Роль мультфильма в развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы и применение мультипликационных технологий на уроках литературного чтения
статья (2 класс)

Егорова Тамара Леонидовна

Роль мультфильма в развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы и применение мультипликационных технологий на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_publikatsii.docx279.17 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мультфильма в развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы и применение мультипликационных технологий на уроках литературного чтения

Егорова Тамара Леонидовна, учитель начальных классов

 МАОУ Троицкая СОШ

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци

Современные проблемы формирования функциональной грамотности

Начиная разговор о проблеме формирования функциональной грамотности по предметам, следует обратить внимание на понятие «функциональная грамотность». Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Актуальность этой темы заключается в том, что младшие школьники склонны к механическому запоминанию материала без осознания смысловых связей. Память ребенка носит преимущественно наглядно-образный характер, внимание в этом возрасте непроизвольное, поэтому запоминается интересный, конкретный и яркий материал.

В младшем школьном возрасте одним из принципов обучения является наглядность. Мультфильм - один из видов наглядности, способствующий лучшему восприятию и запоминанию учебного материала. При просмотре мультфильмов память непроизвольно срабатывает на запоминание. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, мультфильмы обеспечивают более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияют на формирование мировоззрения, стимулируют развитие абстрактно-логического мышления.

Изучая различные литературные источники, мы встречаем перечень мультипликационных фильмов, которые возможно посмотреть при изучении темы урока. Но, чтобы мультфильм сопровождал обучение в течение всего урока, в литературе, интернете не встречается. Я считаю, что такое сопровождение способствует активизации познавательной деятельности учащихся, делает процесс изучения нового материала интенсивным и интересным, при этом формирует функциональную грамотность.

Современный младший школьник живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития: аудио-видео, мультимедиа технологии и др.

Так как дети младшего школьного возраста преимущественно воспринимают и усваивают информацию через визуальные образы, то видео становится самым распространенным и востребованным источником медиа образовательной информации.

Современный урок, выстроенный в соответствии с ФГОС, обязательно предполагает мультимедийное сопровождение. Поэтому использование различных технических и информационных средств, становится необходимостью любого урока. Исходя из этого, мною была проделана работа по подборке тематических мультфильмов и разработке уроков, где мультфильм сопровождает весь урок. Конечно, не каждый мультфильм может быть продемонстрирован во время учебного процесса. Выбор мультфильма должен осуществляться исходя из возрастных особенностей учащихся с одной стороны и методическим соответствием содержания мультфильмов с другой. Современный рынок кино- и мультиндустрии предлагает широкий выбор различных фильмов, как отечественного, так и зарубежного производства. На мой взгляд, наиболее соответствующим выше изложенным требованиям в основном, являются отечественные мультфильмы, т.к. они:

  • учат  доброте,  искренности,  трудолюбию,  покладистости,  дружелюбию и сопереживанию, учат справляться с трудностями;
  • развивают воображение, память и мышление ребенка. Это происходит в процессе восприятия и анализа происходящего, сравнения, установления логики последовательности событий, а также рассуждений по итогам просмотренного;
  • расширяют кругозор учащихся. Сегодня создано много таких мультфильмов, которые учат ребенка считать и читать, различать цвета, формы и фигуры, а еще красочно повествуют об окружающем нас мире, при этом формируется математическая и финансовая грамотность;
  • способствуют пополнению словарного запаса, учат говорить грамотно и красиво формулировать свои мысли. Ведь у некоторых персонажей дети перенимают манеры поведения, их умение взаимодействовать с окружающим миром;
  • развивают креативность детей. При просмотре ярких, неординарных картинок включается фантазия, нестандартное мышление и это может стать началом творчества ребенка. Нередко после просмотра мультфильма дети ставят себя вместо героев и думают, как бы они поступили на их месте.

Полагаю, что мультипликационные фильмы - это обширная область для создания условий, способствующих решению задач современного образования, поэтому следует очень внимательно относиться к их содержанию и ценностно-смысловому контексту, т.к. почти каждый отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности.

Выбор мною данной формы работы с мультипликационными фильмами, также определен тем, что они способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников: математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативному мышлению, глобальным компетенциям.

Практическая часть

1. Рассмотрим использование мультфильмов на уроках

В своей практике в 1-2 классах в рамках дисциплины «Окружающий мир» использую фрагменты мультфильмов. Они дополняют содержание учебника новой информацией и способствуют созданию проблемной ситуации, которую учащимся нужно будет решить в течение урока. Также они могут выступать средством актуализации знаний и мотивации к учебной деятельности.

Для использования мультфильмов на уроках окружающего мира мною создан тематический банк – подборка:

Тема

Мультфильм

Блок "Мультфильмы естественно-научного цикла "

На что похожа наша планета?

Смешарики "Край Земли"

Откуда берутся снег и лед?

Смешарики "Плюс снег, минус елка", "Лед"

Как живут растения?

Смешарики "Некультурный"

Когда наступит лето?

Смешарики "Фанерное солнце"

Почему идет дождь и дует ветер?

Смешарики "Что принесет ветер"

Почему радуга разноцветная?

Смешарики "Последняя радуга"

Зачем мы спим ночью?

Смешарики "Распорядок", "Полеты во сне и наяву"

Дикорастущие и культурные растения

Смешарики "Некультурный"

Комнатные растения

Смешарики "Не может быть"

Красная книга

Смешарики "Красная книга "

Будь природе другом

Смешарики "Маленькое большое море"

В гости к зиме

Смешарики "-41°С", "Фанерное солнце", "Лед"

В гости к весне

Смешарики "Холодная война"

Берегите воду!

Смешарики "Маленькое большое море"

Охрана растений

Смешарики "Красная книга "

Охрана животных

Смешарики "Красная книга"

Ориентирование на местности

Профессор Почемушкин «Компас»

Экологическая безопасность

Смешарики "Маленькое большое море"

Из блока "Мультфильмы Почемучек"

Как путешествует письмо?

Смешарики "Телеграф"

Откуда берется и куда девается мусор?

Смешарики "Маленькое большое море

Что умеет компьютер?

Фиксики «Клавиатура»

Зачем нам телевизор и телефон?

Смешарики "Телеграф ", Фиксики «Сотовый телефон»

Для чего нужна экономика?

Смешарики "Маленькое большое море"

Откуда        в        наш        дом        приходит

электричество?

Волшебный школьный автобус Электричество»

Блок "Мультфильмы о космосе"

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

Смешарики "Подарок судьбы"

Зачем люди осваивают космос?

Смешарики "Думают ли о вас на звездах"

На что похожа наша планета?

Фиксики «Глобус»

Планеты Солнечной системы

Смешарики "Событие века", "Герой Плутона"

Блок "Мультфильмы о здоровье"

Зачем нужно чистить зубы и мыть руки?

Фиксики «Микробы»

Если хочешь быть здоров

Смешарики "Неравные условия", "Водные процедуры"

Здоровый образ жизни

Смешарики "Водные процедуры ", "Ежик и здоровье"

Блок "Мультфильмы о правильном поведении"

Правила вежливости

Смешарики "Добро, зло и девочки

Ты и твои друзья

Смешарики "Новые зубы Кроша", "Зачем нужны друзья"

На других уроках использую разнообразные «нетематические» фрагменты мультфильмов:

  • на уроке математики, всегда есть что посчитать, сравнить, измерить. Включаю отрывок мультфильма, дети смотрят 10-20 с., потом ставлю на паузу и задаю вопросы по эпизоду. Например, после просмотра мультфильма «По дороге с облаками» необходимо назвать количество зверей, которые едят мороженое. Кто был на роликах? Сколько лап у тигренка и обезьянки вместе? По мультфильму «Гуси-лебеди» называем, сколько гусей унесли братца Ивана? Сравниваем количество лебедей и количество девочек из фрагмента. В мультфильме «Колобок» считаем, сколько героев встретил Колобок на своем пути? Каким по счету встретился волк на пути у колобка? После этого пересматриваем и проверяем себя. В процессе ребята называют произведение и автора.
  • на уроке русского языка, записываем слова, связанные с темой урока, которую увидели и услышали  в отрывке мультфильма, составляем предложение или заканчиваем мысль героя.
  • при изучении звука и буквы на уроке обучение грамоте ищем слова с этим звуком.

В моей деятельности на полутора лет реализовано 10% уроков, в которых проектные задачи построены на основе сюжета мультфильма, который сопровождает весь урок. Например, рассмотрим урок математики на тему «Повторение пройденного материала». В основе - мультфильм «Муха-Цокотуха».

Урок начинаю со стихов К. Чуковского «Муха- Цокотуха»:

Муха, Муха Цокотуха позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар…

Включаю мультфильм, после фрагмента даю задание. Учащиеся работают над составом чисел (цифра 8 изображена на самоваре и 9 на кувшине). Правильно выполненное задание проверяют по сюжету - Муха купила самовар.

Продолжается видео:

«Приходите тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали, все стаканы выпивали,

А букашки по три чашки, с молоком и крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха именинница.

Приходили к Мухе Блошки, приносили ей сапожки,

А сапожки не простые, в них застежки золотые.

Ставлю «Стоп-кадр». На экране фото мухи. Детям предлагается задача на логическое мышление: Блошки принесли сапожки. Сосчитайте сколько всего сапожек? Сколько сапожек на левую ногу? А на правую ногу? Сколько всего пар? (работа с иллюстрациями) 

Приходила к Мухе, Бабушка-Пчела Мухе-Цокотухе задачу принесла.

Задача:

В гости к Мухе-Цокотухе пришли 4 таракана и 5 букашек. Сколько всего насекомых пришли в гости к Мухе-Цокотухе?

Тараканов-4 н. ?

 н. Букашек-5 н.

4+5=9(н.)

Ответ: 9 насекомых.

Учащиеся решают задачу и сверяют свое решение с решением на экране.

Решение выражений:

Бабочка–красавица, кушайте варенье! Или Вам не нравится наше угощение?

 

Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок-

Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите!

Паука- злодея зарубите

И кормила я вас, и поила я вас,

Не покиньте мня в мой последний час

Физкультминутка

Дети с первого ряда повторяют движения по словам из стихотворения, когда слышат слова «Жуки», «Червяки». Дети со второго ряда, когда слышат слова «Тараканы», «Козявочки». С третьего ряда – «Букашки».

Но жуки, червяки испугались,

По углам, по щелям разбежались:

Тараканы под диваны, а козявочки под лавочки,

А букашки под кровать - не желают воевать.

И никто даже с места не сдвинется:

Пропадай-погибай именинница!

А злодей – то не шутит,

Руки – ноги он Мухе веревками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит, надрывается,

А злодей молчит, ухмыляется.

- Давайте поможем мухе распутаться из паутины. Для этого вам нужно найти знаки «<», «=», «>» в паутине и поставить их в выражения (работа с рисунком паутины, в которой спрятаны знаки). Таким образом, мы поможем Мухе-Цокотухе.

8-1*3+3        8-3*2+3

10-4*5-1        4+4*8-4

Красным цветом «больше», синим «меньше». Знаки в паутине необходимо вытащить из картинки  и вставить в паутину.

Вдруг откуда – то летит маленький Комарик

И в руке его горит маленький фонарик.

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к пауку, саблю вынимает

И ему на всем скаку голову срубает,

Муху за руку берет и к окошечку ведет:

«Я злодея зарубил, я тебя освободил

И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться»

Тут букашки и козявки выползают из – под лавки.

«Слава, слава Комару-Победителю!»

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки.

- Поможем светлячкам зажечь фонарики, для этого выполним задачу:

Нужно зажечь 10 фонариков, светлячки зажгли 3 фонарика. Сколько фонариков им осталось зажечь?

Всего – 10ф. Зажгли – 3ф. Сколько -? ф. 10-3=7 (ф)

Ответ: 7 фонариков.

Далее учащиеся досматривают мультфильм до конца, проводится рефлексия.

         Следующий пример - интегрированное занятие математики и литературного чтения,

тема: «Приемы письменного сложения двухзначных чисел с переходом через десяток»

 (в поисках Дюймовочки)».

Урок начинаю с ситуации «Заявление»:

В полицию поступило заявление о пропаже девочки по имени Дюймовочка. Дети смотрят начало мультфильма, где и как жила девочка.

На месте преступления были найдены следующие улики: мокрые пятна и кусочек водорослей. Подозреваются жители водоема, который находится недалеко от дома. Придя на болото, встретили Жабу, которая решила во всем признаться с одним условием, если выполнят ее задание. Используя свой опыт, учащиеся выводят алгоритм письменного сложения двухзначных чисел с переходом через десяток.

Выполнив задание Жабы, дети просматривают фрагмент, как Жаба уносит девочку к себе на водоем. Останавливаю просмотр мультфильма на месте, где Дюймовочку уносит Жук. На этом следы обрываются. «Куда унес девочку Жук?» Для этого учащиеся решают задачу: на лугу растут 12 ромашек, а тюльпанов на 9 больше. Сколько тюльпанов на лугу? При выполнении задачи и сопоставлении ее с картой, дети догадываются, куда унес Жук девочку. Просмотр мультфильма продолжается.

Следы приводят к полевой мышке. Мышка сказала, что расскажет все, что ей известно, но попросила сначала рассчитать, какое количество зерен съела Дюймовочка за две недели проживания, если она за одну неделю съедает 12 зернышек. Учащиеся рассчитывают количество съеденных зерен в столбик. И узнают, что Дюймовочка улетела с ласточкой. Далее дети видят разрушенный шалаш. Давайте восстановим его, и, возможно, ласточка вернется назад и поведает нам о местонахождении Дюймовочки.

Для того чтобы построить шалаш, нам надо рассчитать длину ласточки. Ласточка, за которой ухаживала Дюймовочка, была на 60 мм больше самой девочки. Какой величины была ласточка? (если 1 дюйм= 2 см 5 мм). Представляют продукт деятельности (шалаш из бумажных пазлов). Учащиеся пересказывают окончание мультфильма и/или просматривают мультфильм до конца.

Таким образом, мультипликационный фильм выступает не только в качестве средства организации досуга младших школьников, но и является эффективным средством, обеспечивающим формирование функциональной грамотности. Включение в педагогический процесс информационных ресурсов позволяет решать цель и задачи современного образования на более высоком уровне, повысить уровень мотивационной сферы младшего школьника, включить младшего школьника в активную учебную деятельность.

2. Технология «Создание мультфильма» на уроках литературного чтения. 

Со 2 класса ввожу технологию «Создание мультфильма». Из своей практики могу сказать, что в этом возрасте учащиеся уже владеют навыком чтения на достаточном уровне. Их интерес к творческой деятельности растет.

Для ввода мультипликационной технологии учащихся необходимо познакомить с историей мультипликации, организовать поездку на киностудию, знакомство с индустрией «Союз мультфильм». Также будет интересно для ребят, рассказ про развитие THE WALT DISNEY COMPANY.

Чтобы учащихся познакомить с технологией на практике, предлагаю им нарисовать героев для произведения, которое  проходим на уроке литературного чтения. Выбираем размер рисунка не более формата А6. (Можно лепить героев из пластилина.) Я предлагала ребятам разделиться на группы и выбрать персонажа и нарисовать его. После помогала им вырезать рисунки.

Для реализации моей задумки была необходимость приобрести настольный штатив для телефона и проводные наушники с микрофоном. Штатив устанавливается на парте, телефон закрепляется в штативе. Телефон после закрепления мы не двигаем, поэтому лучше купить качественный штатив. Также сьёмку можно проводить с Документ - камерой ken-a-vision.

Перед началом съемки актуализировала сюжет литературного произведения.

После установки штатива приглашаю первую группу со своими рисунками к парте с камерой (телефоном).

Съемка происходит кадрами, т.е. делаем фото. Если вы хотите плавные смены кадров, то при перемещении персонажа делайте частые кадры. Не забывайте, посторонние предметы не должны попадать в кадр.

На маленький отрывок (1 минута) выходит 50 и более фото.

После того, как  отсняли материал, можно переходить к монтажу видео. На своей практике, поняла, что удобнее монтировать на мобильном телефоне или планшете. Я использовала приложение CapCut (на бесплатной основе).

В приложение  необходимо загрузить все фотографии в том порядке, в котором  делали фото (первое фото – по дате – загружаем первым и так до последнего).

После мы уменьшаем время каждого фото до 1 секунды. И накладываем мелодию, подходящую по смыслу.

Когда ребята почувствуют себя уверено в данной форме работы,  можно приступать к озвучке своих персонажей, используя текст литературных произведений.

При съемке используем такой же алгоритм, однако добавляем только запись звука – лучше использовать проводные наушники с микрофоном. Учащиеся в полной тишине по очереди читают текст, задача учителя находиться как можно ближе к читающему в этот момент.

Перед наложением музыки необходимо загрузить звуковую дорожку и совместить звук с видеодорожкой (фотографии). Мультфильм готов к просмотру.

Вывод: мультипликационные фильмы – это обширная область для создания условий, способствующих решению задач современного образования, поэтому следует очень внимательно относиться к их содержанию и ценностно-смысловому контексту.

Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видео обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления. Способствует запоминанию и эмоциональному прочтению текста.

Данная технология, создает для  класса собственную видеотеку. Остаются приятные школьные воспоминания из начальных классов. Ребята учатся создавать свои собственные мультфильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Рабочая программа по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы

Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читай, считай, думай» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики

Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах  развить умение использовать математические знания на практике...

Развитие читательской грамотности в начальной школе с применением современных технологий .

Участие в региональной конференции по функциональной грамотности в начальной школе....

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Приёмы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников. Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познават...