Выступление на педагогическом совете по теме: "Условия формирования коммуникативных УУД младших школьников"
учебно-методический материал
Текст выступления на педагогическом совете по теме: "Условия формирования коммуникативных УУД младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_formirovaniya_kommunikativnyh_uud_u_mladshih_shkolnikov.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования коммуникативных УУД младших школьников
Чернышова Вероника Вячеславовна
МБОУ гимназия им. Андрея Платонова
Учитель начальных классов
«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»–
В. Г. Белинский
В современной педагогической науке под универсальными учебными действиями понимается «совокупность способов действий учащихся обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».
Особое место при развитии всесторонней личности учащегося и его успешности в будущем занимают коммуникативные универсальные учебные действия. Это объясняется тем, что современное общество испытывает потребность в людях, способных выстраивать эффективное взаимодействие с другими людьми, способных занять активную позицию в организации своей и совместной деятельности, продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников взаимодействия.
Александр Григорьевич Асмолов (педагог, психолог) считает, что главным условием формирования коммуникативных универсальных учебных действий является квалифицированная подготовка учителей начальных классах в области формирования универсальных учебных действий, в т.ч. коммуникативных. В своей работе, по мнению автора, учителю необходимо соблюдать определенные требования по формированию коммуникативных УУД:
При обучении учитель должен сразу учитывать уровень овладения детьми коммуникативными навыками.
Обучение детей приемам работы в группе.
Развитие умения объективно оценивать работу своей группы и других групп.
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Родина Елена Евгеньевна (педагог) пишет о том, что сущность процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников заключается в целенаправленном последовательном обеспечении:
1) регулярной, распределённой во времени деятельности включенности учащегося в различные специально организованные ситуации коммуникации с другими участниками учебно-воспитательного процесса;
2) постановки, в соответствии с результатами рефлексии, дальнейших образовательных задач по развитию умений коммуникации обучающихся- в совместном обсуждении учащегося с учителем.
Другими словами, автор говорит о том, что условиями для формирования коммуникативных УУД являются включение учащихся в ситуации, требующие непосредственного речевого общения с учителем, одноклассниками, а также обсуждение ученика с учителем задач определенной деятельности.
Еще одним необходимым условием успешного формирования коммуникативных УУД является использование на уроке различных форм работы. Основные формы учебной коммуникации получили освещение в работах Алексея Алексеевича Леонтьева (философ, психолог, педагог).
Монологические формы речевой коммуникации:
Выступать с готовой заранее речью
Рассказывать
Пересказывать
Спрашивать и задавать вопросы
Сообщать
Отвечать на вопросы
Критиковать
Доказывать и опровергать
Диалогические формы речевой коммуникации:
Учебная беседа учителя и ученика
Учебная беседа в парах
Учебная беседа в группах
Дискуссия
Ответы на вопросы
Ролевая игра
Блиц-турнир
Защита проекта
Тамара Семёновна Комарова (доктор педагогических наук) и Александр Николаевич Савенков считают, что главным условием развития коммуникативных УУД младших школьников является организация на уроках коллективной деятельности. В связи с этим они разработали классификацию форм коллективной деятельности. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.
Рассмотрим каждый вид более подробно.
Совместно-индивидуальная форма организации коллективной деятельности является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Выполнение коллективной работы следует планировать заранее, так как чем раньше дети будут включены в решение совместной задачи, тем активнее будет их индивидуальная творческая деятельность. В конце урока все школьники принимают участие в анализе результата коллективной деятельности.
К достоинствам совместно-индивидуальной формы организации деятельности на уроке технологии относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ученика.
Совместно-последовательная форма предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ребенка становится предметом деятельности другого. Для того, чтобы все учащиеся могли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход учащихся с одного рабочего места на другое. Как правило, совместно-последовательная форма организуется тогда, когда перед учащимися стоит задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий. Эта форма коллективного творчества учащихся встречается довольно редко. Объясняется это, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением учителей о том, что этот вид исключает творчество.
Совместно-взаимодействующая форма деятельности является наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке технологии. Главная сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действий всех участников коллективной деятельности. Часто эту форму называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умение общаться в процессе восприятия и в практической деятельности.
Эта форма коллективной деятельности требует от каждого ученика
определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую
инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использование материалов и техники исполнения композиции. Таким образом, организация совместно-взаимодействующей формы коллективной формы способствует совершенствованию у учащихся опыта общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.
Вывод
Таким образом, выясняется, что педагогическими условиями формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников являются:
1. Квалифицированная подготовка учителей начальных классов в области формирования универсальных учебных действий. (А.Г. Асмолов)
2. Включение учащихся в специально организованные ситуации, требующие от детей непосредственного речевого общения с одноклассниками, учителем. (Е.Е. Родина)
3. Использование на уроках различных форм учебной коммуникации учащихся: рассказ, сообщение информации, дискуссия и т.д. (А.А. Леонтьев)
4. Организация групповой деятельности учащихся. (О.В. Чиханова)
5. Организация коллективной деятельности младших школьниках на уроке (совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая). (Т.С. Комарова, А.Н. Савенков)
При учете всех требований к созданию условий для формирования коммуникативных УУД, данные УУД могут формироваться на любом уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"
Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».
В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Формирование действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» (Учитель: Н.Л.Захарина)
Отчётное выступление на педагогическом совете школы по итогам работы а рамках областной экспериментальной площадке по безотметочному обучению....
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике включают большой интересный ...
Выступление на педагогическом совете по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»
Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие:– интеллекта;– эмоциональной сферы;– устойчивости к стрессам;– уверенности в себе...
Выступление на педагогическом совете по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В рамках обучения огромную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к ум...