Отчет по самообразованию по теме: «Использование динамических пауз на уроках математики с целью укрепления здоровья младших школьников»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: "Использование динамических пауз на уроках математики с целью укрепления здоровья младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт
учителя начальных классов
Фроловой Ксении Алексеевны
по самообразованию
по теме: «Использование динамических пауз на уроках математики с целью укрепления здоровья младших школьников»
В 2024-2025 учебных годах выше обозначенная тема была выбрана с целью укрепления здоровья младших школьников благодаря проведению динамических пауз на уроках математики. Для реализации данной цели были выделены следующие задачи: 1) повысить свой теоретический, научно- методический уровень в области использования здоровьсберегающих технологий в учебном процессе; 2) разработать ряд динамических пауз для проведения на уроках математики в начальной школе, привязанных к теме уроков.
Здоровье человека - тема, актуальная во все времена, но в XXI веке она приобретает первостепенное значение. Сейчас особое внимание уделяется здоровью и благополучию детей. Все большее число детей, приходящих в школу, уже имеют те или иные заболевания. В период обучения в школе здоровье детей еще больше ухудшается из-за возрастающей год от года нагрузки. Поскольку физическое и психическое здоровье ребенка во многом зависит от условий среды, в которой он находится, и поскольку 70% времени бодрствования ребенок проводит в учебных заведениях, школа не может позволить себе не использовать методы укрепления здоровья на протяжении всего общеобразовательного процесса. Отсюда появляется потребность в использовании учителем здоровьесберегающих элементов, таких как динамические паузы во время учебного процесса.
Известно, что 45 минут урока достаточно сложное дело не только ученику начальной школы, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Динамические паузы представляют собой короткие перерывы, которые проводятся на уроках для того, чтобы обучающиеся могли отдохнуть, расслабиться и привести свой ум в более продуктивное состояние. Они также помогают ученикам переключить внимание, активизировать мышление и улучшить концентрацию.
Динамические паузы имеют несколько видов, которые могут быть использованы на уроках математики в начальной школе. Одним из наиболее популярных методов является физическая активность, такая как упражнения на растяжку или простые физические упражнения. Это помогает разогнать мышцы, улучшить кровообращение и подготовить организм к новым заданиям. Предлагаемые упражнения для физкультминутки непосредственно вплетаются в темы уроков математики. Так, например, при изучении чисел первого десятка ученики, познакомившись с определениями и закрепив первично материал, для проверки усвоения могут выполнить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет число меньше 10, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если больше – влево.
Важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой геометрические фигуры. Необходимо мысленно раскрасить их поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Еще одним способом динамической паузы является проведение коротких игр или заданий, которые активизируют ум и развивают логическое мышление. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.
Также эффективным методом динамической паузы является проведение медитации или релаксации. Это помогает ученикам успокоиться, сосредоточиться и снизить уровень стресса. Например, упражнение “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение можно повторить несколько раз.
Важно помнить, что динамические паузы должны быть организованы в течение урока регулярно, чтобы обучающиеся могли максимально эффективно усваивать материал и сохранять интерес к учебному процессу. В итоге, использование динамических пауз на уроках математики в начальной школе способствует повышению учебной мотивации, улучшению академических результатов и формированию позитивного отношения к учебе.
Использованные источники
- Антропова, М. В. Здоровье младшего школьника / М. В. Антропова. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 125 с.
- Бутова, С. В. Оздоровительные упражнения на уроках / С. В. Бутова // Начальная школа. – 2006. - №8. – С. 98.
- Зыкова, О.В. Мотыженкова, А. А./ Здоровый ребенок, основы формирования здоровья детей/Учебное пособие. - Оренбург, 2013. – 137 с. 7.
- Казначеев, В. П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В. П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации».- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 23 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного проце...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»
Педагогический проект на тему: "Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"...
Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья младших школьников
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Обр...
Самообразование по теме "Использование дидактических игр на уроках математики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14552277","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14552284","...
Повышение двигательной активности посредством танца с целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников
Статья об использованиии здоровьесберегающих технологий...
Отчет по самообразованию по теме: «Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе»
Данная тема актуальна, так как в настоящее время в мире повышается насыщенность информацией. Актуальной задачей школы становится развитие у учащихся умений самостоятельно отбирать и оценивать получаем...
Отчет по самообразованию на тему: "Использование проблемных заданий на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся".
Современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а развивать функционально грамотную личность, которая способна использовать, приобрет...