Родительское собрание "Повышение воспитательного потенциала родителей"
методическая разработка
Родительское собрание в формате тренинга по повышение воспитательного потенциала родителей. С памяткой по правилам отношений к своему ребёнку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание по повышению воспитательного потенциала | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Воспитательный потенциал семьи»
Тема: «Воспитательный потенциал семьи».
Форма проведения: обучающий семинар. Родительский семинар проводится в форме групповых занятий, на которых присутствуют один или оба родителя. В работе используются следующие приемы: лекция, групповая дискуссия, анонимные трудные ситуации.
Цель: осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.
Задачи:
1. Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.
2. Получить опыт разрешения воспитательных проблем в результате «погружения» в типичные для семьи воспитательные ситуации.
3. Предоставить родителям информацию, предупреждающую возможные воспитательные затруднения.
Оборудование: чистые листы бумаги, листы цветной бумаги для записывания проблем по воспитанию ребенка.
Ход родительского собрания:
Вступительная часть:
Классный руководитель: сегодня мы проведем родительское собрание в форме семинара по теме «Воспитательный потенциал семьи». Мне бы очень хотелось, чтобы то, что мы обсудим сегодня на семинаре, было полезно и важно для вас, и вы нашли способ применения изученной информации в повседневной жизни.
Упражнение №1.
Предлагаю нам всем вместе выполнить одно упражнение. Но есть одно очень важное условие. Вы должны внимательно слушать инструкцию по выполнению упражнения, и вы не должны смотреть на то, как кто-то другой будет выполнять данное задание. Перед каждым из вас на столе лежит лист. Все листы одинакового размеры, одной формы, качества и цвета. Сейчас вам необходимо выполнить следующие действия: сложите лист пополам. Оторвите правый верхний уголок. Опять сложите лист пополам. Снова оторвите правый верхний угол. Сложите лист пополам. И еще раз оторвите правый верхний уголок.
Теперь я предлагаю вам раскрыть свой лист. Сейчас я прошу вас найти среди всех полученных результатов точно такую же работу, как и у вас. Нашли? (Родители отвечают, что не нашли.)
Классный руководитель: А почему?
Варианты ответов поступают самые разные, и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу, что одинаковых людей нет, поэтому и результаты получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Классный руководитель: Вот так и наши дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Основная часть:
Упражнение №2. Авторитет родителей
При воспитании стоит помнить о том, что, примером для поведения детей является модель поведения родителей. По этой причине необходимо, чтобы мать и отец не были лишены авторитета в глазах своего ребенка. Суть авторитета состоит в том, что он принимается как бесспорное достоинство родителя и не требует доказательств.
Способны ли взаимоотношения родителей оказывать влияние на ребенка? Однозначно, взаимоотношения родителей оказывают влияние на процесс формирования личности ребенка. То, как и каким образом вы общаетесь, взаимодействуете между собой, как ведете себя по отношению друг к другу и своему ребенку. Например: если ребенок будет воспитываться в семье, где непринято выражать свои эмоции, у него могут быть проблемы с выражением собственных эмоций и чувств. Но даже в том случае, когда человек осведомлен о собственных недостатках, их бывает неимоверно сложно исправить, поэтому родителям следует быть более осознанными и осторожными в своем поведении. Авторитет – может быть организован в каждой семье. Родители выступают в роли авторитета, когда своей моделью поведения, реакциями и отношением к определенным событиям, воспитывают ребенка. А.С. Макаренко говорил родителям: «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... Все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями».
Чтобы создать осознание непоколебимости определенных жизненных ценностей у детей, родителям необходимо уметь показывать своим детям, какие эмоции и чувства они могут вызвать. А, когда старшие что-то запрещают сегодня, но разрешают завтра, ребенку становится понятно только одно: совсем не важно, что я делаю, главное, в каком настроении находится мой родитель. Поэтому, если вы чувствуете, что не способны преодолеть себя, то следует заранее обговорить этот вопрос ребенком и придумать свои правила и нормы поведения.
Помните о том, что младший школьник, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Находите хоть 15 минут в день, которые вы целиком и полностью посвятите своему ребенку. Проведите время вместе, поговорите с ним, почитайте книжку или расскажите историю, узнайте, что происходит в его жизни и что его беспокоит. Ребенку это необходимо. Интересуйтесь его увлечениями, друзьями, учёбой; не отталкивайте его, если он просит вашего внимания и, если он хочет с вами поиграть.
Если ребенок вас не слушается, то это может быть сигналом о том, что в его глазах у родителей нет авторитета. А уважение нужно заслужить своими действиями, своим образом жизни. Заставить ребенка подчиняться намного проще. Но при таких действиях родители вместо авторитета просто перейдут на авторитарный стиль воспитания, а у него могут быть очень опасные результаты. В этих семьях дети испытывают глубокий дефицит семейного внимания, привязанности и любви. Это так называемые деструктивные, неблагополучные семьи. Они отличаются от семей с положительным потенциалом. Авторитет — это сочетание заботы и требовательности. Детей нужно любить и в то же время следить за тем, чтобы дети вели себя прилично, в том числе по отношению к своим родителям. Если дети подвергают своих родителей испытанию, родители должны проявить твердость. Однако помните, что требования без заботы воспринимается как давление, забота без требований не вызывает уважения. Авторитет снижается и теряется, когда родители требуют без заботы и, более того, издеваются над ребенком.
Упражнение № 3. «Капли дождя»
Обучение и воспитание — это взаимосвязанные процессы. Осуществляя эти процессы, мы сталкиваемся с трудностями. Перед вами на доске туча, пока из нее не выпало ни одной капли. Я прошу вас на капельках, которые лежат перед вами, написать проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в воспитании своих детей. Когда будете готовы, то прикрепите капли на доску. Родители написали проблемы, с которыми они сталкиваются
Классный руководитель: теперь, мы можем сделать вывод: проблемы есть и их надо решать.
Упражнение №4. Обсуждение жизненных ситуаций.
Дети перенимают от своих родителей очень многое, а еще сильнее на детей влияют слова их родителей. И порой даже сказанное невзначай или не со зла выражение в адрес ребенка, откладывается в его подсознании. А во взрослой жизни всплывает в виде ситуации, нередко влияющий на его жизненный путь. Предлагаю вам, уважаемые родители, небольшое задание. Суть его - в сопоставлении возможных вариантов поведения родителей по отношению ребенка в разных жизненных ситуациях.
Задание: прочитайте ситуации и соотнесите ответы родителей ребенку с вариантом реакции взрослых.
Негативный вариант реакции взрослых.
Позитивный вариант реакции взрослых.
Родители обсуждают долгожданный отпуск и выбирают, куда поехать отдыхать. У взрослых абсолютно разные позиции, они высказываются друг другу и нервничают. Ребенок пытается высказать свое мнение.
Возможные варианты реакции родителей:
- Это тебя не касается!
- А как ты думаешь?
Обсуждаемая в семье ситуация.
Ребенок поссорился со своим очень близким другом и пытается поделиться с родителями своей проблемой, узнать у них совет. Но им некогда, они дописывают важный отчет для работы.
- Ты как всегда не вовремя!
- Я тебя обязательно выслушаю и со всем помогу, но чуть позже.
Обсуждаемая в семье ситуация.
Родителям мальчика позвонил тренер с замечанием на ребенка. Они начали злиться и не слушают ребенка, который пытается объяснить, что произошла ошибка, и он не виноват.
- Уйди с глаз моих долой!
- Расскажи мне всё, и мы вместе разберемся.
Классный руководитель: подводя итог этого упражнения, попрошу вас помнить о том, что детям очень нужна поддержка родителей. Конечно, бывают ситуации, когда вы заняты, но всегда можно дать позитивный ответ ребенку, ведь для всех это очень важно. Относитесь к детям с понимаем, чаще интересуйтесь их мнением и внутренними переживаниями.
Заключительная часть:
Чтобы воспитание детей было успешным и помогало развитию личностных качеств ребенка, необходимо объединить усилия педагогов и семьи. Вы также как и учителя, можете оказывать значительное влияние на формирование универсальных учебных действий у своих детей. Уважаемые родители, помните, что вы воспитываете детей не только советом, но и личным примером. Обращайтесь с детьми с добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца. Развивайте свой воспитательный потенциал и становитесь лучшей версией себя. Спасибо вам за участие в нашем семинаре. Пожалуйста, возьмите с собой памятки, которые, лежат на ваших столах. Они будут напоминать вам основные принципы отношений родителей с детьми.
Приложение №1
Памятка для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воспитательного потенциала в МОУ Александроневская сош
Программа по воспитательной работе в школе....
Презентация "Воспитательный потенциал урока"
Презентация использовалась при выступлении на методическом семинаре в школе. Каждый урок должен нести воспитательный потенциал для развития личности младшего школьника....
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ
Цель собрания: выявить потенциальные возможности семьи в воспитании детей. Задачи собрания:- способствовать формированию адекватной, гибкой и прогностичной родительской позиции и уста...
Воспитательный потенциал школьных традиций
Из опыта работы транслирую свою педагогическую деятельность на протяжении последних 20-ти лет. ...
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
Протоколы родительских собраний. «Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения»,"Причины и последствия детской агрессии", "Первая отметка и как к ней относиться"
Протоколы родительских собраний. «Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения»,"Причины и последствия детской агрессии", "Первая отметка и как к ней относиться"...
Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...