Отчёт по самообразованию по теме: «Приемы проблемного обучения на уроках окружающего мира»
учебно-методический материал (4 класс)
Отчёт учителя начальных классов по самообразованию по теме: «Приемы проблемного обучения на уроках окружающего мира»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт
учителя начальных классов
Черновой Полины Дмитриевны
по самообразованию
по теме: «Приемы проблемного обучения на уроках окружающего мира»
В 2024/2025 году вышеобозначенная тема была выбрана с целью: «Раскрытие методики использования проблемных ситуации на уроках окружающего мира.».
Для реализации данной цели были намечены следующие задачи:
-проанализировать историю развития проблемного обучения;
-рассмотреть сущность и этапы проблемного обучения;
-разработать конспект урока с приёмами проблемного обучения.
Для реализации задач была проработана методическая литература авторов: БейзеровВ.А. Проблемное обучение.// Образование в современной школе.#8470;#1089;.48-52.;Стручкова Р. И. Применение технологии проблемного обучения на уроках истории в классах основного общего образования [Текст] / Р. И. Стручкова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. — № 4 (8). — С. 108–111.;Панкратова Н.В. Методические приемы создания проблемных ситуаций // Образование. Карьера. Общество. 2021. №3 (54). С. 61-62.
Выбор этой темы обусловлен несколькими важными аспектами: в условиях меняющегося мира ученикам необходимо уметь анализировать информацию, ставить и решать проблемы.Проблемное обучение предоставляет возможность развивать эти навыки на практике; повышение мотивации с помощью проблемных задач и ситуаций.Традиционные методы обучения могут не всегда вызывать интерес у детей; применение приемов проблемного обучения помогает интегрировать знания из разных предметов и формировать целостное восприятие мира.
Был проведен урок по окружающему миру в 3 классе, на тему: «Почва». На уроке был использован прием проблемного обучения. За 20 дней до урока учащиеся получили задание: замочить горох, вести дневные наблюдения за ним и делать необходимые записи. К данному уроку у учащихся сделана примерная запись (Таблица ).
Таблица – Записи для домашнего задания
31 октября | замочили горох, положили в сырую тряпочку, поставили в теплое место |
1 ноября | горох разбух |
2 ноября | появился беленький росточек |
3 ноября | росточек стал больше, крепче |
4 ноября | росточек врос в тряпочку |
5 ноября | появился бледно-зеленый росточек |
18 ноября | отстала чешуя, горох распался на 2 части |
19 ноября | росток сгнил |
20 ноября | росток и листочек пропали |
Урок начинается с чтения записей.
- Что же случилось? У всех ли такое явление?
- Да, у всех, - отвечают дети.
Учитель показывает детям банку со всходами гороха, посаженного в тот же день, 1 ноября в почву.
- Почему так хорошо пророс горох?
Ответы самые разные: «В банке теплее», «В банке свет, а в тряпочке темно», «В тряпочке нет питательных веществ, а в земле они есть».
Проблемная ситуация принимается учащимися, возникшее затруднение требует своего разрешения - это уже учебная проблема. Учащиеся высказывают свои гипотезы. В дальнейшем учитель умело управляет поиском учащихся, использует их наблюдения, проведенные во время экскурсии, дополняет ответы учеников, сообщает новые факты, направленные на обоснование выдвинутой гипотезы.
Вектор совершенствования форм и методов обучения в современной школе направлен на формирование исследовательских умений учащихся, поэтому применение проблемного обучения в начальной школе не теряет своей актуальности.
Проделанная работа показала, что уроки с использованием технологии проблемного обучения способствуют повышению уровня развития логического мышления, внимательности детей начальной школы, развитию познавательно-исследовательских способностей и самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"
Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...
Проблемное обучение на уроках окружающего мира в начальной школе.
Статья посвещена использованию проблемно-поисовой технологии в обучении оружающему миру...
Статья "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира"
В статье представлен теоретический материал, описывающий вопросы технологии и подготовки проблемного урока- урока "открытия" новых знаний, а также конспект урока по окружающему миру в 4 кл...
Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.
Доклад на тему «Применение технологи проблемного обучения на уроках окружающего мира». Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮ...
Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.
Презентация на тему "Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира"...
Статья" Возможности использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Описываются методы и приёмы проблемного обучения.,возможности его использования....
Статья на тему "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе"
Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе...