Программа по повышению воспитательного потенциала семьи
материал
Программа по повышению воспитательного потенциала семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_povysheniyu_vospitatelnogo_potentsiala_semi.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная целевая программа
по повышению воспитательного потенциала семьи
Разработана:
Т.Н. Абдуллина
С.В. Антипова
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Раздел 1. Концептуальные основы программы
- Цель и задачи программы
- Принципы реализации программы
- Предполагаемые результаты
- Критерии эффективности
Раздел II. Содержание программы
- Направления деятельности в реализации программы
- Основные методы и формы работы
Раздел III. Механизм реализации программы
- Этапы и сроки реализации программы
- Система межведомственного взаимодействия
- Организационная структура управления программой
- Материально – техническая база
- Кадровое обеспечение
Раздел IV. План – график выполнения программы
Список литературы
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов; растет число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.
Воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Для того, чтобы семья стала действительно стабильной, могла успешно выполнять свои социально – значимые функции, необходимы серьезное и всестороннее содействие семье, помощь и поддержка. Вместе с тем, на семью, ложится труд ее собственного формирования со всей ответственностью. Воспитательная функция не только важная составляющая семейного организма, но и основополагающая, так как именно она придает всем функциям семьи смысловое содержание, цель, суть которых в формировании полноценного человека – активного, самостоятельного, всесторонне развитого.
Об актуальности работы в сфере повышения воспитательного потенциала семьи гворит то, что родители признают недостаточность своих психолого – педагогических знаний, проблемы в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи, допускают серьезные просчеты и ошибки в воспитании детей, так как не осознают всей силы влияния на детей уклада жизни семьи. Имеют место неумение управлять собой, скрытый родительский авторитаризм, ведущий к неуважению личности ребенка, формирование комплекса родительской неполноценности по отношению к детям. Когда семья не справляется сама со своими функциями, ей необходима помощь.
2. Нормативно – правовая основа программы
Комплексная целевая программа по повышению воспитательного потенциала семьи разработана с учетом:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Семейного кодекса Российской Федерации;
- Кодекса РФ об административных правонарушениях;
- Конституции РФ
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
1. Цель и задачи программы
Создание социально – педагогических условий способствующих повышению воспитательного потенциала семьи посредством повышения психолого – педагогической культуры родителей. Программа направлена на решение следующих задач:
1. Изучить воспитательный потенциал семей учащихся в общеобразовательном учреждении.
2. Разработать курс мероприятий по повышению воспитательного потенциала семьи.
3. Создать благоприятные условия для осознания родителями ответственности за воспитание ребенка: ориентация его на общечеловеческие ценности, направленность всех воспитательных усилий на дальнейшую жизнь ребенка, учитывая те требования и трудности, которые предстоит преодолеть.
4. Объединить и в дальнейшем координировать усилия всех работников общеобразовательного учреждения, направленные на повышение воспитательного потенциала семей учащихся.
5. Внедрять современные методики работы с семьями учащихся.
6. Развивать партнерские отношения с органами государственной власти, с общественными и некоммерческими организациями в сфере решения проблем в воспитании детей.
2. Принципы реализации программы
1. Принцип компетентности – в работу с семьей должен вступать компетентный человек, знающий методику работы с родителями, умеющий их понимать и уважать.
2. Принцип искренности – специалист должен уметь строить диалоговые отношения, выстраивать доверительные отношения, говорить только то, что знает сам.
3. Принцип независимости и достаточности – специалист должен быть достаточным и независимым как личность, способным вовлечь родителей в работу.
4. Принцип совместной деятельности родителей и специалистов.
5. Принцип активности самих родителей – активность родителей сделает встречи более живыми, интересными.
6. Принцип соблюдения этических норм – специалист должен руководствоваться этическим кодексом социального педагога.
7. Принцип креативности – творческое отношение к делу.
3. Предполагаемые результаты
1. Повышение уровня информированности родителей о законодательной базе, нормативно – правовых документах федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующих деятельность учреждения в работе с семьей.
2. Эффективная организация мероприятий, направленных на правовое просвещение родителей.
3. Разработка и внедрение новых социальных технологий, форм и методов при работе с семьями учащихся общеобразовательной школы.
4. Повышение уровня воспитательного потенциала семьи.
5. Повышение уровня мотивации родителей к участию в воспитании детей.
6. Качественное изменение отношения родителей к вопросам воспитания.
7. Пропагандирование необходимости данных встреч среди родителей, испытывающие трудности в воспитании и развитии детей.
8. Развитие партнерских отношений с общественными и некоммерческими организациями в сфере решения проблем семейного воспитания.
4.Критерии эффективности
- Активное участие в реализации программы родителей, педагогов, психолога и др. специалистов.
- Рост числа родителей, желающих посещать занятия.
- Повышение уровня воспитательного потенциала семьи.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Направления деятельности в реализации программы
В соответствии с целью определяются направления реализации комплексной программы:
1. Работа с семьями будущих первоклассников. Данное направление комплексной программы предусматривает организацию социально – психологической помощи родителям, повышение уровня социальной адаптивности родителей и учащихся.
2. «Наше право». Работа по реализации данного направления программы предусматривает организацию мероприятий с целью повышения правовой грамотности родителей.
3.Информационно – образовательная деятельность. Данное направление комплексной программы предусматривает разработку и реализацию комплекса образовательно – воспитательных мероприятий в форме лекций, круглых столов, диспутов, дискуссий, тренингов, направленных на приобретение родителями правовых и психолого – педагогических знаний, что способствует повышению воспитательного потенциала семьи.
- Основные формы и методы работы
В процессе реализации программы используются разнообразные методы: ситуационные методы, беседы, проблемно – поисковые, метод демонстрации, наблюдения, объяснительно – иллюстративные методы, диагностические методы.
Формы работы:
- родительский лекторий;
- тренинговые занятия для родителей;
- семинары и лекции приглашенных специалистов;
- диспуты и дискуссии;
- работа в секциях;
- создание родительского патруля, осуществляющего контроль над поведением несовершеннолетних в вечернее время на закрепленной за школой территории.
- выпуск памяток, рекомендаций;
- родительский университет.
РАЗДЕЛ III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОРАММЫ
Программные мероприятия реализуются исполнителями в установленном порядке.
- Этапы и сроки реализации программы
Программа рассчитана на полтора года. Реализация мероприятий осуществляется в три этапа:
1. Организационно – диагностический.
2. Информационно – творческий.
3. Аналитический.
Продолжительность организационно – диагностического этапа один месяц. Наиболее продолжительным из этапов является информационно – творческий. Заключительный этап, аналитический, проводится в течении месяца.
2. Система межведомственного взаимодействия
В процессе реализации программы по повышению воспитательного потенциала семьи предусматривается взаимодействие с внешними службами по работе с семьей:
- Инспекция по дела несовершеннолетних (взаимодействия по вопросам, касающимся невыполнения родительских обязанностей, информирование по правовым вопросам).
- Медицинские и профилактические службы и организации города по вопросам информирования и профилактики различных негативных явлений.
- Общественные организации города (фонд родительской культуры «Поколение» и т.д.).
- Управление по опеке и попечительству. Отдел опеки и попечительства города (взаимодействие по вопросам, касающимся учащихся, оставшихся без попечения родителей, посредничество и представление интересов ребенка в решении споров родителей)
- Организационная структура управления программой
Работа по реализации программы включает взаимодействие администрации школы, воспитательных служб, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, узкие специалисты.
- Администрация: согласование, координация и утверждение работы.
- Воспитательная служба: проведение совместных просветительских мероприятий.
- Психолог: просветительская работа, помощь в кризисных ситуациях в семье.
- Классные руководители: составление паспорта семьи, осуществление обратной связи по разным вопросам, касающимся семей, взаимодействие по организации и проведению родительских собраний.
- Другие службы.
- Материально – техническая база
В образовательном учреждении сформирована материально – техническая база для реализации комплексной программы.
- Блок социально – психологической поддержки: актовый зал, информационные стенды, кабинет социального педагога, переносные стенды.
- Техническое оснащение: компьютерные кабинеты, интерактивные доски, мультимедиапроекторы, мобильные классы.
- Кадровое обеспечение
Школа полностью укомплектована кадрами и располагает специалистами необходимыми для реализации комплексной программы.
№ п/п | Должность | Количество единиц |
1. | Директор школы | 1 |
2. | Заместитель директора по ВР | 1 |
3. | Методист | 1 |
4. | Педагог - психолог | 1 |
5. | Социальный педагог | 1 |
6. | Классные руководители | 42 |
7. | Педагоги дополнительного образования | 7 |
РАЗДЕЛ IV. ПЛАН - ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
№ | Мероприятие | Целевая группа | Сроки | Исполнители |
1. Организационно – диагностический этап | ||||
1.1. | Диагностика семей:
| Родители будущих первоклассников, родители учащихся | Классные руководители, социальный педагог, классные руководители | |
2. Информационно – творческий этап | ||||
2.1. | Школа будущего первоклассника:
| Родители будущих первоклассников, родители учащихся | Учителя выпускных классов, социальный педагог, завуч I ступени, логопед, педагоги дополнительного образования, психолог. | |
2.2. | «Наше право»:
| Родители учащихся | Социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, классные руководители. | |
2.3. | Повышение психолого – педагогической культуры родителей.
Каков ваш семейный микроклимат? (анкета)
| Родители учащихся | Социальный педагог, психолог, классные руководители. Психолог, классные руководители. Классные руководители, социальный педагог, психолог. Классные руководители, врач – нарколог. Классные руководители, социальный педагог, психолог. Социальный педагог, классные руководители. | |
3. Аналитический этап | ||||
3.1. | Анализ проведенной работы | Семьи учащихся | Классные руководители, Социальный педагог, педагог - психолог. | |
3.1. | Разработка и издание буклетов для родителей и педагогов школы по проблеме повышения воспитательного потенциала семьи. | Семьи учащихся | Классные руководители, Социальный педагог, зам. директора по ВР. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. – М.: 2005.
- Дереклеева Н. И. Родительские собрания. – М.: 2004.
- Овчарова Р. В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности. – М.: 1994.
- Алексеева Л. С. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье. – М.: 1995.
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М., 2003.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М, 2000.
- Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: Сущность, причины, социально- правовая защита. – М., 1993.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. _ М., 2004.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Родители - в ответе за воспитание детей. Учебно – методическое пособие / по общ. ред. Шепициной Л.М. – СПб.: ИСПиП, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Инструментарий для осуществления социально – педагогической деятельности с семьями учащихся
Анкета «Взаимоотношения в семье»
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
- очень хорошими; хорошими;
- не очень хорошими;
- плохими;
- не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
- да;
- не совсем;
- нет.
- Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? (перечислите эти традиции)
- Как часто ваша семья собирается вместе?
- Ежедневно;
- по выходным дням;
- редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
- решаете сообща жизненные проблемы;
- занимаетесь семейно-бытовым трудом;
- работаете на приусадебном участке;
- вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
- обсуждаете вопросы учебы детей;
- делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
- каждый занимается своим делом;3
- допишите( ходим в бассейн, .
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
- да;
- часто;
- иногда;
- редко;
- не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
- непониманием членами семьи друг друга;
- нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
- отказом участвовать в семейных делах, заботах;
- разногласиями в вопросах воспитания детей;
- злоупотреблением алкоголем; 6) другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?
- примирение;
- обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
- прекращение конфликтов на некоторое время;
- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
- конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
- Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
- да;
- нет;
- иногда.
- Как реагируют дети на семейные конфликты?
А) переживают, плачут;
Б) становятся на сторону одного из родителей;
В) пытаются помирить;
Г) уходят из дома;
Д) замыкаются в себе;
Е) относятся безразлично;
Ж) становятся озлобленными, неуправляемыми;
З) пытаются найти поддержку в других людях.
- Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
1.2. Коррекционно-профилактическая работа с родителями
(Практическая разработка социально-психологической службы школы)
Кирпичики понимания
(Автор-составитель педагог-психолог Фисенко Е. Ю.)
А что если нам нарисовать ДОМ нашей мечты?! ДОМ, в котором тепло, уютно и радостно, где взрослые и дети живут во взаимопонимании, улыбаются друг другу, помогают и поддерживают в трудную минуту. Этот ДОМ— ваш Дом! В нем живете вы и ваши ДЕТИ, с которыми вам легко общаться, потому что доверяете и любите друг друга. Мы предлагаем вам отдельные кирпичики этого Дома, любой из которых, а лучше все сразу, вы можете использовать построения своих отношений с детьми.
Кирпичик 1. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, любите его не за то, что он умница, послушный или добрый, а за то, что он есть.
Кирпичик 2. Если вы видите, что вашему ребенку сейчас трудно обязательно помогите ему, но только в том случае, если он готов принять вашу помощь или просит о ней. Кирпичик 3. Обратите внимание на те слова, с которыми вы подходите к вашему чаду, когда хотите его о чем-либо попросить. Какую окраску они носят: позитивную, нейтральную или отрицательную? Позитивно выстроенные просьбы гораздо быстрее найдут отклик, а соответственно охотнее будут выполнены.
Кирпичик 4. Положительное отношение к самому себе — основа психологического выживания любого человека. Так стоит ли удивляться, что ребенок постоянно ищет и даже порой ему приходится бороться за него. Родители как никто другой могут помочь в этом, подчеркивая положительные качества характера и хорошие поступки ребенка. Кирпичик 5. Очень важным в общении с ребенком является доверие. Доверие помогает решить многие, казалось бы, неразрешимые, проблемы.
Кирпичик 6. Правила, в том числе и запреты, обязательно должны присутствовать в жизни вашего ребенка. Пусть это будут очень гибкие правила и их не должно быть очень много. Но раз они существуют, это значит, что их должны придерживаться все члены семьи. Кирпичик 7. Родитель имеет полное право предъявлять требования к своему ребенку и требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка (например, в еде, отдыхе, любви ...)
Кирпичик 8. Правильно выбранный тон, в котором родитель сообщает свое требование или запрет, поможет избежать лишнего напряжения в общении. Пусть это будет сказано в дружелюбно разъяснительном тоне, с очень весомыми аргументами.
Кирпичик 9. Правильно выбранные наказания, при возникновении такой необходимости, будут гораздо действеннее. Если ребенок провинился, лишите его чего-то хорошего, а не делайте плохое.
Кирпичик 10. Ваш ребенок — это личность со своими особенностями, некоторые из которых могут устраивать или не устраивать вас. Именно поэтому, лучше выражать свое недовольство поступком, а не ребенком в целом.
Кирпичик 11. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы на ваш взгляд они не были. Коли уж они возникли, значит, для них есть основания. Кирпичик 12. Недовольство действиями ребенка при его систематичности перерастает в неприятие ребенком претензий родителей.
Кирпичик 13. Большим помощником в деле построения взаимоотношений с вашим ребенком может служить хорошая книга. Среди таких книг назовем две: «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Гиппенрейтер и «Грамматика общения» Валентины Рахматшаевой. Это по-настоящему полезные и доступные книги, в которых вы не только найдете много полезных советов, но и упражнения, которые можно выполнять всей семье.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
АНКЕТА
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании того, какие знания окажут помощь взрослым людям в решении разнообразных проблем, с которыми они сталкиваются в жизни, в воспитании детей. Ваши ответы помогут организовать процесс обучения взрослых в соответствии с их реальными пожеланиями.
- Какие личностные качества вам хотелось бы развить в своем ребенке?
1) доброту, терпимость;
2)самостоятельность;
3) честность, правдивость;
4) образованность;
5) ответственность;
6) открытость новому;
7) способность идти на риск;
8) Стремление быть полезным Отечеству;
9) умение идти на компромисс
10) самосовершенствование.
.2. В какой степени вы испытываете потребность в знаниях, обеспечивающих следующие сферы жизнедеятельности человека?
Выразите, пожалуйста, степень потребности в знаниях в 5-балльной шкале, принимая за 5 баллов максимальное значение.
Сферы жизнедеятельности человека Степень потребности в знаниях
- — общественно-политическая жизн_________________________________
- — профессионально-трудовая сфера ________________________________
- — законодательство и право_______________________________________
- — финансы и экономика ________________________________________
5 — искусство и культура __________________________________________
- — наука и исследовательский поиск ________________________________
- — религиозная и нравственная жизнь _______________________________
- — передача накопленного опыта ___________________________________
- — общение с людьми _____________________________________________
- — воспитание и развитие детей ___________________________________
- — самосовершенствование ______________________________________
- - сохранение физического здоровья _______________________________
- — охрана природы _____________________________________________
3. Если бы вам пришлось составлять для себя образовательную программу, какие вопросы вызвали бы у вас наибольший интерес?
1— как помочь ребенку с выполнением уроков;
2— как сделать, чтобы ребенок меньше лгал;
3— как сделать, чтобы ребенок убирал в своей комнате;
4— как приучить ребенка быть ответственным;
5— как сделать, чтобы ребенок увлекался серьезной музыкой;
6— как помочь ребенку подтянуться по некоторым предметам;
7— как можно вместе учить иностранный язык;
8— как привить своему ребенку культурные и национальные традиции;
9— как научить своего ребенка быть добрым;
- - как строить общение с учителями своего ребенка;
- — как вести себя в конфликтных ситуациях;
- — как научиться защищать себя в различных опасных ситуациях;
- — как вести здоровый образ жизни.
- — как приобщить ребенка к чтению, к книгам;
- — как общаться с подростками;
- — как научить ребенка распоряжаться деньгами;
- — в какие игры полезно играть с ребенком;
4.Каким образом вы хотели бы получить интересующую вас информацию:
1) самостоятельно;
2) бесе6дуя с друзьями, знакомыми;
3) у специалиста, консультанта, приглашенного в школу;
4) на родительских собраниях в школе;
5) читая газеты, слушая радио;
6)Просматривая телевизионные программы;
7) в родительских группах по интересам.
5. Что вы обычно чувствуете, когда сталкиваетесь с совершенно новым для себя знанием?
1 —любопытство, интерес; 2 — трудно сказать; 3 — осторожность, выжидательность.
6.Ваша образовательная позиция?
1 — я постоянно работаю над собой, расширяю свой кругозор;
2 — я образовываю себя по мере необходимости;
3 — думаю, что время учебы у меня уже прошло.
7. Обведите, пожалуйста, кружком номера суждений, с которыми вы согласны
- Я постоянно осваиваю новые для себя стороны профессиональной деятельности.
- Для меня искусство является источником, позволяющим по-новому посмотреть на реальность
- Мне интересен опыт жизни многих людей.
- Мне приходилось в жизни менять профессию.
- Таинственная, мистическая сторона жизни вызывает у меня неподдельный интерес.
- Я считаю, что мой ребенок при выборе профессии должен думать о материальной обеспеченности.
- Есть книги, которые оказали на моего ребенка серьезное воздействие.
- Я доверяю только своему опыту.
- В жизни существуют нравственные законы, только люди не всегда видят их.
- Я хочу, чтобы мой ребенок получил высокий уровень образования.
- Мой ребенок далеко не такой, каким мне хотелось бы его видеть.
- Мне важно, чтобы профессия, которую выберет мой ребенок, была ему действительно интересна.
- Я считаю, что ребенок всегда должен выполнять то, что требуют от него родители.
- Я считаю, что мой ребенок может многого добиться в жизни.
- Я всегда стараюсь помочь другому человеку.
- Есть такая политическая партия, принципы и позиции которой я разделяю.
- Скорее всего, я человек верующий.
- Практически все решения, принимаемые в семье, мы обсуждаем с детьми.
- В нашей семье сохраняются и почитаются национальные традиции.
- Я хочу быть полезным своему Отечеству.
- К сожалению, школа, которую посещает сейчас мой ребенок, не способствует его нравственному развитию.
- Каждый ученик в школе должен получить опыт радости от своих достижений и успехов.
- Я делаю все, что требуется моему ребенку.
- Мой ребенок сам может справиться с возникающими проблемами.
- Самое главное для меня в жизни — мой ребенок.
- Я смотрю в мир с надеждой.
- Что вы хотите пожелать своему ребенку? Я хочу, чтобы мой ребенок_________
- С какими проблемами в развитии и воспитании детей вам чаще всего приходится сталкиваться?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Методика «Наказания в семье»
Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к появлению двуличности и лжи. Наказания детей в семье могут спровоцировать проявление агрессии и вседозволенности во взрослой жизни.
Родителям предлагается заполнить следующую таблицу:
№ | Вид наказания | Наказывали вас в детстве («+»,«- ») | Отметьте виды наказания, которые вы используете в воспитании | Отметьте саамы действенные из них |
1 | Ставили в угол | |||
2 | Прекращали общаться на длительный период времени | |||
3 | Применяли телесные наказания | |||
4 | Ограничивали свободу | |||
5 | Лишали любимого занятия | |||
6 | Читали бесконечные нотации | |||
7 | Стыдили при друзьях и знакомых | |||
8 | Оскорбляли и ругались | |||
9 | Лишали любимых лакомств | |||
10 | Ограничивали в покупках | |||
11 | Выгоняли из дома |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Тест «Мера заботы о ребенке»
Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к
своему ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.
Инструкция
Необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений
оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы
должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.
Шкала оценок
- - категорически не согласен
- - мне трудно с этим согласиться
- - может быть это и верно
- - совершенно верно, я с этим согласен Утверждения теста
- Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
- Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
- Маленького ребенка всегда следует держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
- Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
- ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.
- Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.
- У ребенка не должно быть тайн от родителей.
- Если мать не успевает уделять время воспитению детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец содержит плохо семью материально.
- Любовью родителей ребенка не испортить.
Ю.Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
11.главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
12.Мать - главное лицо в доме.
13.Семья должна жить под девизом: «Все лучшее детям».
14.3ащищать ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
15.Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.
Итоги
40 баллов и выше - все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были защищены. Однако вскоре это может вызвать его протест. Ваш ребенок лично зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.
25 - 40 баллов - вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Менее 25 баллов - вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Тест-опросник родительского отношения (ОРО)
Тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура опросника Опросник состоит из пяти шкал.
I.Принятие-отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание од какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
П.Кооперация. Шкала отражает социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
III.Симбиоз. Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
IV.Авторитарная гиперсоциализация. Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.
V.Маленький неудачник. Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Нужно по - больше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку «липнет» все дурное
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь со своим ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основные причины капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
- Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения моего ребенка.
43. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
47 Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку
- За строгое воспитание дети потом благодарят
- Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
- «Принятие—отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
- «Социальная желательность-нежелательность поведения»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
- «Авторитарная гиперсоциализация». 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
- «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Лекционный материал для использования при проведении родительского университета
Тема № 1. Повышение правовой культуры родителей.
Цели: помочь родителям осознать, что права ребёнка имеют силу
международного права;
познакомить родителей с различными группами прав их детей;
предложить родителям обсудить своё поведение в рамках выполнения Конвенции о правах ребёнка.
Полученную информацию разделить на три уровня:
- Знакомство с основными положениями Конвенции о правах ребёнка.
- Знакомство с различными группами прав ребёнка.
- Поступки родителей, последствия которых отразятся на будущем ребёнка, на формировании его будущей жизни.
Знакомим.
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно соблюдаться теми, кто его подписал. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной. Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребёнка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир.
Каждый ребёнок должен познакомиться с содержанием Конвенции о правах ребёнка (ребёнком ООН считает человеческое существо от рождения до 18 лет). А чтобы сориентироваться в большом количестве её норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:
- группа прав - безисные основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;
- группа обеспечивает семейное благополучие ребёнка (обязывает родителей заботиться о детях, государство - помогать детям, оставшимся без родителей);
- группа обеспечивает свободное развитие личности ребёнка (право свободно выражать своё мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);
- группа прав обеспечивает здоровье детей.
- группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. д.);
- группа прав призвана защитить ребёнка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы;
Обсуждаем.
Родителям предлагается по кругу высказать проблемы, связанные с осуществлением положения Концепции.
♦Жестокое обращение семье.
♦ Психическое насилие в семье.
♦ Злоупотребление родительскими правами.
Подводим итог.
Особое место в Конвенции уделяется обеспечению безопасных условий жизни в семье, этому посвящена ст. 19, п. 1: «Все государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, убого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке».
Если родители или лица, их заменяющие, совершают в отношении ребёнка противозаконные действия, квалифицирующиеся как уголовные преступления, то в этих случаях применяются соответствующие статьи УК России. Сюда, например, входят преступления против жизни и здоровья ребёнка (ст. 102, 103, 106, 108, 109, 112 и 113), половые преступления (ст. 117, 119, 120 и 121), оскорбление (ст.131). А также: оставление в опасности (ст. 127), вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, пьянство, занятия проституцией, азартными играми, а равно использование несовершеннолетних для целей паразитического существования (ст. 210), Склонение к употреблению наркотических средств (ст. 224-2), злоупотребление опекунскими обязанностями (ст. 124). Хотя эти действия можно рассматривать как злоупотребление родительскими правами, лица, виновные в них, должны привлекаться к уголовной ответственности, а не только лишаться родительских прав.
Защита жизни, физического и нравственного здоровья ребёнка предусмотрены также Кодексом о браке и семье (КоБС) России, ст. 59 которого говорится о лишении родителей или одного из них родительских прав, «если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным антиобщественным поведением, а также, если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами.
Разъяснение понятий, касающихся уклонения от выполнения родительских обязанностей или злоупотребление родительскими правами дано в постановлении № 9 Пленума Верховного Суда СССР от 07.1979 г. «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Уклонением родителей от выполнения своих обязанностей считается и то, что они не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии, обучении и подготовке детей к общественно полезному труду.
Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например, препятствие в обучении, в выполнении общественных поручений, склонение к попрошайничеству. Как говорится в ст. 60 КоБС «родители, лишённые родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком» (получение пособий, льгот по налогообложению), но не освобождаются от своих обязанностей по содержанию ребёнка.
Важным для защиты ребенка последствием лишения родительских прав является полное прекращение личного общения между ним и родителем, лишённым родительских прав. Выполнение этого условия возможно благодаря ст. 98 Жилищного кодекса РФ.
В Кодексе о браке и семье предусмотрены дальнейшие после отстранения родителей от воспитания ребёнка, действия по обеспечения ему безопасных условии жизни. Так, в статьях 119, 122, 123, и 126 говорится о целях опеки и попечительства, об обязанностях органов опеки и попечительства по временному устройству несовершеннолетних, порядке установления опеки и назначении опекуна.
Согласно ст. 120, ч. 3 КоБС осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возлагается на отдел народного образования.
Помимо лишения родительских прав ст. 64 КоБС предусматривает отобрание ребёнка у родителей по суду и передачу его на попечение органов опеки и попечительства без лишения родительских прав. Такое решение принимается судом в тех случаях, когда родители, хотя и оставляют ребенка без попечения, что создаёт опасность для его жизни, здоровья или воспитания, но вина их в этом не столь серьёзна, чтобы возбудить иск о лишении родительских прав. Например, если неблагоприятная для ребёнка обстановка в семье сложилась из-за психического заболевания, тяжёлых личных переживаний отца или матери, неблагоприятного стечения обстоятельств, неправильного поведения других членов семьи (дедушек, бабушек, братьев, сестёр).
При отобрании ребёнка по суду родители утрачивают все свои права, но не обязанности по отношению к отобранному ребёнку.
Если причины для отобрания ребёнка отпадут, то суд может вынести решение о возвращении его родителям.
Родители, оставляющие своих малолетних или больных детей, которые не в состоянии принять меры к самосохранению в условиях, представляющих опасность для их жизни, подлежат уголовной ответственности по ст. 127 УК РФ (оставление в опасности). Если ребёнок погиб из-за невнимания или пренебрежения его интересами, уголовная ответственность наступает по ст. 106 УК (неосторожное убийство). Опекуны, использующие опеку в корыстных целях или оставляющие подопечных без надзора н необходимой помощи, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 24 УК.
Определённые меры наказания родителей или лиц, их заменяющих, (в виде денежных штрафов) за невыполнение ими обязанностей по воспитанию и обучению детей и доведение детей до состояния алкогольного опьянения предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 164 и 163 соответственно).
Обязательным участником всех споров, связанных с воспитанием детей, являются органы опеки и попечительства: «При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должны быть привлечены органы опеки и попечительства» (ст. 65 КоБС). Это относится и к судебным процессам по лишению родительских прав и отобрания детей у родителей независимо от лишения родительских прав.
Жалобы и протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение 7 суток с момента провозглашения приговора (ст. 328 УПК). Ст. 329 УПК определяет порядок восстановления срока обжалования приговора суда.
В заключении хочется отметить, что только знание психолого-педагогической, медицинской и юридической сторон проблемы позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления в обществе.
Тема № 2: «Проблемы современной семьи (беседа).
Цель: 1) Выявить проблемы современной семьи.
2)Рассмотреть психогенетические особенности детей младшего школьного возраста.
Задачи. 1) Выяснить какие типы семей являются наиболее проблемными, какой стиль общения неприемлем при семейном воспитании.
- Показать, какие проблемы испытывает ребенок на начальном этапе обучения.
- Познакомить родителей с памяткой "разрушительное и поддерживающее выражения".
Проблемы современной семьи (беседа).
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Цельность личности определяется ее значимостью для общества и-зависит от воспитания. Главными воспитателями своих детей являются родители.
Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников/младших школьников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек, на детский садили школу. Они стремятся установить единые требования в семейном и общественном воспитании.
Существует много сложных проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Драматичные ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Не уменьшается пока число детей, от которых при их рождении отказались матери; возрастает количество матерей и отцов, лишенных родительских прав. В стране более 15 млн. неполных семей.
Важно при этом выяснить истоки зарождения таких явлений, как алкоголизм, пьянство, наркомания, пагубно влияющих на формирование ребенка.
Но вопреки имеющимся негативным явлениям продолжают развиваться и прогрессивные тенденции становления молодой семьи.
В настоящее время актуальной задачей продолжает оставаться индивидуальный, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов дела семьи и не только трудные, но и совсем благополучные в каких то конкретных, но важных вопросах. Особую группу (около 15 млн.) представляют неполные семьи. Причины этого социального явления различны, чаше всего это развод. При этом, как правило, ребенок остается с матерью. Если мать воспитывает ребенка без отца и ответственно относится к этому, она достойна уважения и внимания, доброго отношения. Ребенок, особенно школьник, всегда чувствует отношение окружающих к его маме, остро переживает проявление кем-то недоброжелательности. Если разведенная мать живет вместе со своими родителями, обстановка в доме более семейная, радующая детей Взрослым важно приложить все силы, чтобы дети, оставшиеся без отца не чувствовали себя ущемленными. Сдержанность, доброта и требовательность особенно необходимы. Ошибку допускают те матери, родственники, которые, жалея оставленного отцом ребенка, излишне балуют его, потакаю i неразумным желаниям.
Непроста и проблема встреч детей и отца, ушедшего из семьи. Как ни трудно это для матери, но встречи с отцом необходимы ребенку. Следует лишь предварительно обсудить этот вопрос, что возможно лишь при высоком культурном уровне отношений взрослых.
Родителям стоит учесть рекомендации детского врача -психотерапевта А.И. Захарова. "Как предупредить отклонения в поведении ребенка" - многолетняя медико-педагогическая работа с детьми помогла ему выяснить причины возникновения детской нервности, определить способы ее предупреждения и лечения. Ценные замечания у него есть и относительно проявления нервности и у детей из неполных семей.
Драматическая ситуация часто наблюдается в распавшейся семье у мальчиков старшего дошкольного возраста. Они страдают из-за того, что в семье нет молодого мужчины отца, отсутствует пример для подражания Девочки, наоборот, более переживают при расставании с отцом в младшем школьном возрасте, потере эмоционального контакта с ним. Позже они относятся к этому спокойно, отождествляя себя с образом матери.
При воспитании мальчика в условии неполной семьи мать не должна изнеживать его. Надо подчеркивать и развивать мужские черты, систематически поддерживать общение со сверстниками, родными, разрешать встречаться с отцом
Увеличение количества неблагополучных семей, неродных матерей и отцов - одна из актуальных проблем современности.
Для нашей действительности характерным является наличие семей с одним ребенком. Беспокойство педагогов связано с тем, чтобы не сформировать у этих детей равнодушия к окружающим, эгоизм, т.е. те черты, которые могут развиваться в семьях с большим числом взрослых, окружающих ребенка. Особенно ценно для семей с одним ребенком влияние коллектива сверстников детского сада, школы, единство воспитательных воздействий школы и семьи.
Для современной семьи актуальна проблема стиля отношений между членами семьи.
Существуют два противоположных типа семейного воспитания авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль.
Отношение супругов характеризуются властностью родителей (чаще отца). При лом они убеждены, что воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. В семьях такого типа нет дружного коллектива. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционачьно-положительного и осознанного отношения к правилу, требованию взрослого. В большей мере это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным (наказание, даже физические имеют место в таких семьях). В некоторых семьях этого типа как будто бы хорошо решаются ряд воспитательных задач, например, развитие у детей мышления, памяти, музыкальности, трудовых навыков и привычек. Однако замечено, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у этих ребят не проявляются: самостоятельность, инициатива, начало творчества. Факты говорят о том что, к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.
Демократический стиль семейного воспитания.
Родители являются организаторами жизнедеятельности всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья много поколенная) характеризуется взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях, демократического т ипа деятельными участниками жизни семьи, ее труда, отдыха очень рано становятся и дети. Отец и мать обсуждают вопросы, доступные детскому пониманию: кто из них и чем будет заниматься в дни отдыха; как они вместе с родителями будут готовиться к юбилею дедушки; что нужно сделать всем и каждому на приусадебном участке. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Дети знают слова "можно", "надо"7, "нельзя'". Демократический стиль дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, событиях окружающей общественной жизни. У детей формируется инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре, в учебе. При этом родители пользуются авторитетом у детей Наказания в таких семьях не применяется - достаточно порицания или огорчения родителей годи гели стремятся хорошо организовывать детскую деятельность, груд, игру, различные занятия. Демократический стиль семейного воспитания очень созвучен социальным задачам сегодняшнего дня.
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и форме отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой Родительская любовь к детям и ответное чувство к матери, отцу, бабушке, дедушке, своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые качества. Совместное проживание, общие заботы по дому - все это способствует выполнению семьей главной задачи - воспитания детей.
Но эти объективно существующие условия лишь тогда останутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для детей примером поведения дома ив общественных местах, они смогут организовать их жизнь, повседневный быт, игру и труд, полезные и интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психолого-педагогическими занятиями, мнениями, желаниями целенаправленно воспитывать детей), им удается успешно воспитывать детей.
Тема № 3: «Когда ребенок нуждается в помощи, и с чего ее нужно начать'? (беседа) Как устранить пробелы воспитания, возникающие при новом отношении к ребенку?» (тренинг)
Цель: 1. Выяснить, когда ребенок нуждается в помощи и с чего ее лучше
начать.
2. Разобрать проблемы, возникшие при воспитании ребенка.
Задачи: 1. Разъяснить родителям понятие " педагогическая запущенность"
- Попытаться совместно найти способы борьбы с " педагогической запущенностью"
- Рассмотреть пять типичных проступков детей, с которыми родители сталкиваются наиболее часто.
- Проанализировать результаты опросника "нарушение процесса воспитания в семье".
Когда ребенок нуждается в помощи и с чего ее лучше начать? (беседа)
Педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начинать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы. А еще хуже все вместе взятое, тяжелой ношей упавшее на мапенького человека. Но пока действуют причины, трудно избавиться от следствий.
Очень часто мы, взрослые, буквально наваливаемся на ребенка " всем миром" - папы и мамы, бабушки и дедушки, учителя и репетиторы. Иногда нами движет эгоистическое чувстве: пусть наитребенок будет не хуже других, а нам не будет за нею стыдно. Нас много, а ребенок один и очень хрупок в своем состоянии. Это "воспитательное взаимодействие", лишенное гуманизма, может усугубить положение ребенка. Во-первых, в состоянии психологического дискомфорта он не воспримет наши благие намерения, они покажутся ему враждебными. Во-вторых, в стремлениях своих сделать ребенка совершеннее нельзя сравнивать его, неблагополучного, с другими детьми. Ведь у каждого из них свои способности. Можно рассматривать достижения ребенка, лишь исходя из его собственных возможностей.
Многие родители, не зная тонкостей состояния ребенка, пытаются увеличивать время на занятия с ним, стыдят, ругают, упрекают, наказывают его, берут с него обещания исправиться, даже определяют сроки, не подозревая о том, что только подливают масла в огонь, т.е. усугубляют напряженность его эмоционально-психологического состояния. В таких случаях каждый взрослый, который близок к ребенку должен стать для него психотерапевтом. Снять чувства страха, неуверенности, неполноценности, незащищенности - самое главное. Но этого можно добиться, организуя также успех ребенка, трудный но такой необходимый для ощущения того, что он такой же. как все.
Совершенно очевидно что эточ процесс не гак прост, а победы не будут столь блистательными и очевидными как бы нам хотелось. Не вините в этом ребенка и не казните себя. Наберитесь побольше терпения и мужества. В случаях педагогической запущенности в детском возрасте безвыходных положений не бывает. Ребенок находился в норме, хотя нередки пограничные состояния, когда только специалист может точно поставить диагноз: отличить норму патологии и определить форму помощи ребенку. Но чаще всего мы имеем дело с совсем другими состояниями детей. Прочитав эту главу, они смогут сами разобраться в этих отклонениях, которые касаются педагогической запущенности. Эти знания тем более необходимы, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. Пока нервная система ребенка еще очень пластична, он зависит от взрослого, легко внушаем, пока его недостатки, вредные привычки не закрепились, не сформировался характер, можно добиться многого.
Но увы... Именно в это благодатное время мы отмахиваемся от грядущих проблем: «подрастет, поумнеет», «подрастет в школу, воспитают». Мы просто не воспринимаем их всерьез. К сожалению, потом часто бывает поздно.
Вашему ребенку, сыну или дочери от трех до десяти лет, но он не такой как, как его сверстники: есть серьезные трудности и воспитании; беспокоит непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность ребенка. Вызывают отчаяние его слабое развитие, не любознательность, пассивность. Плохие успехи в детском саду или в школе и еще очень многое. Однако, мнению педагога дефектолога и психоневролога, он здоров. В этом случае только вы сами можете помочь ребенку.
Прежде всего надо устранить нажим, взрослые ошибки: добрым, разумным, щадящим отношением, вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безвыходности) и только затем ( или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном его деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.
Очень важно в первую очередь родителям понять, что ребенок не виноват в затруднениях, в своем состоянии. Он не может достичь таких же высот, как его сверстники. В силу особенностей его развития, состояния его здоровья он нуждается в щадящей семейной педагогике - щадящий режим, щадящее питание и, главное, щадящее отношение. Особенно в этом нуждаются трудные дети с врожденными психическими и нервными заболеваниями, задержками развития или перенесшие черепно-мозговые травмы и заболевания мозга, имеющие эндокринные расстройства. Надо научиться вместе с ребенком радоваться каждому продвижению вперед, маленькому успеху, очередной удаче и переносить огорчения.
Как устранить проблемы воспитания, возникающие при новом отношении к ребенку? (тренинг)
Сегодня мы рассмотрим пять типичных проступков детей, с которыми родители сталкиваются наиболее часто.
1 Ложь.
Дети часто говорят неправду, когда им приходиться спрашивать Вашего разрешения на поступки, относящиеся к их жизни. При этом они готовы к тому, что Вы можете сказать "нет". Если Вы откажетесь от контроля за поведением ребенка в ситуациях, в которых он Вам лжет, ему будет уже непросто оправдать свою ложь. Если же Вы передали ребенку ответственность за пункты событий его жизни, и, тем не менее, его ложь продолжается, посмотрите: не провоцируете ли Вы ее, задавая ребенку вопросы, и не подкрепляете ли Вы ее, концентрируя на нем, когда он лжет, отрицательное внимание.
Не задавая вопросов, заменяя их .Я - высказыванием или просто молчанием. Вы прекращаете провоцировать ложь.
Но не забывайте, когда ложь прекратится, вы поймете, что беспокоила Вас не только сама ложь, как то, о чем Вам говорили неправду.
Он может врать Вам о своем посещении школы, или о краже Ваших ювелирных украшений или денег, и, если это событие относится к его жизни, передайте ему ответственность за это поведение, если нет - далее мы разберем, как поступать в таких случаях.
- Воровство.
Провоцировать воровство могут, как правило две причины (причем, как при первой краже, так и при последующих):
- Концентрация отрицательного внимания (задавая вопросы, ругая и наказывая);
- Небрежное хранение ценных вещей, которые могут украсть в следующий раз.
Сказать, что для пресечения повторных инцидентов родители должны исключить, по возможности, обе причины.
Они могут: 1) Использовать каждый случай воровства для того, чтобы начать заниматься своим любимым делом, объявив всем, что делают это для того, чтобы облегчить ту боль, которую доставила им крало. Здесь много открывается возможностей для творчества родителей.
2) Убедиться, что не провоцируют кражи, оставляя без
присмотра вещи, которые заманчиво украсть. Предложить сказать ребенку в
форме Я - высказывания:
"Я заметил (а), что пропала часть моих денег, поэтому теперь я буду убирать их".
И не забывать, что очень важно говорить о том, что Вас волнует, а не предоставлять кому бы то ни было догадываться об этом'
3) Убрать из взаимоотношений с ребенком проявления
отрицательного внимания, заменив их на пункт I
Этот пункт сделать наиболее трудно, но необходимо. Разобрать ситуации воровства у братьев или сестер. Предложить в этом случае не играть роль домашнего судьи, отругав или наказав злодея, а разъяснить пострадавшему изложенную выше стратегию. Это поможет ребенку справится с ситуацией гораздо лучше. Но в этом случае нужно подходить индивидуально, учитывая возраст и личностные особенности пострадавшего.
3. Пугающие заявления, оскорбления, сквернословие. Обсудите с родителями список и дополните его, если в этом есть необходимость.
- Говорит, что Вы не любите его.
- Говорит, что покончит с собой.
- Говорит, что убежит из дома.
- Говорит, что расправится с Вами во время сна.
- Оскорбляет вас.
- Нецензурно выражается.
Сказать, что подростки говорят это по двум причинам:
- В силу какой-то действительно существующей проблемы.
- Поэтому, что это выводит родителя из себя. Если это обусловлено первой причиной - предложить разобраться в проблеме. Если же действует вторая, то самое правильное - попробовать проигнорировать сказанное.
Услышав высказывания, угрожающие жизни родителей или ребенка, впервые необходимо отнестись к этому очень серьезно и предложить помощь. Если видится реальная опасность, сделать все, что возможно - может быть следует обратиться к психологу (психиатру) или в милицию. Если лее родители ; сделали все, чтобы ему помочь, а он продолжает высказываться подобным образом, не предпринимая ни каких усилий, чтобы решить свою проблему, то, возможно, он занимается вымогательством, провоцируя отрицательное внимание, или вынуждая таким образом отступится от принятой родителями позиции.
В данных ситуациях родителям неплохо использовать следующие приемы, дабы не уподобляться быку на корридах, для которого достаточно взмаха красной тряпки, чтобы вызвать реакцию:
- Постарайтесь не заводится. Если он не сможет заставить Вас дать реакцию - проблема появится у него.
- Убедитесь, что Вы не провоцируете данные действия, совершая их первыми.
Может быть, Вы отдавали приказания? Задали вопрос? Выразили недовольство? Содержала ли сказанная Вами фраза "ты"? Все это - провоцирующие стимулы.
4. Недружелюбие по отношению к родителям.
Ребенок при этом как бы говорит роди гелям: " Ты плохой. Обращайся со мной помягче, а то получишь".
Предложение родителям проверит!,, не провоцируют ли они подобное поведение, когда говорят с ребенком, пренебрежительно, рассерженно, несогласно. Не забывайте о законе: " Действие равно противодействию".
Разберите конкретную ситуацию, когда в ответ на нажим или агрессию по отношению к ребенку, он отвечает тем же. Помните, что ребенок имеет право на хорошее отношение к нему, равно как и родители.
Родителям необходимо осознать, что сама реакция на враждебность ребенка может провоцировать ее. Дело в том, что обращая внимание на мрачное настроение ребенка, родители, часто относят его в свой адрес, культивируя в себе чувство вины. Может быть, они и сделали что-то не так, но чаще ребенок просто занят своими переживаниями, или его молчаливость, склонность к уединению, скрытность могут быть качествами его личности, и тогда это нужно принять как норму. Ведь, по большому счету, подобное поведение не угрожает благополучию родителей и не мешает жить. Обсудить это суждение.
5. Злоупотребление хорошим отношением родителей.
Предложить несколька примеров того, как ребенок злоупотребляет тем. что
предоставляется ему родителями.
- Пользуется Вашей косметичкой и оставляет ее в беспорядке;
- Не убирает взятые у Вас пнструменты;
- Требует, чтобы, я заботилась-о нем( подавала обед^стирала ею вещи и т.д.), и не просит это вежливо и т.п. Список можно продолжить.
Разъяснить, что эти пункты схожи с тем, что именно сами родители
допускают подобные поступки детей.
Ответить на следующие вопросы:
"Если Ваш ребенок не возвращает деньги, занятые у Вас, продолжаете ли Вы
давать ему в долг?";
"Если ребенок плохо обращается с Вашим имуществом, даете ли Вы ему это
еще после первого нарушения?".
Сделать вывод о том, что, ничего не предприняв, чтобы изменить отношение ребенка, родители провоцируют его на подобные проявления неблагодарности.
Дайте типичную схему поведения родителей:
1) Ребенок добивае1ся какого-либо одолжения. 2) Родители делаю i это одолжение либо разрешая, либо не говоря ребенку "нет".
- Он злоупотребляет этим одолжением.
- Родители понимают, что их хорошим отношением злоупотребили, чувствуют себя рассерженными и снова делают то же одолжение.
Это происходит из-за представлений типа:
- Родитель принадлежит своему ребенку.
- Родитель не должен претендовать на что-то для себя.
- Хороший родитель должен всего себя отдать ребенку.
Чтобы не злоупотребляли хорошим отношением, надо научится не делать
одолжений. Для этого предложите подумать о способах, посредством которых ребенок добивается от родителей чего-либо.
Например:
"Мама, у нас закончился хлеб ".
"Папа, я возьму твои инструменты для починки велосипеда".
"Можно я заведу собаку?" и т.д.
Обсуждение.
Вот примерно ситуации,-в которых, сказав "да", Вы делаете одолжение ребенку. Обратите внимание, чувствуете ли Вы, что хотите сказать "да", или Ваши первым побуждением оказывается озабоченность тем, как выполнить просьбу ребенка. Вы, скорее всего, захотите сказать "да", если Ваши отношения с ним складываются хорошо. Если же ребенок постоянно злоупотребляет Вашим отношением, то Вы обязательно почувствуете, что хотите отказать. Поэтому снова обратитесь к голосу своего внутреннего Я и затем поступайте согласно era желаниям! если чувствуете расположение в отношениях с ребенком, скажите "да", если нет - откажите. Один раз скажите ему в форме Я - высказывания, что вы планируете делать, произнеся это в не напряженной дружеской форметгримерно так "Я буду делать тебе одолжение тебе только тогда, когда это будет по душе мне самому (ой) и когда я действительно захочу выполнить твои просьбы"
Как только появится следующий запрос-— остановитесь. Обратитесь к Вашему внутреннему Я и, если ответом будет "нет", скажите Вашему ребенку спокойным тоном "нет". Например: "Мама, можно я съем твои конфеты?" "Нет. Я хочу съесть их сама".
Здесь очень важно бытъ немногословными и избегать искушения давать объяснения, не основанные на собственных желаниях.
Домашнее задание.
Продумайте следующее:
1. Провоцировали ли Вы проступки ребенка:
Употребляя слова "ты", "твой", "твоя" и т.п.?
Задавая вопросы?
Отдавая распоряжения?
Выражая недовольство?
Делая пренебрежительные замечания?
Делая первым (ой) то же самое, чем Вы недовольны в Вашем
ребенке?
2. Подкрепляли ли Вы проступки ребенка после их совершения,
концентрируя на нем отрицательное внимание:
Ругая?
Наказывая?
Отчитывая?
Плача?
Расстраиваясь?
Тревожась?
Не задавайте ребенку этих вопросов в течение недели. Каждый разт когда
захочется задать вопрос, постарайтесь либо не говорить, либо выразить
его в форме Я - высказываний. Например:
Вместо:
Почему ты не здороваешься, когда я прихожу домой? Попробуйте:
Я чувствую, что мной пренебрегают, когда со мной не здороваются. Вместо:
Сделаны ли уроки? Попробуйте:
Ничего не говори (этот пункт целиком и полностью относиться к перечню событий ребенка)! Если ребенок по инерции продолжает врать, применить следующие приемы:
- Просто скажите "гм" и уйдите.
- Ведите себя так, как будто слушаете не своего, а соседского ребенка, рассказывая что-то, и даже если Вам кажется, то не выясняйте ничего, постарайтесь просто вежливо его выслушать.
3. Скажите: "Я чувствую себя неловко, так как мне кажется, что
меня обманывают, поэтому я хочу прекратить этот разговор". Напутствие.
Помните, что ребенок может отреагировать на это любым способом. Но если сказано "нет" - твердо стоять на своем, и если ребенок продолжает настаивать, терпеливо выслушать, а затем повторить отказ. Время терпения закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ
Цель собрания: выявить потенциальные возможности семьи в воспитании детей. Задачи собрания:- способствовать формированию адекватной, гибкой и прогностичной родительской позиции и уста...
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
Презентация «Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы»
Презентация к выступлению на МО классных руководителей...
Выступление "Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы"
Материал для выступления по теме "Семья"...
Программа по повышению воспитательного потенциала семьи
Программа по повышению воспитательного потенциала семьи...
Доклад для МО «Повышение воспитательного потенциала семьи в условиях современного образования»
Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, комп...
Родительское собрание "Повышение воспитательного потенциала родителей"
Родительское собрание в формате тренинга по повышение воспитательного потенциала родителей. С памяткой по правилам отношений к своему ребёнку....