Педагогические приемы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе
учебно-методический материал
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_priemy_formirovaniya_regulyativnyh_uud.docx | 26.69 КБ |
ruud_.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические приемы формирования регулятивных УУД
на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов МБОУ «СШ № 5», г. Новый Уренгой
Сафина Эльмира Зинатулловна
Вхождение в тему.
Я раздобыла рецепт совершенно нового салата ко дню рождения.
Моя цель – приготовить этот салат, чтобы удивить гостей и получить удовольствие от блюда.
Слайд 2.
Составлю план приготовления салата, подберу необходимые продукты.
Слайд 2.
Предположу, что сочетание данных продуктов будет иметь оригинальный вкус и запах.
Слайд 2.
Проконтролирую свои действия по рецепту.
Слайд 2.
Внесу некоторые коррективы.
Слайд 2.
Оценю результат.
Слайд 2.
Приготовление моего салата мною было бы невозможно без волевой саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии.
Слайд 2.
Что напоминают Вам мои действия?
Регулятивные УУД.
Слайд 2.
Прошу попробовать сформулировать тему нашего выступления.
Тема. Педагогические приемы формирования регулятивных УУД
на уроках в начальной школе.
Слайд 3.
Попробуйте сформулировать цель нашего выступления.
Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования регулятивных УУД.
Слайд 3.
Попробуем составить план работы.
Слайд 4. По щелчку.
- Понятие регулятивных УУД.
- Педагогические приемы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе.
- Психолого-педагогические требования к формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся.
- Рекомендации по развитию регулятивных УУД.
Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо вспомнить, какие бывают УУД, предусмотренные ФГОС.
Слайд 5
Эти действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
О каких УУД идёт речь? (Личностные)
Слайд 6
Эти действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
О каких УУД идёт речь? (Познавательные)
Слайд 7
Эти действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
О каких УУД идёт речь? (Коммуникативные)
Более подробно остановимся на регулятивных УУД, с которых мы сегодня и начали.
Понятие регулятивных УУД.
Слайд 8.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Слайды 9, 10,11
Какие же регулятивные умения формируются в процессе обучения в начальной школе?
Ученик научится:
— понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
— ставить цели, позволяющие решать учебные и житейские задачи;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
— различать способ и результат действия;
— оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме.
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
— проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
— уметь самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
— осуществлять контроль по результату и по способу действия; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
— использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Педагогические приемы формирования регулятивных УУД
на уроках в начальной школе.
Слайд 12.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:
Слайд 13
Лови ошибку! (с учителями)
Предлагаем вам выполнить следующее задание. Вам будет прочитан текст, с ошибками. После каждого предложения, показывайте знак «+», если согласны с утверждением и «-», если не согласны.
Это лето я провела в деревне. Первый летний месяц март мы провели за сбором яблок. Яблоки уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт – «синий налив». Кожа у него тёмно-синяя, а мякость – голубая. Собирать «синий налив» приходится в перчатках, ведь на ветках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбора яблок я забыла надеть ушанку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошёл без приключений.
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
Слайд 14
Вход в урок учитель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова... С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса - ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой... Могут быть и другие варианты "входа" в урок.
Слайд 15
Лист защиты Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Слайд 16
Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд
Слайд 17
Контроль, сличение с эталоном Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным учителем, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов. (с учителями)
Предлагаем вам записать слова под диктовку и проверить себя.
Инаугурация – торжественное вступление в должность главы правительства или другого высокопоставленного официального лица.
Девальвация - уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях золотого стандарта. В современных условиях термин применяется для ситуаций официального снижения курса национальной валюты по отношению к твёрдым валютам в системах с фиксированным курсом валюты, устанавливаемым денежными властями
Мадемуазель- наименование незамужней женщины (обычно присоединяемое к фамилии или имени) во Франции, в дореволюционной России и некоторых других странах
Прецедент (от лат. praecedens «предшествующий») — случай или событие, имевшее место в прошлом и служащее примером или основанием для последующих действий в настоящем.
Слайд 18
«Оценка по критериям»
На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
Слайд 19
«Организация работы в группах»
Группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
Слайд 20
«Светофор»
«Светофор» — это круг, с одной стороны красный, с другой – зелёный. ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.
Зеленый сигнал — «Знаю!»
Слайд 21
«Лесенка»
Ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:
Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.
Слайд 22
Отсроченная реакция
Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.
Слайд 23
Работа с деформированным планом. Предлагается восстановить правильную последовательность пунктов плана.
Психолого-педагогические требования к формированию
контрольно-оценочной самостоятельности учащихся.
Слайд 24
Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:
1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,
2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.
3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.
4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием
5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.
6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.
Рекомендации по развитию регулятивных УУД.
Слайд 25
1. Научить ребенка:
а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу;
в) исправлять ошибки.
2. Помогите ребенку:
- научиться адекватно оценивать выполненную работу.
Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных универсальных учебных действий.
Шаг 1. Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то, предлагая ребенку выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила: во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе; во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий.
Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то необходимо введение ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей.
Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.
Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей:
* Игры с правилами и продуктивные виды деятельности
*Режиссерская игра
*Удачным средством, помогающим ребенку регулировать свой темп деятельности, являются песочные часы.
Шаг 5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки».
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
Слайд 26
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема Педагогические приемы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе Цель Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования регулятивных УУД
Понятие регулятивных УУД. Педагогические приемы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе. Психолого-педагогические требования к формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. План
Осознание Осмысление Принятие жизненных ценностей Личностные УУД
Способы решения задач Поиск, отбор, структурирование информации Моделирование Логические действия и операции Познавательные УУД
Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка действий партнёра Умение полно и ясно выражать свои мысли Владение монологической и диалогической формами речи Планирование учебного сотрудничества Коммуникативные УУД
Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция Регулятивные УУД
Педагогические приемы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе
Лови ошибку
Лови ошибку
Вход в урок
Лист защиты
Райтинг
Сличение с эталоном
Сличение с эталоном
Инаугурация Девальвация Мадемуазель Прецедент Сличение с эталоном
Оценка по критериям
Оценка по критериям
Организация работы в группах
Организация работы в группах
Светофор
Светофор
Лесенка
Лесенка
Работа с деформированным планом
Соответствие целям и задачам, этапам обучения. Часть учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка. Осмысленность действия. Индивидуализированность . Психолого-педагогические требования к формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся
1. Научить ребенка: а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме; б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу; в) исправлять ошибки. 2. Помочь ребенку научиться адекватно оценивать выполненную работу. Рекомендации по развитию регулятивных УУД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе
Итоговая работа в рамках повышения квалификации....
Методы и приемы формирования рефлексивных умений на уроках в начальной школе
Методы и приемы формирования рефлексивных умений...
Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе
Согласно требованиям нового федерального образовательного стандарта на каждом уроке в начальной школе необходимо формировать у детей универсальные учебные действия. Моделирование уроков п...
Приёмы формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.Для успешного существовани...
Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе
мастер-класс...
Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе
Сценарий мастер - класса по теме "Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе"...
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках в начальной школе.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников является читательская грамотность.В статье представлены некоторые приемы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках...