Развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Игнатова Елена Борисовна

Доклад на педагогическом совете о развитии функциональной грамотности учащихся начальной школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЧУОШ «ЮНЭК»

Доклад на педагогическом совете на тему:

«Развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы»

Подготовил

учитель начальных классов

Игнатова Елена Борисовна

2022 г

Развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Функционально грамотная личность – это человек:


– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами ;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное
явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять
на него;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя - развить ребёнка.

- Развить мышление: из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.

- Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание,

фантазию и воображение.

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Условия достижения данной цели:

- обучение носит деятельностный характер;

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;

- представляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

- используются технологии личностно-ориентированного обучения.

Приёмы:

-Технология проектной деятельности.

-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.

-Уровневая дифференциация обучения

-Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия, библиотека)

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места , навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы одноклассника , навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Составляющие функционально грамотной личности.

1. Речевые умения:
– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);
– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;
– различать однозначные и многозначные слова;
– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;
– совместно с учителем семантизировать незнакомые слова.

  1. Интеллектуально-речевые умения.
    а) Рецептивные (умения слушать, читать):
    – использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);
    – делить текст на структурно-смысловые части;
    – самостоятельно ставить вопросы к тексту;
    – вести диалог с автором текста;
    – отвечать на вопросы учителя по тексту;
    – выделять в тексте главное;
    – составлять простой план текста;
    – составлять таблицу, схему по со держанию текста;
    – находить ключевые слова;
    – соотносить заглавие с содержанием текста;
    б)
    продуктивные (умения говорить, писать):
    – подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);
    – создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);
    – создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);
    – озаглавливать текст;
    – подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);
    – исправлять тексты по условным обозначениям учителя.

  1. Коммуникативные умения:
    – вступать в диалог с учителем и сверстниками;
    – высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать
    аргументы собеседника;
    – обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре);
    – договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща.


Важна о
рфографическая грамотность как составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.
Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе

- зрительного

- предупредительного

- выборочного диктантов

- при орфографическом выделении орфограмм

- в ходе звукобуквенного анализа

- при разборе слов по составу.

Применяются вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, выделение орфограммы простым зеленой пастой.

При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы - определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки.

Используются на уроках русского языка и работа со словарями,и различные логические задания.

Учебный предмет “Математика

предполагает формирование математических счётных навыков, ознакомление с основами геометрии;

формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости ,

практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Особое значение сегодня придаётся формированию логической грамотности.
Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет “Литературное чтение

предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения,

ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом,

а также умением найти нужную книгу в библиотеке,

умение подобрать произведение на заданную тему

умение оценить работу товарища;

умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .

Активно ведётся проектная деятельность по предметам, учащиеся начальной школы активно принимают участие в научно-практических конференциях. Систематически проводятся различные мероприятия, конкурсы, олимпиады, направленные на развитие функциональной грамотности.

Учитель выступает является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.

Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Для того чтобы у школьников процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, нами был выбран учебно-методический комплект издательства «Планета», который включает Тренажер для учащихся и Методические рекомендации для учителя.

В тренажёре для детей собраны задания различных видов: игры, ребусы, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

Перед вами модель формирования и развития ФГ

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблоки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад подготовил учитель начальной школы Игнатова Е.Б. Развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы 28.10.2022

Слайд 2

Что такое «функциональная грамотность»? Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников.

Слайд 3

Содержание функциональной грамотности

Слайд 4

Цель учителя - развить ребёнка.

Слайд 5

Условия достижения данной цели: - обучение носит деятельностный характер; - учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности; - представляется возможность для приобретения опыта достижения цели ; - правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; - используются технологии ЛОО

Слайд 6

Приёмы: - т ехнология проектной деятельности; - технология критического мышления , на основе построения проблемной ситуации; - уровневая дифференциация обучения; - информационные и коммуникативные технологии.

Слайд 7

Учебный предмет “Русский язык” 1. Речевые умения. 2. Интеллектуально-речевые умения: а) рецептивные (умения слушать, читать); б) продуктивные (умения говорить, писать). 3. Коммуникативные умения.

Слайд 8

Орфографическая зоркость Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе: - зрительного; - предупредительного; - выборочного диктантов; - при орфографическом выделении орфограмм; - в ходе звукобуквенного анализа; - при разборе слов по составу.

Слайд 9

Работа со словарями Упр. «Толковый словарь». Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся, определение из словаря. Логические задания 1. Закончи буквенный ряд. 2. Слово по закомерности . 3. Логические тесты. 4. Подбери слово, составь слово и др.

Слайд 10

Учебный предмет “Математика” Особое значение придается формированию логической грамотности у учащихся. Главная задача уроков математики - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Слайд 11

Логические задания. Числовые закономерности. Различные формы работы над задачей.

Слайд 12

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом; умение найти нужную книгу в библиотеке; умение подобрать произведение на заданную тему; умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Слайд 13

Проектная деятельность учащихся

Слайд 14

Школьные научно-практические конференции

Слайд 15

Внеурочная деятельность - внеклассные мероприятия, - олимпиады, - занятия, направленные на развитие функциональной грамотности.

Слайд 16

Каждое занятие содержит задания к одному из четырех блоков: "Читательская грамотность", "Математическая грамотность", "Финансовая грамотность"и "Естественно-научная грамотность" Авторы М.В.Буряк, С.А.Шейкина Издательство «Планета»

Слайд 18

Внеурочная деятельность

Слайд 19

Внеурочная деятельность

Слайд 20

Модель формирования и развития функционально грамотной личности

Слайд 21

... Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях!.. К. И. Чуковский Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы

Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читай, считай, думай» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики

Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах  развить умение использовать математические знания на практике...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Приёмы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников. Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познават...

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка"

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня.Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И. Г. Песталоцци...

Функциональная грамотность учащихся начальной школы

В данном материале опубликованы некоторые задания курса начальной школы в целях актуализации функциональной грамотности учащихся....