Выступление на тему: "Основа любого современного урока в первом классе - это репродуктивный метод".
статья (1 класс)

Лавлинская Анастасия Евгеньевна

В современном образовании первостепенное значение имеет поиск эффективных методов и подходов к обучению, особенно на начальном этапе, когда дети только начинают свой путь в школе. Одним из ключевых методов, который лежит в основе любого урока в первом классе, является репродуктивный метод. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Основа любого современного урока в первом классе – это репродуктивный метод».

Автор: Лавлинская Анастасия Евгеньевна

учитель начальных классов МБОУ гимназия №2.

Репродуктивный метод обучения является наиболее популярным и приемлемым для многих учителей. С помощью такого метода деятельность направлена на получение знаний учеником, при этом он не должен проявлять особую активность, и образовательный процесс не требует никаких специальных условий.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определённое количество знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации, то настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у учащихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо и осваивать новые виды деятельность. В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму.

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М.И. Махмутовым и представлено в монографии «Современный урок» (1985 г.).

Исследованием понятия «урок», описанием его элементов можно найти в работах следующих авторов: Г.Д. Кириллова, В.А. Онищук, В.А. Зотов и др. Более многочисленная группа педагогов пишет только об отдельных элементах урока и его теории. Учитель получает частичные сведения об уроке (о требованиях у уроку, л структуре урока, о его анализе и т.д.).

В современной педагогической литературе встречаются различные определения понятия «урок». Но самое полное и верное по-нашему мнению определение предложенное В.А. Сластёниным: «Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».

Обратимся теперь к определению понятия «современный урок». В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

В наше время учителям предоставляется большой выбор использования на своих уроках методов и приёмов, для взаимодействия с учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Один из таких методов можно вполне считать основой современного урока в 1 классе.

Репродуктивный метод обеспечивает выработку у учащихся умений и навыков применения знаний по образцу или в сходной ситуации. Под репродуктивным методом подразумевается традиционное обучение согласно предварительно выданной инструкции и ранее полученных знаний. Технология такого обучения направлена на формирование знаний и умений обучающихся на основе готовых образцов и примеров, которые предлагает учитель. Целью этого метода является обучение основам предметной деятельности обучающихся. На практике это выглядит следующим образом: учитель предлагает задания, которые необходимы для обработки определённого навыка.

Репродуктивный метод сводится к следующим характерным признакам:

  1. знания предлагают в «готовом» виде.
  2. учитель не только сообщает знания, но и объясняет их.
  3. ученики усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их.
  4. прочность усвоения знаний и умений обеспечивает через их многократное повторение.

Сегодня репродуктивный метод обучения невозможен без использования наглядных, практических и словесных приёмов, поскольку они составляют его материальную основу. Ведь методы репродуктивного характера выстраиваются на принципах передачи информации при помощи демонстрации приемов, ярких и понятных речевых оборотов, картин, рисунков, презентаций и графических изображений.

В педагогике существует 3 метода, которые прекрасно сочетаются с репродуктивным методом:

  1. словесные методы предполагают информацию, которая воспроизводится с помощью речи. Для такого метода характерны контекст, чтение, лекция, конспектирование.
  2. ко второй группе относятся наглядные методы, позволяющие увидеть информацию на примере. К нему относятся различные презентации, схемы, таблицы, картинки. С помощью такого метода учителю становится гораздо легче донести информацию до ученика.
  3. к практической группе относятся задачи, к которым ученик имеет непосредственное отношение. Например, лепка, создание аппликаций. При этом у обучающихся есть четкий алгоритм того, как нужно делать работу.

На сегодняшний день репродуктивный метод активно используют в современных школах, он является универсальным для всех предметных областей. Метод по своему действию не направлен на проявление творческих и интеллектуальных способностей детей, а применяется для того, чтобы охватить все группы обучающихся по принципу восприятия учебного материала, вовлечь их в продуктивную образовательную деятельность и подготовить к восприятию самостоятельной деятельности.

Список использованных источников и литературы:

  1. Мишнева, Ю. И. Современный урок в начальной школе [Электронный ресурс] / Ю. И. Мишнева // Urok1. – 2010. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/577053.
  2. Алабушева, С. М. Наглядно-репродуктивный метод как основа подготовки по иностранному языку в начальной школе [Электронный ресурс] / С. М. Алабушева // Инфорурок. – 2019. – 8с. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/proekt-nagliadno-reproduktivnyi-metod-kak-osnova-p.html.
  3. Репродуктивный метод обучения [Электронный ресурс] // Викиум. – 2021. – Режим доступа: https://blog.wikium.ru/reproduktivnyj-metod-obucheniya.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальных классах. Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка.

Выступление на тему "Современный урок в начальных классах.  Поиск эффективных методов обучения на уроках русского языка" -  применение технологии проекта....

Выступление на пед. совете "Отличие современного урока от традиционного"

Презентация выступления  на пед. совете "Отличие современного урока от традиционного"....

Какой он - современный урок на первой ступени обучения

Какие требования предъявляет время к уроку, его структуре и содержанию, а так же к личности учителя. Обсуждение темы с коллегами на педагогическом совете....

Тема выступления на МО «Особенности организации современного урока в начальной школе».

laquo;…Образование, чтобы достичь своей целии для отдельного ученика и для общества,должно базироваться на актуальноми жизненном опыте отдельного человека…».Дьюи...

Выступление на педсовете "Требования к современному уроку"

Информация о том, какие предъявляются требования к современному уроку...

Выступление на педсовете "Требования к современному уроку"

В презентации отражены основные требования к современному уроку....

Выступление на педсовете "Технология проектирования современного урока с использованием интерактивных средств обучения»

 XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных тех...