Отчет по самообразованию
учебно-методический материал

Шамрина Виктория Ивановна

Отчёт учителя начальных классов по самообразованию на тему: «Составление плана текста как возможность эффективной подготовки к написанию изложений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт

учителя начальных классов

Шамриной Виктории Ивановны

по самообразованию

Тема: «Составление плана текста как возможность эффективной подготовки к написанию изложений»

Цель: выявление особенностей методической работы над изложением в начальных классах.

Для реализации данной темы поставлены следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования;

2) разработать и провести диагностическое исследование с целью определения сформированности умений составления плана текста на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах;

3) подобрать комплекс упражнений, направленный на развитие умений составления плана текста.

Для реализации задач, проработана следующая литература Е.А. Бариновой, Т.А. Ладыженской, И.Д. Морозовой и др., проведен срез для выявления уровня знаний учеников и проведено занятия по теме «Что такое изложение?», «Обучающие изложение «Четыре желания» К. Ушинский», «Изложение В. Вольскому «Клесты»», «Изложение «Кошкин выкормыш» В. Бианки».

Учителям начальных классов хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной письменной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются ограниченностью мысли и языка, изобилуют речевыми ошибками.

В современном обществе одним из наиболее важных навыков является умение ясно и чётко, доступным языком излагать свои мысли, свободно общаться на интересующие темы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в современных условиях устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования. Одним из требований является формирование универсальные учебные коммуникативные действия, а конкретнее общение и развитие творческих способностей. Одним из способов формирования и совершенствования универсальных учебных коммуникативных действий, является работа над изложением.

Написание изложения - одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи обучающихся, которое, наряду с другими видами работ в начальной школе, учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности

Первой и самой главной задачей учителя на уроке работы с изложением, является подбор текста изложения. Учитель должен соотнести изучаемый языковой материал с языковыми средствами текста, обращая внимание и на то, к какому стилю относится текст, какие типы речи преобладают в нем. Лучшие тексты для изложений отличаются единством и замкнутостью содержания. Также текст изложения не должен быть осложнен без надобности большим количеством незнакомых учащимся собственных имен и терминов, требующих размышлений. Обстоятельственные разъяснения отнимают много времени на уроке, отвлекают внимание учащихся, сокращают время, предназначенное для изложения.  

В начальной школе текст изложения должен состоять: во втором класс - 30-40 слов, в третьем класс - 60-80 слов, в четвертом класс - 90-100 слов.

В работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся.

Работа на уроке будет включать несколько этапов в соответствии с тем, какая дидактическая задача в подготовке изложения решается:

1. Сообщение цели изложения.

2. Подготовка к восприятию текста.

3. Восприятие текста.

4. Анализ текста (содержательный, структурный, языковой).

5. Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.

6. Самоконтроль.

Программой написание изложений предусмотрено во 2-4 классах. Но уже в первом классе на уроках нужно включать упражнения, которые подготавливают к этому школьников, развивают речь. Для того чтобы работа не стала однообразной и скучной, необходимо использовать различные виды упражнений для формирования умений.

В работе был подобран комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие умений связной письменной речи младших школьников в процессе работы над изложением.

Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.

План – необходимая ступень любого речевого высказывания, его «каркас». Обдумывая свою речь человек всегда намечает основные этапы.

В начальных классах специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных изложений. В первом классе, как правило, роль плана выполняют вопросы учителя (так называемый вопросный план); во II классе план изложения составляется коллективно под руководством учителя, в III классе - в основном самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план (без подпунктов) из 3-5 частей.

Дети вначале составляют план на примере прочитанных рассказов и пересказывают их по плану, затем составляют план изложения. Полезным приемом обучения плану является выяснение, о чем нужно сказать раньше, о чем - дальше, о чем - потом, чем нужно закончить свой рассказ. План составляется в виде вопросов, в виде повествовательных полных и, наконец, в виде номинативных предложений. Могут составляться также смешанные планы.

Виды плана:

1.        Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.

2.        Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;

3.        Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.

Существует 4 этапа работы над словесным планом:

1. Чтение произведения;

2. Осмысление содержания произведения по вопросам учителя;

3. Деление текста на части, выявление границ каждой части, анализ каждой части; выявление главной мысли каждой части;

4. Озаглавливание.

С первого класса предлагается детям вопросный план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.

Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.

На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту.

Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста.

При составлении плана необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения;

2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

3. Должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной форме.

Работа над картинным планом также рассредоточена во времени. Учащиеся учатся устанавливать соответствие одной сюжетной иллюстрации частям текста. Далее предлагается несколько сюжетных иллюстраций. На последнем этапе предлагается картинный план ко всем частям.

Таким образом, при работе над изложением особое внимание нужно уделять составлению плана изложения и выделению опорных слов, словосочетаний.

Таким образом работа по развитию речи будет эффективной, если учитель систематически использует в своей практике подготовительные упражнения, различные виды изложений в соответствии с программой, оказывает индивидуальную помощь учащимся, качественно проводит работу по анализу детских работ. Также надо отметить, что нельзя упускать из вида ни один из этапов этой работы, чтобы подготовка велась комплексно и была максимально эффективной. Всё, начиная с подбора текста для предстоящего изложения и заканчивая анализом работ учащихся, должно быть заранее спланировано, каждый этап должен иметь свою цель, чётко сформулированные задачи. Только тогда эта работа приведёт к положительному результату.

Использованные источники:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Москва: Законы и Кодексы, 2017. – 160с. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
  2. Ивановой, И. И. Методика обучения письменной речи в начальных классах / Сост. И. И. Ивановой. – Москва : Педагогика, 2019. – 255 с.
  3.  Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения: методические рекомендации / И.Д. Морозова. – Москва : Просвещение, 2008. – 317 с. 
  4. Яценко, И. Ф.  Мастерская учителя // Сборник текстов для изложений. 2–4 классы / Сост. И.Ф. Яценко. – 3-е изд. – Москва. : ВАКО, 2019. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию по теме: «Методы и приёмы формирующие УУД младших школьников в процессе воспитания»

Технологии  РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качест...

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».

Отчет по самообразованию воспитателя ГПД Базалевской Елены Владимировны по теме: «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам»....

отчет по самообразованию

отчет на м/о по теме самообразования  "Здоровьсберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе"...

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников как способ положительной мотивации учения"...

Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

Отчет по самообразованию

Эта тема мне была интересна....