухие цветы. М. 2000 г.
- Арт - дизайн: красивые вещи. Ростов-на-Дону. 2005.
- Белецкая Л.Б. Прессованная флористика. М. 2006.
- Белецкая Л.Б. Флористика. М. 2006.
- Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. М. 2000.
- Гликина Н. Искусственные цветы. М. 2004.
- Головкин Б.Н., Головкина Г.В. Составление букетов и цветочных композиций. Кировск 2006.
- Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала? М.: 1999.
- Дегтярёва Т. Умные поделки. М. 1999.
- Джудит Блеклок. Букеты и композиции. М. 2003. 12.Иванова Г.В. Подарочки для мамочки. С-Петербург, 2007. 13.Иванова Е.А. Природа и творчество. Ярославль.
- Козлова С.И., Козлова Е.Л. Флористика. М., 2004.
- Кузин В.С. Основы дизайна. М. 1999.
- Литвиненко В. Учимся рисовать. М. 2000.
Для обучающихся и родителей.
- Аппликация. Рыбинск. 2001.
- Аржанухина Н.В. Искусственные и сухие цветы. М. 2000 г.
- Белецкая Л.Б. Прессованная флористика. М. 2006.
- Головкин Б.Н., Головкина Г.В. Составление букетов и цветочных композиций.Кировск 2006.
- Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала? М.: 1999.
- Дегтярёва Т. Умные поделки. М. 1999.
- Иванова Г.В. Подарочки для мамочки. С-Петербург, 2007.
- Литвиненко В. Учимся рисовать. М. 2000.
Список электронных ресурсов:
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
- Григорьева Д.В., Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников» [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
-Ликум А. - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vse m._5_
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/ http://www.nachalka.com/proekty
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"
Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".
Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Дом, в котором мы живём" для детей младшего школьного возраста школы-интернат 5 вида...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...