Развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Доклад на педагогическом совете о развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НЧУОШ «ЮНЭК»
Доклад на педагогическом совете на тему:
«Развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы»
Подготовил
учитель начальных классов
Игнатова Елена Борисовна
2022 г
Развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами ;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное
явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять
на него;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Цель учителя - развить ребёнка.
- Развить мышление: из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.
- Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание,
фантазию и воображение.
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Условия достижения данной цели:
- обучение носит деятельностный характер;
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;
- представляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
- используются технологии личностно-ориентированного обучения.
Приёмы:
-Технология проектной деятельности.
-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.
-Уровневая дифференциация обучения
-Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия, библиотека)
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места , навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы одноклассника , навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Составляющие функционально грамотной личности.
1. Речевые умения:
– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;
– различать однозначные и многозначные слова;
– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;
– совместно с учителем семантизировать незнакомые слова.
- Интеллектуально-речевые умения.
а) Рецептивные (умения слушать, читать):
– использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);
– делить текст на структурно-смысловые части;
– самостоятельно ставить вопросы к тексту;
– вести диалог с автором текста;
– отвечать на вопросы учителя по тексту;
– выделять в тексте главное;
– составлять простой план текста;
– составлять таблицу, схему по со держанию текста;
– находить ключевые слова;
– соотносить заглавие с содержанием текста;
б) продуктивные (умения говорить, писать):
– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);
– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);
– создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);
– озаглавливать текст;
– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);
– исправлять тексты по условным обозначениям учителя.
- Коммуникативные умения:
– вступать в диалог с учителем и сверстниками;
– высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать
аргументы собеседника;
– обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре);
– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща.
Важна орфографическая грамотность как составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.
Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе
- зрительного
- предупредительного
- выборочного диктантов
- при орфографическом выделении орфограмм
- в ходе звукобуквенного анализа
- при разборе слов по составу.
Применяются вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, выделение орфограммы простым зеленой пастой.
При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы - определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки.
Используются на уроках русского языка и работа со словарями,и различные логические задания.
Учебный предмет “Математика”
предполагает формирование математических счётных навыков, ознакомление с основами геометрии;
формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости ,
практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придаётся формированию логической грамотности.
Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Учебный предмет “Литературное чтение”
предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения,
ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом,
а также умением найти нужную книгу в библиотеке,
умение подобрать произведение на заданную тему
умение оценить работу товарища;
умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .
Активно ведётся проектная деятельность по предметам, учащиеся начальной школы активно принимают участие в научно-практических конференциях. Систематически проводятся различные мероприятия, конкурсы, олимпиады, направленные на развитие функциональной грамотности.
Учитель выступает является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.
Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.
Для того чтобы у школьников процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, нами был выбран учебно-методический комплект издательства «Планета», который включает Тренажер для учащихся и Методические рекомендации для учителя.
В тренажёре для детей собраны задания различных видов: игры, ребусы, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Перед вами модель формирования и развития ФГ
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблоки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое «функциональная грамотность»? Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников.
Содержание функциональной грамотности
Цель учителя - развить ребёнка.
Условия достижения данной цели: - обучение носит деятельностный характер; - учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности; - представляется возможность для приобретения опыта достижения цели ; - правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; - используются технологии ЛОО
Приёмы: - т ехнология проектной деятельности; - технология критического мышления , на основе построения проблемной ситуации; - уровневая дифференциация обучения; - информационные и коммуникативные технологии.
Учебный предмет “Русский язык” 1. Речевые умения. 2. Интеллектуально-речевые умения: а) рецептивные (умения слушать, читать); б) продуктивные (умения говорить, писать). 3. Коммуникативные умения.
Орфографическая зоркость Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе: - зрительного; - предупредительного; - выборочного диктантов; - при орфографическом выделении орфограмм; - в ходе звукобуквенного анализа; - при разборе слов по составу.
Работа со словарями Упр. «Толковый словарь». Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся, определение из словаря. Логические задания 1. Закончи буквенный ряд. 2. Слово по закомерности . 3. Логические тесты. 4. Подбери слово, составь слово и др.
Учебный предмет “Математика” Особое значение придается формированию логической грамотности у учащихся. Главная задача уроков математики - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Логические задания. Числовые закономерности. Различные формы работы над задачей.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом; умение найти нужную книгу в библиотеке; умение подобрать произведение на заданную тему; умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
Проектная деятельность учащихся
Школьные научно-практические конференции
Внеурочная деятельность - внеклассные мероприятия, - олимпиады, - занятия, направленные на развитие функциональной грамотности.
Каждое занятие содержит задания к одному из четырех блоков: "Читательская грамотность", "Математическая грамотность", "Финансовая грамотность"и "Естественно-научная грамотность" Авторы М.В.Буряк, С.А.Шейкина Издательство «Планета»
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность
Модель формирования и развития функционально грамотной личности
... Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях!.. К. И. Чуковский Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/21/picture-48199-1679361124.jpg)
Рабочая программа по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы
Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читай, считай, думай» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-1396232-1648486583.jpg)
Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-910047-1490696063.jpg)
Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики
Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах развить умение использовать математические знания на практике...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-268540-1443957677.jpg)
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/09/picture-42630-1452319273.jpg)
Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
Приёмы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников. Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познават...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/02/picture-162141-1704217353.gif)
Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка"
laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня.Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И. Г. Песталоцци...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/26/picture-1529393-1722001684.jpg)
Роль мультфильма в развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы и применение мультипликационных технологий на уроках литературного чтения
Роль мультфильма в развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы и применение мультипликационных технологий на уроках литературного чтения...