Активация познавательной деятельности на уроках математики
методическая разработка по математике (4 класс)

Как замотивировать учащихся на учебную деятельность? Как активизировать мыслительные процессы? Как обучение сделать интересным и занимательным?

В педагогической литературе описывается взаимосвязь мотивации к учебному предмету и качества знаний обучающихся, поэтому я пришла к выводу, что одним из направлений моей работы должно стать повышение мотивации к изучению математики.

Учитывая данное положение вещей, я взяла за основу своей деятельности тему: «Активизация познавательной деятельности на уроках математики - как средство повышения качества знаний младших школьников и развития интереса к предмету».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках математики – как средство повышения качества знаний младших школьников

и развития интереса к предмету

Учеба – это серьезный труд.

Как замотивировать учащихся на учебную деятельность? Как активизировать мыслительные процессы? Как обучение сделать интересным и занимательным?

В педагогической литературе описывается взаимосвязь мотивации к учебному предмету и качества знаний обучающихся, поэтому я пришла к выводу, что одним из направлений моей работы должно стать повышение мотивации к изучению математики.

Учитывая данное положение вещей, я взяла за основу своей деятельности тему: «Активизация познавательной деятельности на уроках математики - как средство повышения качества знаний младших школьников и развития интереса к предмету».

Работа над методической темой позволила мне опробовать разные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, их влияние на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету.

Напомню, что активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение), побуждать учащихся затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

Существуют различные пути активизации учебной деятельности:

  • проблемное изложение материала
  • комментированные упражнения
  • самостоятельная работа учащихся
  • творческая работа учащихся,
  • формирование стимулов к учению.

Но я хочу выделить и другие способы активизации:

  • игровые технологии;
  • моделирование;
  • проведение нетрадиционных уроков;
  • использование икт.

Выбор того или иного метода, формы и средств обучения я осуществляю в зависимости от целей учебной деятельности, от степени подготовленности класса, а также от возрастных особенностей учащихся начальной школы:

  • неустойчивое внимание
  • преобладание наглядно-действенного мышления
  • повышенная двигательная активность
  • стремление к игровой деятельности
  • разнообразие познавательных интересов.

Я согласна с мнением Ш.А. Амонашвили «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их

активными участниками и творцами урока».

По опыту знаю, что игра - вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игровые технологииставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом 

математические игры: «Математический футбол», «Математическая рыбалка», «Построй домики», «Собери букет», «Кто быстрее?», «Выбери меня», а также уроках -  исследовательские задания в игровой форме:

  • фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
  • задания с занимательными магическими квадратами;
  • игры типа: «Кто первым получит 10»;
  • продолжи закономерность.

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры. Приложение 1.

Провожу на уроках игры связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Лови мяч», «Решето», «Цепочка». Приложение 1.

Использую задачи со сказочным сюжетом, они усиливают интерес к самой задаче, побуждают учащихся решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям.Приложение 2.

Учащиеся очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки. Приложение 3.

Поддерживать интерес к учебе мне помогают наглядные пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков. Это Буратино, Мальвина и др. Они задают вопросы, приносят письма с заданиями.

Большую ценность на уроке представляют загадки. Практика показала, что применение загадок на уроках дает положительные результаты. Загадки использую на различных уроках. На уроках математики при знакомстве с новой цифрой. Особенно полезны загадки, по тексту которых нужно догадаться о какой цифре идет речь.

Согласна с мнением, что решение текстовых задач – важная составляющая курса математики начальной школы. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Однако на практике я убедилась, что это представляет большие трудности для обучающихся, так как не все хорошо ориентируются в тексте задачи, в ее условии и вопросе.

По ФГОС НОО во главу угла поставлено формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. Особую группу общеучебных УУД составляют знаково-символические действия, которые обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия: 

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

-  преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Также по ФГОС НОО особое внимания уделяется направлению, связанному с формированием метапредметной готовности учащихся, которая предполагает овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться. К подобным компетенциям относится способность применять различные средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Поэтому с 1 класса веду работу над задачей с помощью моделирования. Сначала учу моделировать задачи с помощью рисунков и схем, что является для учащихся вполне увлекательно. Приложение 4.

По опыту работы я наблюдаю, что наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи, представляет перевод текста с естественного языка на математический. Чтобы облегчить эту процедуру, строим вспомогательные модели – схемы, таблицыПриложение 5.

Особенно большую роль играет моделирование при решении задач на движение. При этом, на мой взгляд, модели должны создавать сами учащиеся под руководством учителя. Приложение 6.

Считаю, что такая работа, когда модель возникает на глазах у обучающихся, имеет явное преимущество перед применением готовых рисунков и схем.

Итогом обучения построению и осмыслению схематического чертежа является самостоятельное моделирование задач учащимися.

Каждая модель имеет преимущества и недостатки, поэтому думаю, что универсальной модели нет; каждая значима при решении определенных задач. Считаю необходимо обучать составлению различных моделей и развивать умение видеть и выбирать нужную модель при решении конкретной задачи.

Также провожу нетрадиционные уроки.  Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся, но, на мой взгляд, нетрадиционный урок может быть использован в начальной школе, так как является одним из действенных способов активизации учебной деятельности.

Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков - урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета... Приложение 7.

Активно в своей работе использую информационные технологии в разных направлениях:

  1. Демонстрация слайдов (использование презентаций);
  2. Использование документ-камеры;
  3. Использование материалов сайта «Учи.ру».

ИК технологии помогают мне разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Я согласна, что использованиекомпьютерных технологий:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребенка в общем развитии;
  • помогает преодолеть трудности в обучении.

Анализ качества знаний и уровня успеваемости обучающихся, по результатам мониторингов и контрольных работ показывают на положительную динамику и стабильность в усвоении знаний. По итогам 2 года обучения во 2 «Б» классе из 32 человек 2 - «отличника», 18 учащихся закончили учебный год на «4-5», что составляет 62,5% качества.

Считаю , проделанная работа по своей методической теме действительно оказывает существенное влияние на повышение качества знаний учащихся, развивает их интерес к предмету. Дальнейшую работу по активизации познавательной деятельности планирую продолжить в следующем учебном году. Спасибо за внимание!

Приложение 1

Математические игры.

Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 10, к результату прибавьте 7, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.

Формула для разгадывания фокуса: а + 10+ 7 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже.

Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность. Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу только при разгадывании его сути.

Игра «Лови мяч» Ученики одного ряда или выборочно встают в круг и по очереди воспроизводят таблицу умножения, состав чисел первого десятка, состав чисел второго десятка(любое задание). Один ученик называет пример из таблицы и бросает мяч другому ученику, все ждут его ответ, если он ответит правильно, то задает пример следующему ученику, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался в круге».

Приложение 2.

Математические занимательные задачи.

  1. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
  2. Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
  3. Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?
  4. Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?

Приложение 3.

Задачи в стихах.

В кормушке сидели

Лишь три только птицы.

Но к ним прилетели

Еще две синицы.

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Пусть скажет скорее

Каждый из вас

Приложение 4.

Приведу несколько примеров моделирования при работе с задачами из своей практики:

Задача №1:

«У мальчика было 3 красных мяча и 2 синих. Сколько всего мячей было у мальчика?»

?

Задача №2:

«У Маши было 6 яблок. Она отдала Тане 2 яблока. Сколько яблок осталось у Маши?»

Задача №3

«В первый день для ремонта школы привезли на 4-х машинах по 10 бревен. Сколько всего бревен привезли за эти два дня?» Если записать ее кратко в таком виде:

1д. – 28б.

?

2д. - на 4 маш. по 10б.

то в записи нет достаточной наглядности, что приводит к ошибкам при решении. По моему мнению лучше её смоделировать в виде схематического рисунка

1д.-

?

2 д. -

Приложение 5.

Пример моделирования с таблицей:

Задача №4

«В трех одинаковых ящиках 21 кг апельсинов. Сколько килограммов апельсин в 8 таких ящиках?»

Количество ящиков

Общая масса

?кг одинаковая

?кг

3 шт.

8 шт.

21 кг

? кг

Таблица – это тоже модель задачи, но более абстрактная, чем схематический рисунок или чертеж. Она предполагает уже хорошее знание учащимися взаимозависимостей пропорциональных величин, так как сама таблица этих зависимостей не показывает. Поэтому при первичном знакомстве с такой задачей таблица мало помогает представить математическую ситуацию и выбрать нужное действие, поэтому таблицы я использую в 3, 4 классе. При первичном знакомстве с этой задачей мы моделируем ее условие в виде схематического рисунка или чертежа:

21кг

?

Масса апельсин одного ящика

21 кг

?

По такой модели путь решения задачи понятен всем учащимся.

Приложение 6.

Пример моделирования для задачи на движение:

Задача №5

«Из двух городов, находящихся на расстоянии 520 км, одновременно вышли навстречу друг другу два поезда, которые встретились через 4 ч. Один поезд шел со скоростью 60 км\ч. С какой скоростью шел второй поезд?»

Приложение 7.

Нестандартные уроки.

Урок-путешествие.

Урок проводится в форме виртуального путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.

Мною был проведен урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10». Героями путешествия были сами дети, ведущим персонажем был Дед Мороз.

Урок-сказка.

В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом.

Я проводила урок-сказку по математике с героями сказки «Золотой ключик» по теме «Решение задач».

Урок-игра.

Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», и т.п.

Коллегам понравился мой урок-игра, проведенный во 2 классе по теме «Решение задач» в форме квест-игры. Героями урока были персонажи из сказки «Репка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Статья "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"

В данной статье отражается мнение учителя об использовании игр на уроках математики  в начальной школе....

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.   Именно на это  я направляю  усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...

"Актуализация умственной и познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах"

Методическая работа по развитию умственной и познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках математики...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Обобщение опыта по теме самообразования...