Учебно-методическая разработка «Молодому специалисту: приемы формирования регулятивных УУД – как инструмент проектирования урока»
методическая разработка
Учебно-методическая разработка «Молодому специалисту: приемы формирования регулятивных УУД – как инструмент проектирования урока»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование и универсализация регулятивных УУД: целеполагание
(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)
Показатели (характеристики) планируемых результатов | Типовые задачи |
Выпускник научится принимать и сохранять учебную задачу. | Предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?») |
Технологии | Методы | Используемые приемы | Пример | ||
Приемы создания проблемной ситуации | Описание | Учитель | Ученики | ||
1 Проблемно- диалогическая технология Мельникова Е.Л. | 1 Побуждаю щий от проблемной ситуации диалог | 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения | о фактах;
о теориях:
| Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных»1
проблемы.) | -Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.) |
1 Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.. «Баласс», 2001. С. 115.
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием | - Сколько в классе мнений? Почему так получилось? | Урок русского языка в 3-м классе по теме «Сложные слова»2
проблемы.) |
«мухоловка» выделяет один корень.
«мухоловка» два корня: мух
Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации) -Два мнения (осознание противоречия). -Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка"? (Учебная проблема как вопрос.) | ||
3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью | - Вы сначала как думали? А как на самом деле? | Урок математики в 6-м классе по теме «Задачи на проценты»
|
удивление (возникновение проблемной ситуации).
(осознание противоречия).
|
2 Бунеееа Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. - М., «Баласс», 2002. С 61
самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) | |||||
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще | - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? | Урок русского языка в 4-м классе по теме «Спряжение глаголов»3
противоречия.)
проблемы.) |
| ||
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими | - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? | Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число»
|
|
3 Бунеева Е.В., Яковлева М. Л. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. - М., «Баласс», 2001. С.156.
противоречия.)
проблемы.) | двузначное число (учебная проблема как: тема урока). | ||||||
6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено | - Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? |
«Предложения с прямой речью перед словами автора»
«Каникулы уже закончились?» - спросил Олег (практическое задание, сходное с предыдущими).
проблемы.) | Ученица у доски составляет схему: «П?» - А. Ученики видят схему: «П?» - а.
| ||||
Проблемно- диалогическая | 2 Подводящи | Подводящий к теме диалог | Представляет собой систему (логическую | Урок русского языка в 4-м классе по теме | Читают:карандаш, ночь, ложь, страж, дочь, |
технология | й к | теме | цепочку) посильных | «Правописание мягкого | молодёж, ключ. | |
Мельникова Е.Л. | диалог | ученику вопросов и | знака после шипящих на | - Это существительные с | ||
заданий, которые | конце существительных»4 | шипящими на конце. | ||||
пошагово приводят | - Прочитайте слова на | - В одних на конце есть | ||||
класс к | доске. | мягкий знак, а в других нет. | ||||
формулированию темы урока. В | - Чем все эти слова | - Правописание мягкого знака после шипящих на | ||||
структуру подводящего | похожи? | конце существительных | ||||
диалога могут входить | (тема). | |||||
разные типы вопросов | - А чем слова | |||||
и заданий: | отличаются? | |||||
репродуктивные | ||||||
(вспомнить, выполнить | - Над какой темой | |||||
по образцу); | будем работать? | |||||
мыслительные (на | ||||||
анализ, сравнение, | ||||||
обобщение). Но все | ||||||
звенья подведения | ||||||
опираются на уже | ||||||
пройденный классом | ||||||
материал, а последний | ||||||
обобщающий вопрос | ||||||
позволяет ученикам | ||||||
сформулировать тему | ||||||
урока. При | ||||||
подводящем диалоге | ||||||
менее вероятно | ||||||
появление ошибочных | ||||||
ответов учащихся. | ||||||
Однако если это | ||||||
происходит, | ||||||
необходима | ||||||
принимающая реакция | ||||||
учителя («Так. Кто | ||||||
думает иначе?»). |
4 Бунеев Р. H., Бунеева Е. В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го клаccа. - М., «Баласс», 1998, с. 109.
Проблемно- диалогическая технология Мельникова Е.Л. | 3 Сообщение темы с мотивирую щим приемом | «Яркое пятно» | заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. | Прием яркое пятно. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Дательный падёж».5 Учитель: Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина. сказал: Такой падеж как…….. Я с детства не терплю; Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно. Дательный падеж - тема нашего урока. |
«Актуальность» | состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. | |||
Прием актуальность. Урок математики в 6-м классе по теме «Процент». Учитель: Сегодня мы начинаем новую тему, а какую - вы легко догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Вы приходите в универсам и видите объявление: "В дневные часы у нас скидка 10 ...». Чего? Верно, процентов. Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2...». Чего? Да, процента. По телевизору идет реклама, и вы слышите: - В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13...». Чего? Вы правы, процентов. А в школе на уроках вам уже встречался термин «процент»? Приведите примеры. Как |
5 Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. - М. «Баласс». 2001. С. 109.
видите, термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь. Это и есть тема нашего урока. | |||||
Приемы и описания из других технологий | |||||
Типовая задача «Выбрать цель урока из предложенных фраз | Предлагается ученику - Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока | Тема урока «Неопределенная форма глагола» 4 кл Дать определение глаголу. Мне нравится искать глаголы в тексте. Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма. | |||
Тема-вопрос | Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. | ||||
Работа над понятием | Учащимся читают тему урока• Объясняют значение каждого слова• Работают с "Толковым словарем" | Зачитайте тему сегодняшнего урока – Падеж (склонение) имен существительных• Что в формулировке темы известно?• Какие слова в формулировке незнакомы?• Как вы думаете что может обозначать слово «склонять», «склонение»? Выскажите свои версии.• Слово «склонение» в русском языке обозначает изменение• Подумайте, какие знания об имени существительном нам могут понадобиться для изучения новой темы (изменения по числам) | |||
Исключение | Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Детям необходимо через анализ общего и отличного, | Например, тема урока "Дикие животные". |
найти лишнее, обосновывая свой выбор. | ||||
Домысливание | 1 С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока. 2. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. | 1. Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Изучим Узнаем Проверим | ||
Группировка. | Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. | Например: Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9. | ||
Ключевое слово | Опорное слово из темы служит объектом рассуждения и целеполагания. | |||
Умею – не умею | Запись на доске: Умею Не умею Хочу научиться (применять, использовать) | Урок математики, 3-й класс Тема: Диаграммы и решение задач
| ||
Знаю – не знаю | Запись на доске: Знаю Не знаю Хочу узнать | Тема: Знаки препинания в сложном предложении
-Что из темы не знаете? -Не знаем, как расставлять знаки препинания в сложных предложениях. -Что узнаем на уроке?
|
препинания в сложном предложении и научиться использовать в письменной речи | ||||
Формирование цели при помощи опорных глаголов. | Учитель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. | Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...). | ||
Проблема предыдущего урока | В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из- за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. | Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание. | ||
Использование наглядного образа, объекта и Т.П. | Незаконченная схема, таблица или объекты, например: при изучении грамматики предлагается сравнить предложения, написанные в разных временах или предложения разных типов (вопросительные, отрицательные, утвердительные), что вызывает активизацию мыслительной деятельности учащихся, способствует выдвижению гипотез и формулированию целей познания. | |||
От актуализации к целеполаганию | Провести актуализацию знаний, определить тему урока (можно тему зашифровать), организовать фронтальную беседу по определению и формулированию цели познания. |
От рефлексии к целеполаганию | Организация рефлексии предполагает определение целей дальнейшей работы субъекта обучения. | |||
Развивающего обучения Эльконина- Давыдова | Пресс – конференция Автор Анатолий Гин | Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы. Вопросы могут быть расширяющими, репродуктивными, развивающими. Далее вопросы разбиваются на «кучки» - те, на которые можно ответить в процессе урока; те, ответы на которые можно найти в литературе; те, ответы на которые возможно не знает никто и т.д. | Здесь дополнительно можно провести конкурс на самый интересный, оригинальный, проблемный, важный вопрос; Организовать взаимоопрос; Использовать некоторые вопросы к качестве тем докладов учеников. | |
Поля знания и незнания | Урок математики по теме «Сложение и вычитания числа 2», 1 класс. Даются примеры для устного счёта 0 + 1 5 + 1 2 + 1 7 + 1 3 + 1 3 + 2 При решении последнего примера ребята приходят к выводу, что они ещё не умеют решать примеры такого вида. С помощью учителя формулируют тему урока (Прибавление числа 2.) и его цель (Научиться прибавлять число 2). После этого ребята вспоминают, что число 2 – это 1 и 1, |
поэтому к 3 можно прибавить число 2 по частям. |
Формирование и универсализация регулятивных УУД: планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)
Показатели (характеристики) планируемых результатов | Типовые задачи |
Ученик научится планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании. | Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Что сначала делать, что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?» |
Технологии | Методы | Используемые приемы | Пример | |
Прием | Описание | |||
План - технологическая карта | На уроках технологии планирование последовательности выполнения действия удобно проводить по технологической карте, данной в учебнике или составленной учителем. | На уроке технологии во 2 классе по теме: «Объёмная аппликация. Изделие «Букет роз» дети работают по технологической карте и в процессе пошагового выполнения действия вносят коррективы.
- Что подскажет нам, как выполнить розу из салфетки? (технологическая карта - ТК).
- Какие действия нужно выполнить? (скатать трубочкой, |
свернуть трубочку жгутиком). - Как лучше приклеивать? ( намазать одну сторону жгутика и прикладывать ) При выполнении действия внесена корректива - удобнее сначала намазать клеем, а затем выкладывать жгутик по спирали. | ||||
Обсуждение готового плана решения учебной задачи | ||||
Работа с деформированным планом решения учебной задачи | Пример работы с деформированным планом решения учебной задачи может служить урок технологиии в 1 классе по теме: « Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Бабочка.», где детям предлагается в группах составить алгоритм выполнения аппликации по данным шагам-действиям:
| |||
Использование плана с недостающими или избыточными пунктами; | ||||
Составление своего плана решения учебной задачи. | ||||
Графический план урока из условных обозначений учебника. | ||||
Телеграмма Автор О.В.Браницкая | Важная информация отбирается и минимизируется, |
Составляются четкие и лаконичные формулировки |
Формирование и универсализация регулятивных УУД: прогнозирование
(Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
Показатели (характеристики) планируемых результатов | Типовые задачи |
Ученик может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний. | Направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?» |
Технологии | Методы | Используемые приемы | Пример | |
Прием | Описание | |||
Вопрос к тексту Автор Анатолий Гин | Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов, оговорив их минимальное число | |||
Полилог Автор Н.Ф.Виноградова | Коллективное обсуждение поставленного учителем продуманного вопроса, реплики, педагогической интуиции как умения предвидеть дальнейший ход беседы | |||
Выскажи предположение Автор Н.Ф.Виноградова | К открытию нового знания дети подойдут в результате высказывания различных предположений по рассматриванию рисунков | |||
Прогностическая оценка Авторы А.Б.Воронцова, Г.А. Цукерман | Оценка своих возможностей для решения той или иной задачи |
Формирование и универсализация регулятивных УУД: контроль и самоконтроль.
(Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Показатели (характеристики) планируемых результатов | Типовые задачи |
Выпускник научится учитывать установленные правила в контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата. | Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Герой сказал… Проверь: прав ли он?», «Кто из героев правильно…?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…» |
Технологии | Методы | Используемые приемы | Пример | |
Прием | Описание | |||
Развивающе го обучения Эльконина- Давыдова | Сравнение с эталоном | Это точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами, можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры. Учащимся предлагается выполнить какое-то задание (решить задачу) а затем проверить своё решение с решением на доске. | Пример урока русского языка по теме «Заглавная буква Б». После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Б, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности. | |
Повторяем с контролем Автор Анатолий Гин | Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу – попарно отвечают на вопросы друг друга; либо выбирают ученика, которому по очереди будут задавать вопросы | |||
Верно – неверно Автор О.В.Браницкая | На этапе актуализации или закрепления знаний дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, дети учатся выделять ключевые |
моменты темы | ||||
Задания-ловушки Автор Г.А. Цукерман | Готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия | |||
Сопоставление своих действий и результата с образцом А.Б.Воронцова, Г.А. Цукерман | Умение вычленять операциональный состав действия | |||
Составление заданий с ловушками» А.Б.Воронцова, Г.А. Цукерман | Определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п | |||
Создание «помощника» для проверки работы» А.Б.Воронцова, Г.А. Цукерман | Умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно | |||
Развивающе го обучения Эльконина- Давыдова | Разноцветные поправки рефлексивный контроль | Умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени. | ||
Преднамеренная ошибка | Учащимся даётся упражнение по русскому языку, надо найти ошибки и в своей тетради сделать работу над ошибками. | |||
Выполнение действий по общей инструкции, алгоритму. | Дает возможность сконцентрировать внимание всех учащихся на ответе товарища, вместе с ним работать, рассуждать, следить за правильностью ответа и одновременно закреплять свои умения и навыки по данному вопросу. | |||
Взаимоконтроль в парах и по рядам | Например, классу давалось упражнение, в котором необходимо вставить пропущенные парные согласные. Учащиеся работают парами. Первое предложение по учебнику читает сильный ученик, называет слово с пропущенной орфограммой и, руководствуясь памяткой, которая лежит у каждого ученика на столе, вполголоса объясняет, какую следует написать букву и почему. После этого оба ученика записывают предложение. Затем в той последовательности ведет пояснение второй ученик. |
Формирование и универсализация регулятивных УУД: коррекция
(Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта)
Показатели (характеристики) планируемых результатов | Типовые задачи |
Выпускник научится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения для создания нового, более | Нацелены на осуществление помощи сквозным героям в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление |
совершенного результата. | правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…» |
Технологии | Методы | Используемые приемы | Пример | |
Прием | Описание | |||
Своя опора Автор Анатолий Гин | Ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы, часто на листе большого формата | Например, половина учеников повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры; Или – несколько учеников развешивают свои авторские опоры-плакаты на доске или стене, (или это презентация слайдов) остальные собираются в малые группы и обсуждают их | ||
Переделывание известных сказок на свой лад, Автор Н.Ф.Виноградова, или Перевирание Дж.Родари | Учитель начинает рассказывать известную любимую сказку, «понарошку» меняя ход событий, имена героев, и т.д. |
«настоящий» цвет).
-Не тетя, а дядя… И так далее. | ||
Загадка Автор О.В.Браницкая | Составление загадок учащимися при изучении темы | |||
Обнаружение причин ошибок и способы их устранения А.Б.Воронцова, Г.А. Цукерман | Умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации | |||
Создание «помощника» для проверки работы А.Б.Воронцова, Г.А. Цукерман | Умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно | |||
Ответ тройкой | К доске вызываются три ученика. На заданный вопрос отвечает первый, второй исправляет, а третий |
комментирует. | ||||
Развивающе го обучения Эльконина- Давыдова | Ранжирование по шкалам | Изменённую шкалу оценивания знаний можно использовать на уроках, которые посвящены коррекции знаний: учащиеся выполняют определённое задание, сравнивают его с эталоном, затем оценивают своё решение с помощью шкалы. |
Формирование и универсализация регулятивных УУД: оценка.
(Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
Показатели (характеристики) планируемых результатов | Типовые задачи |
Выпускник научится адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; использовать оценку для создания нового, более совершенного результата. | Направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения. Это такие типовые задачи, как то «Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?» «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…» |
Технологии | Методы | Используемые приемы | Пример | |
Прием | Описание | |||
Волшебные линеечки | «Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный | Ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – | ||
разработанный Т.В. Дембо и | на высокий, средний и нижний уровни, который | |||
С.Я. Рубинштейн | может быть расположен горизонтально или | |||
вертикально. | ||||
Крайняя правая точка или верхняя точка – это | ||||
высший уровень, который достигается, если задание | ||||
выполнено максимально приближенно к образцу | ||||
(эталону). Средний уровень – середина линеечки, | ||||
отмечается учителем или самим учеником в том |
случае, если школьнику не совсем удалось выполнить работу по образцу. Низкий уровень свидетельствует о том, что задание выполнено неправильно, далеко от стандарта, от образца. Любому оцениванию с помощью «линеечки» должна предшествовать следующая работа: -выбор критерия, по которому оценивается данная работа (в 1 классе желательно задавать только один критерий) -самостоятельная работа -сравнение (анализ) выполненной работы с образцом (эталоном) -оценивание. | правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок. | |||
Волшебные линеечки Г.А. Цукерман | изобретение оценочных шкал школьниками | |||
Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман) | Само- и взаимоконтроль устных и письменных ответов по заранее определенным критериям, образцам. | |||
при безотметочном обучении Лесенка успеха | Делается закладка, где нарисована одна ступенька, если ребёнок считает, что на уроке добился успеха, то он добавляет ступеньку вверх условным отличным цветом. | Ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал: Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно. | ||
Светофор | Вместо оценочной шкалы можно ввести, предварительно оговорив с детьми, четырехцветный индикатор: зеленый, желтый и красный, то есть, цвета светофора + четвертый цвет – белый. | - Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня. «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше». Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду |
заданий и постараться выполнить без ошибок. «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок». Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал. «Мне нужно еще раз все повторить». Белый цвет означает, что ученик повторно выполнил задание с несколькими ошибками. С данным учеником организуется индивидуальная работа по данной теме. «Мне нужно позвать учителя на помощь». | ||||
Смайлики | весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные). | |||
Портфолио | Основной смысл портфолио – показать всё, на что ты способен. Есть специальный раздел, где ребёнок оценивает свои ЗУН на начало изучаемой темы и на конец. Портфель достижений может помочь ученику: -оценить его успехи;
| |||
Оцени себя | Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с заданием, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь, который отражает прогностическую оценку ученика. Далее |
работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником. | ||||
Идеальный опрос | Это когда опроса нет совсем, ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. | Учитель задает вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5» ? (Ученики поднимают руки.) На «4» ? На «3» ? Опроса нет, значит сэкономлено время . Такой опрос применяют, конечно, не очень часто. | ||
Блицконтрольная | Учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.). | |||
Райтинг (от англ. right — правильно) | Это прием может использоваться как на одном уроке, так охватывать целую тему. Составляется лист контроля, в котором включены все виды деятельности учащегося: устная работа, домашняя работа, работа на уроке, самостоятельная работа и даже подготовка сообщений или докладов. Выставляя самому себе оценку за каждую позицию, или соседи ставят оценки друг другу, а преподаватель лишь корректирует оценки при выставлении в журнал. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Еще одна цель использования данного приема | Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 — отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. |
заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд | ||||
Знакомьте с критериями | Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ. | |||
Лови ошибку Автор Анатолий Гин |
быстро реагировать на ошибки.
| |||
Дифференц ированного обучения | Цветные поля | Ученик, выполняя домашнюю работу отчеркивает карандашами, каждый из них имеет смысловую нагрузку:
| ||
Развивающе го обучения Эльконина- Давыдова | Разноцветные поправки рефлексивно-прогностическая оценка | Умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени. | ||
Ладошка Автор Анатолий Гин | Позволяет оценить уровень активности на уроке (своей, одноклассника, класса), чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша. Уровни активности - высокий, средний, низкий. | |||
Своя валюта Автор Анатолий Гин | На уроках вводится своя «денежная» единица – проблема оценивания кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов..высокую оценку вроде не за что ставить, а успех подкрепить нужно. Одно из решений – введение своих «денег» | Например: в младших классах – за удачный ответ дается ребенку красный кружок. Как накопил пять красных кружков – получай большой красный круг. Накопил пять больших – получай «5» за |
активную работу. | ||||
Кредит доверия Автор Анатолий Гин | В некоторых случаях учитель ставит отметку «в кредит» | Спорная в четверти отметка – учитель ставит более высокую отметку, чтоб в следующей четверти стало ясно, насколько он прав | ||
Ответ тройкой | К доске вызываются три ученика. На заданный вопрос отвечает первый, второй исправляет, а третий комментирует. |
Формирование и универсализация регулятивных УУД: волевая саморегуляция
(Способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)
Показатели (характеристики) планируемых результатов | Типовые задачи |
Выпускник способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач. | Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательной гимнастике. |
Технологии | Методы | Используемые приемы | Пример | |
Прием | Описание | |||
Лист защиты | Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем. | |||
Мордашки | Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение. |
Рюкзак | Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать “пропускаю ход”. | я научился составлять план текста я разобрался в такой-то теме | ||
Метод пяти пальцев | М(мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт получил?
| |||
Опрос по цепочке | Монологический ответ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога несколько раз до окончания ответа. | |||
Райтинг (от англ. right — правильно) | Это прием может использоваться как на одном уроке, так охватывать целую тему. Составляется лист контроля, в котором включены все виды деятельности учащегося: устная работа, домашняя работа, работа на уроке, самостоятельная работа и даже подготовка сообщений или докладов. Выставляя самому себе оценку за каждую позицию, или соседи ставят оценки друг другу, а преподаватель лишь корректирует оценки при выставлении в журнал. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд | Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 — отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. | ||
Дай себе помочь | Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь | |||
Умные вопросы А.Б.Воронцова, | Умение не просто определить «дефицит» своих |
Г.А. Цукерман | знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе
Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планироват...
Методы и приемы формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ в процессе обучения
Представлен доклад, в котором говорится об актуальности формирования регулятивных УУД у детей с ОВЗ, описываются методы и приемы их формирования у младших школьников....
Комплекс приемов, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
В данной статье говорится о комплексе приемов, которые способствуют формированию регулятивных универсальных учебных действий....
Возможные приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий
Центральной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию п...
Приемы формирования регулятивных УУД
Презентация...
Педагогические приемы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные...
Презентация Приемы формирования регулятивных УУД
В презентации представлены 15 приемов формирования регулятивных УУД....