Доклад
статья (4 класс)
Предварительный просмотр:
Труд – это, прежде всего сфера, эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
В. А. Сухомлинский.
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентно способным, иметь нестандартный подход к работе. Поэтому в системе образования все чаще стали уделять внимание развитию творческих способностей детей. Арт - терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более открытым к окружающему миру, менее конфликтным. Арт- терапия популярна, как среди психологов, так и среди классных руководителей.
Арт - терапия побуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность. Так же создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства. При помощи арт – терапии формируются навыки межличностной коммуникации.
Механизм действия арт - терапии изложен в работах по нейрофизиологии К. Ханнадорф, Т. Р. Визиль, О. А. Скрябиной, О. А. Мотанцевой.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк:
- внутри- и межличностные конфликты
- кризисные состояния
- травмы
- потери
- невротические расстройства
- развитие креативности
- развитие целостности личности
- обнаружение личностных смыслов через творчество
Существуют различные виды арт- терапии:
- Анимационная терапия
- Библиотерапия
- Видеотерапия
- Драматерапия
- Игротерапия
- Изотерапия
- Маскотерапия
- Музыкотерапия
- Оригами
- Песочная терапия
- Работа с глиной
- Сказкотерапия
- Цветотерапи
На сегодняшний день известны две формы использования арт- терапии с детьми:
- индивидуальная
- групповая
Проект арт- терапия был осуществлен в 4 классе МАОУ «СОШ №44» города Улан-Удэ.
На первом этапе реализации проекта использовалась индивидуальная форма работы с детьми в нескольких направлениях, с целью выявления психоэмоциональных проблем.
Изотерапия - рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование. Изотерапиянаправлена на то, что бы помочь ребенкупоказать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что – то новое. Во время изотерапии педагог просит ребенка зоздать рисунок на заданную или свободную тему. Важно следить за тем, что рисует ребенок и какие эмоции он испытывает в этот момент.
Инструкции к упражнениям по изотерапии.
- Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленых в цветах, линиях, символах.
- Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься.
- Изобрази место, которое делает тебя счастливым
- Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше, когда ты состаришься, когда ты был младше.
- Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Или место, которое ты не любишь.
- Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание, каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь, что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество.
- Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.
- Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый — сильный, счастливый — несчастный, печальный — веселый, хороший — плохой, счастье — несчастье, отдельно — вместе.
- Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?
Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д. В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов.
Сказкотерапия. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни.
При проведении психологического анализа сказок педагогу следует придерживаться трех основных принципов:
- Принцип безусловного принятия внутреннего мира ребенка.
- Принцип объективности.
- Принцип результативности. Анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью – формированием перспективных задач психологической работы с ребенком.
Ключевые характеристики сказки:
- Энергоинформационное поле сказки- это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное «послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений.
- Основная тема сказки.Идея, пронизывающая весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, показывающая то, что оказывается для ребенка наиболее значимым в данный момент, к чему он стремится, над чем он сознательно или бессознательно «работает».
- Сюжет сказки. Это изложение хода событий. Работая с сюжетом авторской сказки, нужно обратить внимание на два момента 1) Оригинальность сюжета. Оригинальные сюжеты придумывают авторы с хорошо развитым воображением, склонные к индивидуализму, стремящиеся к новым ощущениям и переживаниям. Традиционные сюжеты свидетельствуют о вовлеченности автора во взаимодействие с пластами коллективного бессознательного. 2)Жанровые формы сказок.
- Линия главного героя. Это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущениеи стремление автора. Главный герой — это образ автора, реальный либо идеальный. Важно прояснить четыре момента:1. Образ себя, отношение к себе, динамика изменений отношения к себе. Это проявляется через характер описания главного героя: каким он перед нами предстает — красивым или безобразным, успешным или неуспешным, меняется ли его статус и возможности в течение сказки.2. Образ цели, к чему стремится главный герой. Это выясняется из финала сказки, так как возможно ответить на вопрос: чего хотел герой на самом деле. 3. Мотивы поступков главного героя. Определяются по сюжету сказки.4. Отношения с окружающим миром. Определяются по поступкам героя и характеру влияния на него других персонажей.
- Символическое поле сказки. Оно отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Работая с символическим полем сказки, необходимо выписать наиболее яркие образы и исследовать их значение на двух уровнях — личном и глубинном.
Игротерапия. Терапия играми используется для того, что бы усилить прогресс личного развития ребенка, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребенок создает модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из нее выход.
В период реализации второго этапа проекта использовалась групповая форма работы нескольких видов арт- терапии. Целью данного этапа была коррекционная работа.
Упражнения для групповой работы.
Упражнение «Шар» (7-10 мин)
Цель: Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы. Материалы: воздушный шарик.
Инструкция: Все участники стоят в кругу. Учитель: «Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)».
Упражнение «Ассоциации» (10-15 мин)
Цель: Упражнение усиливает чувство группы, включение всех участников в работу, создает положительный эмоциональный настрой.
Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.
Ход работы: Упражнение «Ассоциации». Группа делится на пары. Каждый участник на листе бумаги рисует на своего партнера ассоциации (если бы он был цветом, предметом, животным, музыкальным направлением, то каким?). На эту работу отводится 10 минут. Когда ассоциации готовы, можно с их помощью представить своего партнера. Для составления ассоциативного ряда можно воспользоваться готовыми образами, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу.
Упражнение «Маски»
Цель: Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и
состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения без оценочно относиться друг к другу.
На заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица какими
Вы бываете и те лица, какими хотели бы быть. Рассказать историю от лица каждой маски. По окончании работы устроить выставку масок. Найти среди всех масок похожие друг на друга маски.
Сотворение мира. Задача каждого участника группы- придумать свой мир, страну или государство и изобразить на бумаге. После того, как все рисунки закончены, необходимо презентовать свой рисунок.
В презентацию мира входят:
1. Описание населения.
2. Описание деятельности населения.
3. Описание традиций и культуры.
4. Изображение герба и флага.
Настроение. Детям в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они прибывают в данный момент. Педагог следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что- то негативное, то ведущий просит взять лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.
Мое любимое животное.Дети должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпритируют, описывают. Ведется обсуждение.
Арт- терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей. Эффективность арт- терапии проявляется в коррекции нарушений личностного развития детей. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Как показала практика, навыки приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...
- Мне нравится (1)