Комплексная краткосрочная программ летнего оздоровительного лагеря "Затейники"
материал
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным прибыванием детей "Путешествие в Страну Маленьких и Больших Открытий". Возраст детей от 7 до 17лет. Программа нацелена на создание развивающих и образовательных условий по средствам погружения воспитанников в сюжетно ролевую игру смены, обеспечивающуу развитие интеллектуального, творческого потенциала и активной жизненной позиции детей и подростков пришкольного лагеря. Вся игра делится на три этапа: 1. "Открытие сезона". 2. "Приключения и подвиги". 3. "Возвращение домой". В программе предусмотрена система самоуправления и стимулирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_sosh9.docx | 90.39 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ Г. МИНУСИНСКА
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
662606, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Тимирязева 9 А, тел. 4-11-17, shkola9@minusa.ru
Согласовано: _______________________ _______________________ _______________________ |
|
Комплексная краткосрочная программа «Путешествие в Страну Маленьких и Великих Открытий»
летнего оздоровительного лагеря «Затейники»
с дневным пребыванием детей и подростков на базе
МОБУ«СОШ № 9».
СОСТАВИТЕЛИ
Титаренко Е.Н.
Була О.Г.
Тарачкова М.А.
Целевая группа: дети 7-17лет
Срок реализации: 01.06 2024 г. – 26.06. 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ ……………………………...3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..……………………………………………..6
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ..………………………………………...…7
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ..……………………………………………………….7
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ЛЕГЕНДА СМЕНЫ……….9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………….10
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ..…………………………..…..19
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ…………………………………………….….20
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА..…………………………………….…..20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………….. 21
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Информационная карта программы
Полное название программы | Комплексная краткосрочная программа «Радужное путешествие» школьного лагеря «Затейник» с дневным пребываниемдетей и подростков на базе МОБУ «СОШ № 9». |
Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) | Дети, обучающиеся в МОБУ «СОШ № 9», в возрасте от 7 до 17 лет, 204 учащихся. |
Сроки реализации программы | С 01.06.2024- 26.06.2024г., 1 смена |
Глобальная цель | Создание условий по организации летнего отдыха и оздоровления детей, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную общественно значимую деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей. |
Цель программы | Создание развивающих и образовательных условий по средствам погружения воспитанников в сюжетно ролевую игру смены, обеспечивающую развитие интеллектуального, творческого потенциала и активной жизненной позиции детей и подростков пришкольного лагеря. |
Задачи | 1)Развивать ключевые компетенции у детей и подростков через организацию интеллектуальной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности в процессе смены. 2) Содействовать приобретению опыта положительного нравственного поведения воспитанников, включая их в социокультурные практики дружеском взаимодействии детей и взрослых; 3)Способствовать формированию у детей и подростков стремления к здоровому образу жизни, через активную спортивно-оздоровительную деятельность пришкольного лагеря. 4) Включить детей и подростков в систему социально-значимых мероприятий пришкольного лагеряпо воспитанию основ российской гражданской идентичности и активной гражданской позиции личности. 5) Формировать положительное отношение родителей к работе органов школьного самоуправления и привлекать их к участию в этой деятельности. |
Направление деятельности | Естественно-научная, физкультурно- спортивная, художественная, техническая, туристико–краеведческая, социально-гуманитарная деятельность, эколого-краеведческая деятельность, профилактика ДТП и пропаганда ПДД, ППБ развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности. |
Краткое содержание программы | Реализация цели и задач осуществляется по программе ««Путешествие в Страну Маленьких и Великих Открытий»» в форме сюжетно ролевой игры-путешествия на воздушном шаре, а остановки выстроены по направлениям деятельности смены, которые предназначены для раскрытия личностного потенциала, творческих возможностей и талантов школьников. Каждая остановка это определенный цвет радуги. Дети зажигают цвета радуги одно за другим, участвуя в соревнованиях, конкурсах, КТД, проектах и других мероприятиях смены. Всего в игре будет семь остановок. Каждая остановка будет иметь индивидуальную направленность: естественно-научную, художественную, физкультурно-спортивную, туристико-краеведческую, социально-гуманитарную, техническую и др. Вся игра делится на три этапа:
В программе предусмотрена система самоуправления и стимулирования. |
Ожидаемый результат | 1. Приобретение новых знаний и умений в процессе интеллектуальной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности (разучивание песен, игр, составление проектов) 2.Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой итрудовой деятельности, социальной активности. 3.Укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков, их максимальное оздоровление. 4.Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. 5.Удовлетворѐнность родителей летним отдыхом детей |
Место реализации | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, расположенный по адресу: г. Минусинск, ул. Сургуладзе, 4 |
Количество, возраст учащихся | 204 учащихся с 7 до 12 лет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за учебный год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание комплексной краткосрочной программа «Радужное путешествие» школьного лагеря «Затейник» с дневным пребыванием детей и подростков. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Занятость детей в летний период была и остается одной из актуальных проблем. Лагерь с дневным пребыванием детей является, с одной стороны,формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального, творчества ребенка.
Актуальность программы «Путешествие в Страну Маленьких и Великих Открытий» обусловлена тем, что при её реализации каждый участник программы или повысит уровень знаний об истории края, проявит свои творческие способности, почувствует себя частью коллектива с позитивными целевыми установками. Программа позволит выявить способности детей, даст возможность детям почувствовать себя частью общего «Мы», которое объединяет их.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения коммуникативных навыков и жизненного опыта.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях школьного лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.
Краткая характеристика участников программы
В лагере создано 9 отрядов: 25 человек. Есть дети из семей, нуждающихся в особой защите государства: многодетных, неполных, одиноких матерей, стоящие на учете в СОП. Возраст детей от 7 до 12 лет.
Цель программы.
Цель – развитие социально-активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
- содействовать развитию у ребёнка навыков социализации, выстраивания взаимодействия внутри коллектива и с окружающими людьми посредством познавательной, игровой и коллективной творческой деятельности;
- познакомить детей с культурными традициями многонационального народа Российской Федерации;
- формировать положительное отношение ребёнка и детского коллектива к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье;
- способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности: самообслуживания и безопасной жизнедеятельности;
- формировать интерес ребёнка к дальнейшему участию в программе социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» и проектах Российского движения школьников.
Предполагаемые результаты программы:
- положительное отношение ребёнка к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт и здоровье;
- получение ребёнком положительного опыта взаимодействия друг с другом и внутри коллектива;
- проявление ребёнком интереса к различным видам деятельности (творческой, игровой, физкультурно-оздоровительной, познавательной);
- проявление ребёнком базовых умений самостоятельной жизнедеятельности: самообслуживание, бережное отношение к своей жизни и здоровью, безопасное поведение.
Сроки реализации программы: июнь 2024 года.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Программа летнего оздоровительного лагеря «Затейники» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников при выборе содержания и форм деятельности;
- принцип событийности общелагерных дел и мероприятий, т.е. значительности и необычности каждого события как факта коллективной и личной жизни ребёнка в детском лагере;
- принцип включения детей в систему самоуправления жизнедеятельностью детского коллектива, направленный на формирование лидерского опыта и актуализацию активного участия в коллективных делах;
- принцип конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей, уважения личного мира каждого ребёнка.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Легенда смены
Игровая модель смены
Описание игровой модели смены
В основе игровой модели смены лежит путешествие ребят в неизвестную Страну Маленьких и Великих Открытий (далее – Страна Открытий, Страна). Путешествовать по неизвестным местам возможно только сплочённой командой, поскольку жителям этой Страны требуется помощь. Поэтому задача ребят – создать такую команду, успешно пройти все испытания, составить карту Страны и таким образом помочь жителям сохранить их главные сокровища.
Каждый день начинается с нового открытия – новой локации Страны Открытий. Путешествовать по Стране и открывать тайны помогают её невидимые жители, которые общаются с ребятами при помощи книги. Для педагога книга является инструментом поддержки игрового сюжета. От лица невидимых жителей педагог предлагает ребятам поучаствовать в том или ином событии, отвечает на их вопросы, даёт подсказки в виде элементов карты Страны, по которой ребята путешествуют.
Погружение в игровую модель начинается с первых дней смены. Ребята получают информацию о лагере, его территории, а также своей командой путешественников представляют творческую «визитку» и знакомятся с другими ребятами. По итогам первых двух дней смены ребята находят волшебную книгу, которая становится их гидом в путешествии. На первой странице книги они видят послание от жителей Страны, в котором ребят просят о помощи: «...для того, чтобы страна Маленьких и Великих Открытий существовала долго и о ней никто не забыл, а жители и их друзья были счастливы, необходимо раскрыть все её тайны». Остальные страницы – чистые. Однако «волшебным образом» книга будет помогать ребятам общаться с жителями Страны. Этой книге можно задать вопрос, и она ответит, а может наоборот, сама дать небольшое задание или поручение, пригласить ребят в игру или на экскурсию, дать подсказки, которые направят ребят к разгадкам тайн. Чтобы путешествие было успешным, необходимо всем вместе договориться о правилах, которые нужно выполнять, и познакомиться с традициями Страны, в которую отправляются путешественники (тематический час отряда «Открывая страницы интересной книги», который проходит во второй день смены).
На протяжении основного периода смены ребята постепенно раскрывают тайны, знакомятся с играми, легендами, забавами, традициями, народными промыслами, узнают о величии природного и национального богатств Страны.
День летит за днём, и путешествие подходит к завершению. А с ним и вопросы: смогли ли ребята помочь жителям Страны Маленьких и Великих Открытий, получилось ли собрать карту этой страны, можно ли теперь назвать отряд настоящей командой? И что это за Страна, по которой они путешествовали столько дней? На эти вопросы ребята отвечают вместе со своим вожатым/учителем в рамках дел десятого тематического дня смены. Ребята ещё раз вспоминают, как и где они путешествовали, собирают части карты воедино и приходят к выводу, что всё это время путешествовали по родной России. А невидимые жители, которые оставляли им свои послания – это их друзья, их семьи и жители России. И вот, разгадав все тайны, которые скрывались в волшебной книге, ребята готовы к новым свершениям.
Ярким моментом завершения смены становится совместно организованный праздник. Подводя итоги смены, ребята вспоминают о своём удивительном путешествии, о знакомстве и общении с невидимыми жителями, о раскрытых тайнах и загадках, которые скрывала в себе волшебная книга, а также о совместном празднике. И чтобы всегда вспоминать и радоваться интересно прожитому лету, ребятам предлагается сделать афишу-коллаж, которую они разместят в классе в своём отрядном уголке.
Организационный этап характеризуется запуском игровой модели. Знакомством ребят друг с другом. С предлагаемой игровой деятельностью. Основными этапами игры, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом.
Основной период смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этой этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности игры и квесты, КТД, конкурсы, соревнования.
Заключительный этап. В конце путешествия ребята возвращаются домой. Отряды полностью собравшие «Цветик-семицветик» будут считаться победителями. Отрядам будут вручаться дипломы, а детям грамоты.
Система мотивации и стимулирования детей
Главной мотивацией участия детей в игре-путешествии выступают элементы карты, которые отряд собирает на протяжении всей смены. По итогам путешествия ребята складывают их воедино. Ведения отдельной рейтинговой таблицы не требуется, так как деятельность отрядов не предполагает конкуренции. За участие в отдельных конкурсах, соревнованиях, играх отряды могут получать дипломы и грамоты, а при необходимости и возможности – сладкие призы.
Индивидуальная система стимулирования участника смены может быть разработана и введена на усмотрение педагога, работающего с отрядом. В качестве рекомендаций: ребёнка можно награждать индивидуально грамотами, дипломами, небольшими медалями за конкретные достижения. Но если педагог считает, что необходимо ввести систему стимулирования внутри своего отряда, то она должна дополнять игровую модель, а не идти вразрез с ней.
За победы и достижения в мероприятиях вручаются:
- грамоты;
- дипломы;
- поощрительные призы;
- сладкие призы.
Структура самоуправления
Для организации самоуправления в начале смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере «Затейники» - Радужное собрание – совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы. Дружное собрание выбирается на определённый срок. Сменяемость актива позволяет учить детей не только управлять, но и уметь подчиняться.
В течение смены проходит малый совет сбор представителей каждого отряда обсуждение итогов дня, обмен информацией. На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов, проходит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:
Начисление баллов:
- трудовой десант – 10 баллов максимально;
- активное участие отряда на зарядке 1балл
- подготовка и участие в мероприятии - 10 баллов максимально;
- 1 место в любом мероприятии – 15 баллов;
- 2 место – 10 баллов;
- 3 место – 5 баллов.
- поддержание чистоты в отряде
Снятие баллов:
- опоздание на мероприятие – 5 баллов;
- оскорбление друг друга – 3 балла.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав МОБУ «СОШ №9»
- Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы Управления образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
- Материально- технические ресурсы
Наименование ресурса | Область применения(использования) |
Спортивное оборудование | Спортивные занятия, игры |
Настольные игры, канцтовары, технические средства (музыкальный центр, электронная доска, проектор, фотоаппарат) | Развивающие и образовательные занятия |
Транспорт (школьный автобус) | Выезды, организация экскурсий и т.д. |
Игровая комната Актовый зал Спортивный зал Игровая площадка на воздухе для проведения подвижных игр Столовая, библиотечный фонд. | Коллективно- творческие дела, концерты, праздники, театрализованные представления, соревнования, игры в дождливую погоду |
Призы, сувениры, грамоты, дипломы | Награждение воспитанников за участие в различных мероприятиях |
- Кадровые ресурсы
Наименование ресурса | Совместные действия по реализации программы |
Начальник лагеря с дневным пребыванием | Планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы пришкольного лагеря, несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время работы пришкольного лагеря, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности, осуществляет расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, распоряжается имуществом пришкольного лагеря и обеспечивает рациональное использование финансовых средств, несет ответственность за свою деятельность перед администрацией школы, ведет документацию. |
Старший воспитатель | Организует воспитательную деятельность, осуществляет связь с культурно-просветительскими, спортивными управлениями, заключает договора с УДО, проводит ежедневные линейки и учебу отрядных вожатых, совместно с вожатыми реализует коллективные, творческие мероприятия с детьми, пополняет сценарно-методическую базу пришкольного лагеря. |
Вожатые | Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;организует обязательное участие отряда во всех общелагерных, культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях. |
Воспитатели | Руководит и контролирует работу в отряде на период деятельности лагеря, несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере, следит за дисциплиной, режимом дня, соблюдением личной гигиены, проводит инструктаж по ТБ, ПБ для детей, информирует детей и родителей о правилах, нормах и традициях пришкольного оздоровительного лагеря, организует участие детей во всех лагерных, отрядных мероприятиях, ведет контроль за приемом пищи |
Музыкальный работник | Осуществляет воспитательную деятельность по плану лагеря, проводит мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности, несет ответственность за жизнь и здоровье детей «во время их пребывания в лагере, отвечает за музыкальное воспитание детей, разучивание песен, караоке. |
Руководитель физической культуры | Осуществляет физкультурно-оздоровительную работу в лагере, согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия: утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут на открытом воздухе: закаливание и другие процедуры; групповые занятия физкультурой; общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы; спортивные соревнования и праздники, следит за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности, несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время пребывания в лагере. |
Руководитель изобразительной деятельностью | Развитие творческих способностей через занятия изобразительной деятельностью |
Кружок информационной грамотности | Развитие творческих интересов обучающихся в двух аспектах: основ информатики, освоение программ Paint, PowerPoint |
Медицинский работник | Систематически наблюдает за состоянием здоровья детей, особенно за детьми с отклонениями в состоянии здоровья (группа щадящего режима), информирует начальника детского оздоровительного лагеря, вожатых, спортивных инструкторов о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья, проводит ежедневно амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи заболевшим; активно выявляет заболевших детей, своевременно их изолирует, при возникновении несчастных случаев оказывает первую медицинскую помощь и осуществляет транспортировку в ближайший стационар. Осуществляет контроль за организацией питания детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдения сроков реализации, технологией приготовления, качеством готовой пищи, санитарным состоянием пищеблока, мытьём посуды, осуществляет систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории пришкольного лагеря, за соблюдением привил личной гигиены детьми. Принимает активное участие в организации здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, осуществляет медицинский контроль за организацией физического воспитания детей, следит за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, осуществляет систематический контроль за проведением оздоровительных мероприятий, в том числе закаливающих процедур — воздушные и солнечные ванны, купание и др., участвует в подготовке прогулок, экскурсий (осмотр детей, ознакомление с маршрутом, местами отдыха, проверка одежды, обуви, наличия головных уборов), ведет медицинскую документацию. |
Обслуживающий персонал | Организуют питание, гигиеническую обработку помещений |
- Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
- коллективные творческие дела;
- творческие мастерские;
- индивидуальная работа;
- тренинги;
- деловые и ролевые игры.
Формы организации работы в лагере
- Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
- Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
- Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.
- Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.
- Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
- Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
- Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
- Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
- Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов России.
- Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий.
ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений:
Физкультурно – спортивное направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; - Выработка и укрепление гигиенических навыков; - Расширение знаний об охране здоровья. | - Утренняя гимнастика (зарядка) - Спортивная игры на спортивной площадке. - Подвижные игры на свежем воздухе - Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода») - Беседы, лекции «Мое здоровье» (с использованием ИКТ) | - Социально - активная личность, физически и психически здоровая, обладающая духовно-нравственными качествами |
Художественное направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
- Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт. -Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд. - Развитие творческих способностей детей. | -Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков) -Конкурсные программы («Праздник лета») -Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!», «Законы воспитанного человека») -Игровые творческие программы («Кто во что горазд») -Концерты -Творческие игры на занятиях в кружках -Выставки, ярмарки | -Развитое чувство прекрасного. Умение найти себя в творчестве. Массовое участие в культурном досуге. |
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Естественно-научное направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
-Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; -Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. | -Экскурсии, походы -Беседы, лекции «Территория безопасности» -Викторина «Край мой Красноярский» | -личность, свободно общающаяся со старшими и сверстниками |
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Социально-гуманитарное направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
- Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; -Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. -Приобщение к духовным ценностям российской истории. | - Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!» - Посещение школьного музея - Подвижные народные игры (Лапта, городки); - Игра-вертушка «Россия – моя страна!» - Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья», | - личность, любящая своюбольшую и малую родину, готовая защищать интересы своего Отечества |
Туристико- краеведческое направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
- формирование знаний о видах туризма; - расширение кругозора учащихся, знаний об экологических проблемах; - привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности | - экскурсии; - однодневные туристические походы -конкурсы рисунков; - экологические десанты; - викторины; - путешествия; - беседы; - фенологические наблюдения | -развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, воспитание экологической грамотности, рационального природопользования, |
Основы безопасности жизнедеятельности
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
- сформировать основные правила личной безопасности - обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей - воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту | - Инструктажи по технике безопасности - Беседа о вредных привычках - Конкурс рисунков на асфальте - Создание плакатов | - Овладение начальными знаниями, умениями и навыками в области безопасности жизнедеятельности |
Работа кружков в лагере
Название кружка | Направление деятельности | Режим работы |
« Волшебная мозайка» | Творческое | Вторник пятница |
«Мегабит» | Финансово-экономическое | Вторник пятница |
«Белая ладья» | Спортивное | Вторник пятница |
«Весёлые нотки» | Музыкальное | Вторник пятница |
«Спортивные танцы» | Творческое | Вторник пятница |
«Волшебный компас» | Эколого- краеведческое | Вторник пятница |
«Русские народные игры» | Спортивно -оздоровительное | Вторник пятница |
Техническое моделирование | Творческое | Вторник |
«ЮИД» | Профилактическое | Вторник пятница |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
• Эмоциональное состояние детей;
• Личностный рост;
• Физическое и психологическое здоровье;
• Приобретение опыта общения со сверстниками;
• Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
• Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
• Удовлетворенность детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
- Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, составление проектов).
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Личностный рост участников смены.
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
- Лидерские способности.
- Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
- Умение общения с взрослыми.
- Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
- Видение ошибок и умение находить пути их исправления;
- Уважение мнения других.
Педагоги стараются создать атмосферу комфортности для каждого ребенка
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
2.Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. ⁄ Школьный летний лагерь – М.:ВАКО,2004.
3.Летний лагерь на базе школы /Авт.-сост. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко, С.И. Лобачева, Е.И.Гончарова. – М.:ВАКО, 2007. – 336с. –(Мозаика детского отдыха).
4.Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
5. Шмакова С.А. Игры шутки игры минутки М. 1992г
6.Маленькая страна: методические рекомендации по организации профильной смены- Владивосток: Всероссийский детский центр «Океан». 2006г.
7. https://ped-kopilka.ru/letnii-lager/scenari-meroprijatii-v-letnem-lagere.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
День | Мероприятие | Ответственные |
1 июня (суббота) День знакомств и встреч | 1.Торжественное открытие лагеря «Затейники» открытие смены «Путешествие в Страну Маленьких и Великих Открытий». Линейка – старт. Поднятие Флага. 2.Минутка здоровья 3.Игровой час «Играю я – играют друзья» (организация работы детских отрядов) 4.Посещение праздника (ЦКР филармония «Ура, каникулы») «День защиты детей», площадь у фонтана 5. Проведение инструктажей по ПДД, ТБ, ПБ | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре |
3 июня (понедельник) День общения (Погружение в игровой сюжет смены) | 1. Линейка 2. Минутка здоровья 3. Медосмотр «Мой рост, мой вес» 4. Работа в отрядах (разучивание девиза, речевки и отрядной песни) 5. Игры на свежем воздухе. 6. Творческая встреча «Знакомьтесь – это мы!» | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре |
4 июня (вторник) День дружбы (Национальные игры и забавы) | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3. Время отрядного творчества (разучивание национальных игр) «Национальные игры и забавы» 4. Игровая программа «Мы одна команда» | ст.воспитатель воспитатели инструктор музыкальный работник |
5 июня (среда) День танца | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3.Хакасский драматический театр (10.30) 4. Танцевальный марафон «Тому, кто танцует – светит солнце» | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре музыкальный работник |
6 июня (четверг) «Там на неведомых дорожках» | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3.День русского языка. 4.Литературная викторина «Проделки Ученого кота» по мотивам сказок А.С. Пушкина 5.Показ сказок-инсценировка «Там, на невиданных дорожках…» 6 .Работа кружков по интересам.(с10 до 12ч.) | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре музыкальный работник |
7 июня (пятница) День мудрецов. | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3. Конкурс «Ларец народной мудрости» 4.Игра в поисках клада. (Игры на свежем воздухе) 5.Выставка « Природа и фантазия»(хлам,арт) 6. Научное ШОУ | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре музыкальный работник |
8 июня (суббота) Национальные и народные танцы | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3.Танцевальный час «В ритмах детства» (в отрядах дети разучивают танцевальный флешмоб) 4. Игры на свежем воздухе 5.Танцевальная программа «Танцуем вместе» | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре музыкальный работник |
10 июня (понедельник) День экологии | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3. Игровая программа «В гостях у старика лесовика» 4.Игры по интересам или на свежем воздухе. 5.Создание плакатов и рисунков на асфальте «Спасаем матушку природу» | ст.воспитатель воспитатели вожатые инструктор по физической культуре музыкальный работник |
11 июня (вторник) День России | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3.Игра-викторина «Россия- Родина моя!» 4.Квест «День России» 5.Конкурс рисунков на асфальте «Россия Родина –моя» | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре |
13 июня (четверг) «Прикладное творчество и народные ремесла» | 1.Линейка. Минутка безопасности «Движение по улицам и дорогам» 2.КВЕСТ «Движение первых» 3.Минутка здоровья 4. Цирковое ШОУ 5. Игра по станциям «Твори! Выдумывай! Пробуй!» (ролики, самокаты) | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре |
14 июня (пятница) День спорта | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3.Открытие спартакиады 4.Игры на свежем воздухе Соревнования по мини-футболу 5.Создание плакатов «Безопасность на воде» | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре |
15 июня (суббота) Великие изобретения и открытия | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3.Научное шоу (10часов) 4.Соревнования между отрядами «Юный шахматист» 5.Научно познавательные встречи «Мир науки вокруг меня»(в отряде) 6.Конкурсная программа «Эврика» | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре музыкальный работник |
17 июня (понедельник) Я и моя семья. | 1. Линейка 2. Минутка здоровья 3. Творческая мастерская «Подарок моей семье» 4. Квест «Краски Холли» 5. Гостиная «Ими гордится страна» | ст.воспитатель воспитатели вожатые инструктор по физической культуре |
18 июня (вторник) День кино | 1. Линейка 2. Минутка здоровья 3.Игры на свежем воздухе 4. Конкурс на лучшую фотография и на лучшего фотографа. 5. «Теле-еле –обозрение» (Музыкальные пародии на известные телепередачи) 6. 3 Д кинотеатр | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре |
19 июня (среда) «Открываем тайны великой страны, 90 лет Красноярскому краю» | 1. Линейка 2. Минутка здоровья 3. Тематический час «Открываем Россию, 90 лет Красноярскому краю» 4. Лазертаг по отрядам. 5.Праздничная танцевальная программа «В кругу друзей». | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре музыкальный работник |
20 июня (четверг) «День рекордов» | 1. Линейка 2. Минутка здоровья 3. Работа кружков по интересам.(с10 до 12ч.) 4. Лазертаг. 5.Спортивный час 6.Флешмоб «Делай с нами! Делай, как мы ! Делай лучше нас!!!» | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре |
21 июня (пятница) Мои увлечения | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3. «Мир твоих увлечений»- рассказы детей о своих хобби. Выставка. 4.Посещение Пожарной части 5.Шоу «Мыльных пузырей», 3Д кинотеатр | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре |
22 июня (суббота) День памяти и скорби | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3.Митинг «Люди мира, на минуту встаньте!» 4. Конкурс инсценированной военной песни. 5. Возложение цветов к памятнику победы. | ст.воспитатель воспитатели инструктор по физической культуре |
24 июня (понедельник) Я и мои друзья | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3 Планетарий 4.Большая командная игра «Физкультура –Ура» | ст.воспитатель воспитатели культуре музыкальный работник |
25 июня (вторник) «Я и моя – Россия» | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3.Игры на свежем воздухе. 4.Подготовка к концертной программе, посвященная закрытию лагеря «Создаем праздник вместе» | ст.воспитатель воспитатели музыкальный работник |
26 июня (среда) «Выход из игрового сюжета» | 1.Линейка 2.Минутка здоровья 3.Инструктаж по ТБ на каникулы 4.Концертная программа, посвященная закрытию лагеря «Нас ждут новые открытия» 5.Награждение отрядов за участие. | ст.воспитатель воспитатели музыкальный работник |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Организации-партнеры программы
№ | Организации-партнеры | Совместная деятельность по реализации проекта | ||
Краеведческий музей им. Мартьянова, ул. Ленина, 60, тел. (39132)22297 | Организации досуга: проведение экскурсий, тематических мероприятий | |||
Музей декабристов, ул. Обороны, 59, (39132)20054 | ||||
Картинная галерея, ул. Ленина, 77, (39132) 21829 | ||||
Филиал детской библиотеки № 6, по Сургуладзе, 17, 8 (39132) 29 225 | ||||
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА МРФ ПО ДЕЛАМ ГО И ЧС, ул. Обороны, 2, 8 (39132) 51670 | Организация мероприятий, участие в совместных акциях по профилактике и пропаганде ПБ | |||
ОГИБДД МУВД «Минусинское», ул. Суворова, 46, (39132) 51376 | Организация мероприятий по профилактики детского дорожно– транспортного травматизма и пропаганде ПДД, противодействие употреблению наркотиков, алкоголя и др. психоактивных веществ | |||
Минусинский драматический театр, Подсинская улица, 75, 2-03-50, 2-23-35 | Организации досуга: просмотр спектаклей, кинофильмов, мультфильмов | |||
Кинопарк «Альянс», Октябрьская ул., 83, 2-17-85, 5-12-06 | ||||
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Минусинская городская детская поликлиника», ул. Ванеева, 6, 8(39132) 2-62-52 ординаторская: 5-36-55 | Обеспечение и координация работы по медицинскому обслуживанию детей и подростков на уровне школы | |||
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзорапо Красноярскому краю в г.,ул.Комарова, 1, 8 (391-32) 5-70-88, 2-69-70 | Осуществление контроля за здоровьем воспитанников и работников летнего лагеря, организация прохождения сан.минимума в ЛОУ работниками | |||
Минусинская комплексная детско-юношеская спортивная школа,ул. Октябрьская 71, тел. 39132 50939 Минусинскаяспортивная детско-юношеская школа общего развития по борьбе «дзюдо», ул. Красных Партизан, 37, 8(39132)2-13-48 | Реализация программы дополнительного образования физкультурно-спортивного направления |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета
личностного роста
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
8. Что ты рассказываешь дома о лагере?
9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
10.Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
11.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
12.Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
13.Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Распорядок дня лагеря
1 | Прием детей | 8.30 – 8.45 |
2 | Линейка | 8.45 – 9.00 |
3 | Зарядка | 9.15 – 9.30 |
4 | Завтрак | 1 поток 9.30 – 9.45 2 поток 9.45-10.00 |
5 | Отрядные мероприятия, занятия в кружках | 10.00 – 12.15 |
6 | Оздоровительные процедуры (прогулки, спортивные игры на свежем воздухе, экскурсии) | 12.15 – 13.00 |
7 | Свободное время (подведение итогов дня, выпуск отрядных газет) | 13.00 – 14.00 |
8 | Обед | 1 поток 14.00 –14.15 2 поток 14.15-14.30 |
9 | Уход домой | 14.30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....
Программа летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ Куропатинской СОШ
Программа летнего лагеря, план-сетка на смену...
программа летнего оздоровительного учреждения при МОУ СОШ
Разработка программы летнего оздоровительного учреждения,планы мероприятий на две смены летнего лагеря при образовательном учреждении...
Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Солнышко"
Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Солнышко"...
Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Радуга"
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха ...