нравственное воспитание
консультация (4 класс)

нравственное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya_2021.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание младших школьников на уроках СЭ.

ФГОС определяют духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся, как задачи первостепенной важности в соответствии с законом РФ об образовании.

Перед школой и начальной школой в частности поставлены следующие задачи:

- формировать нравственные ценностные ориентации учащихся (гуманность, доброта, любовь, милосердие, толерантность);

- помочь ребёнку познать природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти своё место в нём. Подготовить младшего школьника к вхождению в социум. (слайд)

Одной из возможностей для решения поставленных задач является курс ОРКСЭ . Мы предлагаем рассмотреть более детально формирование нравственности младших школьников на примере одного из модулей курса , а именно СЭ.

  1. курс предмета СЭ состоит из 3 глав: Как отличить добро от зла? Каковы  истоки правил морали? Какие правила морали особенно важны в школе? Изучение каждого из них основано на духовности и нравственности и других важнейших общечеловеческих правилах.

Реализацию  поставленных задач мы начинаем на уроке используем различные формы и методы работы: театрализация, фотовыставки, групповые и индивидуальные проекты, а также активно сотрудничаем с различными школьными структурами. Такми как психологическая служба, патриотический клуб «Патриот», Юнармия, МО (в частности истории), правовой класс, школьный музей, администрация школы.

____________________________________________________________

Заданная на уроке рамка переходит и во внеурочную деятельность.  

 

  1. Среди многообразия форм можно выделить наиболее оптимальные   для включения обучающихся  во внеурочную деятельность -    творческие задания,  социальные проекты,  тематические вечера, акции, приглашение представителей школьных структур. Взаимодействие с организациями города.

  1. Глава 1.

Тема «Добро и зло» изучается в конце сентября и прекрасно подходит для участия в проектах к Дню учителя и «Поздравь учителя-ветерана». В рамках которого дети , активно изучают историю школы, биографию учителей, которые внесли вклад в историю школы, привлекая материалы школьного музея, готовят подарки и творческие номера (даже в дистанционном формате).

Тема «Долг и совесть», «Честь и достоинство» благодатная почва для познания героев, которые жили на нашей Малой родине. Ефим Белинский и Владимир Иванов. Обучающиеся   знакомятся с экспонатами школьного музея, проводятся классные часы совместно с клубом «Патриот», Юнармией. Дети сначала готовят сообщения, а потом возлагаем цветы к памятнику и мемориальной доске.

А при изучении темы «Справедливость и милосердие» организуем экскурсию и материальную помощь (корм, лекарства…) обществу защиты бездомных животных, а также сотрудничаем с общественной организацией «Счастливая семья» , дарим детям Новогодние подарки.

Глава 2.

 Например , при изучении темы « Ценность рода и семьи» каждая семья составляет о оформляет генеалогическое древо. Это крайне важно как самого ребёнка, так и для его семьи.

При изучении темы «Взгляд светский и религиозный», для того, чтобы наглядно показать , что нравственные заповеди едины и в светском обществе, и в религиозном , организуем приглашение на урок учителей обществознания, обучающихся правового класса. Затем организуем познавательную экскурсию в храм (с письменного согласия родителей). Сначала на уроке рассматриваем светские взгляды на жизнь, составляем вопросы для экскурсии, а потом сопоставляем два взгляда . убеждаемся что они во многом пересекаются.

Глава 3

Является благодатной почвой для подготовки детей к новой ступени обучения, для этого, совместно с классным руководителем 5 класса разрабатываем проект правила поведения в 5 классе. Знакомим с учителями. Так же психолог проводит психологические тренинги, исследования, которые наглядно демонстрируют степень готовности к обучению в 5 классе.   Что уже способствует снятию стресса при переходе из одного звена школы в другое. Именно сейчас идет такая работа.

Это лишь некоторые примеры, стараемся разработать подобные проекты, акции к каждой теме. Уроков дети ждут, реализовывают себя, нравственно развиваются. Ведь мало знать понятия нравственности, главное для ребенка- это применить их в реальной жизни, социуме.

_________________________________________________________

  1. Результаты сформированности нравственных качеств личности отслеживаем с помощью наблюдения , анкетирования, диагностик. Каждый год в рамках КОК проводится Диагностика уровня воспитаннояти по методике ?? Капустиной. Часть которой является и отслеживание нравственных качеств личности. А также для себя мы разработали таблицу , по которой отслеживаем динамику развития ребенка.Эта таблица находится в Портфолио ребенка.

  По результатам наблюдения и анкетирования заполняем следующую таблицу.    

 

ФИО обучающегося

Я

оцениваю

себя

Меня

оценивают

родители

Меня

оценивает учитель

Итоговые оценки

Мои отношения

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Отношение к Родине, своей семье:

 

 

Отношение к себе, людям и коллективу:

 

 

Отношение к природе:

 

 

Отношение к познанию и труду:

 

 

 Красивое в моей жизни;

 

 

   

  1. Итог. Курс Светской этики является значимым в воспитании. Делает уроки интересными и полезными.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер

  Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой нев...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....