Мастер-класс "Приёмы активации познавательной деятельности на уроках начальной школы"
учебно-методический материал

Карсакова Мира Чимитовна

Мастер-класс "Приёмы активации познавательной деятельности на уроках начальной школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Мира Чимитовна Карсакова. Свою педагогическую деятельность начала с 94го года в Шимкинской школе-интернат, с 95 года работаю в Мондинской школе.

Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: Приёмы активации познавательной деятельности на уроках начальной школы.(1)

(С2)Цель: передать свой опыт использования приемов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся слушателям путем прямого и комментированного показа.

(С3)Задачи:

Раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приемами работы по активизации познавательной деятельности;

Показать практическую значимость использования данных приемов работ

(С4)План:

1 Составление кластер-схемы

2 Нейрогимнастика

3 Работа со словарными словами

4 Научить вязать за 5 минут.

(С 5)народная мудрость гласит: «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но самопознание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. (С 6)

Эти вопросы постоянно в голове каждого из нас, и поэтому мы в постоянном поиске ответа. Сегодня хочу показать приёмы активации, которые я применяю на уроках русского языка и даже на технологии .

Нарушение развития речи у детей – это серьезная проблема, которая часто связана с трудностью освоения чтения, письма. Для развития фонетических процессов на своих уроках использую Логопедическую зарядку (С 7) Обратите внимание на экран

Особое внимание уделяю работе с лентой букв(С8), сначала она у нас пустая, в виде двухэтажного дома а – изучив каждую новую букву «заселяем ее в дом», выясняем где находится квартира буквы и почему именно в этой квартире, т.е. даём характеристику каждому звуку.

После изучения всех букв закрываю ленту букв над доской и предлагаю по памяти «заселить буквы в дом» (с9)- заполнить пустую ленту букв. Сначала работают индивидуально, затем предлагаю сравнить работы- дети по своему желанию делятся на пары, группы. Затем обобщение- проверка(10)

---Организовываю групповую, парную, индивидуальную работу при составлении схем слов. (С11)

При составлении фонетического разбора дети путаются в последовательности характеристик, чтобы преодолеть это, вместе с детьми составляем КЛАСТЕР -СХЕМУ.

Уважаемы коллеги. Прошу помочь мне, побыть в роли моих учеников.

ВМЕСТЕ с залом составляем кластер-схему разбора звуков.

1 Листом бумаги я закрыла букву. Какой звук он может обозначать? (Гласн. /согл.)- пишем разными цветами

2. Чтобы сэкономить время и место в тетради слова можно сократить, точка показывает, что слово сокращено.

3 Итак, если звук гласный - веду стрелочку вверх- Каким может быть мой гласный звук? Дайте характеристику. ( ударн./безударн.) – выясняем как пишется слово безударн.

4 Если звук согласный- веду стелочку вниз_ выбор между какими характеристиками нужно сделать? ( Звонк./глух.)

5 Есть еще характеристика у согласного звука? (Да)- значит ставим запятую,

6 Выбор между парн./непарн. – ставим запятую

7 тверд./мягк. –запятая

8 парн./непарн. – точка.

9 в скобках – над словом «звонк.» запишем непарные звонкие,

10. в скобках – над словом «глух.» записываем непарные глухие

11. Отдельно: парные по глух/звонкости.

12 в скобах- над словом «мягк.» пишем зелённым цветом непарные мягкие

13. в скобках – под словом «тверд.» пишем непарные твёрдые.

Обратите внимание, с помощью нашей Кластер-схемы даже самый слабый ученик сделает фонетический разбор, он видит в нашей Кластер-схеме каждая запятая, точка, правильное написание букв, соединение, написание слов, каким цветом написано -( здесь связь с лентой букв, схемами слов) – всё важно, имеет смысл.(С 12)

Наступило время физминутки….

К обычным физминуткам , видеоминуткам у детей быстро пропадает интерес, начала искать решение проблемы - купила сборник физминуток и давала задание – выбрать, выучить и научить одноклассников – не прижилось. Предложила самим придумывать движения к физминуткам – тоже пропал интерес.

И вот наконец то нашла то, что интересно детям- нейрогимнастика. Объяснила им какую пользу они приносят, делают с удовольствием.

Предлагаю прямо сейчас разбудить наш мозг. ( Упражнения «Шляпа мышления», «Сова», «Лезгинка», «Кулак, ладонь ,ребро», «Спички»,)( С 13)

Нейрогимнастика для детей — это упражнения, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение словарных слов. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Применяю приём по созданию схематичных рисунков.(С 14)

Задание для зала: РАЗДАТЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА с пропущенными буквами

-На месте пропущенных букв нарисуйте нужную букву, напоминающие данные объекты и предметы.

Посмотрите, что получается у детей (С 15,16,17)

Уроки технологии конечно же тоже работают над задачей: активации познавательной деятельности детей (С 18) Самым трудным для меня была тема вязания, хотя это моё любимое дело, моё хобби, но научить вязать весь класс было дело довольно сложным, нервным. Пока на просторах интернета не увидела информацию о пряже Ализе пуффи, вот это находка! (С 19)

Пряжа Ализе Пуффи – плюшевая крупная нить, состоящая из петелек для работы вручную без применения спиц. Большие петли позволяют без проблем преобразить пряжу в единое полотно, создавая фантазийное изделие. Обширно используют этот материал для создания детской одежды и игрушек, ведь он очень мягкий и нежный, что особенно важно для детских принадлежностей.

Практическое занятие.

-Есть ли в нашей группе люди, которые не умеют вязать? ……

Обещаю что научу вязать за пару минут. И дети с помощью этой пряжи легко усваивают принцип вязания, за урок могут связать себе шарф, шапку. И легко учатся вязать обычной пряжей и спицами и крючком.

(С 20, 21)

«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» - К. Д.Ушинский (С 22) в этих словах емко выразил характеристику профессиональных качеств учителя.

В стремительно меняющемся мире современный педагог находится в поиске новых методов, технологий, изучает опыт коллег, чтобы создать оптимальные условия для развития детей. (С 23)Учите, вдохновляйте и творите! Реальны даже смелые мечты.

Уважаемые коллеги, предлагаю составить синквейн с выражением «Мастер класс»

Мы мололдцы! Большое спасибо Вам за работу. Желаю Вам здоровья, благодарных учеников, новых идей, исполнения желаний и достойной нам зарплаты в честь года Учителя.

( С 24) - Спасибо за внимание.

Если останется время хотелось бы чтобы Вы поделились своими идеями, находками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе

Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе

      Используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:- игровые формы, методы и приёмы обучения- самостоятельные работы- проблемные ситуации- нетрадиционн...

Активация познавательной деятельности на уроках математики

Как замотивировать учащихся на учебную деятельность? Как активизировать мыслительные процессы? Как обучение сделать интересным и занимательным?В педагогической литературе описывается взаимосвязь мотив...

«Приёмы и методы активации познавательной деятельности учащихся в начальной школе»

        Одним из важнейших мотивов учения для школьников является  познавательный интерес. Под  влиянием познавательного интереса  учебная рабо...

Приёмы активации познавательной деятельности на уроках русского языка.

Как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям,  сформировать потребность в  самостоятельном поиске? Активизация познавательной деятельности дает ответ на эти вопросы. Если у ре...